Напоминание

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ


Автор: Иванова Нина Рафаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25" АГО
Населённый пункт: город Асбест
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Н.Р. Иванова, воспитатель
АМБДО № 29 г. Асбест, Свердловская область Группу компенсирующей направленности посещают дети со зрительными расстройствами: косоглазием, амблиопией. Наличие зрительной недостаточности отрицательно сказывается на нервно-психическом развитие детей, сопровождается вторичными нарушениями: снижением двигательной активности и ориентировки в пространстве, усложняется процесс формирования речи и познавательной деятельности ребёнка. Комплексная работа по развитию этих процессов осуществляется учителем-логопедом и воспитателем при организации различных видов детской деятельности. Образовательная деятельность в специальных группах осуществляется по общеобразовательной программе «От рождения до школы», «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» Л.И. Плаксиной и парциальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи» Т.Б. Филичевой, Г.В Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной. Коррекционно-воспитательная работа по познавательно-речевому развитию имеет два направления: 1. Формирование базы для познавательно-речевой деятельности: коррекция и обогащение сенсорного опыта детей, специальная организация совместной образовательной деятельности, практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, коррекция представлений о предметном и социальном окружении. 2. Самостоятельная познавательно-речевая деятельность: коррекция и развитие познавательно-речевой активности, обогащение словарного запаса в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, специальной формирование познавательных интересов, речевых умений и навыков, механизмов речи при организации детской деятельности. Осуществление работы происходит средствами игровых педагогических технологий. Игровая технология представлена как способ проектирования педагогического процесса по реализации познавательно-речевого направления с помощью дидактических игр. Самой первой формой, в которой обнаруживается и развивается деятельная функция в период онтогенеза, является игра. В игре представляются, исполняются и проигрываются различные ситуации, проекты, переживания и состояния. Ребенок, принимая участие в игре, проявляет собственную активность.
Для осуществления деятельности по познавательно-речевому развитию использована система дидактических игр О.В. Дыбиной и отражена в перспективном блочно-тематическом планировании коррекционно- воспитательного процесса, в журнале взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. При осуществлении коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушением зрения упор делается на организацию предметно- практической деятельности по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализов предметов и функциональным действиям с ними. Игра выступает как основная деятельность, через которую педагоги решают все коррекционно-образовательные задачи, акцентируясь на совместной деятельности воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников. Составлена картотека дидактических игр, она постоянно пополняется и совершенствуется. Дидактические игры направлены на: - получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях в нём. Такие игры направлены на рассмотрение предметов о трёх позиций: предмета как такового; предмета как результата деятельности взрослого; предмета как воплощения человеческой мысли. Для обогащения опыта детей представлениями и сведениями об окружающих предметах используем: игры- раскладки; игры-определения; игры-загадки; игры-описания; игры-путешествия; сенсорные игры; конструктивные игры; - освоение действий разного характера с предметами (обследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического). Для формирования у детей зрительных способов обследования предметов, способам действий разного характера используем: игры-эксперименты; игры-опыты; игры с физическими объектами; игры-пиктограммы; - развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира. Для развития воображения, мышления, творческого потенциала используются: игры-фантазии; игры-преобразования; игры с правилами; - формирование коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи. Для расширения словарного запаса, правильного соотнесения слова и образа предмета, развития выразительности речи у детей используются: языковые игры; игры-ассоциации; игры-драматизации; коммуникационные игры. Таким образом, игровые технологии выступают как одно из средств формирования интегративных качеств у ребёнка, таких как: любознательность, активность, креативность. Он овладевает способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В результате организации различных видов детской деятельности средствами игровых технологий, у детей с нарушением зрения преодолевается вербализм, формируются предметные, игровые и ролевые действия, сглаживаются недостатки развития личности.


В раздел образования