ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Автор: Иванова Нина Рафаиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25" АГО Населённый пункт: город Асбест Наименование материала: статья Тема: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Раздел: дошкольное образование
Н.Р. Иванова, воспитатель
АМБДО № 29 г. Асбест, Свердловская область
Группу компенсирующей направленности посещают дети со зрительными
расстройствами: косоглазием, амблиопией. Наличие зрительной недостаточности
отрицательно
сказывается
на
нервно-психическом
развитие
детей,
сопровождается вторичными нарушениями: снижением двигательной активности
и
ориентировки
в
пространстве,
усложняется
процесс
формирования
речи
и
познавательной деятельности ребёнка. Комплексная работа по развитию этих
процессов осуществляется учителем-логопедом и воспитателем при организации
различных видов детской деятельности.
Образовательная деятельность в специальных группах осуществляется по
общеобразовательной
программе
«От
рождения
до
школы»,
«Программе
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
4
вида»
Л.И.
Плаксиной и парциальной программе дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений
речи» Т.Б. Филичевой, Г.В Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В.
Лагутиной.
Коррекционно-воспитательная
работа
по
познавательно-речевому
развитию имеет два направления:
1.
Формирование
базы
для
познавательно-речевой
деятельности:
коррекция
и
обогащение
сенсорного
опыта
детей,
специальная
организация
совместной образовательной деятельности, практической и игровой деятельности,
активизация общения, развитие и активизация познавательно-исследовательской и
конструктивной
деятельности,
коррекция
представлений
о
предметном
и
социальном окружении.
2.
Самостоятельная
познавательно-речевая
деятельность:
коррекция
и
развитие
познавательно-речевой
активности,
обогащение
словарного
запаса
в
условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды,
специальной
формирование
познавательных
интересов,
речевых
умений
и
навыков, механизмов речи при организации детской деятельности.
Осуществление работы происходит средствами игровых педагогических
технологий.
Игровая
технология
представлена
как
способ
проектирования
педагогического процесса по реализации познавательно-речевого направления с
помощью дидактических игр. Самой первой формой, в которой обнаруживается и
развивается
деятельная
функция
в
период
онтогенеза,
является
игра.
В
игре
представляются, исполняются и проигрываются различные ситуации, проекты,
переживания
и
состояния.
Ребенок,
принимая
участие
в
игре,
проявляет
собственную активность.
Для
осуществления
деятельности
по
познавательно-речевому
развитию
использована
система
дидактических
игр
О.В.
Дыбиной
и
отражена
в
перспективном
блочно-тематическом
планировании
коррекционно-
воспитательного
процесса,
в
журнале
взаимодействия
учителя-логопеда
и
воспитателя. При осуществлении коррекционно-образовательного процесса для
детей
с
нарушением
зрения
упор
делается
на
организацию
предметно-
практической
деятельности
по
развитию
речи
и
зрительного
восприятия,
по
обучению
анализов
предметов
и
функциональным
действиям
с
ними.
Игра
выступает
как
основная
деятельность,
через
которую
педагоги
решают
все
коррекционно-образовательные задачи, акцентируясь на совместной деятельности
воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников. Составлена
картотека дидактических игр, она постоянно пополняется и совершенствуется.
Дидактические игры направлены на:
- получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях
в
нём.
Такие
игры
направлены
на
рассмотрение
предметов
о
трёх
позиций:
предмета как такового; предмета как результата деятельности взрослого; предмета
как
воплощения
человеческой
мысли.
Для
обогащения
опыта
детей
представлениями и сведениями об окружающих предметах используем: игры-
раскладки; игры-определения; игры-загадки; игры-описания; игры-путешествия;
сенсорные игры; конструктивные игры;
- освоение действий разного характера с предметами (обследовательского,
экспериментального, моделирующего и алгоритмического). Для формирования у
детей зрительных способов обследования предметов, способам действий разного
характера
используем:
игры-эксперименты;
игры-опыты;
игры
с
физическими
объектами; игры-пиктограммы;
- развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.
Для развития воображения, мышления, творческого потенциала используются:
игры-фантазии; игры-преобразования; игры с правилами;
- формирование коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски
речи. Для расширения словарного запаса, правильного соотнесения слова и образа
предмета, развития выразительности речи у детей используются: языковые игры;
игры-ассоциации; игры-драматизации; коммуникационные игры.
Таким
образом,
игровые
технологии
выступают
как
одно
из
средств
формирования интегративных качеств у ребёнка, таких как: любознательность,
активность, креативность. Он овладевает способностью решать интеллектуальные
и личностные задачи, адекватные возрасту; средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В
результате
организации
различных
видов
детской
деятельности
средствами игровых технологий, у детей с нарушением зрения преодолевается
вербализм, формируются предметные, игровые и ролевые действия, сглаживаются
недостатки развития личности.