"Кикимора. Знакомство с творчеством русского композитора А. К. Лядова"
Автор: Лутай Ольга Валерьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МА ДОУДС № 2 "Рябинка" Населённый пункт: город Радужный, ХМАО - Югра Наименование материала: конспект открытого музыкального занятия Тема: "Кикимора. Знакомство с творчеством русского композитора А. К. Лядова" Раздел: дошкольное образование
ОТКРЫТОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
«
Кикимора. Знакомство с творчеством русского композитора
А. К. Лядова»
из цикла «Сказка в музыке»
для детей от 6 до 8 лет
Подготовила:
Лутай О. В.,
музыкальный
руководитель
2016 - Радужный
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(музыкально-творческое направление)
Тема: «Кикимора».
Цель: Познакомить детей с творчеством русского композитора А. К. Лядова.
Развивать эмоционально – нравственную сферу посредством различных видов
музыкальной деятельности
Задачи:
- Познакомить детей с новым музыкальным произведением; с новыми музыкальными
инструментами
- Продолжать учить детей определять характер музыки, выделять средства музыкальной
выразительности, а так же передавать музыкальные впечатления в движении, играть в
оркестре, используя модели.
- Развивать познавательные и творческие способности: умение выдвигать предположения
и
творчески решать поставленную проблему, создавать игровые образы персонажа,
используя для этого жесты, мимику, движения, интонацию
- Развивать умение различать эмоциональное состояние по внешним признакам.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, умение желание общаться,
сотрудничать между собой.
Предварительная работа: Разучивание музыкального материала: песня «Кикимора»,
танец « Добрый жук» Садвеккиа; оркестр «Музыкальная шкатулка» Д. Шостаковича;
музыкальная игра «Ловишки»; слушание музыкальных пьес на тему «Сказка в музыке»:
Баба-яга» композитора П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского,
«Золушка» С. Прокофьева .
Необходимое оборудование: видеоролик по произведению А.К.Лядова «Кикимора»;
музыкальные фонограммы – песня «Кикимора», танец «Добрый жук», игра «Ловишки»,
оркестр, тема хрустальной колыбельки, тема колыбельной, тема Кикиморы, 2 часть
симфонической картинки «Кикимора»; музыкальные инструменты по числу детей
Ход занятия:
Деятельность педагога
Деятельность детей
Вводная часть
Вход в музыкальный зал
Организационный момент
М. Р: Я желаю, чтобы сегодня на занятии вы не только
получили новые знания, но и ушли с занятия с яркими
впечатлениями, открытиями и хорошим настроением
Давайте с вами поздороваемся.
Игра «Здравствуйте»
М. р.: Смотрю, не одни вы ко мне пожаловали, а
гостью с собой привели. Кто это такая, да зачем
пришла?
А я не знаю сказок про кикимору, да и книг сказочных
у меня нет. Как же мне уважить гостью, как сказку
рассказать?
Дети здороваются жестами,
которые придумывают сами.
Кикимора. Пришла за сказкой.
С помощью музыки
Дети рассаживаются на
стульчики.
Основная часть
М.Р.: Ну тогда присаживайтесь и слушайте.
Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической
картинкой, которая так и называется «Кикимора», а
сочинил ее русский композитор Анатолий
Константинович Лядов. Послушаем это произведение в
исполнении симфонического оркестра.
Живет, растет Кикимора у Кудесника в горах, с утра до
вечера тешит ее своими сказками кот Баюн. С вечера до
бела света качает Кикимору в хрустальной колыбельке
да песни поет «Баю, баюшки, баю,
Не ложись ты на краю,
Баю - бай, баю-бай".
А Кикимора откроет один глазок, посмотрит на кота и
сразу
вырастет
на
вершок,
откроет
другой
–
еще
подрастет на вершок. А колыбелька у нее не простая,
хрустальная. Когда в пещерупроникает солнечный луч,
колыбелька начинает переливаться яркими красками и
звенеть прекрасными звуками.Однажды, когда кот Баюн
уснул,
Кикимора
выскочила
из
своей
хрустальной
колыбельки и давай прыгать по пещере. В один угол
заглянет, все там перевернет, в другой заглянет - и там
свой «порядок» наведет. А когда увидела волшебную
корзинку с пряжей, так вообще как с ума сошла. Давай
эту
пряжу,
крутить,
вертеть,
перепутывать.
Да
так
перепутала,
что
сама
испугалась.
Испугалась
проказница,
что
кот
Баюн
ее
поругает.
Взвизгнула,
пискнула и спряталась в колыбельку, как будто ничего и
не было.
Вот мы с вами послушали 1 часть симфонической
картинки «Кикимора». В этой части звучат три
основные темы, сейчас мы с вами послушаем и
определим какие музыкальные средства
выразительности использует композитор, и какие
музыкальные инструменты здесь слышны:
тема колыбельной - убаюкивающая, медленная,
спокойная, тихая, ее исполняют скрипки и английский
рожок
тема хрустальной колыбельки – прозрачная,
сказочная, воздушная, исполняет ее музыкальный
инструмент- челеста
тема кикиморы – быстрая, скачущая мелодия и
исполняет ее флейта-пикколо — самая маленькая
флейточка в оркестре.
Ровно через 7 лет вырастет Кикимора. Тонешенька,
черным-чернешенька, голова малым-малешенька, с
наперсточек, а туловище, не сказать, с соломинку.
Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, шипит
Кикимора с вечера до полуночи, с полуночи до бела дня.
Прядет свою кудель конопляную, сучит пряжу
пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на весь
Дети рассматривают портрет
композитора
слушают музыку и
комментарии музыкального
руководителя и смотрят
презентацию Лядова
«Кикимора»
Дети определяют и называют
музыкальные средства
выразительности, называют
звучащие инструменты,
рассматривают новые
инструменты – английский
рожок, флейту-пикколо, челесту
белый свет
Вторая часть произведения рисует нам образ
взрослой Кикиморы. Какое настроение у этой части?
Какие средства выразительности использовал
композитор?
Давайте пофантазируем и с помощью движений
изобразим танец безжалостной, злой, капризной
Кикиморы.
Ребята, как же нам помочь Кикиморе стать добрее, что
мы можем сделать для нее?
Песня «Кикимора»
Посмотрите, наша кикимора, стала чуточку добрее, то
же еще нам с делать?
Танец «Добрый жук» Спадавеккиа
Наша гостья стала еще добрее, посмотрите какие у нее
добрые глаза. А что еще можно сделать для нашей
гостьи?
Давайте в память о нашей встрече подарим ей
музыкальную шкатулку
Оркестр «Музыкальная шкатулка» Д. Шостаковича
Ребята, посмотрите на нашу гостью, она совершенно
счастлива и хочет нам что – то сказать.
Кикимора предлагает поиграть с ней в игру
Игра с Кикиморой «Поймаю и превращу»
(«Ловишки»)
Злобное, стремительное,
угрожающее, въедливое
динамику, темп, звуки
различных инструментов
Придумывают танец взрослой
Кикиморы
Можно для нее спеть песню
Инсценирование песни
Потанцевать для нее танец
Танцуют круговой танец
Подарить подарок
Играют на музыкальных
инструментах
Играют в игру с Кикиморой,
(Кикимора ловит детей и
превращает их в сказочные
персонажи, по окончании игры
дети их отгадывают)
Заключительная часть
Подведение итогов.
Ну что, ребята справилась я, с вашим заданием,
рассказала вам сказку, про Кикимору?
А вы с моим справились заданием, превратили злую
Кикимору в добрую?
Теперь добрую Кикимору можно и на праздники наши
приглашать, да в игры веселые с ней играть.
До свидания.
Ответы детей.