Напоминание

Особенности ладоинтонационной работы с учащимися начальных классов ДМШ и ДШИ


Автор: Кортьева Тамара Алексеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДМШ ЩМР МО
Населённый пункт: город Щелково Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности ладоинтонационной работы с учащимися начальных классов ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад





ОСОБЕННОСТИ ЛАДОИНТОНАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ
ВСТУПЛЕНИЕ В результате многолетней практики преподавания сольфеджио, я пришла к выводу, какой это интересный, увлекательный и познавательный предмет. Во время изучения этого предмета учащимися вырабатываются навыки, которые необходимы как в процессе обучения, так и в дальнейшем музыкальном развитии. На уроках сольфеджио закладываются основы музыкального воспитания и образования. Как известно, важнейшая задача детских музыкальных школ состоит в том, чтобы достичь всестороннего гармоничного развития музыкальных способностей у детей. Постепенно изучаются основные средства музыкальной выразительности – начиная с музыкального звука, взаимоотношения музыкальных звуков в ладу, объединение их метром, ритмическим рисунком; получение из звуков интервалов, аккордов. Дети учатся не просто слушать музыку, но и познавать «музыкальную ткань», в которую она одета. Именно на уроках сольфеджио развиваются и творческие навыки ребенка, его композиторские и импровизаторские способности. В данном опыте работы предлагается начальное (то есть с подготовительной группы или с первого класса) ладоинтонационное развитие, основанное на взаимоотношении звуков в ладу. Эта кропотливая работа необходима для получения навыков пения по нотам. Если ребенок правильно этому научен, то сольфеджирование для него становится очень интересным и увлекательным занятием. И с каким удовольствием открывается учебник сольфеджио после слов учителя: «Ну а теперь давайте почитаем с листа»! ЛАДОИНТОНАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Моя сорокапятилетняя практики преподавания сольфеджио показывает, что, если ребенок 6–7 лет не умеет чисто интонировать, – это еще ни о чем не говорит. Очень хорошо, если с детьми начинают заниматься с 4–5 (и ранее) лет, но все-таки большая часть детей приходит в музыкальную школу с 7 лет (при этом не умея чисто интонировать). Чем раньше мы начнем работу по развитию чистой интонации, тем легче и быстрее можно достичь желаемого результата. Поэтому вокально-интонационным развитием необходимо заниматься с самых первых уроков.
Урок должен проходить так, чтобы большую часть времени дети пели, и лишь в промежутках между пением, чтобы дать слегка отдохнуть ребенку от пения, можно вводить несложный, лучше в виде рассказов и сказок, теоретический материал. Если к концу первого класса остались ребята, которые так и не научились более-менее чисто интонировать – это целиком вина педагога, который не смог научить ребенка «управлять» своими голосовыми связками (изредка встречаются дети с разными патологическими изменениями; трудно с детьми-переростками старше 10 лет). Урок должен быть построен так, чтобы, меняя разную форму работы, дети не уставали, а активно трудились на протяжении всего урока. В первой четверти учебного года лучше урок начинать с песенки. И совсем не обязательно, чтобы она была легкая (мелодически). Самое главное, чтобы она была красивая и интересная. Тогда дети, очарованные ее красотой, очень стараются. Цель песенки не в чистом пении, а в том, чтобы «разогреть» голосовые связки и раскрепостить их. Постепенно рассказывая о «музыкальной семейке», в которой живет семь ступенек, приучаем их к звукам – ступенькам, которые живут не в обыкновенной квартире, а в
квартире-«лестнице». Зато в такой квартирке у каждого есть своя личная ступенька. Не забудем сказать, что лестница наша, можно сказать, бесконечная – от земли до неба. Но, конечно же, как в любой «человеческой» семье, и в нашей музыкальной семейке есть старшие (надежные, устойчивые) и младшие (очень даже не надежные и совсем не устойчивые). Самая главная в нашей семейке – это мама (I ступенька), которую зовут Тоникой. Правда, одной в таком семействе, где четверо непослушных детей, не справиться. Но, слава Богу, у нашей Тоники есть помощники – это папа (III ступень) и бабушка (V ступень). Да, в таком семействе «не забалуешь». И наши «детки-ступеньки» (II, IV, VI, VII) – под большим надзором. Вот так легко и интересно доносим до ребят любой теоретический материал первого класса.
Но вернемся к главному. Итак, после того, как мы «разогрелись» песенкой и рассказали детям о нашем «музыкальном семействе», мы переходим к самому трудному – к интонационной работе. Трихорды, тетрахорды, пентахорды (восходящие, нисходящие, с возвращением), опевания, трезвучия – вот чем мы будем заниматься на протяжении всего первого класса, но не в одной какой-либо тональности, а сразу во всех (сначала в мажорных). Первые, конечно, трихорды – это маленькие звукорядики из трех ступенек, но даже и это некоторым «не под силу». Не отчаивайтесь. Это только начало. Главное – стабильно, методично и терпеливо из урока в урок. Обязательно давайте гармоническую поддержку: Одновременно знакомимся с длительностями – восьмыми и четвертными (наши самые первые длительности), чуть позже – с половинными, затем с шестнадцатыми. Очень хорошо при этом использовать ручные знаки (на этом останавливаться не буду, так как это уже всем хорошо известно). Так как мы сразу знакомимся с фортепианной клавиатурой, то быстро узнаем, что после «До» идет «Ре», затем «Ми» и так далее. Так что на втором или третьем уроке мы поем уже с названием нот и с ручными знаками – но только I, II, III ступени. Просим ребят постараться – каждую нотку посадить на ее личную ступеньку. Для этого надо очень прилежно делать голосом выше и выше или наоборот ниже и еще ниже. Очень хорошо на высоких нотах (в A-dur, H-dur), когда у многих совсем ничего не получается, попросить их петь не своим голосом, а «писклявым», как у маленького ребенка. Не бойтесь, если на первых порах они будут «пищать» не там, где надо. Постепенно все нормализуется. После трихорда восходящего (I, II, III) и нисходящего (III, II, I), когда их более или менее усвоили, даем трихорд с возвращением (I, II, III, II, I). При этом не забываем и работу в нотной тетради. Сначала, конечно, – скрипичный ключ и отдельные нотки, допустим, «соль» на второй линейке – и чтобы нотка была не круглая, «как картошка», а продолговатенькая. После нескольких уроков, когда слегка овладели «техникой записи нот», можно уже приступать к серьезной работе. Сначала пишем трихорды вверх и вниз.
Педагог пишет в тетради каждому ученику. А затем уже сам ученик по образцу, который дал ему педагог, пишет такие же трихорды сам, но от других ноток. Очень важно сразу научить детей выполнять домашнее задание. У каждого дня недели будет своя нотка-Тоника: понедельник – «До», вторник – «Ре» и так далее. Дома нужно проговаривать наши трихорды: «До – ре – ми, ми – ре – до; до – ре – ми – ре – до» (понедельник), «ре – ми – фа, фа – ми – ре; ре – ми – фа – ми – ре» (вторник) и так далее. Семь дней – семь ноток. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее. Лучше это делать в ритме, и при этом никакие диезы и бемоли мы не называем. Замечательно будет это все закрепить номером из сольфеджио В.В. Кирюшина. Затем начинаем овладевать пентахордами (пятизвучными звукорядами). Так же сначала вверх, затем вниз, а потом с возвращением: И так далее (не забывайте давать гармоническую поддержку). Дома учимся просто проговаривать: «До – ре – ми – фа – соль, соль – фа – ми – ре – д о » , п о з ж е – и «до – ре – ми – фа – соль – фа – ми – ре – до». Четко и ясно – каждую ноту. Сначала не очень быстро, но по мере усвоения – можно и быстро. (Не забывайте: семь дней – семь нот.) Если слышите, что кто-то упорно «гудит» на одной ноте, то в «паузе», когда ребята заняты другим делом (допустим, работают в тетради), поработайте с ним отдельно. Попросите его «не лениться рассаживать нотки на своих ступеньках». На высоких нотках пусть «попищит», на низких – «побасит». «Грязи» не бойтесь, постепенно будет получаться все лучше и лучше, и в один прекрасный день сами не поверите своим ушам! И так постепенно, из урока в урок, сначала трихорды, затем пентахорды, опевания (в начале опеваем только Тоники), трезвучия (I – III – V), тетрахорды (сначала от V ступени до I), скачки с V на I и наоборот. Первоначально отрабатываем все отдельно, но затем из наших «фрагментов» составляем разные упражнения. Допустим, упражнение № 1: Пентахорд↑ – опевание V ступени – пентахорд↓ – опевание I ступени: (I – II – III – IV – V) – (IV – VI – V) – (V – IV – III – II – I) – (VII – II – I).
Так можно написать на доске или сделать наглядное пособие. А затем только «подставлять» разные тоники. Упражнение №2. Т 5 3 ↑ – пентахорд↓ – опевание: (I – I – V) – (V – IV – III – II – I) - (VII – II – I). (Не забываем делать гармоническую поддержку.) Таких упражнений можно составить множество, часто их менять. При этом постепенно вырабатывается навык сольфеджирования и ощущения Тоники. Большую работу проводим для ощущения V ступени (как доминанты). Итог этой работы должен быть такой: педагог «дает» тонику, а дети – доминанту (V ступень). При этом гармоническая поддержка для детей должна идти с запозданием (после того как они спели). Очень полезное упражнение «для поисков V ступени» – это когда после тоники, данной педагогом, дети поют Т 5 3 (I – III – V) «про себя», а затем скачок V – I поют громко. Упражнение на ощущение V ступени: Перед началом выполнения упражнения дети после тоники, данной педагогом, дети поют «про себя» Т 5 3 (I – III – V). Все эти упражнения в классе пропеваются (а дома проговариваются) от всех семи тоник (то есть в семи мажорных тональностях). При этом тоники не обязательно давать «подряд», но можно и в кварто-квинтовой последовательности (C-dur, Q-dur, D-dur, A- dur…).
Цель данной работы – это развитие интонационных навыков, но все-таки не забываем, что урок по сольфеджио – очень насыщенный и интересный. В начале урока – интересная песенка (часто использую свои песни, которых накопилось довольно много), затем номер из сольфеджио В.В. Кирюшина, а затем идет та самая вокально- интонационная работа, которая занимает довольно много времени (15 – 20 минут). После этой трудной работы надо дать детям отдохнуть. Поэтому продолжаем наш рассказ о «музыкальной семейке». Ведь детей надо познакомить и с разрешениями, и с понятиями метра, ритма, лада, мажора, минора. Знакомимся с длительностями, с паузами, штрихами и, наконец, со всеми интервалами. Познаем, что трезвучий существует четыре вида, учимся их находить. Много работаем с фортепианной клавиатурой. Делаем клавиатуру на две октавы из картонки и не расстаемся с ней. Много слушаем музыки, учимся различать характер, лад, метр (2/4 или 3/4, позднее – 4/4), ритмический рисунок и, наконец, жанр (марш, танец, песенность). Знакомимся с периодом, различаем предложения, фразы и так далее… Но вернемся к нашей теме. Побольше придумываем интонационных упражнений. По мере усложнения наших «фрагментов» (ведь трихорды или пентахорды могут быть с «захватом» верхнего звука или нижнего, могут быть ломаными…), расширяется возможность интонационных упражнений. Много времени посвящаем интонированию устойчивых звуков, и по горизонтали, и по вертикали. Не забываем, что устойчивые ступени – это наш стержень, на котором все держится. Рядом с I cтупенью – VII и II; рядом с III cтупенью – II и IV; рядом c V ступенью – IV и VI. Распевке устойчивых ступеней выделяем время на каждом уроке. Лучше это делать по таблице (таблицу можно использовать как по вертикали так и по горизонтали). Очень много времени отводится тяготению к тонике. Тоника как самая устойчивая ступень притягивает к себе все неустойчивые и даже устойчивые III и V ступени. Упражнение на тяготения:
Над этим упражнением работаем до тех пор, пока не достигнем чистоты пения и ощущения ступеней (понятно, что вместо I ступени – подставляем разные тоники). Одновременно с интонационной работой много времени уделяем слуховому анализу, то есть все, что поем должны слышать и определять: восходящий или нисходящий трихорд или пентахорд, они же восходящие с возвратом, или нисходящие с возвратом, они же с захватом верхнего звука или нижнего звука, они же ломаные; тетрахорд вначале даем восходящий от V к I ступени; трихорды (кроме I – II – III и III – II – I) даем I – VII – VI и VI – VII – I и другие. После того, как ввели в обучение интервалы, не забываем и их почаще упоминать. Постепенно изучая интервалы, вводим и их в ладоинтонационное развитие. Пусть и они послужат нам в этом важном деле. Тогда ступеневую таблицу можно заменить на интервальную. Далее, когда мы изучили строение мажорной гаммы, что нам стоит самим определить ключевые знаки в любой тональности. Именно так и надо делать, дать ребенку возможность самому определить что, допустим, в ре мажоре есть фа# и до#. Не надо ничего навязывать, а до всего надо доходить логическим мышлением. Умению слушать и различать услышанное тоже надо учить. Иногда ребенок не может определить на слух или повторить за педагогом мелодическую фразу по той причине, что он не умеет слушать, то есть внимательно сосредотачиваться. Очень хорошо для этого поиграть в «Эхо» или найти на музыкальной лестнице небольшую мелодическую фразу-песенку. Данная методическая работа не ставила своей целью сообщение о метроритмическом развитии ребенка, но, как вы сами понимаете, это должно идти
параллельно с ладоинтонационным развитием на каждом уроке – терпеливо и методично в трех направлениях: 1) ощущение равномерности движения в разных темпах; 2) ощущение размера, то есть сочетания и чередования ударных и безударных долей; 3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритма, ритмического рисунка: а) учим длительности и составляем из них ритмические фразы; б) ритмично читаем уже готовые упражнения или фрагменты музыкальных произведений; в) определяем на слух (можно в виде ритмических диктантов). Итак, параллельно с каждоурочной работой по развитию вокально- ладоинтонационных навыков ведется работа по развитию слуховых навыков и одновременно работа по метроритмическому развитию. Получается этакий
тройной

удар!!!
(попробуй после этого чисто не запеть!). Конечно, очень многое зависит от педагога, от его чутья и смекалки, но и не меньше от родителей, которые должны проследить, чтобы домашние задания регулярно выполнялись, что очень важно. Поэтому не забываем вести работу и с родителями. Сколько на все это уходит времени (то есть уроков)? Ответ простой – пока не усвоят. Как правило, на такую работу уходит не менее года, но лучше выделить для нее около двух лет: как и при строительстве дома, если фундамент кое-как сляпан, то дом скоро покосится, а то и развалится… Вокально-ладоинтонационная работа с начинающими это и есть наш фундамент, от которого будет очень зависеть дальнейшее обучение ребенка. И это то, что нельзя откладывать на потом, потому что «потом» может быть уже поздно. Чистой интонации лучше учить рано, и даже чем раньше, тем лучше. Не бойтесь, если на начальном этапе вы будете больше времени уделять развитию интонационных навыков. Позже, при работе в определенных тональностях, дети будут ощущать себя свободно и дело пойдет намного быстрее. Формы выполнения упражнений могут быть самыми разными: это может быть пение хором, группами, индивидуально, цепочкой, чередуя пропевание вслух и про себя. Ритм при пении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно варьирование ритма и темпа. Но вначале лучше брать несложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.
Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха. Они дают возможность совершенствовать восприятие различных элементов музыкального языка, овладевать навыками их воспроизведения. В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для восприятия навыка чтения с листа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Иногда у педагогов возникает вопрос – можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащийся обладает отличными слуховыми и вокальными данными (в этом случае ему достаточно знаний и не нужна большая тренировка). В большинстве же случаев интонационные упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка, наиболее быстро подводят к основной цели – умению сольфеджировать и слышать. Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной литературы. Работа над развитием чувства лада во всем его многообразии должна постепенно усложняться на протяжении всего периода обучения. На первом же этапе основная задача – воспитать чувство тональной устойчивости, то есть освоить диатонику на любой ее высоте, но останавливаться на этом не стоит. Следующим этапом является освоение альтерации ступеней, затем – хроматических вспомогательных и проходящих в пределах данной тональности. Далее – хроматизмы для перехода в новую тональность, при модуляции и отклонении. В этом случае необходимо воспитать способность слуховой перестройки, то есть в момент сдвига звук, спетый в основной тональности, должен быть переосмыслен в новой тональности. Процесс перестройки естественен в музыке: любое произведение не обходится без смены тональности, будь то кратковременное отклонение либо модулирующий период. Дети довольно рано встречаются с этим явлением при слушании музыки или при игре на инструменте. Поэтому следует как можно раньше начинать работать и над способностью перестраиваться, предчувствовать новое направление в тональном развитии мелодии. Говоря о мелодических основах развития и воспитания ладового чувства нельзя не учитывать роли гармонии. Именно гармония, аккорды, благодаря своей выразительности и эмоциональной яркости, помогают осознанию ладовых связей. В этом случае слуховое восприятие аккордов может быть не
связано с теоретическими знаниями гармонии, на данном этапе гармония нужна как краска, подчеркивающая ладовые связи, обостряющая тяготения звуков и помогающая лучше их почувствовать. В дальнейшем, по мере укрепления в памяти ладовых закономерностей, отпадает надобность в звучащей гармонической поддержке – она будет внутренне осознаваться. Основным недостатком в преподавании сольфеджио во многих случаях является излишняя теоретизация предмета. Нельзя никогда забывать, что задача преподавателя сольфеджио – это всестороннее и гармоническое развитие обучающегося. Человек, закончивший музыкальную школу и получивший хорошее и всестороннее развитие сможет использовать свое умение и в дальнейшей жизни. Это различные хоровые коллективы, в том числе и церковное хоровое пение; это множество других профессиональных и самодеятельных коллективов. Качественная сторона жизни такого человека всегда более насыщенная и интересная. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1978.  Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.–Л.: Издательство Анадемии Наук СССР, 1948.  Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.  Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие. – М.: Кифара, 1995.  Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. – М.: б/и, 2013.  Кирюшин В.В. Технологическая работа над записью музыкального диктанта. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1994.  Котляревская-Крафт М.А., Москалькова И.И., Батхан Л.Я. Учебное пособие для подготовительного отделения ДМШ. – М.–Л.: Музыка, 1995.  Островский А.Л. Очерки по методике преподавания теории музыки и сольфеджио. – Л.: Музыка, 1954.  Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 2016.  Шеломов Б.И. Импровизация на уроках сольфеджио. – Л.: Музыка, 1977.


В раздел образования