Развитие мотивации к изучению иностранного языка через внеурочную деятельность
Автор: Багдян Анджела Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ-СОШ №1 Населённый пункт: г. Красный Кут, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Развитие мотивации к изучению иностранного языка через внеурочную деятельность Раздел: полное образование
Развитие мотивации к изучению иностранного языка через внеурочную
деятельность.
Слайд 1
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к
английскому языку как средству международного общения. Он уже признан
языком профессионального общения в разных сферах деятельности,
а компьютеризация поставила использование английского языка в особое
положение по сравнению с другими языками. В настоящее время ни один
учитель не может пожаловаться на полное отсутствие интереса у детей к
изучению английского языка. Большинство детей младшего школьного
возраста с удовольствием изучают английский язык. И самая главная задача
состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.
Слайд 2
Необходимо настолько правильно выстроить методы преподавания, свое
отношение к детям, постоянно думать о той самой «подкормке и поливе» о
котором говорят Фишман И.С. и Голуб Г.Б., чтобы ученики почувствовали
«вкус» к учебе. И чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация
«хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый (учитель, ученик) говорил себе:
«Я смогу! Я добьюсь!»
Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы
учеников уже готовых мотивов и целей учения». Формирование мотивации –
это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений
к учебе и дальнейшего саморазвития.
Я, как учитель, должна постоянно развивать свой навык, который должен
быть ключевым для педагога - способность мотивировать учащихся. При
этом не просто должна находиться в роли наблюдателя, а проводить
целенаправленную работу, разрабатывать такую систему психологически
продуманных приемов, которые стимулировали бы мотивацию у детей.
Слайд 3
После долгих наблюдений я решила для себя, что буду развивать интерес к
моему предмету через внеурочную деятельность в рамках разновозрастного
клуба «Любителей английского языка». Внеурочная деятельность для меня
не значит только отведенный один час в неделю. У меня есть большие
помощники – мои ученики с очень высокой мотивацией к изучению языка, с
которыми у нас идет постоянное каждодневное общение. Нет никакого
навязывания идей со стороны учителя, только совместная работа, которая
приводит к сотворчеству и содружеству, где и возникают новые решения, а те
в свою очередь превращаются в новые цели. И каждая новая цель это целый
проект, в который дети включаются с большим интересом, т. к. придумываем
всё вместе. Ребята предлагают свои интересные идеи, а я в свою очередь
стараюсь соглашаться с их предложениями.
На сегодняшний день мы уже имеем небольшой опыт, который заключается
в том, что идет выстраивание системы, основанной на организации
внеурочной деятельности детей разных возрастов в течение всего учебного
года. Из опыта видно, что деятельность разновозрастной группы дает
высокие результаты, потому что в ее основе лежит особое общение детей.
Старшие учащиеся являются организаторами, консультантами, осуществляют
контроль, а более младшие учащиеся начинают понимать значимость
умений, знаний и навыков, и им всегда интереснее быть в творческом
процессе со старшими.
Слайд 4
Радует то, как ученики 5 класса с большим энтузиазмом работают над
проектом, который мы назвали - Правило «5П»- Помогать Правильно Просто
Приятно и Полезно.В рамках этого проекта учащиеся 5-го класса (это дети с
очень высокой мотивацией) помогают детям более младшего возраста,
учащимся 2-го класса в преодолении некоторых трудностей, пробелов при
изучении языка.
Слайд 5
Главное помнить, что работа с разновозрастными группами учащихся
предполагает сотрудничество, а это: учение без принуждения, выполнение
трудной задачи в процессе радостной творческой работы, создание
благоприятной атмосферы, личностный подход, творческие отношения,
обмен креативной деятельностью.
Все новые идеи появляются уже в ходе самой деятельности. Вместе мы
разработали план работы: дети разделились на группы, провели
диагностику для выявления проблем, начали вести дневник наблюдения, где
отмечают результаты своей работы. Надо отметить, что дети очень
доброжелательные, начали свою работу ненавязчиво, они просто пошли к
младшим друзьям и предложили свою помощь, а те дети, у которых есть
проблемы, в свою очередь с радостью согласились. Младшим было
предложено самим выбрать себе юного учителя, это добавило им
уверенности в себе и сделало их полноправными членами проекта.
Слайд 6
Такой метод работы позволяет обучать иностранному языку учащихся разных
возрастов и классов с разным уровнем обученности с интересом.
Наблюдение, проведенное над учащимися, позволяет отметить всплеск
интереса к изучению иностранного языка после некоторых проведенных
мероприятий, а также улучшение успеваемости по предмету. Кроме того,
идет продвижение учащихся в индивидуальном плане как у учащихся 5-го,
так и у детей 2-го класса. (На экране вы видите фрагменты одного из занятий)
Слайд 7
Положительный эмоциональный заряд в процессе внеурочных мероприятий
(это конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады) дает хорошее
отношение к предмету и стремление изучать иностранный язык с большим
желанием и у многих детей более старшего возраста. Так вот после одного из
таких мероприятий («Интеллектуальный марафон»), который был проведен в
этом году, ученицы 10-го класса решили начать работу над проектом
создания пособия для развития аудирования на уроках английского языка,
когда после «Марафона» все дети назвали задание направленное на
развитие аудирования через песню самым интересным.
Вместо простого прослушивания и повторения, где больших навыков не
приобретается, дети разных возрастов слушали песню и выполняли ряд
заданий (изменяли слова, подбирали нужное слово по смыслу, строили
предложения), тем самым приобретая новые навыки. Такая работа с песней
может оказать большую помощь, т.к. она вызывает большой прилив
энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий
подход в изучении иностранного языка.
Слайд 8
Девушки большие молодцы, т. к. уже имеют два примера песен. Это очень
сложная и кропотливая работа - найти подходящую песню, придумать
задания к ней. Но если все получится, то в результате мы будем иметь
прекрасный сборник песен с идеально придуманными к ним заданиями,
который будет востребован на уроках именно при обучении аудированию.
Для себя я сделала вывод, что внеурочная деятельность помогает
преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку
позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная
работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать
свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие
личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые
зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает
благоприятный фон для достижения успеха. Я думаю, что каждый учитель
стремиться сделать свои занятия творческими и занимательными, чтобы
желание и интерес детей всех возрастов не угасли в последующие годы.
Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и
устойчивым. А там, где интерес, там и успех.
Слайд 9
Надо отметить, что количество детей, которые принимают участие во
внеклассных мероприятиях повышается. На уроках английского языка такие
ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Также повышается качество
знаний.
Но проблемы все равно остаются, и одна из главных проблем – Почему же
дети, которые сначала учились с удовольствием утрачивают интерес к языку
к 7- 8 классу. И это заставляет меня продолжить работу в этом направлении
именно через внеурочную деятельность.