Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ : изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы
Автор: Ахметзянова Лэйсан Рашитовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: с.Кандры Туймазинский район Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ : изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы Раздел: полное образование
Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ : изучение средств
выразительности на уроках русского языка и литературы
Актуальной задачей для меня стала разработка методической системы, которая преду-
сматривала
бы
организацию
процесса
обучения
грамматике
с
учетом
эстети ческих
возможностей изучаемых языковых явлений, способствовала бы развитию у школьников
чувства слова, формированию у них потребности в совершенствовании собственной речи.
Эстетическая функция языка изучается, как правило, на спецкурсах и факультативах, а
также на уроках русского языка в старших классах. В V— IX классах этому вопросу
отводится второстепенная роль. Возможно, поэтому задание № 3 в тестах ОГЭ , задание №
24 в ЕГЭ, связанное с анализом языковых средств выразительности (где нужно соотнести
функцию
изобразительно-выразительного
средства,
охарактеризованную
в
небольшой
рецензии, и термин, указанный в списке), вызывает у учащихся наибольшие затруднения.
Традиционно
работа
над
выразительными
средствами
языка
на
уроках
сводится
к
проведению (обычно с VII класса) элементарного анализа художественного текста. При
этом анализ является не столько формой обучения, сколько формой проверки.
Я считаю , что при анализе текста нужно делать акцент на умении не только находить
выразительные
средства
языка
в
тексте,
но
и
объяснять,
зачем,
с
какой
целью
они
использованы, то есть на умении «оценить чужое красивое и сильное слово» (К. Б. Бах -
тин), чтобы затем использовать его в собственной речи. Такая направленность изучения
основного курса русского языка может быть реализована уже с V класса, причем не на
специальных
занятиях
(за
исключением
некоторых
уроков
по
развитию
речи,
когда
учащиеся впервые получают сведения о том или ином средстве выразительности языка), а
на уроках русского языка и без дополнительного увеличения количества учебных часов.
Работа должна проводиться с учетом межпредметных связей — с уроками литературы,
словесности, другими предметами эстетического цикла — изобразительным искусством,
музыкой.
Опыт должен строиться
на основе
общедидактических принципов, предполагающих
следующие этапы:
1.
Введение понятия (в ряде случаев—в зависимости от возрастных особенностей
школьников — без термина, а лишь на практическом уровне).
2. Формирование умения находить данное средство выразительности языка и определять
его роль, значение в тексте.
3. Обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее данное
средство.
4. Формирование умения уместно использовать данное средство выразительности языка
в собственном высказывании.
Например,
работа
над
эпитетом
начинает ся
в V
классе
при
изучении
темы
«Словосочетание», когда вводится само понятие, и продолжается при изучении других
тем, например, «Определение»
«Имя прилагательное». Учащимся предлагаются различные типы и виды заданий:
•
выписать
(подчеркнуть)
словосочетания,
в
состав
которых
входят
прилагательные-
эпитеты;
• составить словосочетания, выбрав из данных прилагательных эпитеты;
• подобрать подходящие эпитеты к словам с целью охарактеризовать их с разных сторон:
цвета, звука, впечатления и пр. (например:
небо (какое?) необъятное, бездонное, ласко-
вое, грозное, тоскливое ; береза (какая?) нарядная, грустная, робкая, беззащитная);
• сравнить предложения с эпитетами и без них;
• вставить в текст пропущенные эпитеты из предложенного списка;
• восстановить текст, вставив в него пропущенные эпитеты;
• найти в тексте эпитеты, определить их роль;
• выписать из произведения одного автора эпитеты к предлагаемым существительным;
• составить текст из 4—5 предложений на тему (темы предлагаются), используя эпитеты.
Работа над эпитетами продолжается и в последующие годы обучения при изучении тем
«Имя прилагательное» (VI класс), «Наречие» (VII класс) и т.д.
Приступая к работе над выразительными средствами языка, необходимо
решить ряд
задач:
1) определить, в какой изучаемый программный материал логически вписывается работа
над теми или иными выразительными средствами языка;
2)
подобрать достаточное количество дидактического материала,
позволя ющего ис-
пользовать его на уроках.
Планирование работы над выразительными средствами русского языка
Разделы и темы основного курса
Средства
выразительности
языка, 1
изучаемые в данном классе
5 класс
Текст
Знакомство
с
понятием
«изобразительное
средство языка»
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Целесообразность
объединения
слов,
их
сочетаемость;
эпитет,
метафора
( бе з
введения термина)
Предложения по цели высказывания
Мелодика
речи
(повышение
и
понижение
голоса при произнесении предложений)
Однородные члены предложения
Градация,
бессоюзие
(без
введ е н и я
терминов)
Обращение
Обращение
как
средство
характеристики
героя
Лексика
Прямое и переносное значение слова
Прямое и переносное значение
Синонимы
Градация (без введения термина), синонимы
как средство выразительности языка
Антонимы
Антонимы как средство связи предложений
в тексте
Фонетика
Согласные, гласные
Ассонанс,
аллитерация
(без
введения
терминов)
Словообразование
Суффиксы
Эмоционально-экспрессионная
р ол ь
суффиксов в речи; сравнение
Морфология
Имя существительное, имя прилагательное,
глагол
Закрепление:
эпитет,
градация,
метафора, сравнение
В
каждом
последующем
классе
представления
о
средствах
выразительности
речи
закрепляются и расширяются, изучаются новые
6 класс
Лексика
Общеупотребительные слова
Лексический
повтор,
синонимическая
замена как средство связи предложений в
тексте
Фразеологический оборот
Сравнение
Словообразование
Основные
способы
образования
слов
в
русском языке
Сравнение
Морфология
Имя существительное, имя прилагательное
Сравнение, эпитет, градация, антитеза
Местоимение
Местоимение как средство связи
предложений в тексте
Глагол
Градация, использование глаголов в прямом
и переносном значении
7 класс
Закрепление: роль средств выразительности языка в связном тексте
Морфология
Причастие
Эпитет, метафора
Деепричастие
Сравнение
Наречие
Сравнение, метафора, антитеза
8 класс
В этом классе продолжается работа над изученными ранее средствами выразительности
языка
Систематический курс синтаксиса. Простое предложение.
Интонация в предложении
Риторический вопрос Риторическое
восклицание
Главные и второстепенные члены
предложения
Роль инверсии в предложении, сравнение
Односоставные предложения
Парцелляция
Приложение
Перифраза, сравнение
Сравнительный оборот
Сравнение
Обращение
Риторическое обращение
9 класс
Продолжается работа над изученными ранее средствами выразительности языка
Синтаксис. Сложное предложение.
Сложные предложения
Синтаксический параллелизм, антитеза,
анафора, эпифора, развернутое сравнение,
оксюморон
Систематическая
работа
по
изучению
выразительных
средств
языка
способ ствует
формированию
эстетического
языкового
вкуса
школьников,
знакомит
их
с
метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает «...правильно понять
художественный
текст
через
язык,
те
языковые
дроби,
из
которых
слагаются
целые
образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский). Изучение этих «языко вых
дробей», их роли в высказывании, формирование умения школьников пользоваться ими в
собственной речи — задача словесника.
Изучение сравнения
(V класс)
Пятиклассники знакомятся со сравнением как средством выразительности языка на уроках
литературы.
Они
узнают,
что
сравнение
помогает
увидеть
новые
стороны
в
давно
знакомых предметах, явлениях. На уроках русского языка мы продолжаем работу над этим
средством выразительности, стремясь при этом по мере возможности соединить ее с
изучением программного материала.
В качестве дидактических материалов мы используем примеры, взятые из произведений
художественной литературы, изучаемых в школе или предназначенных для внеклассного
чтения, а также из школьных учебников по другим предметам.
Например, при изучении раздела «Словообразование», говоря о том, что суффикс (как и
всякая другая морфема) является значимой частью слова, мы не только указываем на
некоторые значения суффиксов прилагательных: -оват-, -еват- — «немного...», «слегка»;
-ист- — «похожий на...», но и сообщаем школьникам, что такие имена прилагательные
могут выражать сравнительные отношения, и анализируем примеры:
1) Его бархатистый (как бархат) голос привлекал слушателей. 2) Волнистые (как волны)
волосы падали на ее плечи. 3) Волнистые оборки грибов чуть касались земли. 4) Озеро
тонуло в клочковатом (похожем на клочки) тумане. (Парнов). 5) У него был крючковатый
(слегка похожий на крючок) нос. 6) Вот от солнца остается серебристый ободок, и на
лес опускается темнота. (Соколов-Микитов). 7) Зеленоватые валы выкатывались на
берег
и
с
шумом
разбивались
о
скалы.
(Губарев).
8)
В
сухих
перелесках
растет
бархатистый подберезовик. (Зуев). 9) Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и
чернеет. (Паустовский).
При изучении темы «Имя существительное» вводим понятие о творительном сравнения,
который, в отличие от творительного образа действия (ехал
поездом) и творительного
орудия действия (писал ручкой), часто выступает в роли сравнения.
Для анализа можно предложить следующие примеры:
1) Кругом деревни стеной (как стена) поднимался хвойный лес. (Мамин-Сибиряк). 2) В
пруду лебедем (как лебедь) красным плавает тихий закат. (Есенин). 3) Нос крючком,
борода
клочком.
(Пословица).
4)
А
по
двору
метелица
ковром
шелковым
стелется.
(Есенин). 5) После гроз узорным, чистым полотенцем свисает радуга с берез. (Рубцов). 6)
Когда голубыми звездочками зацветал на полях лен, мы ходили ночами на дальнюю речку
на рыбалку. (Соколов-Микитов). 7) Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
(Есенин). 8) Травы стоят непроходимой упругой стеной. (Паустовский).
Работа над сравнением продолжается при изучении полных и кратких прилагательных.
Сообщаю пятиклассникам, что конструкции со словами похож, похожий на — одно из
средств
выражения
сравнений.
Учащимся
могут
быть
предложены
следующие
виды
заданий:
1. Какую роль выполняют сравнения в приведенных примерах? В каких из них мы видим
отношение автора к описываемому предмету? В каком предложении сравнение
используется для точного описания предмета?
1) Огромный пес был похож на могучего льва. 2) На дюнах растет трава, ее зовут
живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывающуюся розу.
(Паустовский). 3) Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а
пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом
пуху. (Пришвин). 4) Тело медузы студенистое, по форме похоже на зонтик. 5) Медузы
похожи на кружевные юбочки балерин. (Паустовский).
2. Замените сравнения с союзами как будто, словно сравнениями со словами похож
по форме, похожий по внешнему виду.
К какому стилю речи могут быть отнесены эти
предложения? Какое слово указывает на то, что предметы сравниваются?
1) Глаза как вишенки. 2) Парус как чайка. 3) Снежинки словно звездочки. 4) Месяц как
сырный кусок. (Есенин). 5) Облака будто птицы с широкими крыльями. 6) На темном
небе звездочки как лампочки.
3. Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек:
П о
е г о
внутренним
качествам
По его внешним
качествам
верный, как...
стройный, как...
храбрый, как...
длинношеий,
как...
хитрый, как...
неуклюжий,
как...
4. Придумайте сравнения, включив их в ответы на вопросы:
На что похож молодой месяц?
На что похож зимний лес?
На что похожи грозди рябины осенью?
5.
Найдите
сравнения.
Какие
средства
выражения
сравнения
использованы
в
предложениях?
1) Только волны покачивались и как будто кивали Герде пенистыми гребешками. 2) Лебеди
летели так стремительно, как летят стрелы. 3) Потом олень повернулся и стрелой пустился
назад. (Г.-Х. Андерсен, перевод Т. Граббе).
Большое место в работе над средствами выразительности в V классе отводится текстам:
1. Найдите сравнения. Какова их роль в тексте?
Это было войско Снежной королевы. Одни снежинки были похожи на больших белых
ежей. Другие напоминали медвежат. Третьи снежинки — змей со множеством голов. И
все они были живые! (Г.-Х. Андерсен).
2. Определите стиль речи. Каковы его признаки? Найдите сравнения. Какие предметы
сравниваются? Какие средства выражения сравнения использованы в тексте?
Иной раз в начале осени выдается редкий денек. Он весь будто вылит из голубого
стекла. Прозрачно чист дальний лес, а березки на косогоре стоят тонкие и прямые, как
белые свечки. Синева неба, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов — все это
похоже на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета. (По Г.
Скребицкому).
Важно, чтобы пятиклассники не только научились находить сравнения и определять их
роль в тексте, но и умели использовать в своей речи. Учащимся можно предложить
различные темы сочинений (миниатюр, сочинений-описаний) с заданием использовать
сравнения: «Удивительное рядом», «Зимняя сказка» и т.д.
Работа над сравнением продолжается и в последующие годы обучения.
Работа над эпитетом
на уроках русского языка
Работа
над
эпитетом
начинается
с V
класса
и
продолжается
в
последующие
годы
обучения. Вначале я знакомлю учащихся с понятием, затем учу находить эпитет в тексте,
отличать эпитет от логического определения, выявлять роль эпитета в художественном
тексте (т.е. отвечать на вопросы: «Зачем автор использует эпитеты? На что он хочет
обратить внимание читателя?»). При этом необходимо научить школьников работать с
эпитетами
различных
видов,
использовать
словари,
художественную
и
учебную
литературу и, главное, научить учащихся грамотно (уместно) употреблять эпитеты в
собственных высказываниях.
Изучение эпитета начинаю с темы «Словосочетание» в разделе «Синтаксис» и чтения ска-
зок на уроках литературы, на которых дети знакомятся с постоянными эпитетами: красно
солнышко, красна девица, яблочко наливное, вода студеная, лес дремучий, друг сердечный
Работу
над
эпитетом
продолжаю
при
изучении
определений
(см.
упр.
181—183
[Ладыженская,
Баранов
и
др.
2006]),
добавив
задание
найти
эпитеты.
При
этом
необходимо
сразу
показать,
чем
различаются
эпитет
и
определение.
Логическое
определение выявляет общепризнанные объективные признаки и качества предметов,
явлений.
Любое
определение
может
стать
эпитетом
в
том
случае,
если оно будет
использовано
не
столько
в
предметно-логическом,
сколько
в
образном
значении;
ср.
каменное здание «здание, построенное из камня» (прямое значение) и каменное лицо
«лицо, не выражающее никаких эмоций» (переносное значение, т.е. это эпитет).
Продолжаю работу над эпитетом при изучении слов в переносном значении в разделе
«Лексика». Предлагаю школьникам задания:
• Составьте такое словосочетание, чтобы прилагательное приобрело переносное значение
и стало эпитетом.
Золотой
кулон
—
золотой...
медвежья
берлога
—
медвежья
...
змеиный
хвост
—
змеиный ... пышная юбка — пышная ...
• Выберите словосочетания с эпитетами и составьте с ними предложения.
Бархатная трава/щека/лента
звонкий тростник/голос
слепая старушка/любовь/ночь
мутный поток/небосклон/взгляд
дрожащая рука/осина/тень
жадное сердце/любопытство/чудовище
сытое животное/счастье/благополучие
глухая старуха/тоска/темница скучная осень/беседа/работа
ленивый человек/взгляд/свет
• Прочитайте два текста. Определите, чем они различаются. Какой текст более красочен,
образен,
выразителен?
При
помощи
каких
слов
удалось
автору
достичь
этого?
Определите часть речи этих слов и синтаксическую роль в предложении. Какие слова
употреблены в переносном значении?
1) Всю ночь шел дождь. Он начался тихо, без ветра, без молний, без грозы, без туч.
Небо потускнело, а после захода солнца звездочки не зажигались. Потянуло сыростью,
запахом смолы, и по ветвям деревьев застучали капли. Так всегда начинается обыкновен-
ный дождь.(По Сартакову).
2) Всю ночь шел теплый задумчивый дождь. Он начался как-то очень тихо, без
порывистого ветра, без ослепляющих молний, без устрашающей грозы, без наползающих
угрюмых туч. Просто небо слегка потускнело, а после захода торопливо угасшего солнца
робкие звездочки не зажигались. Потянуло прелой сыростью, свежим запахом еловой
смолы, и по унылым, поникшим ветвям деревьев застучали первые капли. Так всегда
начинается обыкновенный, ничем не приметный дождь.
• Подберите и запишите эпитеты к словам: дождь,
ветер, молния, гроза, тучи, небо,
солнце, капли.
При изучении темы «Причастие и причастный оборот» (VII класс) использую материал
упр. 73, 83, 84, 85, 88, 89 [Баранов, Ладыженская, Тростенцова 2005], а также даю
учащимся задание:
• Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и объясните их; найдите эпитеты и
определите,
какой
способ
восприятия
они
характеризуют
(зрение,
слух,
осязание,
обоняние). Раскройте скобки.
1) Под вечер этого дня я с отумане(н, нн)ой головою задумчиво возвращался к себе.
(Короленко). 2) На все мои ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими
большими потемневш..ми и (неподвижными глазами. (Короленко). 3) Когда он проснулся
на лес уже опускалась темнота смеша(н,нн)ая с дождем. (Астафьев). 4) Она бросила на
него косве(н,нн)ый мгнове(н,нн)ый взгляд. (Тургенев). 5) Он вышел на истопта(н,нн)ое
крылечко на жесть бледного ненастного утра. (Бунин).
При
изучении
темы
«Синтаксис
и
пунктуация
простого
предложения» (VIII
класс)
предлагаю учащимся следующее задание:
• Запишите предложения,
расставив знаки препинания; сделайте их синтак сический
разбор. Найдите эпитеты, попробуйте прочитать предложения без них. Определите роль
эпитетов в предложении.
1) Все место около старого пруда считалось нечистым пустое и голое но глухое и
мрачное даже в солнечный день оно казалось еще мрачнее и глуше от близости дряхлого
дубового леса давно вымершего и засохшего. (Тургенев). 2) Сказав эти слова Марья
Николаевна даже голову немного набок нагнула чтобы пристальнее и пронзительнее
заглянуть
Санину
в
глаза.
(Тургенев).
3)
Корчагин
был
красивый
молодой
человек
светский лев чрезвычайно надутый и важный он держался необыкновенно величественно
точно он был не живой человек а собственная своя статуя воздвигнутая по об щественной
подписке. (Тургенев). 4) Старик похудевший за ночь весь синий от холода сырости и
усталости глянул на него провалившимися мертвыми глазами. (Бунин). 5) В тонком
холодке вечернего воздуха сильно пахло сладким цветом груш молочно белевших своей
белой густотой в юго-восточной части сада на ровном и от этой млечности матовом
небосклоне где горел один розовый Юпитер. (Бунин).
В X—XI
классах
на
материале
произведений,
изучаемых
на
уроках
литературы,
предлагаю
школьникам
составить
словарь
наиболее
употребляемых
эпитетов
в
произведениях писателей. Например, поэтической системе А. А. Блока принадлежат такие
эпитеты, как желтая заря, снежное вино, а у Ф.И. Тютчева мы можем встретить эпитеты
огнецветная
струя,
лучистая
река,
мимолетный
гость,
бледное
обаяние. Большое
количество
интересных
эпитетов
можно
найти
у
В.
Набокова,
наприм е р : черный,
журчащий сумрак; странный, осторожно-темнеющий лес; улыбавшийся блеск глаз и т.д.
Учащиеся могут сравнить, какие эпитеты используют писатели или поэты при описании
одного и того же предмета или явления. Например, ветер: онемевший... (Лермонтов);
пьяный... (Блок); буйный,
жестокий,
очаровательный,
сладкий... (Бунин); играющий,
полувлюбленный,
безмятежный,
душисто-теплый,
свиреподышащий,
пробужденный...
(Бальмонт).
Дополнительный дидактический материал для работы над эпитетом
• Найдите эпитеты, выраженные наречиями, определите их роль в тексте.
1)
Отец
обходился
со
мной
равнодушно-ласково.
(Тургенев).
2)
Он
торопливо-резко
выкрикнул ей все суходольские новости. (Бунин). 3) Он холодно поклонился, стоя посреди
комнаты, никому не протянув руки. (Тургенев).
4) Ветер дул, но крылья ветряка
неподвижно простирались в облачном небе. (Бунин). 5) Старик подобострастно кланялся и
что-то говорил, а отец стоял с угрюмым видом. (Короленко). 6) Красные ее глазки уныло
моргали и ежились посреди болезненно-припухшего лица. (Тургенев). 7) И вдруг все стало
глубоко безмолвно кругом. (Тургенев). 8) Запах вереска, папоротника, смолы сосновой,
промозглой прошлогодней листвы так и сперся в нем — густо и дремотно. (Тургенев). 9)
По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. (Астафьев).
• При изучении или повторении тем «Причастие» и «Деепричастие» в VII— VIII классах
можно
обратиться
к
следующим
примерам,
добавив
задание:
найдите
средства
выразительности, определите их роль в тексте.
1.
Взор
ее
полузакрытых
глаз
едва
мерцал,
залитый
легкими,
блаженными
слезами.
(Тургенев). 2) Я смотрел на ее угасшее личико, вспоминая о вчерашних мечтаниях, и жаль
мне было чего-то. (Тургенев). 3) Досада бешеная грызла меня. (Тургенев). 4) От ее
неподвижных бровей веяло таким светлым умом... (Тургенев). 5) В потемневшем небе
стыли
редкие
неподвижные
облака.
(Тургенев).
6)
В
одиночестве,
медленно
испила
Наташка
первую
горько-сладкую
отраву
неразделенной
любви.
(Бунин).
7)
Он
был
довольно
неотесанный
одессит
с
чистыми
идеалами.
(Набоков).
8)
Сквозь
тягучую
унылую дремоту пробивалось: «Откуда все же взялась в озере речная рыба?» (Астафьев).
9) На небе уже стоял тонкий серебряный зазубренный серп молодого месяца. (Куприн). 10)
На самой вершине старой взлохмаченной ели увидели кедровку. (Тургенев). 11) Ее рас-
пущенные шелковисто-бледные волосы кончались длинными буклями. (Набоков). 12)
Ярко возникают у меня в памяти лепные морщины его раскрасневшегося лба. (Н а -боков).
13)
Глаза
моего
друга
сверкали
захватывающими
дух
любопытством
и
участием.
(Короленко). 14) Его глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и
мрачно. (Короленко). 15) Я впился глазами в лицо странного человека. (Короленко).
•При изучении темы «Синтаксис сложного предложения» в IX классе можно предложить
задание: расставьте знаки препинания, объяснить их; найдите эпитеты, определите их роль
в тексте.
1) Дни потянулись мерно скучно как те богомолки что шли и шли по шоссе мимо хутора
вели отдыхая долгие беседы с ней учили терпению да надежде на Господа имя которого
произносили тупо жалобно а пуще всего правилу не думать. (Бунин). 2) Кого-то оторвали
от плуга от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут полный чудовищных
огней неугомонного треска и бегущих людей. (Чехов). 3) Грустно думать теперь как
страдала она зная что никем не ценится ее соловьиный голос исходящий из ее слоновьего
тела. (Набоков).
ЛИТЕРАТУРА
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл.
общеобразоват. учреждений. - 27-е изд. - М., 2005.
Богданова Г. А. Дидактические материалы по русскому языку для 5 класса. -М., 2004.
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл.
общеобразоват. учреждений. - 33-е изд. - М., 2006.
Разумовская М. М., Львова СИ., Капинос В. И. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл.
общеобразоват. учреждений; [под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта]. - 5-е изд.,
стереотип. - М., 1999.