ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа
И.И. Воронцова-Дашкова
Внеклассное мероприятие
тематический утренник
в 7 классе
«Добротой мир держится»
разработка учителя русского языка и литературы
Бирюковой Людмилы Сергеевны
Тамбов, 2016г.
Цель :
формировать этические нормы поведения учащихся в обществе,
формировать представление у детей о том, что добротой мир держится,
вырабатывать стремление детей к совершению добра, так как добрые дела
способствуют здоровому образу жизни, несут человеку долголетие, радость,
исполнение желаний, способность добиться поставленной цели.
Воспитательная цель : формировать отрицательное отношение к зависти,
равнодушию, способствовать выработке
в
сознании
детей
чуткости
и
внимания к окружающим.
Задачи:
1. Восполнить недостаток знаний учащихся о пагубном влиянии на организм
человека негативных эмоций, зависти.
2.
Способствовать
формированию
потребности
здорового
образа
жизни,
желание
готовности
самостоятельно
оказывать
помощь
нуждающимся
людям.
Оборудование :
-компьютер;
-интерактивная доска;
-карточки с заданиями;
-цветные карточки.
Оформление : плакаты «Добротой мир держится».
«Если бы зависть имела цвет, давно бы почернел весь свет».
Учитель
:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о добре и
милосердии, которые являются основой жизни человека.
Цель нашего урока убедить каждого в том, что добрые дела,
добрые
слова
несут
человеку
радость
и
долголетие,
а
зависть и равнодушие, наносят вред нашему здоровью. Я
предлагаю
начать
наш
урок
с
п р о с л у ш и ва н и я
стихотворения М.Исаковского «Вишня».
Ученик:
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И довольный нёс ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
Учитель:
Ребята, посмотрите на вопросы, которые написаны в ваших карточках и
ответьте на них.
Вопросы в карточках:
1. Почему старик, идущий по дороге, был довольный?
2. Какая мысль пришла старику на ум?
3. С какой целью старик решил посадить вишню?
4. Какими качествами и физическим состоянием обладал старик? Назовите и
докажите.
5. Скажите, старик часто совершал добрые поступки?
6. Будут ли люди вспоминать того, кто посадил дерево на полевой дороге?
Почему?
7. Сделайте вывод о том, помнятся ли добрые дела?
8. Можно ли назвать старика милосердным, почему?
Ответы учащихся:
Учитель:
Откройте толковый словарь и прочитайте определение слова милосердие.
Работа учащихся со словарями . Ответы учащихся.
Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя
благодарности, воздаяния.
Милосердие - это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к
другому человеку. Не делающее различий между "своими" и "чужими",
родными и неродными, близкими и далекими.
Учитель:
На Руси испокон веков бытует мнение, что … «добро и милосердие – это
качества Господа».
Поэтому человек, признающий Бога, в своём сердце
носит милосердие и доброту. Человек же завистливый испытывает постоянно
чувство раздражения, угнетения, обиды.
А сейчас посмотрите и послушайте притчу Светланы Копыловой «Окно».
Просмотр и прослушивание притчи учащимися.
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека,
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Второй лишь на краску дверную,
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
«Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, словно зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка».
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюблённых.
Второй же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделённым.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не смог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая, усердно…
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, медсестра помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задёргалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясён, медсестре рассказал
Про тихую, чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал,
Про небо в кудрявых овечках.
«Ах, если б он видел, - сказала сестра. –
Всю жизнь он слепым оставался»…
«Зачем же тогда?..» - тут больной прошептал…
«Да он вас утешить старался…»
Учитель :
Ребята,
мы
будем
работать
по
группам.
Перед
вами
лежат
карточки
с
номерками. Возьмите карточку, посмотрите её номер и пересядьте за стол под
таким
же
номером,
на
столе
лежат
конверты
с
заданиями,
вы
должны
нарисовать портреты двух героев притчи С.Копыловой «Окно» и рассказать о
них, а также подготовить ответы на данные вопросы по притче.
Учащиеся
распределяются
по
указанным
группам
и
работают
над
вопросами :
I группа
1.Почему автор не даёт имена героям?
2.Какими качествами обладали герои?
3.Какое местечко в палате являлось более завидным и почему?
II группа
4.Почему
у
второго
больного
появляется
желание
узнать
про
жизнь
за
окошком?
5. Кто из больных был более нездоров?
6.Почему первый больной рисовал словами добрые, светлые картины?
III группа
7.Какие чувства овладели вторым больным по отношению к соседу?
8. Почему второй больной не позвал сестру милосердья?
9.Как чувствовал себя второй больной, когда исполнилось его желание?
Подведение итогов работы групп учащихся
Учитель:
Скажите, ребята, кто из героев притчи «Окно» обладал милосердием?
Ответы учащихся:
Учитель:
А
сейчас
скажите,
какое
человеческое
качество
привело
к
трагедии,
случившейся в палате?
Ребята, скажите, доказал ли автор видеосюжета, что зависть и равнодушие,
наносят вред нашему здоровью?
Ответы учащихся
Учитель:
Ребята, возьмите в руки цветные карточки и покажите, какого цвета, по
вашему мнению, добро и милосердие.
Учащиеся показывают карточки:
Учитель:
Вы подняли светлые карточки, почему?
Ответы учащихся:
Учитель:
Вы правы, добро и милосердие вы облекли в светлые тона. Светлые тона
красок
благотворно,
успокаивающе
влияют
на
психику
человека,
несут
радость
человеку.
Учёные
говорят,
что
человек,
часто
испытывающий
положительные эмоции, имеет крепкое здоровье, долгую жизнь.
Учитель:
А сейчас предлагаю вам послушать и просмотреть притчу Эзопа , которая
называется «Солнце и ветер».
Поспорили Солнце и Ветер, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу,
что я сильнее. Видишь там путник в плаще. Я заставлю его снять плащ
быстрее, чем ты». Солнце спряталось за тучу, а Ветер стал дуть сильнее и
сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем
крепче закутывался путник в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился;
тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник
согрелся, улыбнулся солнцу и снял свой плащ. И Солнце сказало Ветру, что
добро и милосердие всегда сильнее, чем жестокость и зависть.
Учитель:
Какой вывод можно сделать из сюжета притчи.
Ответы учащихся:
А сейчас назовите афоризмы, пословицы о добре.
Ответы учеников:
-Добро бессмертно.
-Добротой мир держится.
-Совершая добро, человек испытывает радость.
-Добро наполняет душу человека счастьем, ведь нет ничего лучше, как видеть
благодарность на лице человека, которому ты помог.
Учитель:
Ребята,
сейчас
мы
поиграем
в игру
«Кто
больше?»
Вы
читали
сказки.
Вспомните названия русских сказок, перечислите их. Выигрывает та группа,
которая
перечислит
большее
количество
названий
сказок
о
добре
и
милосердии.
Работа учащихся по группам с последующими ответами.
(сказки:
«Снегурочка»,
«Золушка»,
«Морозко»,
«Алёнушка
и
братец
Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга и Заморышек», «Крошечка-
Хаврошечка»,
«Двенадцать
месяцев»,
«Кощей
Бессмертный»,
«Марья
Моревна», «Гуси-лебеди» и другие).
Учитель: подведём итоги игры (подводятся итоги игры).
Скажите, в сказках побеждает добро и милосердие или зависть и зло?
Ответы учащихся:
Учитель:
Ребята, возьмите в руки цветные карточки и покажите, какого цвета, по
вашему мнению, зависть и равнодушие.
Учащиеся показывают карточки тёмного цвета
Учитель:
Вы показали карточки тёмных тонов. Разумеется, зависть и равнодушие, в
отличие от добра и милосердия, разрушает организм человека, поэтому к
слову
зависть
люди
подбирают
прилагательное
чёрная.
Действительно,
зависть называют тёмной силой и о зависти говорят: «Если бы зависть имела
цвет, давно бы почернел весь свет».
Учитель :
Чтобы
защитить
организм
от
перегрузок,
выполним физкульт
паузы «оживлялки».
Оживлялка № 1. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите ,
сдавите изо всех сил основание ладоней , чтобы руки задрожали напряжены
мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и подтянитесь вверх. Как будто
вы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10-15сек. - и стало жарко.
Повторите 3 раза.
Оживлялка № 2. Сложите руки в замочек, обхватите ими затылок , направьте
локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте
шейный отдел позвоночника. Тяните головку ровно, чтобы головке стало
приятно. Всего 10-15 сек.
Оживлялка № 3. Делаем массаж рук. Трём ладошки до ощущения сильного
тепла, надавливая каждый палец.
Учитель:
Раскройте толковые словарики и прочитайте определение зависти.
Работа учащихся со словарём .
Учитель : Озвучьте определение слова зависть.
Ученик :
Зависть
–
неприязненное,
враждебное
отношение
к
успехам,
популярности, моральному превосходству других людей.
Учитель :
Действительно,
зависть
и
равнодушие
отрицательно
влияют
на
психику
человека и нарушают здоровье человека, так говорят учёные.
А теперь рассмотрим, что же такое психическое здоровье ? Посмотрите на
доску, перед вами выводы учёных, исследователей медицины.
Психическое здоровье – это нормальное течение психических процессов:
памяти,
внимания,
восприятия,
работоспособности
и
т.д.
Психическое
здоровье – это система здоровья человека, элементы которой взаимосвязаны.
Это наши чувства, т.е. настроение веселое или грустное. Это чувство радости
или
печали,
взаимопонимания,
взаимоуважения
и
т.д.
Но
есть
такие
эмоциональные чувства, как зависть, страх, угнетение, унижение, обида,
боль. И в зависимости от того какое из них преобладает у человека, таким
будет наше психическое здоровье. Важным для комфортного положительного
состояния
организма
является
приобретение
хороших
друзей,
любимого
человека,
наличие
полной
семьи
(мамы
и
папы).
Очень
важно,
чтобы
человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он
умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать
другим,
не
создавать
конфликтные
ситуации,
делать
добро,
быть
милосердным.
Учитель:
Зависть сравнивают с ядом, она входит в организм завистника постепенно,
сначала она не чувствуется, потом отравляет жизнь человеку. Причин у
завистника
много,
он
завидует
внешности,
успехам,
спортивным
достижениям и другим качествам того, которого считает соперником. Зависть
- это желание обладать тем, что умеет другой человек, а также способность к
активным
действиям,
словам,
которые
вредят
этому
человеку.
Учёные
установили, что зависть приносит вред и объекту зависти и завистнику.
Посмотрите на таблицу и определите,
как влияет зависть на организм
человека?
Работа учащихся по таблице
Задания
I
группе: влияние
зависти
на
сердечно-сосудистую
систему
человека.
Примерный ответ:
Чувство зависти вызывает у человека стрессовое состояние.
Поднимает
артериальное давление у человека. Гормоны стресса выбрасывают в кровь
адреналин, который способствует сужению кровеносных сосудов. Организм
страдает
то
спазма
сосудов.
Может
развиться
сердечное
заболевание
(тахикардия), а также у человека может развиться гипертония…
Задания II группе: влияние зависти на нервную систему человека.
Примерный ответ:
Чувство зависти подвергает нервную систему человека постоянным стрессам.
Утрачивается психологический комфорт, человек испытывает неуверенность
в себе, постепенно начинается разрушение личности, человек подвергается
негативным
эмоциям,
испытывает
депрессию.
У
человека
снижается
иммунитет, развивается ряд нервных заболеваний.
Задание III группе: влияние зависти на желудочно-кишечный тракт.
Примерный ответ:
Завистник подвержен упадку сил, не только физических, но и душевных. Он
зачастую впадает в хандру, у него часто бывает плохое настроение, а порой и
депрессия. На зависть в организме человека реагирует желудок. Даже без
поступления пищи желудок активно выбрасывает соляную кислоту, отсюда и
начинаются изжога, боли, а со временем это постепенно переходит в гастрит,
а порой и в язву желудка.
Работа учащихся с последующими ответами .
Учитель: А
сейчас
возьмите
листочки
и
напишите
маленькое
письмо-
убеждение человеку о том, что несёт добро и милосердие, и что несёт
зависть.
Работа
учащихся
над
письмом
и
последующее
чтение
писем (по
желанию).
Учитель :
Из всех негативных эмоций самой опасной является зависть. Она не имеет
такого яркого проявления, как страх, злость, ярость. Она не выплёскивается
наружу, а остаётся внутри человека, в его душе. Постепенно накапливаясь,
зависть
подтачивает
ваше
здоровье
очень
тихо
и
незаметно.
Её
можно
сравнить с действием ржавчиной.
Так есть ли лекарство от зависти? Как избавиться от этого тихого, но такого
страшного недуга? Можно, нужно лишь осознать свою зависть и понять, что
все болезни в организме начались именно из-за этого порока. А во – вторых,
просто перестаньте сравнивать себя с другими людьми. У вас своя жизнь,
своя судьба, вы такой человек, какой вы есть. Просто примите это как
должное и живите своей жизнью.
Наше занятие подходит к концу. Подводим итоги. Что нового вы узнали на
уроке?
Ответы учащихся :
Учитель :
Мне хочется поблагодарить вас за активность, внимание и полное
взаимопонимание.
Верю,
что
те
знания,
которые
вы
сегодня
приобрели,
помогут вам прожить долго и счастливо, если будете вести здоровый образ
жизни и помнить, что добротой мир держится.