Напоминание

Музей в ДОУ


Автор: Гончарова Алла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: р.п. Юрты, Иркутская область, Тайшетский район
Наименование материала: доклад
Тема: Музей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музей - особое специально-организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чевства патриотизма. В музейном деле идейный замысел имеет основополагающее значение, поэтому следует выбрать профиль музея - исторический, экологический, технический. Надо понимать, какое содержание музейной экспозиции обеспечит педагогическое воздействие, требуемое для повышения качества воспитания и образования детей. Рациональным подходом к организации музея является разработка конкретных практических мероприятий по реализации замысла, т.е. перспективного плана развития музея на определенный период. (В ДОУ должна быть ставка педагога дополнительного образования по ведению музея.) Комплектование фондов музея: Не каждый предмет может стать музейным экспонатом. Главное для музейного предмета его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Самыми ценными для музея образовательного учреждения являются исторические источники, т.е. материалы, которые могут быть использованы для познания прошлого человеческого общества. Музейные предметы делятся на 3 группы: - вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи и т.д.); - изобразительные (картины, скульптуры, графика); - письменные (документы на различных носителях). Основная деятельность музея - комплектование фондов, где главная фкункция - накапливание социальной информации, документальное подтверждение развития общества.

Экскурсии и музейные мероприятия
Организация экскурсий и музейных мероприятий служит необходимий составляющей деятельности музея. Самой традиционной формой просветительной работы является экскурсия, которая выполняет три основополагающие функции музея: образовательную (информационную), воспитательную и культурно- досуговую. Экскурсия - это коллективный или индивидуальный осмотр музея, осуществляемый по намеченной теме, под руководством экскурсовода. Среди приемов проведения экскурсии наиболее распространен демонстрационный, сочетающий в себе показ экспонатов с комментариями экскурсовода. Формы работы с музейной аудиторией не должны быть статичными. . Их необходимо менять или оживлять новыми неожиданными элементами (игровые системы, занятия, диалоги) в целях поддержания интереса посетителей и улучшения имиджа музея. Музей должен быть динамичной саморазвивающейся и развивающей системой. Его экспозиция как п р едм е т н о - пространственная среда, имкеющая форму и выразительность должна осуществлять коммуникативную связь.
Музей народного быта в ДОУ
Гармонично и правильно организованный музей, созданный с помощью специалиста, всегда производит сильное впечатление и дает мощный результат. Но в практике ДОУ чаще создаются мини-музеи, когда коллектив полагается на собственные силы и фант азию. Организованные коллективом ДОУ, родителями такие музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносит ощутимые результаты в области воспитания и образования детей. Интерьер музея постоянен, обновляются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток, маски для колядования, инструменты для работы в поле (коса, серп, точило).
Музей может располагать постоянными и сменными композициями. Особое внимание всегда привлекают куклы в русских национальных костюмах, а также подлинные костюмы крестьян. Радуют глаза посетителей образцы народно-прикладного искусства - гжель, хохлома. Эта выставка может действовать постоянно. Педагоги ДОУ проделывают огромную работу по изучению русского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников. Русские народные традиции должны постепенно входить в жизнь детей. В музее должны проводиться тематические занятия-посиделки, фольклорные праздники, отмечаться календарные дни, связанные с обрядами и традициями русского народа. У детей расширяется кругозор, пополняется словарный запас. Создание музеев в ДОУ не только интересное и увлекательное дело, но и важнейшее средство воспитания детей. Литература 1. Н.В.Микляева, Н.Ф.Лагутина «Музей в детском саду». М. «Сфера», 2011 г. 2. О.Г. Тихонова «Дошкольнику о музейной культуре». М. «Аркти», 2006 г. 3. Т.Чумалова ст. «Историческое познание и музей». Дошкольное воспитание № 5, 2008 г.


В раздел образования