Автор: Кондакова Яна Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ Школа 2025 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Дети: вчера и сегодня Раздел: дошкольное образование
Статья педагога-психолога Школы 2025 Кондаковой Яны Александровны
Многие из нас слышали от бабушек и дедушек: "вот мы в ваши годы были другими". И,
действительно, если сравнить детей разных поколений между собой, то мы заметим
различие между ними буквально во всём. То есть их интеллектуальное, психическое и
физическое состояние. Вот об этом и хотелось бы поразмыслить.
Итак. Во-первых, сразу хочется отметить, что современный ребенок более развит
интеллектуально, лучше знает компьютер, то есть растет в эпоху всеобщего
разностороннего технического прогресса. Хорошо ли это? Лучше разбирается в онлайн
стратегиях и может быстро переключать свое внимание в тех областях, в которых даже
многие взрослые ничего не понимают. Им нужно меньше времени, чтобы разобраться с
инструкцией по применению микроволновой печи и мобильного телефона.
Во-вторых, современный ребенок бывает меньше времени на улице, он не любит
заниматься физическими упражнениями, плохо подтягивается и неважно играет в футбол.
Естественно, я говорю о тех детях, которых я вижу вокруг сейчас. Я не беру в расчет
исключения и детей, которые растут за пределами столицы, хотя думаю и у них есть такая
же тенденция в развитии, хотя она, возможно, и не так сильно ощутима.
Следующее, это то, что современный ребенок меньше участвует в драках и реже получает
физическое наказание, но зато куда больше жалеет себя, когда ему приходится помогать
родителям по хозяйству или помочь брату или сестре.
Могу даже сказать, что, сравнивая разные поколения детей, современные дети более
мирные по отношению к другим, вернее, менее эмоциональные, менее озабоченные
проблемами других, но зато они могут проявлять неожиданно какие-то неадекватные,
внезапные капризы, психозы.
Думаю, это происходит потому, что изменился режим дня ребенка и характер
окружающего мира.
Как же проводит свое свободное время современный ребенок? Часа 2 в день ребенок
проводит в социальных сетях, параллельно играя в стратегии. Еще два он проводит у
телевизора, где узнает о личной жизни звезд. С книгой он проведет совсем немного
времени. И то, если это задали в школе. Хотя, конечно, есть и исключения. Прежнее
поколение детей читало намного больше. И дома практически никто не сидел. Родители
часто жаловались, что мальчишек домой не загонишь и снова нужно покупать новые
штаны, потому что прежние он порвал, играя в футбол.
Сравнивая образ жизни современных детей и их бабушек и дедушек, когда те сами были
детьми, можно заметить, что дети стали позже ложиться спать, меньше играть на улице. К
тому же ужин у современных детей также позже, чем во времена их старших
родственников. А телевизор теперь есть практически у каждого ребенка свой
собственный, как и собственная комната.
Следующее, о чем хочется сказать, это распределение ролей в семье. Для мальчика
авторитет всегда папа. Для девочки – мама. Какая бы новость не прозвучала, допустим
«земля круглая» или «собака – друг человека», мальчик всегда вопросительно посмотрит
на папу, а девочка на маму и, только получив подтверждение от своего пола, примет на
веру. Хотя сейчас часто встречаются дети, для которых ни папа, ни мама не являются
авторитетами. Раньше ребенок усваивал не ценности вообще, а именно ценности своей
семьи. Если стираете пыль с полировки особой тряпочкой – будет стирать пыль с
полировки. Если у вас в доме кошки – будет любить зверей. Сейчас дело обстоит совсем
иначе. Ребенок потребует аргументированных ответов: зачем и для чего он должен делать
то, что он не хочет. Придумает миллион причин этого не делать. Родитель глубоко
вздохнет и все сделает сам.
Если говорить вообще о внутрисемейных отношениях, об отношениях между родителями
и детьми, то в последнее время очень четко прослеживается тенденция нежелания
родителей общаться со своими детьми. Как мне кажется, раньше, не смотря на маленький
достаток в семье, родители старались проводить хотя бы выходные вместе с детьми.
Сейчас же практически каждый родитель, даже живущий в достатке, выходные тратит
исключительно на себя. Они даже этого не стесняются, а в свое оправдание говорят : «Мне
же надо отдохнуть от работы». Вот и получается, что дети сейчас растут в
«самостоятельными в одиночестве. Вообще самое глупое, что можно подарить ребенку –
это свободное время. Скорее всего, оно будет истрачено на свободную деградацию.
Отсюда и увлечение компьютером и приобщение к вредным привычкам - утрачиваются
связи внутри семьи. Ребенок чувствует свою ненужность, неинтересность.
А капризы маленьких детей иногда настораживают. Маленькие дети могут делать
пугающие вещи. Выгибаться, ложиться на землю, если им не купили чего-то, ломать,
вредить, резать, рвать, комкать… Поначалу это пугает. Хочется даже показать психиатру.
Думаю, таким образом, дети требуют внимания. Ребенок не знает, как обратить на себя
внимание папы или мамы, и ищет свои способы. Внимание нужно дать обязательно, но не
сразу, чтобы не было ощущения прямой зависимости. Вот повалялся – и вот внимание.
Думаю, в предыдущих поколениях детей все обстояло куда лучше, чем сейчас.
Теперь немного об эгоизме. Дети быстро понимают, что папа позволяет ходить по улице
без шапки, а мама разрешает не ложиться спать вовремя, если делать вид, что бесконечно
хочешь в туалет. Поэтому за «шапочным» разрешением надо идти к папе, а за
«неспальным» к маме. В случае же конфликта – переводить стрелки: а он(она) вот мне
разрешил(а). Если при этом папа и мама поссорятся – еще лучше. Можно будет узнать
много интересных слов. Поэтому родители должны быть заодно. Хотя это, конечно, и
редко бывает так. Естественно и родители других поколений детей ругались и не всегда
приходили к компромиссу. Просто, мне кажется, что люди в целом стали какие-то злые,
уставшие. Они стали ругаться друг на друга, на детей и даже на своих родителей больше,
обиднее и часто безобосновано. Все стали в первую очередь думать о себе. Маме не
важно. Что ее ребенок кого-то ударил саду, но стоит кому-нибудь обидеть ее чадо… Вот и
дети, глядя на взрослых, учатся у них эгоизму. Последний кусок себе, место в автобусе
себе, мусор вынесет кто-нибудь другой, подарок другу не подарю – он и мне пригодится и
др.
Куда же подевались общие интересы, когда семья во всем составе идет в поход, цирк,
музей. Сейчас у взрослых есть очень хорошая отговорка, чтобы не приходить на праздник
в детский сад к своему ребенку: «Мне на работу надо!» У меня вопрос: неужели раньше
было менее строгое начальство, меньше работы и т.д.?
А вот еще интересных факт. Если раньше после наказания, ребенок все понимал и
исправлялся, чтобы «родителей не позорить», то сейчас, если вы кричите на ребенка, он
будет кричать на вас. Это закон. Сейчас вы его перекричите, потому что есть резервы, но
когда вам будет семьдесят, а ему сорок – ваш ребенок перекричит вас. Поэтому лучше не
начинать уже сейчас.
По поводу обманов. Раньше дети так остро не реагировали, когда ловили взрослых на
обмане. Сейчас даже если вы и не будете обманывать детей – все равно дети будут
обвинять вас в этом. Они запоминают малейшие обещания, даже в стиле: «Да отстань ты!
Куплю я тебе живую лошадь!» Не купили лошадь? Значит ты, мама, врунья. И ты, папа,
лгун!
Освоение пространства. Дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с
момента своего появления на свет и до подросткового возраста. Сразу после рождения
младенец получает собственное место в виде колыбели или кроватки, куда его кладут
взрослые.
По поводу квартирного вопроса. Сложно сказать что-то однозначное. Неблагополучные,
малоимущие и многодетные семьи были всегда. Но вот. Что я могу отметить. Это
тенденция - к одному ребенку. Взрослые, рассудительные люди говорят: «зачем нищету
плодить? У нас жилплощадь не позволяет заводить еще детей» Вот и получаем картину:
Раньше детей было семеро по лавкам, все ссорились, но друг за друга горой, маленькие
девочки по утрам водили сестренок в садик. А мальчишки маме сумки из магазина
носили. А сейчас? Сейчас родители гордо отправляю ребенка в его собственную, ни с кем
не делимую комнату, сидеть там, не мешаться под ногами. А ребенку там сидеть одному
весело? А друзей у него много, ему есть, кому позвонить и поболтать? Но зато у него есть
собственная комната и компьютер последней модели. Для большинства детей отсутствие
родителей дома - трудный момент. Они чувствуют себя оставленными, беззащитными, а
привычные комнаты и вещи без взрослых как бы начинают жить своей особой жизнью,
становятся другими. Так бывает ночью, в темноте, когда приоткрываются темные,
потаенные стороны жизни занавесок и шкафов, одежды на вешалке и странных,
неопознаваемых предметов, которых ребенок раньше не замечал.
А теперь о друзьях. Главными помощниками и спутниками ребенка на жизненном пути
оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской
субкультуры, которые естественным образом воспроизводятся в каждом новом поколении,
дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств
большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой
собственный секретный детский мир. Он служит им чем-то вроде экологической ниши:
дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для
выхода в мир взрослой жизни. Практически все мы в той или иной степени были
причастны когда-то к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако,
став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании
собственных детей. Перед тем, как я расскажу, что я под всем этим подразумеваю, сразу
хочу учесть, что у современных детей все это практически исчезло. Причем, я не могу
понять по каким причинам так резко все это ушло.
Итак. Во-первых, почему дети перестали ходить друг к другу в гости? Понятно, что есть
некоторые трудности: нужно что-то приготовить, а в конце все прибрать. А раньше, в
прежнем поколении, родителей это почему-то не пугало. Из своего опыта могу сказать,
что дети стали очень невоспитанными, приходя в гости, они могут совершенно без стыда
полазить в шкафу у мамы, в тумбочке у папы, съесть все содержимое холодильника,
сломать что-то, а в конце еще что-нибудь «в подарок» прихватить. Я не могу понять то,
что, несмотря на меньшее количество свободного времени, раньше родители успевали,
могли и умели воспитать ребенка, чтобы его хотелось приглашать в гости.
Во-вторых, прием пищи. В традиционной культуре, как крестьянской, так и дворянской,
купеческой, мещанской, поведение членов семьи за столом жестко регламентировалось.
Тогда хорошо осознавали, что порядок рассадки людей за столом, очередность подачи
блюд, поведение во время еды символически воплощают положение и значимость каждого
члена семьи, закрепляют определенный тип отношений между ними, утверждают
незыблемость семейной структуры. Поскольку семья садилась обычно за стол не менее
трех раз в день, застольная ситуация многократно воспроизводилась, а в сознании
подрастающего поколения наглядно закреплялось представление о структурно-ролевом
устройстве семьи. Она становилась основой для будущих отношений вне дома — в мире.
В жизни традиционной семьи стол был социальным центром жилища. Местом, где люди
вкушали хлеб, от наличия которого зависела их физическая жизнь, и одновременно
местом, вокруг которого выстраивалась структура семьи как модель человеческого
общества. Поэтому отношение к столу как месту священному было в русской традиции
всесторонне регламентировано. Нельзя было ставить на него посторонние предметы и
локти, сквернословить за столом. На нем должен был всегда лежать хлеб, чтобы он не
переводился в доме, и т. п. Вообще стол воспринимался как ладонь Бога, протянутая
людям, и в некотором смысле как домашний престол.
Сейчас времена переменились. Кому-то тесно, и члены семьи кушают по очереди, у кого-
то папа приходит с работы, когда дети уже спят, у кого-то к приему пищи подход грубо
материальный - для удовлетворения голода - все равно — выпить ли суп прямо из
кастрюли, унести ли его в тарелке в свою комнату.
В-третьих, я уже говорила, что современный ребенок все чаще предоставлен сам себе.
Взрослые и раньше много работали. Но раньше у детей не было столько тревог. Дети были
уверены, что в случае беды всегда найдется тот, кто поможет, что мама обязательно
почувствует и придет в нужный момент, что папа всегда заступится и т.д. Нет сейчас у
детей уверенности в завтрашнем дне, то есть того базиса, той базисной потребности в
безопасности, на которой строится его мировосприятие.
В –четвертых, совместные игры родителей и детей изживают свой век. От родителей все
чаще можно услышать: «Иди, поиграй сам» или «Сделайте что-нибудь с моим ребенком,
мне некогда». Бабушки и дедушки с радостью заполнят этот пробел. Но это не то, что
требуется ребенку.
В-пятых, границы. Любые границы раньше дети крайне редко пересекали. Они просто
знали, что нельзя позорить семью, что нельзя играть со спичками, что дорогу нужно
переходить на зеленый свет, что пожилых людей нужно уважать и т.д. Сейчас для
современных детей эти границы стерты. Они не пугаются их нарушать, их не страшит
смерть от наркотиков, они считают, что пожилых не за что уважать, что они смелые и
самостоятельные, чтобы разговаривать с незнакомыми на улице и т.д.
В-шестых, детские места. У детей, как мне кажется, мало интереса вызывают те
общественные места, которые для них приготовили взрослые. Они не хотят быть на горке
у всех на виду. Они хотят спрятаться под балконами, залезть под лавки, соорудить штаб и
спрятаться, скрыться в своем детском мире. Умные взрослые решили все за них и создали
такие условия, что детям стало негде и нечем делать свой мир на улице. Построили
детские площадки, которые не выдерживают вес 20 детей одновременно, сделали
лестницы и домики, рассчитанные на 1-2 детей, везде облагородили газоны, на которые
нельзя наступать. Детям даже на велосипеде сейчас негде кататься. И дети плавно ушли с
улиц города в подвалы, а теперь и вообще стали закрываться в своих комнатах.
В-седьмых, утеряна связь передачи социального опыта между поколениями. Дети
перестали рассказывать друг другу «страшные истории», делать «тайнички» и
«секретики», играть в «казаки-разбойники» и «дочки-матери». Подрастающие дети не
передают все эти очень важные моменты новым детям. Поэтому новые дети не знают, что
такое игра «резиночка», почему так здорово ездить в лагерь на все лето, они не собирают
«сокровища» на свалках, боятся оказаться задавленными в толпе на ледяной горке,
купаются исключительно в бассейнах, у них нет качелей на веревках, на которых можно
делать много экспериментов и т.д.
В- восьмых, испорченная экология. Современные дети знакомы с названиями ужасающих
болезней, о которых раньше никто ничего не знал. Дети знают, что бактерии везде и всюду,
что так же подрывает не только физическое и психическое здоровье детей, но и лишает их
все в той же необходимой уверенности в завтрашнем дне.
Говоря о том, что же объединяет всех детей в мире, хочу сказать, что любовь еще никто не
отменял. Родители до сих пор учат своих детей говорить «Я люблю тебя». Дети – это
создания, которым никто не знает, что предстоит. Но им, как и всем детям на свете всегда
была и будет нужна любовь. Принимать ее и дарить из поколения в поколение. Да,
времена меняются, обстоятельства изменяются, но дети остаются детьми, они продолжают
играть, пускай и в другие игры, они продолжают радовать и печалить родителей и
прародителей, мы продолжает ждать их, кормить, растить, учить. Как бы не менялось
время, дети всегда будут чем-то светлым, нужным, необходимым, дарящим счастье своей
семье и людям вокруг.
Раньше философы считали, что ребенок приходит в мир, как чистая книга. Сейчас все
знают, что с рождением у каждого ребенка уже есть свой «рюкзачок за спиной», каждый
со своим характером, темпераментом, наследственными особенностями и
индивидуальными. Как-то я услышала такую фразу: «Это не мы зовем ребенка в этот мир,
это он сам решает: когда и у кого появится. Это не мы должны его чему-то учить, это он
пришел, чтобы чему-то научить нас.