"Духовно нравственное воспитание детей в объединении "Северные росписи"
Автор: Разумова Нинель Леонидовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества и методического обеспечения" Населённый пункт: Череповец Наименование материала: Методические рекомендации Тема: "Духовно нравственное воспитание детей в объединении "Северные росписи" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества и методического обеспечения»
Разумова Нинель Леонидовна
Методические рекомендации по теме «Духовно нравственное воспитание
детей в объединении «Северные росписи»
Череповец, 2016
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены учителям,
воспитателям,
педагогам
дополнительного
образования,
руководителям
кружков, любителям народного искусства, изучающим народные росписи
Русского Севера.
Настоящие
рекомендации
разработаны
на
базе
творческого
объединения «Северные росписи», педагог дополнительного образования
Разумовой Н.Л.
Данные
рекомендации
раскрывают
систему
работы
в
сфере
декоративно
прикладного
творчества,
а
именно
роспись
по
дереву
и
особенности
духовно
нравственного
воспитания
детей.
Могут
быть
использованы
в
сфере
декоративно
–
прикладного
творчества
и
применены на занятиях росписи по дереву.
Сведения об авторе
Разумова Нинель Леонидовна, педагог дополнительного образования МБОУ
ДО
«Центр
детского
творчества
и
методического
обеспечения»,
высшей
квалификационной категории.
Пояснительная записка
Дерево
всегда
было
доступным
материалом
для
мастера.
Человек
старался окружить себя вещами не только нужными, но и красивыми. Из
дерева человек делал всё: строил дом, воздвигал храмы, делал орудия труда,
мебель, посуду, игрушки. Изначально дерево украшалось резьбой, позднее
росписью.
Искусство
народной
росписи
по
дереву
имеет
многовековые
традиции, которые передавались из поколения в поколение, и дошли до
наших дней.
В середине XIX века росписью по дереву украшался практически весь
интерьер крестьянской избы. Расписывали двери, шкафы, опечки, заборки,
полки для посуды, лавки, сундуки и короба. Центр композиции украшала
люлька, которая тоже украшалась росписью.
Каждый
традиционный
центр
народной
росписи
отмечен
ярко
выраженными художественными стилистическими чертами, основанными на
особенностях
исторического
развития,
культуры,
географических
и
природных условий, экономики края.
Программа
«Северные
росписи»
позволяет
ввести
в
процесс
художественного образования детей обучение северным росписям.
Занятия росписью по дереву открывают для детей новые пути познания
народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой
провести
свободное
время.
Дети
«загораются»
на
таких
занятиях,
им
интересно,
они
гордятся
тем,
что
возрождают
забытое.
На
занятиях
по
росписи дети расширяют представления о культуре и истории своего края. А
изделия,
сделанные
своими
руками,
служат
украшением
интерьера
и
прекрасным подарком друзьям, знакомым, родным и близким.
Постигая
уроки
мастерства,
учащиеся
знакомятся
не
только
с
глубинными корнями ремесла, его историей, но и могут видеть развитие
росписей в современных условиях. Во время занятий у них формируется свой
взгляд
на
изделия
друзей,
а
также
народных
мастеров.
Воспитание
художественного
вкуса,
развитие
творческого
начала
способствует
становлению личности.
Росписи Русского Севера – это историческая традиция нескольких
ярких
самобытных
разновидностей
народной
росписи,
сложившейся
на
территории Вологодской губернии с конца 17 века до начала 20 века.
Культурологический
анализ
возникновения
и
развития
росписей
показал сущность исторической и практической ценности росписи как вида
традиционного искусства и промысла.
Историческая ценность вологодских росписей – передача северного
быта
людей
и
своеобразие
северной
природы,
практическая
ценность
–
промысел изготовления бытовых изделий.
Содержательная
ценность
вологодских
росписей
в
единстве
патриотических,
природных
и
бытовых
характеристик.
Ослабление
сложившейся целостности содержательной ценности росписи ведет к потере
патриотических чувств.
Художественная ценность росписей в совокупности ее характеристик:
символ
и
предметная
форма,
орнамент
и
декоративность,
цвет
и
художественные средства, процессы росписи. Утрата хотя бы одной ценности
ведет к потере традиций, потере характерного облика вологодских росписей.
Педагогическая ценность заключается в своеобразном
воспитании,
развитии, образовании детей.
Гармоничное
сочетание
воспитывающего,
развивающего
и
образовательного влияния пронизывает весь процесс обучения росписи.
Программа «Северные росписи» относится к образовательной области
«Искусство», так как формирует стремление человека к воссозданию образа
воспринимаемого мира посредством изображения.
Индивидуальными субъектами данного пространства являются дети,
педагоги, родители.
Содержание
программы
насыщено
эстетическим
компонентом,
сущностный
смысл
которого
–
вызвать
положительное
эмоциональное
и
ценностное отношение детей к культуре вообще и искусству росписи, как его
части.
Немаловажным в духовно – нравственном воспитании детей ориентация на
ценности красоты, добра, милосердия, патриотизма и бережного отношения к
малой Родине. На ценность процесса создания собственного произведения
искусства, так и на ценность творческого результата.
Содержание
При разработке программы «Северные росписи» следует определить цель и
задачи программы.
Методические рекомендации программы должны включать
Цель:
обеспечение
гармоничного
духовного
развития
л и чн о сти
обучающегося
в
процессе
освоения
культурно-исторических
традиций
Русского Севера.
В программе отражаются три единые задачи:
Воспитательные задачи:
формировать чувство уважения к традициям и истории своего края,
понимать необходимость сохранения и продолжения традиций своего
народа,
воспитывать
уважительное
отношение
к
ценностям
традиционных
росписей Русского Севера;
усвоение нравственных качеств личности (трудолюбие, сопереживание,
настойчивость,
уважение
к
старшим,
доброжелательно сть,
эмоциональность).
Образовательные задачи:
знакомить
с
историей
возникновения
и
развития
крестьянских
росписей:
Глубоковской,
Кич-Городецкой,
Вологодской
свободно-
кистевой, Велико-Устюжской, Уфтюгской, Мезенской;
обучать
целостной
технологии
росписей
(приемы
и
техника
выполнения
элементов
росписи,
подготовка
изделия
под
роспись,
построение
композиции
на
плоских
и
объемных
формах,
отделка
изделия с росписью).
Развивающие задачи:
развивать художественный вкус через знакомство с изделиями мастеров
и образцами ДПИ;
развивать
творческие
способности
детей
через
самостоятельное
создание композиций на различных формах.
Подобные программы, как правило разработаны на 2 года обучения, так
как так как за этот период успевают сформироваться базовые художественные
и технические навыки росписи по дереву.
Набор в группы свободный по желанию и интересам учащихся.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 12 – 15 человек
2 год обучения – 10 – 12 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 15 минут,
т. е. 144 часа в год.
Группы
разновозрастные.
Возраст
обучающихся
от
10
до
14
лет,
поэтому большое значение при работе имеет учет возрастных особенностей
детей и сочетание различных форм и методов работы.
При составлении данной программы следует использовать следующие
учебно – методические материалы:
- Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая
роспись: метод. пособие / Авт.-сост. Т.В. Горбатова – Вологда:
Областной научно-методический центр культуры и повышения
квалификации, 2011. – 52 с.: ил
- Путилова Н.В. Глубоковская роспись: Методическая разработка к
программе «Художественные росписи по дереву и бересте на основе
местных традиций народного искусства Вологодского края (Русского
Севера)»
- Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся
средствами традиционной росписи по дереву (на материале
Вологодского региона): монография. – Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. –
244 с.: цв. Ил.
Талицына
Л.
Ю.
Вологодские
свободно-кистевые
ро списи.
Экспедиционные
и
учебно-методические
материалы..
-
Часть
I.
-
Вологда, 2006. - 170 с.
Тимофеева
Л.Ф.
Уфтюжская
роспись.
Методическое
пособие
для
преподавателей Северной росписи по дереву.- Архангельск, 2000г.
В основу работы по духовно – нравственному воспитанию детей в
программу положены принципы:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Содержание,
формы
и
методы
работы,
формирование
универсальных
учебных действий подбираются с учетом возраста и особенностей детей.
Принцип
научности.
Подбор
достоверной
информации
из
разных
литературных,
исторических,
этнографических
и
искусствоведческих
источников.
Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образцах с
помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций таблиц, фотографий,
образцов ДЛИ и др., обогащая круг представлений учащихся и помогая
более глубоко усвоить учебный материал.
Принцип
последовательности
и
системности
в
обучении
и
воспитании. Направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, их
развитие и совершенствование.
Принцип
развивающего
обучения.
Подбор
содержания
материала,
форм
и
методов
работы,
способствующих
развитию
творческих
способностей каждого ребенка.
Принцип
кулътуросообразности.
Предполагает,
что
воспитание
основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствие с
ценностями культуры, региональными особенностями.
Знакомство
детей
с
традиционной
народной
культуры
Северо-
Западного региона осуществляется через:
-
оснащенность
учебных
занятий
этнографическими
предметами
народного творчества,
- участие детей в досуговых мероприятиях, знакомящих с бытом и
жизнью русского народа,
- участие в выставках по декоративно-прикладному творчеству,
- беседы, лекции об истории крестьянских росписей Русского Севера,
- знакомство с творчеством народных мастеров,
- музейные экскурсии,
- работа с дополнительной литературой дома и в библиотеках,
- поиск материала в сети интернет,
Уважение
к
личности
ребенка
в
сочетании
с
разумной
требовательностью
к
нем..
Принцип,
требующий
уважения
педагога
к
воспитаннику как к личности, разумная требовательность к нему.
В программе следует опираться на следующую классификацию
воспитательных методов:
Метод убеждения – это воздействия словом и делом на сознание и
поведение обучающегося. В перечне приемов убеждения центральное место
занимает
объяснение
(в
форме
рассказа,
повествования,
описания,
наставления); разъяснение (в форме пояснении, выяснении, истолковании,
рассуждении); совет (в форме четко изложенного требования, рекомендации
или пожелания); просьба (высказывание в мягкой форме).
Метод упражнения – способ воздействия с помощью деятельности в
сочетании со словом. Среди приемов необходимо выделить приучение и
испытание. Созидающий метод упражнения всегда опирается на осознанное
восприятие обучающимися действительности.
Метод попечения – способ влияния на жизнь и деятельность
обучающихся особым, участливым отношением. К наиболее характерным
приемам
относятся
наблюдение,
защита,
помощь,
утешение
и
др.
Они
направлены на то, чтобы создать обстановку комфорта.
Метод управления – метод воздействия на обучающихся средствами
организации.
К
приемам
прежде
всего
можно
отнести
планирование,
поручение, обсуждение, предложение, приглашение, инструктирование и т.д.
Метод поощрения – способ воздействия на сознание и поведение
обучающегося
привлекательными
средствами.
Среди
приемов
можно
выделить
доверие,
ободрение,
воодушевление,
похвала,
признание
первенства, награда и т.д.
Содержание программы включает в себя следующие разделы:
1 год обучения.
№ Название темы
Кол-во
часов
теория
Кол-во
часов
практика
Кол-во часов
всего
1
2
Введение
Цветоведение
2
1
1
2
2
3
4
5
6
7
Изучение основных элементов росписей
Глубоковская роспись
Кич-Городецкая роспись
Вологодские свободно-кистевые росписи
Итоговое занятие, выставка работ за год.
ВСЕГО:
3
9
13
6
2
36
9
39
31
28
108
12
48
44
34
2
144
2 год обучения.
№ Название темы.
Кол-во
часов
теория
Кол-во
часов
практика
Кол-во
часов
всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение.
Повторение пройденного материала
Великоустюгская роспись
Роспись Верхней Уфтюги
Мезенская роспись
Роспись деревянных форм
Итоговое занятие
ВСЕГО:
1
3
11
11
12
2
40
1
9
27
33
24
10
104
2
12
38
44
36
10
2
144
Рекомендации
по созданию условий осуществления данной программы в
контексте духовно – нравственного воспитания детей:
1.
Кабинет,
оснащённый
необходимым
оборудованием:
столы,
стулья,
магнитная доска, стенды, полки для выставки.
2.
Художественные инструменты и материалы для детей: краски – гуашь,
акварель, кисти, баночки для воды, простой карандаш, ластик, папка
для художника.
3.
Необходимый
дидактический
и
раздаточный
материал:
карточки
с
заданиями, шаблоны, образцы работ, предметы ДПИ.
4.
Наглядность по видам росписи – тематические папки по каждому виду
росписи,
образцы
изделий,
практических
заданий,
предметы
ДПИ,
копии
старинных
прялок,
фотографии
из
фондов
ВГИАиХМЗ,
фотографии детских работ, таблицы, картинки, образцы деревянных
форм.
5.
Деревянные заготовки.
6.
Физическая карта Вологодской области.
7.
Конспекты занятий.
8.
Литература по теме.
Чтобы осуществлять деятельность по духовно – нравственному
воспитанию детей, педагог в первую очередь сам должен быть духовно –
нравственным человеком, владеющим не только
техникой и приёмами
росписи по дереву, а осуществляющий весь комплекс воспитательных
задач, которые помогут детям более глубоко познать духовные основы
данного ремесла.
Большая часть данной работы основана на наглядности, которой порой
не
хватает,
для
того,
что
бы
у
ребёнка
сформировалось
полное
представление
о
ценности
росписи.
Поэтому,
педагогу
необходимо
постоянно
пополнять
свои
фонды
различного
вида
наглядностью:
фотографии по различным видам росписи, интерьеру крестьянской избы,
домовым росписям можно скачать из интернета.
Карточки, дидактический, раздаточный материал можно изготовить
самим, распечатать на принтере или отсканировать что - то из книг по
росписи.
Но лучшим наглядным материалом, конечно же, будут являться
настоящие предметы старины-прялки, туеса, короба. И хорошо, если в
объединении есть хотя бы одна настоящая прялка. Но, если этого нет,
заменить её могут копии образцов в натуральную величину. Это можно
сделать,
договорившись
с
каким
либо
местным
музеем,
где
хранятся
прялки в фондах.
Хорошую подготовку педагога, как мастера даёт обучение в студии
«Вологодские росписи» - г. Вологда, Советский 16, где собрана большая
коллекция
образцов
народных
росписей
и
прялок
разных
районов
бытования. Копирование образцов музейных предметов в натуральную
величину
значительно
поможет
в
работе,
как
в
пополнении
кабинета
наглядностью, так и в отработке техники письма различными видами
росписи.
Технике росписи можно подучиться, просмотрев мастер классы,
которые есть в интернете.
Литературы по видам Северных росписей не так много, но основные
источники,
данные
в
списке
рекомендованной
литературы,
помогут
осуществить образовательный процесс, так как даны основные сведения и
из
истории
росписей,
техника
выполнения
росписи,
приёмы,
образцы
наглядности. А дальше – ваша фантазия и фантазия детей!
Посещение музеев декоративно – прикладного творчества,
этнографических музеев, выставок работ по народному искусству, беседы ,
лекции по истории крестьянских росписей, жизни и быту русского
крестьянства является неотъемлемой частью работы по духовно –
нравственному воспитанию.
- экскурсии в музей «Русская изба» Центра детского творчества, где учащиеся
знакомились с культурой, обычаями, обрядами, народными ремёслами
крестьян, их бытом («Убранство русской избы», «Предметы крестьянского
быта», «Распашу я пашенку», «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»,
«Вологодское кружево», «Древнеславянская вышивка Севера», «Солнечная
береста» и др.). Все темы экскурсий тесно перекликаются с темами
программы, так как росписи, изучаемые детьми, писались непосредственно в
крестьянской среде, украшали дом, служили оберегом. А предметы быта,
которыми пользовались крестьяне, так же были украшены росписью (мебель,
посуда, игрушки, инструменты).
- Экскурсии в выставочный зал Центра детского творчества
(Темы: «Тебе наш город посвящаем», «Зимняя сказка», «Цветы», «И помнит
мир спасённый»). Дети объединения являются участниками всех данных
выставок, поэтому всегда с удовольствием посещают их, радуются успехам
друзей, воодушевляются новыми идеями.
- участие в акциях, проводимых на базе филиала («Подарок пожилому
человеку», «Подарок солдатским матерям», «Подарок ветерану»,
изготовление скворечников для птиц).
- участие в мероприятиях Центра детского творчества, народных
праздниках
И конечно же – работа с родителями, целью которой является
осуществление
единого
воспитательно-образовательного
процесса
обучения. Сотворчество
детей
и
родителей
в
учебной
и
досуговой
деятельности – посещение родителями занятий, мастер – классов, участие
в
мероприятиях
объединения,
совместные
экскурсии
–
способствуют
выстраиванию
конструктивных
детско
–
родительских
отношений,
активизации родителей и их включённость в образовательный процесс.
По итогам освоения программы результаты духовно – нравственного
развития детей могут выглядеть следующим образом:
Первый уровень
Имеет желание познавать культуру своего народа, понимает необходимость
сохранения и продолжения традиций своего народа.
Знает все ценности вологодских росписей.
Знает и уважает традиции своего народа, понимает их преемственность.
Знает основные нравственные нормы и правила поведения.
Второй уровень
Умеет
выразить
личностное
адекватное
(позитивное)
отношение
ко
всей
совокупности ценностей традиционных росписей.
Умеет анализировать опыт поколений и использовать его
в собственной
жизни.
Умеет ставить цель и достигать ее.
Дружелюбно
относится
к
педагогу
и
сверстникам,
готов
всегда
оказать
помощь
старшему
поколению
и
сверстникам,
сопереживает
радостям
и
неудачам, стремится всегда быть честным и искренним, ответственен за
другого и т.д.
Третий уровень
В принятии решений и последующих действий руководствуется
нравственными принципами и правилами поведения.
Критично относится к своим успехам, адекватно оценивает как собственные
способности, так и возможности других людей.
Стремится
к
дальнейшему
саморазвитию
и
самовоспитанию.
Умеет
самостоятельно
анализировать
свои
поступки
и
вносить
коррективы.
В
выполнении
изделия
доминируют
мотив
возрождения
и
сохранения
национальных традиций.
Ниже приводим список литературы по программе «Северные росписи»
Литература для преподавателей
1.
Арбат
Ю.А.
Вологодская
роспись//Русская
народная
роспись
по
дереву. - М.: Изобразительное искусство, 1970;
2.
Арбат
Ю.А.Костромская
роспись//
Русская
народная
роспись
по
дереву. - М.: Изобразительное искусство, 1970;
3.
Барадулин В.А. Росписи по дереву и бересте на предприятиях Севера,
Урала и Сибири и перспективы традиций местных художественных
традиций//Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера,
Урала и Сибири: Сб. научных трудов / Отв. ред. В.А. Барадулин.- М.:
НИИХП, 1985;
4.
Богуславская
И.Я.Народное
искусство.
Исследования
и
материалы.
Сборник статей к 100-летию Государственного Русского музея. 1995;
5.
Василенко В.М. Русская резьба и роспись по дереву 18 – 20 в./В.М.
Василенко. - М.: Московский университет, 1960;
6.
Величко
Н.
Роспись:
Техники.
Приёмы.
Изделия.
Мезенская,
Городецкая, Хохломская, Пермогорская. Традиции. Современность. –
М.: АСТ-ПРЕСС, 1999;
7.
Величко Н.К. Мезенская роспись.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2015;
8.
Вишневская В.М.О некоторых особенностях содержания произведений
народного
декоративного
искусства//Народные
основы
искусства
художественных промыслов / Отв. ред. Н.В.
Черкасова. – Москва:
НИИХП, 19081;
9.
Вишневская
В.М.Свободные
кистевые
росписи//
Русское
народное
искусство Севера.-Л.: Сов. Художник, 1968;
10.Возвращение
к
истокам:
Народное
искусство
и
д е т с ко е
творчество:учеб.
-
метод.пособие/
под
ред.
Т.
Я.
Шпикаловой,
Г.А.Поровской. – М.: ВЛАДОС,2000;
11.Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско – городецкая
роспись:
метод.
Пособие
/
Авт.-
сост.
Т.В.
Горбатова
–
Вологда:
Областной
научно
–
методический
центр
культуры
и
повышения
квалификации, 2011;
12.Государственный
Русский
музей
представляет.
Русские
прялки.
Альманах. Вып.7.СПб, 2001;
13.Жарникова
С.В.
Золотая
нить.-
Вологда:
Областной
научно
–
методический центр культуры и повышения квалификации, 2003;
14.Жарникова
С.В.
Мир
образов
русской
прялки/
С.В.Жарникова.
–
Вологда,ОНМЦК, 2000;
15.Жегалова
С.К.Русская
народная
живопись/
С.К.
Жегалова.М.:
Просвещение, 1984;
16.Изместьева Л.А. «Мезенская роспись», Архангельск, 1992;
17.Ка р а н д а ш е ва
Г. Н .
У ч е б н о
–
ме тод и ч е с ко е
п о с о б и е
п о
Великоустюжской росписи;
18.Круглова
О.В.
Народная
роспись
Северной
Двины.
Альбом.
–
Издательство «Изобразительное искусство», 1987;
19.Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической
культуры/ Н.Н. Макарцева //педагогика.-1998;
20.Махмудова
Х.И.
Роспись
по
дереву/
Х.И.Махмудова.
–
М.:
Просвещение, 1987;
21.Миловский
А.С.
Народные
промыслы:
Встречи
с
самобытными
мастерами.- М.:Мысль.1994;
22.Народное искусство в усадьбе Гальских – М. «Сканрус», Москва, 2009;
23.Некрасова
М.А.
Народное
искусство,
как
часть
культуры/
М.А.
Некрасова.- М.: Искусство, 1983;
24.Полунина
В.Н.
Эстетическое
воспитание
детей
и
подростков
в
общении с народным искусством: в помощь клубным работникам – М.:
ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1989;
25.Прохоренко
А.И.,
Денисов
П.Н.
Русский
рубленый
дом.
Вчера
и
сегодня – СПб .: Китеж, 1993;
26.Пузенкова Л.А. Шенкурская роспись: Методические рекомендации к
программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций
народного искусства Русского Севера».-Вып.5.- Архангельск,1995;
27.Путилова
Н.В.
Методиче ская
разработка
по
п р о г р а м м е
«Художественные росписи по дереву и бересте на основе местных
традиций народного искусства Вологодского края (Русского Севера)» -
«Нюанс», Ярославль, 1994;
28.Путилова Н.В. развитие этнохудожественной культуры обучающихся
средствами
традиционной
росписи
по
дереву
(на
материале
Вологодского района)/ Н.В. Путилова – Вологда: областной научно –
методический центр культуры и повышения квалификации, 2011;
29.Семёнова
М.
Мы
–
Славяне!:
популярная
энциклопедия.
-
СПб.:
Азбука,
1999
Соловьёва
Л.Н.
Русский
сувенир.
Пасхальные
яйца.
Альбом – «Интербук - бизнес», 1997;
30.Соловьёва Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом.- Издательство «Интербук –
бизнес», 1997;
31.Талицына
Л.Ю.
Вологодские
свободно
–
кистевые
росписи.
Экспедиционные
и
учебно
–
методические
материалы.
Часть
1.
–
Вологда: «Издательский дом Череповецъ», 2006;
32.Тимофеева
Л.Ф.
Уфтюжская
роспись.
Методическое
пособие
для
преподавателей северной росписи по дереву, Архангельск, 2000;
33.Шпикалова
Т.Я.
Народное
искусство
на
уроках
декоративного
рисования:
пособие
для
учителей
–
2
изд.
доп.
и
перераб.-
М.:
Просвещение, 1979.
Литература для обучающихся
1.
Андреева
Р.П.
Расписные
самоделки:
от
ларцов
до
матрёшек.-
Издательский дом «Литера» СПб, 2000;
2.
Арбат Ю.А. Светлый Север: Рассказы и очерки о Русском Севере, его
людях, и народном искусстве.- Вологда: СЗКИ, 1970;
3.
Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья: Крестьянский
расписной дом.- Л.: Художник РСФСР, 1888;
4.
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. Гвардия,1982;
5.
Величко
Н.
Роспись:
Техники.
Приёмы.
Изделия.
Мезенская,
Городецкая, Хохломская, Пермогорская. Традиции. Современность. –
М.: АСТ-ПРЕСС, 1999;
6.
Величко Н.К. Мезенская роспись.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2015;
7.
Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско – городецкая
роспись:
метод.
Пособие
/
Авт.-
сост.
Т.В.
Горбатова
–
Вологда:
Областной
научно
–
методический
центр
культуры
и
повышения
квалификации, 2011;
8.
Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека:
Учеб.
для
5
кл.
общеобразоват.
Учреждений/Н.А.Горяева,
О.В.Островская; Под ред. Б. М. Неменского.- 2-е изд.- Просвещение,
2001;
9.
Государственный
Русский
музей
представляет.
Русские
прялки.
Альманах. Вып.7.СПб, 2001;
10.Жарникова
С.В.
Мир
образов
русской
прялки/
С.В.Жарникова.
–
Вологда, ОНМЦК, 2000;
11.Жегалова С.К. Русская народная живопись: кн. для уч. ст. классов - .:
Просвещение, 1984;
12.Жегалова С.К., Жижина С.Г. Попова З.П. Пряник, прялка и птица
Сирин:
Кн.
Для
учащихся
ст.
классов.-
2-е
изд.,
перераб.-
М.6
Просвещение, 1983;
13.Изместьева Л.А. «Мезенская роспись», Архангельск, 1992;
14.Ка р а н д а ш е ва
Г. Н .
У ч е б н о
–
ме тод и ч е с ко е
п о с о б и е
п о
Великоустюжской росписи;
15.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.:
Изобраз. Искусство, 1999;
16.Народное искусство в усадьбе Гальских – М. «Сканрус», Москва, 2009;
17.Подарки:
Техники.
Приёмы.
Изделия.
–
М.:
АСТ-ПРЕСС,
(Энциклопедия)1999;
18.Путилова
Н.В.
Методиче ская
разработка
по
п р о г р а м м е
«Художественные росписи по дереву и бересте на основе местных
традиций народного искусства Вологодского края (Русского Севера)» -
«Нюанс», Ярославль, 1994;
19.Семёнова
М.
Мы
–
Славяне!:
популярная
энциклопедия.
-
СПб.:
Азбука, 1999;
20.Финягин
В.В.
Дерево.
Изделия
своими
руками/
В.В.Финягин.-
М.:
ООО»Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.