Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир
Автор: Гусарова Елена Александровна Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО 2Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" Населённый пункт: город Луховицы Наименование материала: конспект урока по изобразительному искусству Тема: Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир Раздел: начальное образование
Урок по изобразительному искусству в 4 классе
Тема урока:
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
Цели урока:
1.
Воспитывать
чувства
патриотизма,
любви
и
гордости
к
русскому народу, к русской Земле.
2.
Развивать творческое воображение.
3.
Приобщать учеников к элитарной культуре.
4.
Обогащать словарный и понятийный запас учащихся.
Задачи урока:
1.
Познакомить
учащихся
с
особенностями
древнерусской
деревни, улицы, избы.
2.
Создать коллективную композицию «Деревня».
Материалы для учителя:
- шаблон в виде дома с двускатной крышей
- презентация с иллюстрациями русских изб
- белая бумага, клей, ножницы, цветная бумага
- заготовка русской деревни без изб, изображенная на двух склеенных
ватманах
Материалы для учеников:
- листы белой бумаги
- ножницы
- цветная бумага
- клей
План урока:
1.
Вводная часть (3 мин)
2.
Теоретическая часть (15 мин)
3.
Практическая часть (25 мин)
4.
Подведение итогов (2 мин)
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
I.
Я
приглашаю
вас
сегодня
сделать
интересную
работу,
но
чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать.
Посмотрите внимательно на свои парты и скажите, у всех ли есть
ножницы, цветная и белая бумага, клей? Хорошо. Тема сегодняшнего
урока «гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
II.
Что
значит
гармония?
Гармония
–
это
связь,
соразмерность,
созвучие,
сочетание
всех
элементов.
А
вы
знаете,
из
чего
раньше
строились дома и как они назывались?
(ответы детей)
-Правильно дома строились из дерева. Строились в гармонии с
природой, с жизнью людей. Они всегда украшались резными узорами,
которые также служили оберегами.
Россия – страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально
все: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Все
создавалось топором, т.е. срубалось.
Русский срубной жилой дом назывался «изба». От слова «истьба»,
«истопа», что значит «теплое место».
(Учитель начинает показ иллюстраций).
Передняя часть избы – фасад, т.е. ее лицо. Окна – глаза. Вход
располагался сбоку от фасада. Избы выстраивались фасадом, т.е. лицом, к
дороге. Отсюда пошло слово «улица» (У-ЛИЦА). Вокруг окон в виде
накладных планок располагались наличники. Как вы думаете, почему они
так назывались? (Находились на лице). «Чело» или «лоб» избы украшался
«причелинами».
Они
представляли
собой
узкие
длинные
доски
со
сквозными, равномерно чередующимися круглыми отверстиями.
Главным же украшением избы являлись подзоры, они же малые
подкрылки, они же полотенца, сережки. Это богато украшенный карниз,
отделяющий сруб от чердака.
III.
А сейчас мы будем изготавливать избы из бумаги. (Учитель
вместе с учениками ведет работу, попутно помогая и объясняя правила
выполнения работы).
Сначала на белой бумаге обведите шаблон, который я сейчас вам
раздам. Затем вырежьте его, отложите на время в сторону. Нарежьте
полоски
шириной
два
сантиметра,
длиной
равной
ширине
дома
(шаблона),
скрутите
из
них
трубочки
и
оклейте
этими
трубочками
шаблон. Дальше необходимо вырезать причелины, придумав к ним узор.
По краю крыши наклейте трубочки, а сверху причелины. Теперь вырежем
окна. Теперь придумаем узор для полотенец, приклеим окна и полотенца
на дом.
Осталось вырезать наличник и лобную доску. Кто вырезал – может
приклеивать. А теперь, кто закончил склеивать избу, подойдите к нашей,
пока еще пустующей, деревне и наклейте свои дома вдоль дороги.
(Дети наклеивают избы).
IV.
Посмотрите, какая чудесная деревня у нас получилась! Все
молодцы! Хорошо поработали, спасибо за урок! До свидания!