Напоминание

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе


Автор: Григорьева Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Усть-Серта Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»

Формирование вычислительных навыков на

уроках математики в начальной школе

Автор-составитель:

Григорьева Ирина Алексеевна,

учитель начальных классов,

2016

«Приходилось ли тебе наблюдать, как люди с природными способностями к счёту бывают восприимчивы, можно сказать, ко всем наукам? Даже все те, кто туго соображает , если о н и обучаются этому и упражняются, то хотя бы они не извлекали из этого для себя никакой пользы, всё же становятся более восприимчивы, чем были раньше». Платон Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела. Сегодня, и тем более в дальнейшем, математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Я считаю, что данная тема в настоящее время
актуальна
: - математика относится к одному из предметов, который изучается ребёнком с дошкольного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе; - научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления в начальной школе необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе; - по математике обязательный экзамен в выпускных классах в форме ЕГЭ; - вычислительные навыки необходимы в практической жизни каждого человека и в рыночных условиях математическая грамотность тоже необходима. 2
Таким образом, одной из важнейших
задач
обучения математике младших школьников является
формирование

у

них

вычислительных

навыков,
основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Главным компонентом математической культуры являют ся вычислительные навыки, формирование которых я осуществляю, руководствуясь следующим алгоритмом деятельности: 1. Обязательная подготовительная работа к выполнению вычислений на каждом уроке. 2. Создание определённого настроя обучающихся на предстоящие вычисления при помощи форм и приёмов работы, которые активизируют внимание, повышают ответственность ребят и их желание получить правильный результат. 3. Соблюдение постепенного нарастания сложности в вычислениях. 4. Проверка полученного результата (как приём самоконтроля). 5. Систематический контроль деятельности обучающихся и анализ допущенных ими ошибок. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения обучающихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом. Устный счет на уроках математики представляю разнообразными формами работы: математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое. Использую задания на развитие и совершенствование внимания (найди закономерность и реши пример, продолжи ряд), задания на развитие восприятия, пространственного 3
воображения (нарисуй орнамент, узор; посчитай, сколько линий), задания на развитие наблюдательности (найди закономерность, что лишнее?). В устный счет входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики 5-10 минут отвожу для проведения упражнений в устных вычислениях, ведь устный счет активизирует мыслительную деятельность обучающихся, при выполнении таких заданий активизируются, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Уверена, что устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает мне, как учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить обучающихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в- четвертых, он повышает интеллект учеников. Роль устных упражнений на каждом уроке значительна, но нужно помнить, что устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого определяю место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то организую устный счет в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют целью закрепить изученное на данном уроке, то устный счет проводим после изучения нового материала. Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию по желанию даю задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, 4
и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также предлагаю обучающимся с повышенной мотивацией подготовить реферат, доклад, придумать головоломку, ребус, игру. На мой взгляд, насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить обучающихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи. Это придает им уверенность в себе и подвигает на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя - существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Для формирования вычислительных навыков на уроках математики я применяю
игру
. Игровой метод позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. Игра способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает до ступно сть программного материала, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивает наблюдательность, смекалку. Её можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе 5
закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Приведу примеры наиболее часто используемых мной игр: «Молчанка», «Мозаика», «Ромашка». Особо назову игры, связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Решето», «Лови мяч», ролевая игра. Многие случаи сложения и вычитания, умножения и деления мы с детьми отрабатываем, используя
таблицы.
По таблицам выполняем разные виды заданий: - счёт по цепочке; - счёт индивидуально; - найти примеры с заданными ответами; - работа в паре; - счёт на время (дети записывают ответы за определённое время). Также на уроках я применяю
таблицы-помощники
. С помощью таких т а б л и ц у ч е н и к и в ы п о л н я ю т з а д а н и я б е з з а т р у д н е н и й . Многие дети, оказавшись в ситуации, требующей умения рассуждать, нуждаются в дополнительных помощниках. В качестве таких своеобразных помощников с успехом мною используются на уроках
опорные схемы
. Они помогают детям не только строить свои рассуждения, но и выполнять действия по предложенному плану и избавляют от механического зазубривания приёма, способствуют более глубокому осмыслению и усвоению детьми соответствующего материала. Хорошими помощниками служат детям и
памятки
, отражающие пошаговые операции при вычислениях или
алгоритмы
. Особенно они помогают на этапе изучения письменных приёмов вычислений. П о моему мнению, вычислительный навык можно считать эффективным, если в рамках данного способа вычислений получение правильного результата достигается минимальными затратами умственных ресурсов. Т.е., ученик, используя различные знания, может выбрать не обязательно более рациональный вычислительный прием с точки зрения методики, а более 6
удобный (легкий) для него в конкретной ситуации, быстрее других приводящий к результату. Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Учитель может и должен организовать работу по формированию вычислительных умений и навыков у обучающихся таким образом, чтобы удовлетворить всем требованиям современной школы. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи», - слова педагога Песталоцци, на мой взгляд, остаются актуальными и сегодня. 7


В раздел образования