Автор: Шиянова Вера Валентиновна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Мелиховская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области" Населённый пункт: село Мелихово Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Буквы о - ё после шипящих в корне слова Раздел: среднее образование
Учитель: Шиянова В.В. (МБОУ «Мелиховская СОШ»)
1.
Тема урока: Буквы о - ё после шипящих в корне слова.
2.
Дата: 29.11.2016
3.
Класс 5 а
4.
УМК М.М. Разумовская , С.И.Львова, В.И.Капинос «Русский язык 5 класс», М., «Дрофа», 2016
5.
Тип урока Урок открытия нового знания
6.
Технологии Здоровьесбережение, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, ИКТ
7.
Решаемые проблемы Правописание о – ё после шипящих в корне слов
8.
Цели урока:
Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения гласных о – ё
после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов.
деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания;
создать условия для формирования у учащихся УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных в соответствии с типом
урока.
Предметные:
Умение применять правило правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова: получить возможность научиться подбирать примеры с
орфограммой «Правописание гласных о, ё после шипящих в корне слова».
Личностные: Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения
для грамотного письма. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
УУД
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные:
Проектировать
маршрут
преодоления
затруднений
в
обучении
через
включение
новые
виды
деятельности
и
формы
сотрудничества.
Познавательные: Объяснить языковые явления в процессе связи отношения, выявляемые в ходе правописания букв о, ё после шипящих.
Технологическая карта урока по теме: «Буквы о, ё после шипящих в корне слова»
Предмет
Русский язык
Класс – 5
Тема
Буквы о, ё после шипящих в корне слова
Цель
Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после
шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов
Образовательные: Создать условия для понимания правописания букв о, ё после шипящих в корне слова. Совершенствовать умение
объяснять написание слов с изученными ранее орфограммами.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Развивающие :
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного
мышления.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
умение применять правило правописания гласных
о, ё после шипящих в корне слова; получит
возможность научиться подбирать примеры с
орфограммой «Правописания гласных о, ё после
Регулятивные
УУД :
целеполагание
на
уровне
принятия
практической
задачи
и
постановки
учебной задачи;
Познавательные
УУД :
с т р о и т ь
р е ч е в о е
Личностные
УУД :
Ценностное
отношение
к
умению определять гласный после шипящего в
корне
слова.
Осознание
значимости
данного
умения
для
грамотного
письма.
Ценностное
отношение
к
совместной
познавательной
шипящих в корне слова».
высказывание
в
устной
и
письменной
форме,
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных признаков, обобщение, сравнение,
классификация.
Ком м у н и к ат и в н ы е
У УД :
допускать
возможность существования у людей различных
точек
зрения,
учитывать
разные
мнения,
формулировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему решению в
совместной
деятельности,
умение
задавать
вопросы.
деятельности.
Методы обучения
Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов.
Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.
Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Разумовская М. М. «Русский язык. 5 класс», М., «Дрофа», 2012
- карточки с заданиями к уроку, электронная презентация
Организационная структура урока
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Методы обучения /
технологии
обучения / формы
организации
деятельности
учащихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Этап 1. Организационный
момент.
( 3 минуты)
Цели:
-
а к т у а л и з и р о в а т ь
требования к ученику со
с т о р о н ы
у ч е б н о й
деятельности;
-
создание
условий
для
в о з н и к н о в е н и я
у
учеников
внутренней
потребности включения в
учебную деятельность;
Приветствие.
-Добрый день, ребята! На
столах у вас по три смайлика,
выберите тот, который
соответствует вашему
настроению.
-Как много улыбок засветилось.
Спасибо!
-А это мое настроение. Я хочу
вам пожелать, чтобы
сегодняшний урок обогатил вас
новыми знаниями, вы получили
удовольствие от работы друг с
другом и стали немножечко
добрее. Формула удачи: улыбка
– настроение- вера в себя-
результат.
Выполняют самооценку
готовности по критериям:
правильность выбора учебных
принадлежностей, правильность и
аккуратность расположения
предметов на парте,
самостоятельность подготовки,
настрой на урок.
Делают записи в тетради.
Учитель обращает
в н и м а н и е
н а
ценность
любого
развивающего
задания
-Уметь слушать
собеседника
(Коммуникативны
е УУД)
-Мотивация
учебной
деятельности.
(Личностные
УУД)
2. Разминка (5-6 минут)
Мотивация к учебной
деятельности
Цель этапа: включение
учащихся в деятельность на
личностно-значимом
уровне «Хочу, потому что
могу»
3. Проверка домашнего
Коммуникативные
УУД:
Уметь
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
письменной
форме, отвечать на
вопросы
учителя,
с л ы ш а т ь
и
п о н и мат ь
р е ч ь
других.
задания
(4 минуты)
Коррекция ответов
учащихся
Этап 4. Проблемная
ситуация.
Цель:
-повторить
сведения
о
правописании
бе зударных
гл а с н ы х
корня,
п р о в е р я е м ы х
у д а р е н и е м
и
чередующихся гласных
-формирование и
развитие учебно-
познавательного
интереса к получению
новых знаний.
Создание
проблемной
ситуации:
Цель:
подвести
детей
к
формулированию темы и
постановка задач урока.
Все ли слова будут
однокоренными?
1. Выросли, подрастать,
оросили, росточек
2. Растение, растяпа, возраст,
растительный
3. Роскошный, подросли, вырос,
выращенный
Правописание чередующихся
гласных в корнях –лаг-(-лож-);
-рос-, -раст-, -ращ-
Как поняли задание, что
получите в результате
выполнения задания?
Н-чной
ш-пот
б-жит
в л-су
ж-луди
-Почему в словах желудь и
шепот вы вставили разные
буквы?
- Почему? Ведь это
орфограмма-гласная в корне
слова?
-Ребята, давайте точно
определим, что мы можем
сделать, а что нет.
Отмечают ошибки в домашней
работе
Записывают в тетради ответы на
задания
Устное представление результатов
Будут вставлены буквы, выделены
морфемы, устно мы объясним,
почему вставили эту букву
Вписывают в карточку
пропущенные буквы, объясняют
правописание.
-Можем проверить безударную
гласную в корне слова, знаем
правило.
Работа в парах (друг
другу
проговаривают
правило выбора)
Индивидуальная
работа
Работа в группах
Установить, от
чего
зависит
выбор гласной,
распознать
однокоренные
слова,
сформулироват
ь
правило
о
правописании
чередующихся
гласных о- а
Создать
ситуацию
затруднения
при выявлении
затруднений
(определении
границы
«знания-
незнания)
Выражают
собственное
мнение
Познавательные
УУД:
Уметь
находить
нужную
информацию,
соотносить
результат
своей
деятельно сти
с
образцом
Регулятивные
УУД:
Уметь
оценивать
( с р а в н и в а т ь
с
эталоном)
результаты
деятельности
анализировать
собственную
работу.
Физкультминутка
Подтянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Не можем точно определить о или
ё нужно писать в корне слова.
Выполняют упражнения
Фронтальная
работа
Этап 5. Актуализация
знаний
(3 мин)
Цели:
-
организовать
формулирование
темы
урока учащимися;
- организовать
постановку цели урока
учащимися.
2. Решение учебной
На слайде появляется список
слов: желтый, шелк, шорты,
челн, черный…..и др.
-Итак, мы не знаем как
определить, какую букву о или
ё писать в корне слова, под
ударением, и обратите
внимание на то, после каких
звуков стоят о - ё
Значит, какая перед нами стоит
задача?
Итак, наша учебная задача –
научиться писать буквы о - ё
после шипящих в корне слова.
Организует
формулирование
темы урока учащимися.
С помощью учителя
формулируют тему урока. С
помощью учителя ставят цель
урока.
Выяснить, «Открыть» способ
определения гласной о - ё после
шипящих в корне слова.
(«Я должен узнать какую букву о
или ё писать в корне слова после
шипящих…, научиться
определять какую букву писать….
…»).
Фронтальная работа
Индивидуальная
Знать условия
выбора букв о-
ё после
шипящих в
корнях
Уметь
находить слова
с данной
орфограммой
Уметь проводить
с р а в н е н и е
п о
заданным
критериям
(Познавательные
УУД).
Уметь
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативны
е УУД).
Уметь определять
цель учебной
деятельности
(этапа) в
сотрудничестве с
учителем .
Регулятивные
УУД).
задачи(7 мин)
Цель: направить на
поиск гипотез решения
проблемы
Организует постановку цели,
формулировку темы урока
учащимися.
Задание «Давай подумаем»
Языковой материал для
наблюдения
-Можно ли сказать, что под
ударением звук о после
шипящих всегда записывается
одной и той же буквой.
Задание
Буквы е и о после шипящих в
корне
Шелк –
шелковистая
шов
Щеки – щека
капюшон
Шепот – шепчет
крыжовник
Желтый – желтеть
шорох
Шерстка –
шерстяной
шорты
Работая в парах, попробуйте
определить закономерность
выбора буквы о или ё.
Представление результатов.
Организует обсуждение
результатов.
-Как можем проверить наши
-Нет. Может записываться буквой
о и буквой ё
Анализируют материал для
наблюдений
-1.Подбираем родственные слова,
выделяем корень.
Работа в парах
У м е т ь находить
ответы на вопросы
в
т е к с т е ,
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую:
составлять ответы
на вопросы
Уметь
ориентироваться в
с в о е й
с и с т е м е
знаний;
осуществлять
анализ
объектов
(Познавательные
УУД).
Уметь
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е ,
с л у ш а т ь
и
п о н и мат ь
р е ч ь
других
(Коммуникативны
е УУД).
Уме т ь
в н о с и т ь
необходимые
к о р р е к т и в ы
в
действие
по сле
его завершения на
основе его оценки
и учёта характера
сделанных
ошибок
(Регулятивные
Открытие нового
знания
Цель:
- Научиться применять
знания на практике,
обозначать орфограмму,
отличать ее от других;
предположения?
Выполнение упражнения 314
-Наши предположения верны?
Давайте определим, как мы
будем действовать, выбирая для
написания букву о или ё в
словах:
Ш-пот
ж-луди
Проверяем работу алгоритма.
Ч-рный.
-Итак, мы решили учебную
задачу?
Вы теперь знаете, какую букву
о или ё писать в корне слова
после шипящих…,
Что нужно сделать, чтобы
определить, о или е?
Выполнение упражнения 315.
- Составьте словосочетания
или предложения с
иноязычными словами, в
которых пишется о после
шипящих.
-Какой шаг алгоритма уже
сделан?
Наблюдает, как учащиеся
действуют по алгоритму..
Работа в группах с текстами
2.Орфограмма в корне после
шипящего.
3Подбираем родственные слова и
формы слова, где звук о не
слышится.
4.Такое слово есть- пишу ё.
5.Такого слова нет- пишу о.
- Да.
-Да. Я узнал какую букву о или ё
писать в корне слова после
шипящих…
«Я умею…»,
«Я знаю как
Воспроизводят алгоритм.
Те, кто не запомнил, не может
воспроизвести, читают
алгоритм.
Составление и запись
словосочетаний ми предложений
со словами шомпол, шоколад,
шоссе, шофёр, жонглёр
Работа в группах
Уметь
находить
с л о в а
с
изучаемой
орфограммой,
отличать
их
от
слов
с
другими
орфограммами,
обозначать
орфограмму
на
письме.
УУД).
-Запишем слова, вставим
пропущенные буквы.
Составляют ученики
интеллектуальную карту по тексту
Этап 6.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
3 мин.
Задания к кроссворду
Наездник на скачке – жокей
Цирковой актер ловко
подбрасывающий в воздухе
предметы – жонглёр
Плод дуба – жёлудь
Водитель автомобиля – шофёр
Стержень для чистки и смазки
ствола оружия – шомпол
Колючий кустарник с кисло-
сладкими ягодами зелёного
цвета - крыжовник
Составление слов по заданиям
кроссворда
Групповая
Коммуникативные
УУД:
*уметь отвечать на
вопросы учителя в
письменной
форме,
*слышать и
понимать речь
других.
Способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности
(Личностные
УУД).
Этап 7. Подведение итогов
3 мин.
-Какое возникло затруднение в
начале урока?
-О чем мы договаривались
узнать на уроке, какие знания
получить?
-Чему научиться?
-Какие знания получили? Чему
научились?
-Раньше об этом знали?
-Умели? Вы стали грамотнее,
чем раньше?
Мы достигли цели урока?
Получили запланированные
результаты?
-Какие ваши действия помогли
получить эти знания и умения?
Вам понравилась
исследовательская работа в
группе, в паре? Чем?
Отвечают на вопросы:
- Сегодня мы узнали о …
- Теперь я могу …
- Я научился …
- Мне было трудно …
- Своей работой я …
Умение
обобщать
информацию по
теме.
успешность
применения
правил,
алгоритмов
при решении
орфографическ
их задач.
Уметь
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативны
е УУД).
Уметь
оценивать
правильность
выполнения
д е й с т в и я
н а
уровне адекватной
ретроспективной
оценки
(Регулятивные
УУД).
Грамотному человеку
необходимы эти знания? Вам
были необходимы эти знания?
Какое значение имеют для вас
полученные знания?
Этап 8. Информирование
о домашнем задании
2 мин.
П.39, упр. 316
Объясняет правила выполнения
дом.
задания,
отвечает
на
вопросы
Задают вопросы по дом. заданию
Индивидуальная
Уметь
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
ф о р м е
(Коммуникативны
е УУД).