Учитель- это не просто профессия это состояние души
Автор: Галкина Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №84" Населённый пункт: город Барнаул Алтайского края Наименование материала: статья Тема: Учитель- это не просто профессия это состояние души Раздел: среднее образование
Учитель- это не просто профессия это состояние души
Автор: Галкина Ольга Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №84»
г.Барнаул
Во все времена ключевой фигурой образования была личность учителя.
На протяжении веков учёные, педагоги пытаются понять, каким должен быть
учитель, какими качествами должен обладать, какими компетенциями должен
владеть. Не исключение и наше время, когда система образования в России
переживает
существенные
изменения:
с
2011
года
учащиеся
начальных
классов
учатся
по
федеральным
государственным
образовательным
стандартам нового поколения, в 2015 году начнётся освоение стандартов на
второй
ступени
обучения.
Также
в
2015
году
планируется
ввести
профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования,
своего
рода
собирательный
образ
учителя,
который
сумеет
организовать
учебно-воспитательный
процесс
так,
что
каждый
ученик
независимо
от
способностей,
состояния
здоровья,
воспитания
получит
качественное образование.
Таким образом, будущее детей по – прежнему
зависит от личности учителя, его качеств и свойств характера.
Личностный потенциал, по определению Д.А. Леонтьева,
«базовая
индивидуальная
характеристика,
стержень
личности;
как
интегральная
характеристика
уровня
личностной
зрелости,
который
отражает
меру
преодоления
личностью
заданных
обстоятельств;
как
устойчивая
совокупность
личных
свойств,
накопленных
человеком
в
процессе
жизнедеятельности и обуславливающих его способность (возможность) к
оптимальному осуществлению деятельности». Для меня ключевыми словами
в определении становится словосочетание «мера преодоления личностью
заданных
обстоятельств»,
потому
что,
несмотря
на
изменение
условий
обучения: оборудование класса интерактивной доской, обеспечение учителя,
ученика АРМ, главное – умение изменить себя, своё отношение к процессу
обучения.
Это
особенно
значимо
для
учителей,
имеющих
опыт
работы
в
традиционной
системе
обучения,
так
как
в
соответствии
с
новыми
требованиями нужно строить образовательный процесс так, чтобы не только
учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось
максимальное развитие их личности. Процесс обучения становится не только
процессом усвоения учащимися системы знаний, умений и компетенций,
составляющих
инструментальную
основу
учебной
деятельности,
но
и
процессом
развития
личности,
принятия
духовно
–
нравственных,
социальных, семейных и других ценностей. Поэтому так важно осмысление
идеи
системно
-
деятельностного
подхода
и
создание
условий
для
формирования у школьников универсальных учебных действий, что в свою
очередь
влечёт
изменение
своей
позиции
по
отношению
к
детям.
Необходимо научиться не выступать в качестве руководителя деятельности
исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. В
условиях реализации ФГОС педагог выступает не только в роли учителя,
но и в роли
- инструктора (человека, который систематически ведёт со школьниками
индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода
и результатов выполнения учебной работы);
-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не
избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
-консультанта (специалиста, способного
обсудить учебную задачу, дать
консультацию по различным вопросам).
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые
требования
к
школе,
к
личности
учителя.
Без
изменения
своей
профессиональной деятельности, без преодоления
её стереотипов, без
воспитания в себе мобильности и желания к адаптации к происходящим
изменениям невозможно реализовать
требования к результатам обучения,
сформулированные в стандарте нового поколения.
Работая четвертый год по ФГОС, убеждаюсь, что от нашей мотивации к
самореализации,
от
умения
преодолевать
её
барьеры,
самоконтроля
и
самокоррекции зависят результаты нашей деятельности. Поэтому так важно,
чтобы
каждый
из
нас
обладал
высоким
уровнем
развития
личностного
потенциала, который, по мнению учёных,
характеризуется устойчивой
потребностью
в
профессиональных
достижениях,
развитии
и
реализации
своих возможностей в профессии. Не удивительно, что к педагогу общество
предъявляет высокие требования: «Педагог имеет целостное представление о
себе, обладает системой профессиональных знаний, а также знаний и умений
о
социальном
и
природном
мире.
В
профессии
педагог
руководствуется
ценностями
созидания,
самоценности,
идеалами
самореализации
в
профессии, а также готов нести личностную ответственность за процесс
саморазвития.
Он
открыт
новому
опыту,
демонстрирует
креативность,
нестандартность
в
решении
профессиональных
задач,
в
самореализации.
Готов преодолевать барьеры на пути развития и реализации личностного
потенциала.
Педагог
умеет
контролировать
и
корректировать
процесс
реализации своих возможностей в профессиональной деятельности». Нужно
принять
эти
требования
и
продолжать
работать
над
развитием
своего
потенциала, своих способностей.
Список литературы
1.Личностный потенциал: структура и диагностика. Под ред. Д.А. Леонтьева.
Сборник, 2011. М., Смысл.
2.Макарова О.А., Самигуллина Г.Ю. Личностный потенциал учителя.//
Развитие
личностно-профессионального
потенциала
учителя
в
процессе
профессиональной полдготовк. Елабуга. Изд-во ЕГПУ, 2011, с 55-70.
3.Федеральные государственные образовательные стандарты