Перспективы развития дуального образования в техникуме
Автор: Зоркольцева Альбина Казисовна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг" Населённый пункт: г. Усть-Илимск Наименование материала: статья Тема: Перспективы развития дуального образования в техникуме Раздел: среднее профессиональное
Зоркольцева Альбина Казисовна
мастер производственного обучения
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»
Россия, alla.
zor.
u
-
i
@mail.
ru
Перспективы развития дуального образования в техникуме
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы внедрения дуальной
системы
обучения
в
техникуме,
вопросы
взаимодействия
образовательного
учреждения и предприятий с целью повышения качества подготовки рабочих
кадров для лесозаготовительной отрасли.
К л ю ч е в ы е
с л о в а : дуальное
обучение,предприятия-партнеры,
профессиональная мобильность, конкурентоспособность, наставничество.
Современный
рынок
труда
и
его
требования
к
кадрам
со
стороны
работодателей
сформулированы
четко:
человек
должен
быть
не
только
профессионалом,
но
и
быть
мобильным
и
универсальным.
Говоря
о
требованиях работодателей к выпускникам профессиональных образовательных
учреждений,
следует
иметь
в
виду,
что
специалист,
приходящий
на
предприятие, должен уметь адаптироваться в широком диапазоне профессий,
быть конкурентоспособным, обладать профессиональными и универсальными
компетенциями. Внедрение системы дуальной подготовки кадров открывает
дополнительные перспективы в повышении эффективности профессиональной
подготовки.
Наше
образовательное
учреждение
на
протяжении
многих
лет
тесно
сотрудничает с предприятиями, являющимися потенциальными работодателями
для выпускников. Участие специалистов предприятий-партнеров в итоговых
государственных комиссиях, разработке компетенций по профессиям среднего
образования,
привлечение
студентов
техникума
к
участию
в
выставках
профессиональных
достижений,
к
демонстрации
современной
техники
и
оборудования, в спортивных соревнованиях, в конкурсах профмастерства – вот
неполный перечень совместной работы педагогического коллектива ГБПОУ
«УИ ТЛТУ» и представителей профессиональной среды предприятий города и
района.Выпускники техникума трудятся в настоящее время на всех важнейших
градообразующих
предприятиях,
как
города
Усть-Илимска,
так
и
региона.
Востребованность на рынке труда, высокая зарплата и социальный пакет после
окончания техникума – вот главные аргументы, привлекающие абитуриентов на
учебу
в
наше
образовательное
учреждение.
Но
проблемы,
влияющие
на
качество образовательного процесса на сегодняшний день, существуют и одна
из
них
–
сложность
поиска
мест
прохождения
производственной
практики
студентами
2,
3
курсов
по
профессии
«Машинист
лесозаготовительных
и
трелевочных машин» на предприятиях города и района. Проблема состоит из
нескольких составляющих – на предприятиях нет специально организованных
мест
для
прохождения
студентами
производственных
практик,
нет
организованной
системы
наставничества,
дорогостоящие
машины
и
оборудование затрудняют допуск к работе лиц без опыта работы.
Дуальное
обучение
предполагает
согласованное
взаимодействие
предприятия
и
образовательного
учреждения:
в
техникуме
обучающийся
должен овладеть основами профессиональной деятельности, на предприятии –
закрепить полученные навыки. Если согласовано подойти к реализации этой
идеи,
проблема
прохождения
студентами
производственной
практики
на
предприятии
будет
решена.
Знакомство
с
реальными
производственными
условиями,
работа
под
руководством
опытных
наставников
обеспечивают
практико-ориентированный
подход
к
обучению,
с п о с о б с т ву ю т
профессиональному
становлению
студента,
дают
возможность
осознания
правильности выбора профессии, ощущение ее значимости и в дальнейшем
помогут выпускнику в трудоустройстве. А потенциальным работодателям даст
возможность обеспечить предприятие квалифицированными кадрами, которые
соответствуют
конкретным
требованиям
профессиональной
среды,
что
позволит
в
дальнейшем
экономить
на
расходах
при
поиске,
подборе
и
адаптации сотрудников.
Вовлечение
в
образовательный
процесс
таких
предприятий
как
ОАО
«Группа Илим», ООО «Пик-Леспром», ИП «Мамаев», ЗАО «Ката» позволит
значительно
укрепить
практическую
составляющую
учебного
процесса,
сохраняя
при
этом
уровень
теоретической
подготовки,
обеспечивающий
реализацию
требований
ФГОС
СПО,
поможет
решить
задачу
подготовки
рабочих
кадров,
полностью
готовых
к
выполнению
конкретных
трудовых
функций,а
так
же
повысит
профе ссиональную
мобильно сть
и
конкурентоспособность выпускников техникума на рынке труда.
Определенные результаты в этом направлении уже достигнуты,надеюсь,
что и в дальнейшем руководство техникума продолжит работу по внедрению
дуальной
формы
обучения,
убедит
работодателей
в
перспективности
взаимодействия в данном направлении, рассмотрит вопрос обучения персонала
предприятий
основам
педагогического
мастерствав
целях
создания
эффективной системы наставничества.
Список литературы
1. В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С.Сергеев,
А.А. Факторович под общей редакцией А.Н. Лейбовича //практическое пособие
«Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования» –
М: Федеральный институт развития образования, 2016 – 256 с.
2.
Е.Ю.
Есенина,
А.А.
Факторович,
под
общей
редакцией
доктора
педагогических
наук,
профессора
В.И.
Блинова,
Профессиональное
образование современной России – М: - «Эко-Принт», 2013 – 46 с.
3.
Методические
рекомендации
по
реализации
дуальной
системы
подготовки квалифицированных рабочих кадров – Министерство образования и
науки Российской Федерации (Москва, 2015).