Напоминание

Адаптированная основная общеобразовательная программа по географии для обучающихся с ОВЗ


Автор: Юрченко Лариса Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Лесоперевалочная СОШ №1
Населённый пункт: село Бельтирское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптированная основная общеобразовательная программа по географии для обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад





Актуальность:
Учащимся 6 класса, согласно заключению ТПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
Цель
: повышение желания учащихся учиться, общаться с окружающими, Важнейшей предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения- состояние мышления, воображения, речи, памяти создание атмосферы познания мира., внимания и воли. Программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, воображение, память и внимание.
Задачи:

а) обучающие:
- привитие интереса к обучению - формирование знаний о предметах окружающей действительности - развитие навыков и умений, которые необходимы ребенку для социальной адаптации
б) развивающие:
- развитие мотивации к познанию окружающего мира - расширение кругозора для становления личности - повышение уровня общего и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта
в) воспитывающие:
- формирование нравственных качеств
г) коррекционные:
- развитие мышления, памяти, внимания, усидчивости
Практическая значимость:
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, стремление побудить ребенка к активному действию, к организации деятельности ребенка как личности.

Условия реализации:
Для успешного решения поставленной задачи требуется: а) информационно-методическое сопровождение программы( пакет учебно-методических материалов) б) внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода в) использование наиболее эффективных форм работы по развитию и коррекции обучающихся с отклонениями в развитии г) творческое отношение к образовательному процессу
Формы организации деятельности:
- классная работа, разговорная устная речь, уроки творчества, уроки-практикумы
Отслеживание результатов обучения:
1. Итоги подводятся в конце каждой четверти 2. Отслеживается динамика в развитии (продвижении) учебных умений и навыков, выполнение заданий индивидуальных маршрутов в виде словесной характеристики, карты психолого-педагогического обследования.
Краткая психолого-педагогическая характеристика
развития учащихся 6 класса мышление- наглядно-образное внимание- рассеянное, концентрация низкая работоспособность-максимальная концентрация 10-15 мин, неусидчивость речь- низкий словарный запас Обучающиеся любят читать. Смысл задач не понимают. Не могут выполнять задания логической направленности. По слуху пишут, но допускают ошибки, а при списывании ошибок практически не делают. С одной деятельности на другую переключаются в медленном темпе.
Общая характеристика курса «География»
Цель курса «География»: коррекция недостатков умственного развития учащихся. Задачи курса «География
»:
развитие у учащихся наблюдательности, речи и мышления, умений устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости между компонентами природных комплексов. Курс элементарной географии имеет не только познавательное значение для умственно отсталых учащихся, но и большие коррекционные возможности. Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение
умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей. Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии. Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение географии. Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой. Благодаря коррекционно-воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому во вспомогательной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы подготавливаются к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы. Программа по географии составлена с учетом особенностей умственного развития учащихся. Материалы учебной программы подобранны с таким расчетом, чтобы дать умственно отсталым ученикам необходимый минимум знаний и практических навыков, многие из которых связаны с подготовкой учащихся к трудовой деятельности и самостоятельной жизни. Программа по географии имеет ряд существенных отличий от одноименной программы для учащихся общеобразовательных учреждений. Это выражается прежде всего в том, что объем знаний ограничен. Сообщение элементарных знаний по физической географии должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями и трудом людей на территории нашей Родины. Изучение географии имеет большое значение в патриотическом воспитании детей. Занятия географией способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся, повышает уровень их общего развития. Так, переход от знакомства с конкретной местностью к моделям, глобусу и карте помогает развитию отвлеченного мышления детей. География исследует все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии. Понимание этого важно для общего развития познавательной деятельности школьников. Большое значение имеет курс географии с его научным объяснением окружающих явлений для борьбы с суевериями и религиозными предрассудками. Для расширения радиуса ближайшего окружения с детьми можно организовать краеведческие походы по облегченной программе наблюдений. Одной из задач учителя географии является систематическое проведение словарной работы. В задачи учителя географии входит осуществление межпредметных связей. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, а также определенные связи с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой.
Разрешение учителем вопросов преемственности между курсом географии и географическими сведениями, полученными учениками на уроках развития речи, способствует совершенствованию преподавания географии
.
В программе приводится перечень основных практических работ, которые необходимо выполнить с учениками.
Содержание. Начальный курс физической географии (34ч. в год, 1ч. в неделю)

Введение
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах.
Межпредметные связи:
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы:
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.
Коррекционная работа:
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Коррекционная работа
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных
процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия
План

и

карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Коррекционная работа
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Коррекционная работа
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.Коррекция восприятия времени.
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)
Коррекционная работа
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический, контроля.
Приемы:
беседа, работа с учебником, сравнение, обобщение, выявления признаков, практическая работа.
Педагогические технологии :
личностно –ориентированный подход, системно-деятельностный подход


В раздел образования