Автор: Ларина Марина Сергеевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область Наименование материала: Цикл сказок для формирования лексико - грамматических категорий Тема: "Забавные приключения Маши и Миши" Раздел: начальное образование
Цикл сказок для формирования лексико-грамматических категорий
«Забавные приключения Маши и Миши»
Автор: М.С. Ларина, учитель-логопед МБОУ «СОШ №5 с УИОП»
Приключения Маши и Миши в лесу.
Однажды Маша попала
в лес к медведю. Мишка решил познакомить Машу с
обитателями сказочного леса. (Слайд 1.)
Увидела
Маша
незнакомые
следы
(Слайд
2.
Изображение
следов
диких
животных:
медведя, волка, лисы, зайца, белки).
Маша : - Миш, а Миш, чьи это следы?
Миша: - Это следы диких животных.
Маша: - А кто такие дикие животные? И почему они дикие?
Миша: - Дикие животные – это животные, которые живут в лесу, за ними не ухаживает
человек.
Маша: - А мы их встретим? Ты мне их покажешь?
Вот Маша с Мишей вышли на лесную полянку, где они увидели волка, лису, белку, зайца.
(Слайд 3. Изображение диких животных)
Маша: - Мишка, ух, ты! Какие они чудесные! И очень похожи на меня. У меня голова и у
них голова. У меня лицо и у них лицо. У меня руки и у них руки…
Миша: - Подожди, подожди, Маша, ты все перепутала. У животных никак у людей.
У человека лицо, а у животных… (морда - ответы детей),
У человека руки и ноги, а у животных …( лапы ),
У человека ногти, а у животных…( когти ),
У человека волосы, а у животных…( шерсть ),
У человека живот, а у животных…( брюхо ).
Вернулись Маша и Миша домой, в избушку, а там такой беспорядок. Пока не было хозяев
дома,
мышки-
шалунишки
порвали
все
книжки
с
картинками,
на
которых
были
нарисованы дикие животные. (Слайд 4. Изображение частей тела животных: уши, хвосты,
лапы). Стали Маша с Мишей клеить книжки.
Маша: - Это чей хвост нарисован? А это чьи лапы? Чьи уши? (Ответы детей.)
Миша с Машей прибрались в доме, поставили книжки на полку.
Миша: - Маша, вот как плохо поступили мышки, порвали все книжки. А книжки надо
беречь, не рвать. Из книг мы узнаем много нового и интересного.
Маша: - Я все поняла, буду беречь книжки. А теперь я хочу поиграть.
Миша: - Когда я был маленький, мы с братишками и сестренками любили играть. Давай с
тобой поиграем в одну интересную игру.
Физкультминутка
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так (наклоны в стороны, рука вперед)
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали, (подскоки на месте)
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Миша: - Ох, и устал же я с тобой. Пойду отдохну.
Маша: - Миш, а можно я пойду погуляю в лес?
Миша: - Нет. Одна в лес не ходи. Там тебя поджидает много опасностей
Маша: - Кто меня обидит? Заяц слабый. Еж безобидный. Белка маленькая.
Миша: - Ёж безобидный, а волк ... ( злой ).
Заяц слабый, а лось ... ( сильный ).
Белка ловкая, а медведь ... ( неуклюжий ).
Ёж доверчивый, а лиса ... ( хитрая ).
Маша: - Ну раз ты меня одну в лес не пускаешь, давай напечем пирожки и пригласим на
чай наших друзей диких животных.
Миша: - Ну, хорошо, уговорила. Я сейчас пошлю гонца, нашу сороку-белобоку. Она мигом
облетит весь лес и пригласит наших друзей.
В назначенный час стали собираться гости. (Слайд 3. Изображение диких животных).
После чаепития решили устроить соревнования, кто сильнее и быстрее. Еж пробежал
быстро, а заяц еще …( быстрее ). Волк поднял большую бочку, а медведь еще …( больше ).
Мышка прыгнула далеко, а Маша еще …( дальше ). Стали волк с лосем тянуть канат, волк
сильный, а лось еще … ( сильнее ). Только лиса с белкой все время вертелись перед
зеркалом, хвастались, у кого хвост красивее. У белки хвост пушистый, а у лисы еще …
( пушистее ).
Наступил вечер. Все гости разошлись. Маша стала укладываться спать.
Маша: - Миша, а дикие животные живут только в нашем лесу?
Миша: - Они живут и на Северном полюсе, и в жаркой Африке.
Маша: - Тогда мы с тобой поедем на Северный полюс!
Приключения Маши и Миши на Севере
Уговорила Маша Мишу лететь на Север. Приехали они в аэропорт, прошли к
самолету. (Слайд 1. Маша с Мишей у трапа самолета, звери-пассажиры).
Вышел пилот: - Самолет маленький и все звери не поместятся. Полетит тот из зверей, кто
живет на Севере. Маша с Мишей, помогите мне отобрать диких животных Севера.
Подходят к самолету заяц, лиса, морж, волк.(Слайд 2.)
Миша: - Полетит только …( морж ).
Подходят к самолету кабан, тюлень, лось, рысь.(Слайд 3.)
Миша: - Полетит только …( тюлень ).
Походят к самолету белый медведь, бобер, выдра, белка. (Слайд 4.)
Миша: - Полетит только …( белый медведь )
Подходят к самолету мышь, барсук, бурундук, песец. (Слайд 5)
Миша: - Полетит только…( песец )
Походят к самолету северный олень, еж, лось, лиса. (Слайд 6)
Миша: - Полетит только … ( северный олень ).
Миша: - Маша, посчитай и назови диких животных Севера, которые полетят с нами.
Прилетели они на Север. Пересели Маша с Мишей в оленью упряжку. (Слайд 7.)
Миша: - Поедем в гости к животным Севера. Сначала мы заедем к моржу. (Слайд 2.)
Маша: - А что он умеет делать?
Миша:- Морж умеет…( плавать, ловить рыбу, клыками разбивать лед )
Маша: - А что он ест?
Миша: - ( рыбу )
Миша: - Поедем теперь к северному оленю. (Слайд 6.)
Маша: - А что он умеет делать?
Миша: - Он … ( бегает в упряжке, возит людей и грузы )
Маша: - А что он ест?
Миша: - Он очень любит есть ягель.
Огляделась Маша кругом и говорит: - Ох, сколько же много здесь животных. Вот …( два
моржа, пять белых медведей, восемь оленей, три тюленя, четыре песца ) – (Слайд 8)
Маша: - Ох, Миша, и замерзла же я.
Миша: - Сейчас согреемся.
Физкультминутка «Оленьи упряжки»
Дети парами (тройками - «упряжки» - встают по кругу, руки подняты вверх и скрещены -
«рога». Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети бегут по кругу, высоко поднимая,
ноги в коленях.
Решили дикие животные Севера поиграть с Машей в прятки. Ищет-ищет Маша животных,
а найти не может. Расстроилась.
Миша: - Я тебе, Маша, помогу, вместе поищем. Посмотри, белый медведь выглянул из-за
сугроба, тюлень вынырнул из - под льдины, олень выглядывает из-за чума, песец выбежал
из-за куста.
Маша: - Ох, и трудно животных было найти. ( Белый медведь выглянул из-за сугроба,
тюлень вынырнул из - под льдины, олень выглядывает из-за чума, песец выбежал
из-за куста. )
Стали Маша с Мишей собираться домой. Их пришли провожать животные со своими
детенышами. Олень пришел с … ( оленятами ), белый медведь с …( медвежатами ), тюлень
с …( тюленятами ), морж с ( моржатами ).
Маша: Ох, не хочу жить на Севере. Очень холодно. Полетим в Африку.
Приключения Маши и Миши в Африке
Маша и Миша летят в самолете в Африку (Звучит музыкальная композиция В.
Шаинского «Чунга - Чанга»).
Маша: - Мишка, мне скучно. Сидим и молчим.
Миша: - А давай отгадывать загадки. Я буду загадывать, а ты будешь отгадывать название
животного.
Достает Миша книжку с загадками о диких животных жарких стран.
Миша: - Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями с деревьев.
( Жираф )
Этот зверь усатый.
Грозный, полосатый.
Он похож немножко
На большую кошку.
( Тигр )
Очень иного силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
( Слон )
Уж очень вид у них чудной:
У папы-локоны волной.
А мама ходит стриженой,
За что она обижена?
( Львы )
Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
( Черепаха )
Удивляется народ:
По реке бревно плывет.
( Крокодил )
С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки.
( Обезьяны )
Кто одни имеет рог?
( Носорог )
Миша: - Маша, все эти животные живут в жарких странах. Посмотри, вот они, в книжке.
(Слайд 1. Изображение животных жарких стран.)
Маша: - Мы уже прилетели, вот пальмы, мартышки.
Гуляет Миша с Машей по Африке, любуются животными. Вдруг откуда ни
возьмись – Бармалей.
Бармалей: - Я не отпущу вас домой, пока вы не справитесь с моим заданием.
Привел он Машу и Мишу к себе в пещеру. Стал показывать свои рисунки
животных.
Бармалей: - Расскажите мне об этом животном. Какое оно?
Маша и Миша: - Огромный, сильный, медлительный, добрый слон. Двугорбый,
опасный, быстрый, хищный лев.
Расстроился Бармалей, вздохнул тяжело, не хочется ему отпускать Машу и Мишу
домой.
Бармалей: - А теперь для вас еще одно задание. Эти звери живут кто в саванне, кто в
пустыне, кто в тропической лесу. Живут они группами. Сейчас я буду говорить про одного
животного, а вы про нескольких таких же животных. (Слайд 2. Изображение одного
животного и цифры)
Бармалей: - Это один длинношеий жираф. А как сказать про пять таких жирафов?
Маша: - ( Пять длинношеих жирафов )
Бармалей: - Это один двугорбый верблюд, а это..?
Маша: - ( Два двугорбых верблюда )
Бармалей: - Это один толстокожий бегемот, а это..?
Маша: - ( Семь толстокожих бегемотов )
Бармалей: - Это один однорогий носорог, а это..?
Маша: - ( Девять однорогих носорогов )
Бармалей: - Вы справились с заданием, хоть и жаль вас отпускать, но придется. Будьте
осторожны, животные Африки опасны!
Идут Маша с Мишей по джунглям, разговаривают.
Маша: - Миша, смотри, много львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов,
крокодилов, слонов, обезьян, жирафов, зебр.
Миша: - Конечно, хорошо в Африке, но пора домой.
Прилетели Маша с Мишей домой. Миша пошел на пасеку, а Маша села рисовать.
Вечером приходит Миша домой.
Миша: - Маша, а что ты рисовала?
Маша: - Я рисовала семью.
Миша: - Чью семью?
Маша: - Папа – лев, мама – львица, детёныш – львёнок, детёныши – львята.
верблюдица, верблюжонок, верблюжата.
Миша: - Мы с тобой были и на Севере, и в Африке, а все-таки дома лучше.
Маша: - Сколько же нового и интересного я узнала о животных.
Миша: - Многие животные, с которыми мы встречались во время нашего путешествия,
редкие, они занесены в Красную книгу. Поэтому их надо беречь и охранять!
Конец.