Напоминание

Маленький Пифагор


Автор: Рмазанова Рамина Гамиддиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 14 "УМКА"
Населённый пункт: г. Мегион
Наименование материала: Кружок
Тема: Маленький Пифагор
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дополнительная развивающая программа по ФЭМП старшая группа.

Воспитатели: Коваленко Н.В., Гамидова Рамина Гамиддиновна.

Пояснительная записка
. Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок ХХ1 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы. Формирование элементарных математических представлений также происходит в дошкольной образовательной организации. Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В ХVII-XIX вв. Я А.Коменский, ДЖ.Локк, И.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинский, М Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М.Леушиной. Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка (Л.С.Выготский). В исследованиях Л.А.Венгера, З.А.Михайловой, А.А.Смоленцевой, Л.И.Тихоновой и других показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике. В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний. Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л.З.Зак, З.А.Михайлова, Н.Н.Непомнящая и др.). В представленном плане рассматриваются следующие направления: - обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями примерной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей выполнение ФГОС ДО). -развитие ( развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико – грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно – логического мышления). -воспитание (формирование морально – волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций). Глубокий всесторонний, научно – обоснованный подход к диагностике позволяет создать объективную картину психофизического развития ребенка: выявить проблемы несформированности психических процессов, личностных качеств, необходимых будущему школьнику (любознательности, инициативности, самостоятельности); установить проблемы в знаниях, в том числе и по математике. Регулятором норм для развивающей работы в группе являются следующие
принципы
: -
научность
обучения, требующая усвоения детьми определенного содержания человеческой культуры. -
активность
в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе познания. -
системность
, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала. -
природосообразность
, требующая умения принимать ребенка таким, какой он есть, доверять ему, укрепляя его внутренние силы. -
личностно ориентированная
направленность обучения, сочетающаяся с коллективным и индивидуальным подходом к детям. -
развивающее
и
воспитываюшее
обучение, определяющее необходимость направленного формирования личности, т.е.
коррекционно - развивающее


обучение.

Основной формой обучения
детей математике являются
занятия,
т.к. на занятии определяются задачи, подбираются методы и приемы; обосновывается усвоение детьми определенного объема знаний, умений, навыков. На занятиях осуществляется освоение содержания основной образовательной программы ДОО.
Методы и приемы.

Практические :

Упражнения-
многократное повторение детьми умственных практических действий.
Упражнения подражательно – исполнительного
характера (перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Дается образец, затем ребенок выкладывает фигуру.)
Упражнения конструктивного характера
. (Например: из каких геометрических фигур составлен рисунок?).
Упражнения творческого характера.
(Предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.)
Словесные :
Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода. Живое слово воспитателя- образец для
подражания и усвоения
детьми литературных норм родного языка.
Объяснение и пояснение .

Указания:
эффективны, когда ребенок проговаривает действия при выполнении заданий: « Я заштриховываю елочку зеленым фломастером».
Педагогическая оценка
. Она помогает ребенку утвердиться в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Наглядные:
-демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?». - иллюстрации с изображением времени суток, - ситуации для составления задач, - циферблат часов, - показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, - демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.
Игровые:
Игровые методы предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д. Последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно – поискового метода как
моделирование.
Доступность этого метода для дошкольников отражена в трудах А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета другим предметом, изображенным знаком. Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения). Во второй половине года в старшей группе используются задания повышенной сложности:
-зрительные диктанты, -слуховые диктанты, -логические ситуации, требующие умозаключения, выполнчемые на наглядной основе, требующие сочетания зрительного анализа, -задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи, - задания на развитие мелкой мускулатуры пальцев, - игры с элементами ТРИЗа, - игры с блоками Дьенеша, палочками Х.Кюизенера. Так, широко известные
счетные палочки
оказываются не только счетным материалом, с их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя полочки ,как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит, преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.
Палочки Кюизенера
могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются «цветные» уравнения (сумма, разность, находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям. Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми
символами
и
знаками
. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут дошкольникам завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык. Всем известно, что
фольклор
создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способом доказательств. Владение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку в жизни. Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность. Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика, кодирование, декодирование), формированию интереса к ним помогает
игра
– одно из самых привлекательных для детей занятий.
Кружок «Маленькие Пифагоры»»

«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду
/ В.И. Логинова, В.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Е.А.Носовой. Разделы: «
Логико – математическое развитие дошкольников».
Девиз программы «Детство»:
«Чувствовать – Познавать – Творить».


Задача

программы –
способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
.

Основные задачи кружка –
способствовать развитию у детей умений и способностей:  оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;  сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;  проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;  рассказать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу игрового (практического) действия.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
 учить находить логические связи между группами предметов по размеру, форме; нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;  упражнять в обследовании геометрических фигур, предметов с целью определения формы - зрительно и осязательно-двигательным способом;  учить попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения углов, сторон, их количества; самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур;  учить самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства;  упражнять в отношениях групп предметов: по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине,); в последовательном увеличении (уменьшении) 3-10 предметов;  обобщать 3-10 предметов, по свойствам – размеру, количеству, форме и др.;  упражнять в сравнении предметов на глаз, путём приложения. Выделять на этой основе соответствия по форме, количеству, числу, размеру, удалённости, расположению и т.д.; находить отличия;  выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, пояснять последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру;  учить в обозначении количества до 5-10 числом и цифрой; в знании цифр от 0 до 10; в количественном и порядковому назначению числа;  учить обобщать группы предметов, по числу;  учить находить связи между числом, цифрой и количеством;  формировать умение в считывании однородных и разнородных предметов в разном расположении;  учить воспроизводить количество по образцу и числу;  упражнять в считывании и сравнении по свойствам, количеству и обозначающему его числу;  учить называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в роде, числе, падеже;
 учить отражать в речи способ практического действия – сравнения по форме, размеру; отвечать на вопросы;  показать детям независимость количества числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности; в изменении числа с добавлением одного предмета; в обобщении по размеру, числу;  зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой; отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом раньше, позже…;  пользоваться предлогами и наречиями; пояснять способ сопоставления, обнаружения соответствия;  дальнейшее расширение представлений о ней путем включения знаний и конкретизации уже освоенных в предыдущей возрастной группе сведений;  консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к познавательной деятельности, а также на тему того, как организовать дома познавательную деятельность ребенка.
Цель кружка:
сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.
Основные задачи и направления кружка
- создание условий, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения; развитие у детей память, мышление, воображение; формирование личностных качеств (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности); компенсировать дефицит речевого общения.
Обучение детей операциям:
 навыки счета в пределах 10,  сравнения двух чисел,  знаний геометрических фигур и тел,  классификации,  упорядоченности действий,  ориентировки во времени,  ориентировки в пространстве.
Развитие у детей:
 речи (умение рассуждать, доказывать),  произвольного внимания,  познавательных интересов,  творческого воображения.
Воспитание:
 коммуникативных навыков,  стремления к преодолению трудностей,  уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь одногруппникам.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КРУЖКА НА УЧЕБНЫЙ ГОД


Количество и счёт
 Закрепить представление о числах и цифрах до 10.  Дать представление о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.  Продолжать учить: считать по образцу и названному числу; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.  Познакомить с математическими знаками +, -, =, < , >.  Учить: отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.  Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10;  Учить, как из неравенства сделать равенство.  Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.  Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминается числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).
Величина
 Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие.  Развивать глазомер.  Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.  Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Геометрические фигуры
 Закрепить: знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.  Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек).  Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.  Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур.  Учить: выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры; выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.
Ориентировка во времени
 Закреплять и углублять временные представления о частях суток, времени года.  Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день был вчера, какой будет завтра.  Знакомить с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве
 Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.  Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.  Учить ориентироваться в тетради в клетку.
Логические задачи

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез. Для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х.Кюизенера, блоки Дьенеша.  Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к познавательной деятельности, а также на тему того, как организовать дома познавательную деятельность ребенка.
Коррекционные задачи:
- развитие общей и мелкой моторики; - развитие лексико-грамматического строя и связной речи; -развитие слухового внимания, мышления, памяти. формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: -форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Новизна кружка заключается
в том, что она предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Развитие элементарных математических представлений предполагает познавательное развитие, а это, в значительной степени, работа с информацией и обращение к элементам логического мышления. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому работа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Работа кружка составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса - - «Социально-коммуникативное развитие» происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх. - «Речевое развитие» – через обогащение активного словаря. - «Художественно-эстетическое развитие» – развитие сенсорного восприятия. - «Физическое развитие» – через развитие мелкой моторики обеих рук. - «Познавательное развитие» - происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, количестве, части и целом, ориентироки в пространстве.
Календарно - тематическое планирование кружок «Маленькие Пифагоры».


Октябрь
№п/п Тема Материал Автор Примечание 1. Анализ свойства объектов и выявление их наличие или отсутствие, -учить пользоваться знаками символами, -угадываем блоки способом перебора свойсв, -нахождение блоков по знакам символам, -группировка по свойствам (цвет,форма,размер) И.1,2-II; Блоки Дьенеша, образная игрушка,карточки- свойства (для II-III вариантов. Пособие 8, с.1-4 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «логико-математическое развитие дошкольников»стр.75. 2. Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: -строим дорожки, -ищем сходство, -находим ошибки И.2.1-2; И.2.3-2, И.2.4-2; Пособие 6,с.7-8. 3. Ориентируемся на знаки- символы свойств и их отрицания; Расшифровываем (декодируем) свойства: подбираем к каждому знаку блоки, называя, какие они (не красные, не квадратные, не синие и т.д.), -ищем выход, - строим дом, -обозначаем свойства знаками-символами. Пособие 6,с.1-5 И.6.1, И. 6.2 -1 И.7.1-1, Материалы: «Житейские истории», «Я загадаю-вместе отгадаем», Пособие 8,игры 2,3, «Угощение для медвежат-2», Пособие 4,с.10., Логические блоки. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.103,108,113. 4 «Строим дороги»-читаем схемы, следуем правилам. И.4.1-1 Таблицы с правилами построения дорог, логические блоки. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.90
Ноябрь.

5. «Логический поезд»- Пособие 4,с.26-27 ? З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр64. 6. «Заселяем двухэтажный дом»-ориентировка на знаки- символы свойств, разбивка и группировка по двум признакам, искать место каждому блоку. И.3.2-2 Логические блоки, карточки с изображением домиков. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 87 7. Счет и количество.»Строим лесенку»-использовать разноцветные полоски, считать квадратики в каждой полоске, называть, сколько их в каждой полоске, обозначать количество цифрой. Палочки Кюзенера. Пособие 3. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.64. 8. «Строим лесенку»- называем числа по порядку, обозначаем номера ступенек цифрами Пособия 2,3 Палочки Кюзенера. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.64.
Декабрь.
9 Узнаем,сколько раз уложится розовая палочка в оранжевой (бордовой,фиолетовой, красной),а голубая – в фиолетовой (синей). Палочки Кюзенера. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.64. 10 Придумываем и составляем картинки из палочек, сочиняем по ним истории, загадки, рассказы. Палочки Кюзенера. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.64.124 «Составляем коврики»34. 11 Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года». З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.64 12 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.64
Январь.

13 Анализируем свойства объектов,выявляем их наличие и отсутствие; -Составляем разные комбинации из двух свойств; -Пользуемся знаками – символами: -Помогаем спрятаться: -Ищем клад: -Угадываем блоки. И. 1.1-3; И. 1.3-2 И.1.2-2 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 74,78,75. 14 Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: -строим дорожки. -играем в домино, -ищем чем похожи И.2.1-2, 3 И. 2.2-2, 3 И.2.3-2, 3 И. 2.4-2, 3 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 79,80,81,82. 15 Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства: -строим дом, -ищем выход, -украшаем елку бусами. И.6.2-2 И.6.1 Пособие4 с.20-21, Материалы «День рождения», «рыбалка», «садовники». «строительство города», Пособие 4,с 18-19, З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.103, 109. Методические советы к пособию.
Февраль.
16 Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства. Пользуемся отрицанием и характеризуем блоки, Обозначаем свойства знаками-символами и «читаем»их, И. 7.1-2 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 113 17 «Читаем» схемы, следуем правилам И. 4.1-2 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 91
18 Разбиваем и группируем блоки по двум признакам: заселяем двухэтажный дом, указываем общее свойство группы, И. 3.2-1 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 18 19 Находим закономерности И.5.1 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр. 100
Март.
20 Разбиваем и классифицируем блоки по одному свойству И.8.1 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.118 21 Строим лесенку из полосок, палочек, «шагаем» по ней вверх и вниз, называем числа по порядку Пособия 2,3. 22 Находим в «сломанной» числовой лесенке пропущенные числа, восстанавливаем лесенку. 23 Измеряем палочками и полосками длину, ширину, высоту различных предметов, называем число условных мерок. Палочки Кюзинера
Апрель.
24 Продолжаем комбинировать два-три разных свойств и пользоваться знаками-символами: -ищем клад. -угадываем блоки И.1.3-2,3 И.1.2-2,3 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.77, 78,75,76. 25 Анализируем, сравниваем, находим одинаковые и разные блоки по двум-трем свойствам; следуем правилам, сами их придумываем: -играем в домино, -ищем сходство. И. 2.2-2,3 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.80 26 Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства: - ищем выход -играем в лото И. 6.1 И. 6.2-3 И.6.3-1 Материалы «Транспорт к выезду готов»,»Восстанавливаем З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.103, 110,111.
разрушенный город, Пособие 8, с.8, игра 5. 27 Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам: ищем место каждому блоку, придумываем логические деревья, домики для классификации. И.3.1-3 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр.84.
Май.
28. «Читаем» схемы и действуем по правилам, ориентируясь на два свойства: -строим дорожки, цепочки, выкладываем гусеницу. -«выращиваем « дерево. И.4.1-2,3 И.4.2-2 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр91,93. 95. 29 Зашифровыаем (кодируем), расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки: обозначаем свойства знаками-символами и «читаем» их, И.7.1-2,3. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр113. 30 Делим блоки, фигуры по двум признакам по –разному: По форме и размеру, по цвету и толщине; считаем, сколько получилось групп; определяем, в каких случаях получается групп больше, а в каких меньше. И.8.2 З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»стр119. 31 Составляем коврики из цветных палочек и цветных полосок, моделируем состав числа из двух меньших; называем состав числа (3 – это 2 и 1; 4 – это 3 и 1, 2 и 2, 5 – это 4и1,3и2). Палочки Кюизенера. 32 Выставка «Времена года. Весна. Лето» составляем тематические картинки по образцу и придумываем новые. Пособие 6,с.2,3. Литература: З.А.Михайлова, Е.А.Носова Логико –математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2013.


В раздел образования