Автор: Чекалина Елена Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ "Многопрофильный лицей №1799 г. Москвы", "Школа №19" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру Тема: "Полезные ископаемые. Гранит" Раздел: начальное образование
Учитель: Чекалина Е.В.
Цели : стимулировать интерес к природным богатствам;
ввести понятия "минералы", "горная порода", "полезные
ископаемые".
учить определять значение полезных ископаемых в
хозяйственной деятельности человека, рассказывать о
свойствах полезных ископаемых; выполнять исследование и
оформлять вывод;
развивать речь, логическое мышление, умение наблюдать,
сравнивать, обобщать и делать выводы.
Метапредметные умения.
Познавательные умения: различать минералы и горные
породы и обосновывать своё мнение; понимать значение
полезных ископаемых в хозяйственной деятельности
человека и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в
соответствии с планом; осуществлять взаимный контроль
и оказывать необходимую помощь; выполнять
взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения: строить понятные для
партнёра высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины; учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
договариваться и приходить к общему решению при
работе в паре и в группе.
Личностные умения: проявлять бережное отношение к
природным богатствам.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, микроскоп,
лупа,тетрадь по окружающему миру, технологическая карта
"Состав гранита", план рассказа о полезном ископаемом,
- 2 -
карточки с словами: "гранит", "минералы", "горная порода",
"лупа", "полевой шпат", "кварц", "слюда", план
практической работы, конверты с предложениями для
групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба»,
презентация к уроку.
Ход урока
1. Введение в тему.
- Во время каникул я гуляла по Москве и сделала
несколько фотографий, на мой взгляд, памятных мест
Москвы. Я принесла их на урок. Попробуйте узнать эти
места.
СДАЙД 2 - 1 фотогр.
СЛАЙД 3 - 2 фотогр.
СЛАЙД 4 - 3 фотогр.
СЛАЙД 5 - все три фотогр.
-Эти фотографии пригодятся нам сегодня на уроке. Всё, что
мы увидели на фотографиях сделано из одного и того же
камня - гранита.
(показ гранита) Термин на доску
-Гранит - это горная порода. Термин на доску
ФИЛЬМ 6
-Что вы узнали о граните?
- У гранита есть самое главное достоинство, это то, что он
очень прочный, а значит и долговечный. Свидетельство
этому множество зданий, в отделке фасада которых
использован этот материал. Ещё один плюс этого камня -
его красота. Множество расцветок, посмотрите.
СЛАЙД 7 - виды гранита
2. Практическая работа - исследование состава гранита.
- Почему же гранит такой долговечный и прочный? Мы
постараемся ответить на этот вопрос опытным путём.
- 3 -
-Мы будем исследовать гранит. Хотите узнать из чего
состоит гранит?
-Для этого нам необходимо провести практическую работу и
сделать технологическую карту. (раздать тех. карту и
образцы камней)
- Как вы думаете, какая цель будет нашей работы?
(определить, какие минералы входят в состав гранита)
-Запишите.
-Какие инструменты и приборы нам понадобятся?
(микроскоп, лупа)
В микроскопе есть один из основных элементов - это линза,
который помогает увеличить предмет в несколько раз. Мы
не будем работать с микроскопом. Но я вам раздам прибор
в котором есть линза. Он называется лупа. Что же такое
лупа? Термин на доску
СЛАЙД 8 - термин "лупа"
Лупа - оптический прибор, состоящий из линзы.
Предназначен для рассматривания мелких объектов плохо
различимых глазом.
-Запишите в оборудование: гранит, минералы, лупа.
- С помощью лупы мы исследуем гранит, и вы узнаете, из
каких минералов состоит эта горная порода. Данную работу
вы будете выполнять в паре. Вспомните правила работы в
паре.
- Давайте потренируемся работать с лупой. Найдите гранит
среди полезных ископаемых, положите перед собой. По
очереди возьмите лупу и поднесите её к граниту на такое
расстояние, как только увидите, что камень увеличился и
видны зёрна, составляющие гранит.
- Далее вы будете работать по такому плану.(проговорить
план работы с учащимися)
СЛАЙД 9 - план работы
- 4 -
План работы.
1. Рассмотрите гранит. Найдите цветные зёрна.
2. С помощью справочника и образцов минералов
определите состав гранита.
3. По результатам исследования заполните схему.
(Учащиеся работают в парах. Окончание работы
сигнализируют поднятием руки)
-Давайте проверим, как вы заполнили схему.
СЛАЙД 10 - схема "состав гранита"
- Сверьте свои результаты работы с результатами на экране
телевизора.
-Какой же вывод мы сможем сделать? Какие минералы
входят в состав гранита? (кварц, полевой шпат и слюда)
-Положите перед собой кварц. Затем положите полевой
шпат. А теперь слюду. Термины на доску
Запишем наш вывод в технологическую карту.
(Гранит состоит из трёх минералов: полевого шпата,
кварца и слюды. Гранит - это горная порода.)
- Как же так получилось, что все эти три минерала
оказались в составе гранита?
СЛАЙД 11 - образование гранита
Ф И З М И Н У Т К А
3. Применение полученных знаний в учебном задании.
Групповая работа.
- Следующую часть нашей работы вы будете выполнять в
группах. Вспомним правила работы в группах.
- 5 -
- Цель вашей работы - описать образец полезного
ископаемого по плану, используя информацию справочника
и материал в конверте.
Каждая группа будет описывать своё полезное ископаемое.
В конверте у вас информация про разные полезные
ископаемые, вы должны отобрать необходимый материал
для вашего полезного ископаемого и расположить
предложения так, что бы получился текст. План по
которому вы будете составлять текст я вам сейчас раздам.
1 группа - о кварце
2 группа - о полевом шпате
3 группа - о слюде
4 группа - о граните
План работы
1. Название полезного ископаемого.
2. Основные свойства.
3. Использование.
Название полезного ископаемого и план раздается группам.
Проверка. Каждый представитель от команды выходит к
доске и зачитывает полученный текст.(все представители
выходят сразу - 4 чел.). Все слушают и делают свои
замечания. Тексты вывешиваются на доске.
4. Рефлексия.
- Итогом нашей работы стала технологическая карта,
полученная из разных источников информации. Давайте
откроем тетрадь и вложим ёе. А теперь оценим результаты
нашей работы (тетр. с. 49).
-Что понравилось на уроке?
- Что было трудным на уроке?