Напоминание

"Полезные ископаемые. Гранит"


Автор: Чекалина Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Многопрофильный лицей №1799 г. Москвы", "Школа №19"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: "Полезные ископаемые. Гранит"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок по окружающему миру в 3 "Б" классе.

Тема: "Полезные ископаемые. Гранит"


Учитель: Чекалина Е.В.
Цели
: стимулировать интерес к природным богатствам; ввести понятия "минералы", "горная порода", "полезные ископаемые". учить определять значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, рассказывать о свойствах полезных ископаемых; выполнять исследование и оформлять вывод; развивать речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Метапредметные умения.

Познавательные умения:
различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с планом; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Личностные умения:
проявлять бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование:
образцы полезных ископаемых, микроскоп, лупа,тетрадь по окружающему миру, технологическая карта "Состав гранита", план рассказа о полезном ископаемом,
- 2 - карточки с словами: "гранит", "минералы", "горная порода", "лупа", "полевой шпат", "кварц", "слюда", план практической работы, конверты с предложениями для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба», презентация к уроку.
Ход урока

1. Введение в тему.
- Во время каникул я гуляла по Москве и сделала несколько фотографий, на мой взгляд, памятных мест Москвы. Я принесла их на урок. Попробуйте узнать эти места.
СДАЙД 2 - 1 фотогр.

СЛАЙД 3 - 2 фотогр.

СЛАЙД 4 - 3 фотогр.

СЛАЙД 5 - все три фотогр.
-Эти фотографии пригодятся нам сегодня на уроке. Всё, что мы увидели на фотографиях сделано из одного и того же камня - гранита. (показ гранита) Термин на доску -Гранит - это горная порода. Термин на доску
ФИЛЬМ 6
-Что вы узнали о граните? - У гранита есть самое главное достоинство, это то, что он очень прочный, а значит и долговечный. Свидетельство этому множество зданий, в отделке фасада которых использован этот материал. Ещё один плюс этого камня - его красота. Множество расцветок, посмотрите.
СЛАЙД 7
-
виды гранита

2. Практическая работа - исследование состава гранита.
- Почему же гранит такой долговечный и прочный? Мы постараемся ответить на этот вопрос опытным путём.
- 3 - -Мы будем исследовать гранит. Хотите узнать из чего состоит гранит? -Для этого нам необходимо провести практическую работу и сделать технологическую карту. (раздать тех. карту и образцы камней) - Как вы думаете, какая цель будет нашей работы? (определить, какие минералы входят в состав гранита) -Запишите. -Какие инструменты и приборы нам понадобятся? (микроскоп, лупа) В микроскопе есть один из основных элементов - это линза, который помогает увеличить предмет в несколько раз. Мы не будем работать с микроскопом. Но я вам раздам прибор в котором есть линза. Он называется лупа. Что же такое лупа? Термин на доску
СЛАЙД 8 - термин "лупа"
Лупа - оптический прибор, состоящий из линзы. Предназначен для рассматривания мелких объектов плохо различимых глазом. -Запишите в оборудование: гранит, минералы, лупа. - С помощью лупы мы исследуем гранит, и вы узнаете, из каких минералов состоит эта горная порода. Данную работу вы будете выполнять в паре. Вспомните правила работы в паре. - Давайте потренируемся работать с лупой. Найдите гранит среди полезных ископаемых, положите перед собой. По очереди возьмите лупу и поднесите её к граниту на такое расстояние, как только увидите, что камень увеличился и видны зёрна, составляющие гранит. - Далее вы будете работать по такому плану.(проговорить план работы с учащимися)
СЛАЙД 9 - план работы


- 4 -
План работы. 1. Рассмотрите гранит. Найдите цветные зёрна. 2. С помощью справочника и образцов минералов определите состав гранита. 3. По результатам исследования заполните схему. (Учащиеся работают в парах. Окончание работы сигнализируют поднятием руки) -Давайте проверим, как вы заполнили схему.
СЛАЙД 10 - схема "состав гранита"

-
Сверьте свои результаты работы с результатами на экране телевизора. -Какой же вывод мы сможем сделать? Какие минералы входят в состав гранита? (кварц, полевой шпат и слюда) -Положите перед собой кварц. Затем положите полевой шпат. А теперь слюду. Термины на доску Запишем наш вывод в технологическую карту. (Гранит состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца и слюды. Гранит - это горная порода.) - Как же так получилось, что все эти три минерала оказались в составе гранита?
СЛАЙД 11 - образование гранита

Ф И З М И Н У Т К А

3. Применение полученных знаний в учебном задании.
Групповая работа. - Следующую часть нашей работы вы будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах.
- 5 - - Цель вашей работы - описать образец полезного ископаемого по плану, используя информацию справочника и материал в конверте. Каждая группа будет описывать своё полезное ископаемое. В конверте у вас информация про разные полезные ископаемые, вы должны отобрать необходимый материал для вашего полезного ископаемого и расположить предложения так, что бы получился текст. План по которому вы будете составлять текст я вам сейчас раздам. 1 группа - о кварце 2 группа - о полевом шпате 3 группа - о слюде 4 группа - о граните План работы 1. Название полезного ископаемого. 2. Основные свойства. 3. Использование. Название полезного ископаемого и план раздается группам. Проверка. Каждый представитель от команды выходит к доске и зачитывает полученный текст.(все представители выходят сразу - 4 чел.). Все слушают и делают свои замечания. Тексты вывешиваются на доске.
4. Рефлексия.

-
Итогом нашей работы стала технологическая карта, полученная из разных источников информации. Давайте откроем тетрадь и вложим ёе. А теперь оценим результаты нашей работы (тетр. с. 49). -Что понравилось на уроке? - Что было трудным на уроке?


В раздел образования