Формирование представлений воспитанников детского дома о семье и семейных ценностях как условие их успешной социализации
Автор: Пак Алена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Детский дом № 2" Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: статья Тема: Формирование представлений воспитанников детского дома о семье и семейных ценностях как условие их успешной социализации Раздел: дополнительное образование
детского дома о семье и семейных ценностях как условие
их успешной социализации
Пак А.В., воспитатель
МБОУ «Детский дом № 2»,
г. Кемерово, Кемеровская область
Всем известен тот факт, что большая часть детей, воспитывающихся в
детском доме, попали в него из семей по тем или иным причинам. Из просто
детей
превратились
в
детей-сирот
(в
детском
доме
их
малая
часть,
как
правило, осиротели еще в младенчестве и в семье никогда не воспитывались)
и детей, оставшихся без печения родителей (в детском доме их большинство,
получили плохое представление о семье по причине асоциального поведения
родителей).
У
таких
социальных
сирот
не
сформировано
понятие
о
полноценной
семье,
отсутствуют
бытовые
умения,
н ап р и ме р ,
самообслуживания, не сформирована учебная мотивация, представления о
возможностях окружающего мира и общества, в «размытой» форме чувства
патриотизма, нет представлений о правах и обязанностях и наконец - это
физически
ослабленные
дети.
Таким
образом,
на
момент
поступления
в
детский дом семья для таких детей не является актуальной ценностью.
Кроме
того,
в
обществе
сложилось
негативное
отношение
к
выпускникам
учреждений
интернатного
типа
(УИТ).
В
Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы отмечено, что
«наряду
с
экономическими
потерями
в
результате
пребывания
детей
в
институциональных
условиях
общество
несет
огромные
социальные
издержки, связанные с социализацией выпускников УИТ, многие из которых,
с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной
дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей
деструктивного поведения в последующих поколениях».
Так как жить дальше детям, лишенным семейного очага, любви матери
и заботы отца и оказавшимся в детском доме? Как педагогам детского дома
вырастить
из
таких
детей
хороших
отцов
и
матерей,
способных
в
дальнейшем
создать
свою
полноценную
семью?
Вопросы
не
просто
актуальны, они имеют первостепенную значимость! Ответ же на них нашел
Президент Российской Федерации В. В. Путин. И он звучит так: «Каждый
ребенок детского дома должен обрести свою семью». И точка!
Вернется ли ребенок в кровную, при условии её социализации, семью,
или его усыновят, или возьмут под опеку родственники, другие люди – он
попадет
в
семью.
Если
по
каким-то
причинам
не
удастся
его
семейное
жизнеустройство
то,
покинув
стены
детского
дома,
выпускник
начнёт
самостоятельную жизнь, наполненную учебой и бытовыми заботами, а по
мере взросления создаст свою семью. Все, кто сталкивается с «нашими»
выпускниками, знает, что для «детдомовцев» создание своей собственной
семьи – это едва ли не самая заветная мечта. Однако статистика показывает,
что они чаще, чем их «домашние» сверстники, терпят неудачи, оказываются
неспособными
создать
благополучную
семью,
сохранить
ее,
если
она
создается.
Чтобы в своей будущей семье ребенок смог легко адаптироваться и
стать ее полноправным членом, необходимо сформировать у него позитивный
образ
семьи,
тщательно
подготовить
его
к
жизни
в
семье,
что
должно
осуществляться
в
ходе
специального
психолого-медико-социально-
педагогического
воздействия.
Эффективность
этого
процесса
зависит
от
создания
определенных
организационно-педагогических
условий
(специально организованной социально-педагогической среды и обучения
воспитанников).
МБОУ
«Детский
дом
№
2»
с
2009
года
является
инновационной
площадкой
Департамента
образования
и
науки
Кемеровской
области
по
направлению «Создание эффективных механизмов адаптации и социализации
детей,
нуждающихся
в
поддержке
государства»
по
темам:
«Развитие
семейных форм устройства воспитанников» и «Методическое сопровождение
приемных
семей».
В
соответствии
с
нормативными
и
правовыми
документами, например, Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014г.
№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения
родителей»,
письмом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 18.06.2013г. № ИР-590/07 «О совершенствовании
деятельности
организаций
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей», действующего Устава, переданных полномочий от
органов
опеки
и
попечительства,
в
детском
доме
активно
реализуется
политика профилактики сиротства (в том числе вторичного) и семейного
жизнеустройства детей, направленная на повышение качества их жизни и
воспитание будущего семьянина.
В детском доме:
-создана
специально-организованная
социально-педагогическая
воспитательно-образовательная
среда,
которая
располагает
особым
жизненным
пространством
(условия
быта
и
жизнедеятельности
детей
максимально приближены к домашним; дети объединены в группы (семьи)
по
родственному
признаку;
единое
жизненное
пространство
группы
(и
детского
дома
в
целом)
имеет
единые
правила
и
требования,
традиции,
выработанные этой семьей; еженедельное участие в семейном Совете, где
подводятся итоги за неделю, решаются вопросы и проблемы, обсуждаются
дела повседневного быта. В результате такой деятельности дети становятся
активными, у них формируется привычка решать вопросы всей семьи, нести
ответственность за дела семьи, дорожить ее честью. Организация работы в
семейной группе построена таким образом, чтобы она могла реально на
практике реализовывать, основные функции семьи;
-
созданы,
апробированы
и
внедрены
в
практику
воспитательно-
образовательного
процесса
программы,
направленные
на
социализацию
воспитанников,
подготовку
к
переходу
в
кровные
и
приемные
семьи,
сопровождение
приемных
семей,
формирование
функций
семьянина
в
условиях
детского
дома,
в
которых
большое
значение
придается
формированию
семейных
ценностей.
Обучение
детей-сирот
проводится
воспитателями, специалистами Центра развития семейных форм устройства
на
основе
учета
личностных
особенностей
воспитанников
и
специфики
предполагаемого содержания программы, определяющей формы и методы
воспитания, позволяющей использовать индивидуальный подход к каждому
ребенку, строить взаимоотношения между детьми и педагогами. Воспитатели
проводят занятия в рамках воспитательных часов, их тематика перекликается
с
тематикой
занятий
педагогов
дополнительного
образования.
Все
дети
являются
участниками
социально-значимых
проектов
(Муниципального
уровня: «Приемные семьи», «Мы вместе», «Мир детства без жестокости»;
уровня детского дома: «Счастливые семьи - доброе дело родному Кузбассу»,
«По главной улице с оркестром и музыкой в сердце!», «Шторы в интерьере»,
«Активная молодежь выбирает ЗОЖ»).
Так, в рамках реализации программы «Я готовлюсь к жизни в семье»
методического комплекса «Социализация воспитанников в условиях детского
дома» комплексной программы «Я в современном мире» (авторы-составители
-
педагоги
детского
дома,
рецензия
КРИПКиПРО)
дети
семейных
групп
посещают
творческие
объединения
дополнительного
образования:
«Вокальная
студия
«Искорки»,
«Художественная
мастерская
«Истоки»,
«Жозефина»,
«Лоскуток»,
«Цветик-семицветик»,
«Лампадка»,
занятия
в
музыкальной
и
в
воскресной
школах.
С
воспитанниками
проводятся
библиотечные
уроки,
экскурсии,
семейные
чаепития,
встречи
с
семьями,
имеющими добропорядочную репутацию, конкурсы нравственно-правовой
тематики, диспуты, беседы, игры.
В период с 2014 по 2016 гг. воспитателем Пак А. В. для воспитанников
10-16 лет была проведена серия занятий по обобщенной теме «Семья и
семейные ценности».
Цели одного из таких занятий:
- формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой
ценности,
пропаганда
духовно-нравственных
семейных
традиций
и
ценностей;
- формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой
жизни;
-развитие коммуникативных компетентностей воспитанников.
Задачи:
-
создать
условия
для
развития
у
детей
нормативного
восприятия
позитивных семейных ценностей, гармоничного образа семьи;
- способствовать возрождению нравственно-этических норм, ценностей
и традиций семейного уклада;
- воспитывать у детей ответственное отношение к созданию в будущем
своей семьи.
На занятии были использованы следующие приемы и виды работы:
- сделаны в качестве домашнего задания инсценировки сказки В. А.
Сухомлинского «Цветок и лепесток» и притчи «Об одиноком мальчике»;
- создан синквейн «Семья» и кластер «Задачи семьи»;
- проведена работа с первоисточниками (Библия);
- работа в группе - составление схемы «Моя семья»;
-проведена викторина и рефлексия.
Занятие сопровождалось компьютерной презентацией, использовался
раздаточный материал: карта РФ, «Семейный кодекс РФ», «Конвенция о
правах
ребенка»,
видеофрагменты,
музыкальное
сопровождение,
икона
Святых «Петра и Февронии».
В ходе занятия было раскрыто понятие «Семья», была рассмотрена
структура
семьи
(полные,
неполные,
многодетные,
бездетные,
2-х
поколенные семьи и т.д.). Актуализация знаний была осуществлена через две
игры:
«Помогите
деткам
найти
родителей»
и
«Кто
кому
кто?».
Было
рассмотрено понятия «ценность» и «семейная ценность». Далее с детьми
были рассмотрены функции семьи и ее качества (синквейн «Семья»), была
проведена
веселая
викторина
(«Какой
математический
термин
часто
использует супруг, говоря о своей жене?» а) Половинка; в) Осьмушка; б)
Четвертинка; г) Десятинка). Дети просмотрели домашнее задание и обсудили
две инсценировки (сказку В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток» и притчу
«Об одиноком мальчике») и пришли к выводу, что все члены семьи сильны
только тогда, когда вместе, а по отдельности - слабы и уязвимы. «Семья в
православной культуре» была рассмотрена в работе с первоисточником –
детям зачитывались выдержки из Евангелия, дети фиксировали основные
ценности семейной жизни по православному канону в таблице. Также были
рассмотрены проблемы семьи, дети составляли схему «Моя семья», делились
на 2 группы, представив, что каждая группа – это отдельная семья и писали в
окошечках «домика» слова, характеризующие идеальную, по их мнению,
семью и отношения между ее членами. Было уделено внимание и семейным
праздникам.
О
празднике
«День
семьи,
любви
и
верности»,
который
празднуется в нашей стране 8 июля, когда вспоминают Святых Петра и
Февронию, детям рассказала руководитель воскресной школы «Лампадка»
Щербицкая Л.Л.
В итоге дети пришли к выводу, что их группу тоже можно назвать
семьей. На данном занятии дети построили макет семьи, который в будущем
поможет им создать свои семьи, в которых будут жить любовь, добро и
понимание.
Проведение
таких
занятий
существенно
влияет
на
сознание
воспитанников, у детей также формируются представления о семье и не
только теоретические, но и практические. Дети учатся выполнять различные
виды
домашнего
труда,
получают
умения
ведения
бюджета,
оплаты
коммунальных
услуг.
Т.е.
у
них
постепенно
формируются
навыки,
необходимые им во взрослой жизни. В группе-семье накапливаются свои
традиции,
формируется
свой
уклад,
которые
создают
посиделки
с
чаем,
походы
в
любимые
места
отдыха,
оформление
семейного
альбома,
развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, караоке, семейное чтение),
просмотры
фильмов
на
тематику
семьи
и
семейных
ценностей
с
последующим обсуждением.
Воспитанники
семейных
групп
активно
участвуют
в
общественной
жизни детского дома, города, страны и даже мира! Так дети, состоящие в
детском
творческом
союзе
детского
дома
(ДТС
«Будущее
России»)
ДТС
«Добро», в феврале 2015г. сшили варежки мишкам коала, пострадавшим в
лесных пожарах в Австралии, и отправили посылку в IFAW. А в мае 2015г.
внесли свой вклад в акцию «Дети Донбасса».
Система работы, сложившаяся в семейных группах учит детей любви,
уважению,
взаимопониманию,
долгу
перед
близкими,
терпению,
дружбе,
верности – т.е. тем ценностям, которые воспитываются именно в семье.
Педагоги
формируют
у
детей
мотив
познания
семейных
ценностей,
вооружают
их
первичными
умениями
жизни
в
группе,
в
обществе,
т.е.
обеспечивают их первичную социализацию в условиях детского дома. Дети
тем самым комплексно подготавливаются к переходу в семьи, обеспечивается
и
наполняется
содержанием
процесс
передачи
воспитанников
в
семьи
граждан, выполняются полномочия, переданные детскому дому от органов
опеки и попечительства. Тем более, что в 2014 году более 80 детей детского
дома уже обрели семьи.
Однако, мы отлично понимаем, что приобрести семейные ценности и
по-настоящему понять, что «они мои», дети могут только в конкретной семье,
пусть даже в замещающей. В семье, где у ребенка есть мама, папа, брат,
сестра, бабушки, дедушки, тети, дяди, друзья, т.е. свои «личные», любящие и
надежные люди!
Литература:
1.
Прихожан,
А.
М.,
Толстых,
Н.
Н.
Психология
сиротства
[Текст]
/
А.
М.
Прихожан, Н. Н. Толстых. - 2-е изд.– СПб.: Питер, 2005. - с.137-244.