Напоминание

Формирование представлений воспитанников детского дома о семье и семейных ценностях как условие их успешной социализации


Автор: Пак Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Детский дом № 2"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений воспитанников детского дома о семье и семейных ценностях как условие их успешной социализации
Раздел: дополнительное образование





Назад





Формирование представлений воспитанников

детского дома о семье и семейных ценностях как условие

их успешной социализации

Пак А.В., воспитатель

МБОУ «Детский дом № 2»,

г. Кемерово, Кемеровская область
Всем известен тот факт, что большая часть детей, воспитывающихся в детском доме, попали в него из семей по тем или иным причинам. Из просто детей превратились в детей-сирот (в детском доме их малая часть, как правило, осиротели еще в младенчестве и в семье никогда не воспитывались) и детей, оставшихся без печения родителей (в детском доме их большинство, получили плохое представление о семье по причине асоциального поведения родителей). У таких социальных сирот не сформировано понятие о полноценной семье, отсутствуют бытовые умения, н ап р и ме р , самообслуживания, не сформирована учебная мотивация, представления о возможностях окружающего мира и общества, в «размытой» форме чувства патриотизма, нет представлений о правах и обязанностях и наконец - это физически ослабленные дети. Таким образом, на момент поступления в детский дом семья для таких детей не является актуальной ценностью. Кроме того, в обществе сложилось негативное отношение к выпускникам учреждений интернатного типа (УИТ). В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы отмечено, что «наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников УИТ, многие из которых, с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях». Так как жить дальше детям, лишенным семейного очага, любви матери и заботы отца и оказавшимся в детском доме? Как педагогам детского дома вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою полноценную семью? Вопросы не просто актуальны, они имеют первостепенную значимость! Ответ же на них нашел Президент Российской Федерации В. В. Путин. И он звучит так: «Каждый ребенок детского дома должен обрести свою семью». И точка!
Вернется ли ребенок в кровную, при условии её социализации, семью, или его усыновят, или возьмут под опеку родственники, другие люди – он попадет в семью. Если по каким-то причинам не удастся его семейное жизнеустройство то, покинув стены детского дома, выпускник начнёт самостоятельную жизнь, наполненную учебой и бытовыми заботами, а по мере взросления создаст свою семью. Все, кто сталкивается с «нашими» выпускниками, знает, что для «детдомовцев» создание своей собственной семьи – это едва ли не самая заветная мечта. Однако статистика показывает, что они чаще, чем их «домашние» сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она создается. Чтобы в своей будущей семье ребенок смог легко адаптироваться и стать ее полноправным членом, необходимо сформировать у него позитивный образ семьи, тщательно подготовить его к жизни в семье, что должно осуществляться в ходе специального психолого-медико-социально- педагогического воздействия. Эффективность этого процесса зависит от создания определенных организационно-педагогических условий (специально организованной социально-педагогической среды и обучения воспитанников). МБОУ «Детский дом № 2» с 2009 года является инновационной площадкой Департамента образования и науки Кемеровской области по направлению «Создание эффективных механизмов адаптации и социализации детей, нуждающихся в поддержке государства» по темам: «Развитие семейных форм устройства воспитанников» и «Методическое сопровождение приемных семей». В соответствии с нормативными и правовыми документами, например, Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2013г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующего Устава, переданных полномочий от органов опеки и попечительства, в детском доме активно реализуется политика профилактики сиротства (в том числе вторичного) и семейного жизнеустройства детей, направленная на повышение качества их жизни и воспитание будущего семьянина. В детском доме:
-создана специально-организованная социально-педагогическая воспитательно-образовательная среда, которая располагает особым жизненным пространством (условия быта и жизнедеятельности детей максимально приближены к домашним; дети объединены в группы (семьи) по родственному признаку; единое жизненное пространство группы (и детского дома в целом) имеет единые правила и требования, традиции, выработанные этой семьей; еженедельное участие в семейном Совете, где подводятся итоги за неделю, решаются вопросы и проблемы, обсуждаются дела повседневного быта. В результате такой деятельности дети становятся активными, у них формируется привычка решать вопросы всей семьи, нести ответственность за дела семьи, дорожить ее честью. Организация работы в семейной группе построена таким образом, чтобы она могла реально на практике реализовывать, основные функции семьи; - созданы, апробированы и внедрены в практику воспитательно- образовательного процесса программы, направленные на социализацию воспитанников, подготовку к переходу в кровные и приемные семьи, сопровождение приемных семей, формирование функций семьянина в условиях детского дома, в которых большое значение придается формированию семейных ценностей. Обучение детей-сирот проводится воспитателями, специалистами Центра развития семейных форм устройства на основе учета личностных особенностей воспитанников и специфики предполагаемого содержания программы, определяющей формы и методы воспитания, позволяющей использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, строить взаимоотношения между детьми и педагогами. Воспитатели проводят занятия в рамках воспитательных часов, их тематика перекликается с тематикой занятий педагогов дополнительного образования. Все дети являются участниками социально-значимых проектов (Муниципального уровня: «Приемные семьи», «Мы вместе», «Мир детства без жестокости»; уровня детского дома: «Счастливые семьи - доброе дело родному Кузбассу», «По главной улице с оркестром и музыкой в сердце!», «Шторы в интерьере», «Активная молодежь выбирает ЗОЖ»). Так, в рамках реализации программы «Я готовлюсь к жизни в семье» методического комплекса «Социализация воспитанников в условиях детского дома» комплексной программы «Я в современном мире» (авторы-составители - педагоги детского дома, рецензия КРИПКиПРО) дети семейных групп посещают творческие объединения дополнительного образования: «Вокальная студия «Искорки», «Художественная мастерская «Истоки», «Жозефина», «Лоскуток», «Цветик-семицветик», «Лампадка», занятия в
музыкальной и в воскресной школах. С воспитанниками проводятся библиотечные уроки, экскурсии, семейные чаепития, встречи с семьями, имеющими добропорядочную репутацию, конкурсы нравственно-правовой тематики, диспуты, беседы, игры. В период с 2014 по 2016 гг. воспитателем Пак А. В. для воспитанников 10-16 лет была проведена серия занятий по обобщенной теме «Семья и семейные ценности». Цели одного из таких занятий: - формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и ценностей; - формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни; -развитие коммуникативных компетентностей воспитанников. Задачи: - создать условия для развития у детей нормативного восприятия позитивных семейных ценностей, гармоничного образа семьи; - способствовать возрождению нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада; - воспитывать у детей ответственное отношение к созданию в будущем своей семьи. На занятии были использованы следующие приемы и виды работы: - сделаны в качестве домашнего задания инсценировки сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток» и притчи «Об одиноком мальчике»; - создан синквейн «Семья» и кластер «Задачи семьи»; - проведена работа с первоисточниками (Библия); - работа в группе - составление схемы «Моя семья»; -проведена викторина и рефлексия. Занятие сопровождалось компьютерной презентацией, использовался раздаточный материал: карта РФ, «Семейный кодекс РФ», «Конвенция о
правах ребенка», видеофрагменты, музыкальное сопровождение, икона Святых «Петра и Февронии». В ходе занятия было раскрыто понятие «Семья», была рассмотрена структура семьи (полные, неполные, многодетные, бездетные, 2-х поколенные семьи и т.д.). Актуализация знаний была осуществлена через две игры: «Помогите деткам найти родителей» и «Кто кому кто?». Было рассмотрено понятия «ценность» и «семейная ценность». Далее с детьми были рассмотрены функции семьи и ее качества (синквейн «Семья»), была проведена веселая викторина («Какой математический термин часто использует супруг, говоря о своей жене?» а) Половинка; в) Осьмушка; б) Четвертинка; г) Десятинка). Дети просмотрели домашнее задание и обсудили две инсценировки (сказку В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток» и притчу «Об одиноком мальчике») и пришли к выводу, что все члены семьи сильны только тогда, когда вместе, а по отдельности - слабы и уязвимы. «Семья в православной культуре» была рассмотрена в работе с первоисточником – детям зачитывались выдержки из Евангелия, дети фиксировали основные ценности семейной жизни по православному канону в таблице. Также были рассмотрены проблемы семьи, дети составляли схему «Моя семья», делились на 2 группы, представив, что каждая группа – это отдельная семья и писали в окошечках «домика» слова, характеризующие идеальную, по их мнению, семью и отношения между ее членами. Было уделено внимание и семейным праздникам. О празднике «День семьи, любви и верности», который празднуется в нашей стране 8 июля, когда вспоминают Святых Петра и Февронию, детям рассказала руководитель воскресной школы «Лампадка» Щербицкая Л.Л. В итоге дети пришли к выводу, что их группу тоже можно назвать семьей. На данном занятии дети построили макет семьи, который в будущем поможет им создать свои семьи, в которых будут жить любовь, добро и понимание. Проведение таких занятий существенно влияет на сознание воспитанников, у детей также формируются представления о семье и не только теоретические, но и практические. Дети учатся выполнять различные виды домашнего труда, получают умения ведения бюджета, оплаты коммунальных услуг. Т.е. у них постепенно формируются навыки, необходимые им во взрослой жизни. В группе-семье накапливаются свои традиции, формируется свой уклад, которые создают посиделки с чаем, походы в любимые места отдыха, оформление семейного альбома,
развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, караоке, семейное чтение), просмотры фильмов на тематику семьи и семейных ценностей с последующим обсуждением. Воспитанники семейных групп активно участвуют в общественной жизни детского дома, города, страны и даже мира! Так дети, состоящие в детском творческом союзе детского дома (ДТС «Будущее России») ДТС «Добро», в феврале 2015г. сшили варежки мишкам коала, пострадавшим в лесных пожарах в Австралии, и отправили посылку в IFAW. А в мае 2015г. внесли свой вклад в акцию «Дети Донбасса». Система работы, сложившаяся в семейных группах учит детей любви, уважению, взаимопониманию, долгу перед близкими, терпению, дружбе, верности – т.е. тем ценностям, которые воспитываются именно в семье. Педагоги формируют у детей мотив познания семейных ценностей, вооружают их первичными умениями жизни в группе, в обществе, т.е. обеспечивают их первичную социализацию в условиях детского дома. Дети тем самым комплексно подготавливаются к переходу в семьи, обеспечивается и наполняется содержанием процесс передачи воспитанников в семьи граждан, выполняются полномочия, переданные детскому дому от органов опеки и попечительства. Тем более, что в 2014 году более 80 детей детского дома уже обрели семьи. Однако, мы отлично понимаем, что приобрести семейные ценности и по-настоящему понять, что «они мои», дети могут только в конкретной семье, пусть даже в замещающей. В семье, где у ребенка есть мама, папа, брат, сестра, бабушки, дедушки, тети, дяди, друзья, т.е. свои «личные», любящие и надежные люди! Литература: 1. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - 2-е изд.– СПб.: Питер, 2005. - с.137-244.


В раздел образования