Напоминание

"Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"


Автор: Антипина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Березка"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Семенов
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Автор: Антипина Ирина Александровна, воспитатель 1 кв. категории МБДОУ детский сад №7 «Березка» Нижегородская область, город Семенов И в десять лет, и в семь, и в пять, Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем : были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. В. Берестов Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Современные педагоги должны воспитывать творчески активных людей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «… содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка. Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Из всех видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками рисования, учатся работать с цветовыми гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют, ребёнок имеет возможность использовать и изучать свойства различных материалов. Может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление. Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Сначала использовала методы нетрадиционного рисования в форме индивидуальной работы, затем стала использовать на организованной деятельности. Увидев интерес и желание детей, разработала программу кружка «Фантазеры», в которой продумала перспективное планирование с детьми старшей группы и разнообразные техники. Мои воспитанники узнали, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д., познакомились c разными способами окрашивания,
различными методом набрызгивания краски. Дети узнали, что рисовать можно не только на бумаге и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения c помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты), c помощью природного материала (листьев деревьев, коры, бересты), разрисовывать камушки и т. п. На начальном этапе детей знакомила с самыми простыми способами – это рисование ладошкой, пальчиками, отпечатки листьев, рисование жесткой кистью, м я т о й б у м а г о й , р и с о в а н и е с п о м о щ ь ю ш т а м п о в . Делая отпечатки ладоней на бумаге, дети создают яркие образы животных, сказочных птиц, цветов и т.д. Эта техника очень проста и подойдет даже для малышей, впервые пробующих рисовать. Затем пробовали более сложные способы: кляксография, набрызг, монотипия, рисование мыльными пузырями. Кляксография с нитью. Образуются причудливые линии и пятна, которые можно превратить с помощью карандаша в какой-либо образ. Тема: «Невиданный зверь» Набрызг. Рисунок в этой технике выполнялся жесткой кистью или зубной щеткой. Обмакивание кисть в гуашь и разбрызгивание по листу. Тема: «Радуга – дуга». Монотипия
.
Эта техника использовалась для зеркального отражения объектов. С ее помощью получались симметричные предметы или отражение на водной глади. Тема: «Цветы в горшочках» Рисование с помощью мыльных пузырей.Краска смешивалась с жидким мылом и выдувалась при помощи трубочки для коктейля на лист. Тема «Подводное царство» Рисование с помощью штампов.Дети очень любят оставлять отпечатки различных предметов на бумаге. Я использовала штампы из поролона, ластика и овощей. Раздувание краски. При помощи этой техники мы создавали изображения деревьев, кустарников, необычных растений, кораллов. Капали на лист бумаги каплю краски и раздували ее при помощи трубочки для коктейля. Тема: «Сказочный лес» В своем образовательном учреждении я провела открытый просмотр организованной деятельности с использование нетрадиционных техник «В гости к художнику», на котором, воспитанники могли продемонстрировать свои навыки и выбор любой знакомой техники. Эти техники позволяли создавать очень выразительные художественные образы, даже тем, кому трудно выразить себя в линии. Каждый мог выбрать наиболее близкий ему способ рисования. Главное то, что нетрадиционное рисование способствует поддержанию положительного отношения детей к
изобразительной деятельности и удовлетворению потребности в художественном выражении. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь" Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Список литературы: 1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003» 2.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г. 3.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18. 4.Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9. 5.Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11 6.Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.


В раздел образования