Напоминание

Мониторинг личностных результатов начального общего образования МБОУ "Лицей №2" с учетом регионального компонента


Автор: Федорова Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мониторинг личностных результатов начального общего образования МБОУ "Лицей №2" с учетом регионального компонента
Раздел: начальное образование





Назад





ХМАО-ЮГРА, г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Мониторинг личностных результатов

начального общего образования

МБОУ «Лицей №2»

с учетом регионального компонента

Разработчики:

Педагог-психолог Е.М. Федорова
1
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Основная часть 6 2.1.Содержание мониторинга личностных результатов 6 2.2.Планируемые результаты регионального компонента 7 2.3.Структура управления мониторингом личностных результатов 8 2.4.Принципы мониторинга личностных результатов 9 2.5.Функции мониторинга личностных результатов 9 2.6.Система мониторинга личностных результатов на уровне ученика в МБОУ «Лицей №2». 10 2.7.Обоснование выбора диагностического инструментария 10 2.8.Организация мониторинга на уровне ученика 10 2.9.Структура диагностической работы 11 2.10. Индикаторы мониторинга личностных результатов на уровне ученика 11 3. Список литературы 12 Приложения. Диагностический инструментарий 13 2

1. Пояснительная записка

к мониторингу личностных результатов основной образовательной

программы начального общего образования в МБОУ «Лицей №2» с

учетом регионального компонента
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие
обучающихся. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции:
предметные, метапредметные и личностные
. В МБОУ «Лицей №2» разработана система мониторинга, основанная на научной психологии и технологии формирования и оценки развития школьника. Мониторинг р а з р а б о т а н н а о с н о в е Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Данные о достижении личностных результатов являются составляющими системы внутреннего мониторинга индивидуальных достижений обучающихся (индивидуальный маршрут личностного развития), однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральнымзаконом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений в МБОУ «Лицей №2»:  внесение изменений план внеурочной деятельности;  внесение изменений в программу воспитательной деятельности;  ведение дополнительных индивидуальных занятий (образовательных маршрутов) для обучающихся;  проведение консультативной работы с педагогами, обучающимися и родителями;  проведение психолого-педагогических консилиумов;  создание психологических условий успешной адаптации и социализации обучающихся. Необходимость измерения
личностных качеств
позволяет разработать систему психолого-педагогической диагностики для измерения указанных компетенций. В связи с этим модернизирована система управления лицеем: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение стандарта начального общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в МБОУ «Лицей №2», определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность для всех участников образовательных отношений. Разработанная система мониторинга, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным и воспитательным процессом МБОУ «Лицей №2», поскольку результаты его деятельности предполагают оценку
качества

обучения

и

уровень

воспитанности
в МБОУ «Лицей №2» по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательных отношений.
Личностные
планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для обучающихся начального общего образования – это: 3

Выпускник начального общего образования – это

обучающийся
: - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтере сованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.  формирование положительной «Я» - концепции, опыта самопознания и личностной самооценки;  формирование основ гражданской идентичности;  начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;  адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);  выражение собственного мнения, позиции;  овладение культурой общения и поведения. Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать с взрослыми, совместно с другими обучающимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей. В основной образовательной программе начального общего образования каждое учреждение прописывает портрет выпускника начального общего образования. А именно по требованиям ФГОС он должен быть таким:
Каждый

пункт

«портрета

выпускника»

говорит

о

необходимости

формирования ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

Назначение мониторинга
– повышение уровня образования
Целью мониторинга комплексная оценка личностных результатов обувающегося,

класса, начального общего образования..

Задачи:
1. обеспечить создание условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования; 2. выявить психологические и образовательные изменения во внутреннем и во внешнем мире обучающихся; 3. соотнести поставленные цели с полученными на планируемый период результатами; 4. систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; 4
5. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; 6. создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Предмет мониторинга
являются личностные компетенции, фиксируемые через систему соответствующих показателей.
Субъектами мониторинга
выступают обучающиеся. 5

2.

Основная часть

2.1. Содержание мониторинга личностных результатов.
Система получения точных данных о состоянии личностного развития в МБОУ «Лицей №2», принятия организационных решений может быть обеспечена посредством систематического наблюдения, оценки, анализа и прогноза, в плане их соответствия стандартами ФГОС, которые определяют информационное поле мониторинга в МБОУ «Лицей №2». Помимо этого, исходя из ряда общеметодологических принципов квалиметрии, выделяются следующие
ЦЕЛЕВЫЕ

УСТАНОВКИ
изучения личностного развития обучающихся, подлежащие количественной и качественной оценке, в частности:
Целевые

установки

требований к

результатам в

соответствии с

ФГОС

Планируемые результаты

Самоопределение

Смыслообразован

ие

Морально-этическая

ориентация

1.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; Формирование ценностей многонациональн ого российского общества. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Сформирована/ внутренняя позиция на уровне положительного отношения к представителям других народов страны. Проявление эмоционально- положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям. Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости. Разнообразия культур как демократических гражданских ценностей. Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я - гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю. Сформированы основы внутренней мотивации Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя) Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности
2.
Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве. Сформирован учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
3.
Формирование уважения к иному Понимание чувств других людей и сопереживание им. Толерантное отношение и уважение к Ориентация в нравственном содержании и смысле 6
мнению, истории и культуре других народов. культуре других народов. поступков – как собственных, так и других людей.
4.
Принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного преобладании учебно- познавательных мотивов. Сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности. Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к лицею, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов. Способность оценить свои поступки в позиции «Я – школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.
5.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни. Понимание и следование деятельности нормам эстетики Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
6.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.
7.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении и поступках. Сформирована мотивация в концепции «Здоровый человек – успешный человек». Сформирована способность к решению моральных делем на основе учета позиций партнеров в общении
2.2. Планируемые результаты регионального компонента.
Педагогам предлагается методика, позволяющая выявить уровень личностных компетенций обучающихся с учетом
РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА
, который включен в целевые установки, которые предусматривают следующие результаты: - расширение знаний о Нижневартовске, культуре, реках ХМАО – Югры, животных округа, природных ископаемых (добываемых в округе), проживающих коренных народах ХМАО и их промыслах; - формирование интереса к истории родного города и края, чувства любви и гордости за свой автономный округ, культуре, самобытности народов Севера; - ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истинны через устное народное творчество хантов и манси. 7

2.3.Структура управления мониторингом личностных результатов
8
Социальная

активность, система

дополнительного

образования

развитие системы

дополнительного

образования через

развитие видов

одаренности:
- музыкальной - творческой - спортивной - актерской -художественной
Сохранение и

укрепление здоровья

проведение

лечебно-

оздоровительны

х мероприятий
: -занятия по «БОС-дыханию»
психологическое

сопровождение:
-создание индивидуальных карт личностного развития дорожной карты по воспитательной работе -индивидуальные и групповые занятия (СИРС). «тропинка к своему Я», «Все цвета кроме черного»
Система работы с

родителями:
-просветительская деятельность в области психологической готовности и одаренности ребенка в условиях Клуба «Мир дому твоему» ,индивидуальные консультации психолога , учителей,
Мониторинг личностных

результатов

Мониторинг личностных

результатов

Психологическая

диагностика:
Тестирование на предмет личностного развития
Интеграция

образования:
( развивающие занятия, кружковая работа)
Реализация программы

ФГОС НОО


2.4.Принципы мониторинга личностных результатов.

В мониторинге на уровне ученика

МБОУ «Лицей №2»,
руководствуемся следующими
принципами:

научности,
предполагающий организацию научно-обоснованного слежения, в основу которого положены закономерности психолого-педагогического познания и управления воспитательным и образовательным процессами в МБОУ «Лицей №2»; 
непрерывности,
реализующий идеи осуществления постоянной оценки и самооценки качества образовательного процесса уровня воспитательной деятельности в МБОУ «Лицей №2»; 
прогностичности,
предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшения или улучшения уровня воспитанности (построение прогнозной модели воспитательной деятельности на уровне обучающегося, классного коллектива или образовательного учреждения ); 
динамичности,
требующей постоянной корректировки технологий методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями в системе МБОУ «Лицей №2» ; 
гуманизации,
определяющей новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий уважительное отношение к личности ребенка, педагога, родителя, к их интересам, правам, обязанностям; формирующий восприятие и осознание оценки как важнейшего стимула образования, саморазвития, самоопределения и самореализации в процессе их осуществления; 
коллегиальности,
требующей привлечения всех субъектов образовательных отношений, интеграции усилий управленцев различных уровней в организации мониторинга личностных результатов; 
принцип гражданственности
отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной в связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины, развития национального характера, формирования национальных ценностей и разработкой доктрины отечественного образования; 
принцип

воспитывающего

обучения
базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых; 
принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям
обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.
2.5.Функции мониторинга личностных результатов.

Интегративная

-
обеспечивает комплексную характеристику системы диагностической работы. 
Экспертная
- позволяет осуществить экспертизу качественных и количественных результатов состояния обучающихся. 
Информационная -
является способом систематического получения релевантной и валидной информации о системе критериев и показателей личностного развития ученика. 9

Прагматическая -
позволяет использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных решений, направленных на учет индивидуально- типологических особенностей личности в форме группирования обучающихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах развития (по зоне ближайшего и актуального развития).
2.6.Система мониторинга личностных результатов на уровне ученика в

МБОУ «Лицей №2».
Система видового разнообразия мониторинга на уровне ученика в МБОУ «Лицей №2» представляет собой следующую структуру:
1. по масштабу целей:
стратегический;
2. этапам проведения педагогической диагностики:
первичный в 1 классе, промежуточные (2-3 классы), итоговый (4 класс);
3. отсутствие временной зависимости:

4. частоте процедуры:
систематический;
5. масштабность охвата объектов для мониторинга:
обучающиеся 1-4 классов;
6. формам объект-субъектных отношений:
внутренний (мониторинг личностных результатов на уровне ученика, классов, начального общего образования МБОУ «Лицей №2), самоанализ (аналитический материал: справки, анализ деятельности педагогов);
7. используемому инструментарию:
авторская разработанная методика (с опорой на всероссийские проверочные работы по окружающему миру, программы кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»).
2.7.Обоснование выбора диагностического инструментария
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях: 1. – показательность конкретного критерия (показателя) для общей характеристики уровня развития личностных результатов; 2. – учет системного характера критериев сформированности личностных результатов; 3. – учет возрастной специфики сформированности личностных результатов.
2.8.Организация мониторинга на уровне ученика предполагает.
Организация предполагает: 1. Соответствие стандартам ФГОС, психологической науки, норм и требований (исходя из чего ставились цели, и с чем будут сравниваться полученные результаты); 2. Выработку критериев оценки личностных критериев, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам ФГОС (нормам); 3. Сбор данных об уровне сформированности личностных результатов на уровне ученика и класса в МБОУ «Лицей №2»; 4. Принятие и исполнение управленческого решения и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами ФГОС, нормами. Измерительные средства и методы, используемые для этого в процессе ведения мониторинга, соответствуют структуре и содержанию образовательных стандартов. По результатам мониторинга индивидуального маршрута личностного развития ученика классные руководители совместно с учителями – предметниками определяют 10
проблемы, выявленные по каждому ученику, совместно с психологом разрабатывают рекомендации с учётом зоны ближайшего развития ребенка. Классные руководители составляют индивидуальные маршруты с целью дальнейшего развития и повышения уровня воспитания и сформированности личностных результатов. Мониторинг на уровне обучающихся позволяют проследить динамику эффективности условий в образовательном учреждении для всестороннего развития личности обучающегося, оказания минимального объема социальных услуг. Результаты мониторинга являются основой для аналитических материалов, итоговых заключений, служебных записок, управленческих решений.
2.9.Структура диагностической работы

1 класс

2-4 классы

2

четверть

2

четверть

3-4

четверть

2.10.Индикаторы

мониторинга

личностных

результатов

на

уровне

ученика.
Обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга, осуществляется на уровне педагога, методического объединения учителей, психолога по следующим индикаторам:
«правильный ответ - оптимальный уровень -2 балла

«нейтральный ответ - допустимый уровень - 1балл

«не правильный ответ - критический уровень - 0 баллов
11 Коррекционно- развивающая работа 4 четверть Диагностика личностных результатов 3 четверть Ознакомление субъектов образовательных отношений диагностики с результатам 3 четверть Принятие управленческих решений Коррекционно- развивающая работа 3 четверть Диагностика личностных результатов 2 четверть Ознакомление субъектов образовательных отношений диагностики с результатам 2 четверть Принятие управленческих решений
Данные баллы вводятся в индивидуальный маршрут личностного развития ученика по каждому показателю и суммируются. Программа EXSEL высчитывает средний бал по каждому критерию, а так же подсчитывает средний бал по классу и на каждого ученика, выстраивает диаграмму для каждого обучающегося (прогресс с 1 по 4 класс), тем самым позволяет участникам образовательных отношений увидеть динамику развития (зоны ближайшего и актуального развития) Качественный анализ результатов по индивидуальному суммарному баллу позволяет определить уровень личностного развития обучающегося МБОУ «Лицей №2», класса, параллели, уровня образования по каждому показателю. Суммарный бал по ученику: - оптимальный уровень (сформированы все личностные результаты по 7-ми критериям) – от 17 до 20 баллов - достаточный уровень (не в полной мере сформированы личностные результаты по 7-ми критериям) – от 10 до 16 баллов - низкий уровень (не сформированы некоторые личностные результаты по 7-ми критериям) – ниже 10 баллов По результатам диагностических исследований педагог-психолог разрабатывает рекомендации педагогам, проводит собеседования с участниками образовательных отношений, знакомит с результатами мониторинга административный аппарат: директора МБОУ «Лицей №2», заместителей по учебной и воспитательной работе.
Список литературы
1. Основная образовательная программа начального общего образования. 2. Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 2016. 3. Кузнецова Л.М., Пудикова Л.В. «Творчество народов Севера», Нижневартовск, 2001 г. 4. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». М., Издательство «Генезис», 2008г. 12

Приложение 1

Диагностический инструментарий

1.

Формирование

основ

российской

гражданской

идентичности,

чувство

гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей

этнической и национальной принадлежности и формы осознания «Я» как члена

семьи,

представителя

народа,

гражданина

России,

уважительное

отношение

к

России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни. Уважительное

отношение к родному краю.

1 класс
1. Как ты относишься к традициям в своей семье? 1. Мне нравиться принимать участие в общих праздниках своей семьи. 2. Мне не всегда нравятся традиции в моей семье. 3. Мне все равно. 2. Какие животные обитают в нашем крае? 1. Медведь, лось, карась, бурундук. 2. Волк, лиса, заяц, петух. 3. Жираф, слон, верблюд, носорог.
2 класс
1. Какие реки есть в твоем регионе (городе)? 1. Волга 2. Объ 3. Иртыш 2. Выбери название автономного округа, в котором ты живешь. 1. Ненецкий автономный округ 2. Ханты-Мансийский автономный округ 3. Чукотский автономный округ 4. Ямало-Ненецкий автономный округ
3

класс
1. Производством каких товаров или продуктов известен твой регион? 1. Шоколадом 2. Молоком 3. Нефтью и газом 4. Золотом 2. Как называется главный город твоего автономного округа. 1. Нарьян-Мар 2. Ханты-Мансийск 3. Анадырь 4. Нижневартовск 5. Салехард 6. Сургут
4 класс
1. Президент России избирается всенародным голосованием. Почему важно, чтобы в выборах главы государства приняли участие все граждане, имеющие право голоса? 1. Чтобы выбирался тот кандидат, который будет лучшим президентом России. 2. Не важно, чтобы все приходили на выборы 3. Не знаю 2. Какие коренные жители проживают в нашем автономном округе? 1. Ханты и манси 2. Ненцы 13
3. Русские
2.

Формирование

целостного

взгляда

на

мир

в

его

органичном

единстве

и

разнообразии

природы,

народов,

культур

и

религий.

Адекватная

реакция

в

проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности,

предпочтения)

1 класс
1. Посещаешь ли ты эти кружки? 1. Музыкальная или художественная школа 2. Театральная студия или литературный кружок 3. Лепка из глины, или шитье, или плетение из бисера 4. Спортивная секция (борьба, плавание, гимнастика) 5. Кружки отнимают много времени и мешают учиться. 6. Не посещаю
2 класс
1. Испытываешь ли ты чувство красоты от: 1. Просмотра картин, скульптур (памятников) 2. Посещения музеев, выставок 3. Архитектуры и природы своего города, края. 4. Просмотра открыток, журналов о животных и природе города. 5. Не испытываю чувство красоты
3 класс
1. Что относится к эстетике поведения человека? 1. Аккуратность в одежде, красивая осанка и манеры 2. Культурно и эстетически проявлять свои эмоции. 3. Правильно питаться, красивая прическа 4. Не знаю
4 класс
1. Я всегда так действую: 1. Правильно ухаживаю за волосами, внешним видом. 2. Человека украшает не одежда, а ум 3. Мне лень следить за волосами и одеждой.
3.

Формирование уважения к иному мнению, истории и культуре других народов.

1-4 классы
1. Знаешь ли ты традиции и праздники других народов? 1. Да 2. Нет 2. Дружишь ли ты в классе с ребятами другой национальности? 1. Да 2. Нет
4.

Принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения. «Я» - концепция, опыт

самопознания и личностной самооценки.

1 класс
14
1. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день, физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? 1. А 2. Б 3. Не знаю
2 класс
1. С каким из этих утверждений ты можешь согласиться? 1. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни. 2. Я учусь, чтобы одноклассники уважали. 3. Мне не нравится учиться.
3 класс
1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в лицее. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его: 1. Очень высокий 2. Средний 3. Низкий
4 класс
1. С каким из этих утверждений ты можешь согласиться? 1. Я учусь, чтобы получить интересную профессию. 2. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним. 3. Я учусь, чтобы родители не ругали.
5.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях.

1 класс
1. Если у тебя что-то не получается сделать, к кому ты обратишься за помощью? 1. К однокласснику 2. К учителю или родителям 3. Ни к кому
2 класс
1. С кем ты больше всего любишь выполнять интересное задание, играть, общаться? 1. С ребятами 2. С взрослыми 3. Ни с кем (один)
3 класс
1. Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на компьютере. Антон отказал Олегу искать портфель. Правильно ли поступил Антон? 1. Нет 2. Да 3. Не знаю 15

4 класс
1. Выбери пословицу о дружбе, сотрудничестве, помощи друг другу. 1. Один в поле не воин 2. У ленивого Егорки всегда отговорки 3. Моя хата с краю, нечего не знаю
6.

Формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат. Понимание необходимости

здорового образа жизни.

1 класс
1. Относятся ли эти поступки к здоровому и безопасному образу жизни? Ребенок не почистил зубы, пришел в грязной одежде в школу, накрошил на столе, ушел на улицу без разрешения, перешел улицу не на пешеходном переходе. 1. Нет 2. Не знаю 3. Да 2. К Егору подошел незнакомый человек и сказал, что если он поедет с ним в машине и поможет довезти кошку до ветеринарной больницы, то ему купят мороженное. Как бы поступил ты в этой ситуации? 1. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице и садиться в чужую машину-это опасно 2. Сел в машину и выполнил просьбу незнакомца 3. Не знаю, как бы я поступил
2 класс
Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведенных частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. «Что я делал» «Результат поступка» 1. Поздно встал и не успел позавтракать дома 1. взял с собою яблоко и сок (съем на переменке). 2. позавтракаю в лицее. 3. съел по дороге чипсы. 2. Чтобы не обморозить руки, находясь на улице в сильный мороз 1. надень варежки или перчатки. 2. во время ходьбы передвигайся аккуратно, не спеша 3. при переходе улицы будь внимателен, посмотри сначала налево, а затем направо.
3 класс
1. Выбери из списка органы, на которые влияет табачный дым? 1. Сердце, мозг, легкие 2. Печень, почки, рот 3. Не знаю 2. Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведенных частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. 16
Начало фразы Продолжение фразы Чтобы сохранить чистоту улиц 1. не сори, бросай мусор только в урну. 2. участвовать 1 раз в год в субботнике 3. у нас в городе есть дворники.
4 класс
Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведенных частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца. Начало фразы Продолжение фразы 1. Чтобы избежать травм во время гололедицы, 1. во время ходьбы передвигайся аккуратно, не спеша. 2. надо знать способы как правильно падать. 3) надевать удобную обувь. 2. Чтобы избежать инфекции в полости рта, 1. регулярно чисти зубы. 2. не ешь просроченные продукты. 3. жуй жвачку 2 часа.
7.

Начальная

ориентация

в

общечеловеческих

ценностях

добра,

красоты,

истины.

1 класс
Отрывок из сказки о животных «Медведь и Бурундук» «Давным-давно жили в одном доме два брата Медведь да Бурундук. Жили они дружно, все у них ладилось и спорилось, работу выполняли вместе. Все горести и радости делили пополам. И вдруг в один день Медведь обиделся и говорит: - Что-то в нашей жизни не так. Делаем мы все вместе, делим все пополам, а от тебя же, Бурундук, никакого толка. Давай будем жить отдельно, каждый сам по себе. Прошло некоторое время, Медведь обращается к Бурундуку с просьбой: - Слазь-ка, брат, за шишкой на дерево. - Нет, - отвечает Бурундук, - каждый сам по себе, вот и лезь ты».
Вопрос: Как бы ты поступил на месте Бурундука?
1. Помог достать шишку с кедра. 2. Хотел бы помочь, но обида мешает. 3. Не достал бы шишку Медведю
2 класс
Отрывок из легенды «Старший брат» «Это было низко и высоко, близко и далеко, на небе и на земле, в верхнем мере, в небесных летних избушках жили-поживали Солнце и Луна. Брат и сестра. Солнце днем сияло, Луна ночью. Брат с сестрою жили дружно. Луна днем до блеска звезды песком натирала, вечером по небу их рассыпала, светом зажигала – строго следила, чтобы звезды куда-нибудь не закатились, не пропали, да ночные птицы их не склевали. Чтобы они ярче светили, показывали тропы к лесовним и рыбацким избушкам запоздавшим рыбакам и охотникам. У Луны был сын, звали его Кота. Кота был ленив, совсем не помогал матери. Спал долго, поднимался поздно. Спит-спит, проснется, схватит со стола кусок, проглотит его на ходу и запрыгает по небу, то на одной ноге, то на другой. Так прыгает, что продавит небо – сделает отверстие в нем. После сам не залатает его, и матери ничего не скажет. Убежит. Вечером Луна не заметит отверстие, рассыплет звезды по небу. Попадет какая-то звезда в отверстие – упадет на землю и затеряется». 17

Вопрос: Сын Луны так поступал потому что … (закончи фразу)
1. Не воспитан и безответственен, не понимал последствия своих поступков. 2. Мама была занята больше своей работой. 3. Все маленькие всегда проказничают и это забавно.
3 класс
Отрывок из сказки «Ленивая дочь» «Давным-давно в жаркий день на берегу живуна, в верховье, жила в берестяном чуме ленивая девочка с красивой мамой. Девочка качала в берестяной люльке тряпичную куклу и напевала усыпительную песенку. Мать была занята шитьем. На коленях у нее лежал недошитый тянт для дочери, а на тянтку – доска, на котором она острым ножиком вырезала из меха нарядный орнамент «заячьи ушки». Но вдруг стала распалятся в маме жажда. - Доченька, во рту пересыхает, принеси попить. - Ага… - не подняв головы, отозвалась дочь, но продолжала заниматься своим делом. На просьбу матери она молча перепеленывала тряпичную куклу, которая не умела плакать, которая никогда не хотела пить, которая никогда не хотела есть.»
Вопрос: Правильно ли поступила дочь?
1. Да, правильно поступила дочь, так как ей очень хотелось доиграть с куклой. 2. Нет, надо было оставить девочке свою игру и принести воды маме. 3. Она не принесла воды, потому что не расслышала просьбу мамы.
4 класс
Отрывок из легенды «Вожак Ивыр» «В Евру манси пришли очень давно. Может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может, и того больше. Вот так и было. Однажды зимой пришли к манси враги. Как пришли – собой всю землю накрыли. Как пустили стрелы – солнце и небо закрыли. Сильные манси, храбрые манси тоже много стрел навстречу вражеским пустили. Всех побили враги, только один старик Петока и маленький Паломей в живых остались, которые были вместе на охоте. Поломей взял дедушку за руку и повел к лосиной янге (молодое болото). Много ли, мало ли прошли, дедушка остановился и стал прислушиваться. - Ты что, дедушка, может, устал? - Нет, сынок, вон в том кедраче я слышу плач ребенка. Побежал Паломей к темному кедровнику, увидел пайву – берестяной кузов, он висел в густых ветвях кедрача и чуть-чуть покачивался. В ней лежал ребенок в заячьей шкурке.» Вопрос: Как ты думаешь, как дальше поступил Паломей. 1. Поломей снял пайву с ветвей и надел на спину и пошел к дедушке. 2. Паломей стал бы размышлять, что ему делать. 3. Паломей не взял пайву с ребенком, так как думал, что дедушке будет тяжело идти с ним по лосиной янге. 18

Приложение 2

Ключи к диагностическому инструментарию

Ключ
1 класс критерий
1.1

1.2

2

3.1

3.2

4

5

6.1

6.2

7
№ ответа оптимального уровня (2 балла) 1 1 1-4 1 1 1 2 3 1 1 № ответа нейтрального уровня (1 балл) 2 2 - - - 3 1 2 3 2
Ключ

2
класс критерий
1.1

1.2

2

3.1

3.2

4

5

6.1

6.2

7
№ ответа оптимального уровня (2 балла) 2 2 1-4 1 1 1 1 1 1 1 № ответа нейтрального уровня (1 балл) 3 1 - - - 2 2 2 2 2
Ключ

3
класс критерий
1.1

1.2

2

3.1

3.2

4

5

6.1

6.2

7
№ ответа оптимального уровня (2 балла) 3 2 1-2 1 1 1 1 1 1 2 № ответа нейтрального уровня (1 балл) 2 4 или 6 3 - - 2 3 2 2 3
Ключ

4
класс критерие
1.1

1.2

2

3.1

3.2

4

5

6.1

6.2

7
№ ответа оптимального уровня (2 балла) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № ответа нейтрального уровня (1 балл) 3 2 2 - - 2 3 2 2 2 19

Приложение 3

Мониторинг на уровне класса

мониторинг личностных результатов

1 класс

"_____"

2015-2016 учебный год

критерий



задания

ФИО

Формирование основ российской

гражданской идентичности,

чувство гордости за свою Родину,

российский народ и др.

Формирование целостного взгляда

на мир в его органичном единстве

Формирование уважения к иному

мнению, истории и культуре

других народов.

Принятие и освоение социальной

роли ученика, развитие мотивов

учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества

с взрослыми и сверстниками

Формирование установки на

безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к

творческому труду

Начальная ориентация в

общечеловеческих ценностях

добра

всего баллов

результат
1 Б.А. 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2
16

ср
2 Б.В. 2 2 2 0 2 1 2 2 2 2
17

выс
3 Б.Р. 2 1 2 2 2 1 2 1 1 2
16

ср
4 В.К. 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2
18

выс
5 Г.Т. 2 2 2 2 0 2 2 2 2 2
18

выс
6 Г.Г. 2 1 1 0 1 2 2 2 2 2
15

ср
7 Д.А. 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2
18

выс
8 Д.АА. 2 1 1 0 2 0 2 1 2 1
12

ср
9 З.К 1 2 1 0 0 1 2 1 2 0
10

ср
10 З.А. 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2
16

ср
11 К.К. 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2
18

выс
12 Л.А. 2 2 2 0 2 1 1 1 2 2
15

ср
20
13 П.К. 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2
13

ср
14 С.Р. 2 2 1 2 0 2 0 2 2 2
15

ср
15 С.Я. 2 1 1 0 2 1 2 1 2 2
14

ср
16 С.В. 2 1 1 0 0 1 2 2 2 2
13

ср
17 С.М. 2 1 1 0 2 1 2 2 2 2
15

ср
18 Ф.А. 1 2 2 0 2 1 2 2 2 2
16

ср
19 Ф.Е. 2 1 1 0 2 1 2 2 2 2
15

ср
20 Ф.М. 1 2 2 0 2 1 2 2 2 2
16

ср
21 Х.Э. 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2
18

выс
22 Х.М. 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2
18

выс
23 Ш.М. 1 1 1 0 2 1 2 2 2 2
14

ср
24 Ю.Д. 2 2 0 2 0 0 2 2 2 2
14

ср
25 26 27
высокий

средний

низкий
28
7

17

0
29 справились выс. 15 14 8 12 17 4 21 16 23 22
% справившихся
справились нейтр. 9 10 15 0 2 18 2 8 1 1
15
низко 0 0 1 12 5 2 1 0 0 1 % положитель ных ответов
63

58

33

50

71

17

88

67

96

92

Классный руководитель _____________________ подпись ___________
21

Приложение 4

Мониторинг на уровне обучающегося
22

Приложение 5

Мониторинг на уровне начального общего образования (прогресс классного коллектива)
23


В раздел образования