Напоминание

Литературный час, как элемент социокультурной практики в ДОУ в контексте с ФГОС


Автор: Баранова Ирина Алексеевна
Должность: педагог
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 195" города Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Литературный час, как элемент социокультурной практики в ДОУ в контексте с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Баранова Ирина Алексеевна, воспитатель МКДОУ №195 г.Кирова (Кировская область) Литературный час, как элемент социокультурной практики в ДОУ в контексте с ФГОС В настоящее время чтение художественной литературы становится проблемой для ребенка. Современным детям мало читают дома. Чаще всего, по инициативе родителей, дошкольник просиживает часами перед телевизором, предпочитая смотреть мультфильмы, или играет в компьютерные игры. А где же живое общение, диспуты, взаимодействие взрослого с ребенком? Решить данную проблему, на мой взгляд, помогут культурные практики, т.к. они способствуют познанию ребенком мира человека через общение, познавательно- исследовательскую, творческую, продуктивную деятельность, что позволит в дальнейшем лучше усвоить социальные нормы, получить опыт об окружающем мире, понять свою уникальность. Одной из форм культурных практик в ДОУ может стать совместная деятельность педагогов, детей и родителей – познавательно-литературные досуги. Они могут включать в себя посещение городской библиотеки, библиотеки детского сада, встречи с интересными людьми, творческими коллективами, литературные викторины, театральные постановки и т.д. Мы разработали перспективный план для детей старшей и подготовительной групп по ознакомлению с произведениями художественной литературы в форме «Литературного часа». Перспективный план. Месяц Работа с детьми, родителями, социальными партнерами «Литературный час» Сентябрь 1. Посещение городской библиотеки «Ознакомительная экскурсия». 2. Оформление группового книжного уголка («домики-сказки», детские работы «Любимая сказка», различные виды театров). 3. Продуктивное творчество «Книжки- малышки». 4. Выступление народного театра. Сказка по произведениям В.Сутеева «Мешок яблок». Игра-викторина «По дорогам сказок». Октябрь 1. Посещение библиотеки на базе ДОУ «Знакомство с творчеством художников- иллюстраторов». 2. Подбор материала «Вятские писатели» (художественная литература, биография, иллюстрации). 3. Оформление выставки книг вятских писателей (книжный уголок). Выставочный зал на базе детского сада «Вятские писатели детям». Ноябрь Знакомство с творчеством К.Чуковского: Командная игра «Что? Где?
-чтение художественных произведений; -оформление в книжном уголке детских работ по сказкам писателя ; -изготовление костюмов для драматизации сказки «Муха-Цокотуха». Когда?» (литературная викторина по творчеству К.Чуковского). Драматизация сказки «Муха- Цокотуха». Декабрь 1. Встреча с коллективом театральной студии детского клуба «Калейдоскоп» (показ постановки на выбор коллектива). 2. Оформление групповой комнаты, раздевалки «Новогоднее чудо» (с участием детей и родителей). 3. Чтение произведений художественной литературы на зимнюю тематику . Семейный конкурс «Новогодний калейдоскоп». Номинации: -лучшие чтецы; -лучшая постановка (отрывка из сказки, сценки). Январь 1. Беседы «Традиционные праздники на Руси». 2. Изготовление праздничных костюмов, масок. 3. Волонтерская деятельность: показ спектакля «Рождественская сказка» детям младших групп. «Вятская изба»: - праздничный вечер «Фольклорные посиделки»; - показ спектакля «Рождественская сказка» родителям группы. Февраль 1. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина : - «Мои любимые сказки» - чтение литературных произведений; - просмотр мультфильма «Сказка о золотом петушке». 2. Оформление книжного уголка («Книжки- малышки», лучшие художественные работы детей, иллюстрации к произведениям). Для детей и родителей викторина и конкурс «Лучший чтец» по творчеству А.С.Пушкина . Март 1. Знакомство с творчеством Г.Х.Андерсена. 2. Посещение городской библиотеки : отобрать с детьми произведения для совместного чтения в группе. 3. Подготовка к музыкально- театрализованному представлению по творчеству Андерсена. Театрализованное представление (воспитатели, родители, дети) «В царстве Снежной королевы» . Апрель 1. Месячник «Уроки доброты». Цель: формировать у детей представления о доброте, взаимопонимании, дружбе, развивать чувство сопереживания личным примером и примерами из художественной литературы. 2. Подбор и чтение произведений. 3. Волонтерская деятельность: изготовление работ для выставки в дом ветеранов. Посещение городской библиотеки «Уроки доброты» (совместный проект: педагоги группы, работники библиотеки). «Петушок и его друзья». Май 1. Знакомство с творчеством писателя- фронтовика В.Катаева (подбор литературы, чтение произведений). 2. Посещение музея ДОУ «Вятушка». Экскурсия «По дорогам Великой Отечественной войны». 3. Изучение энциклопедического материала по ВОВ. Литературный час по творчеству В.Катаева. Драматизация сказки писателя «Дудочка и кувшинчик».
4. Составление докладов «Война коснулась всех» (рассказ о родственнике, жившем в годы ВОВ). Хочется надеяться, что совместная литературная практика поможет глубоко запустить процессы мышления и познания, что позволит перейти ребенку на новую ступень развития – самостоятельную деятельность в изучении художественной литературы. Конспект занятия. «Литературная гостиная» (по творчеству писателя В.П.Катаева).
Цель:
познакомить детей с писателем В.П. Катаевым: его биографией и творчеством.
Задачи:
1. Дать дополнительные сведения о ВОВ на примере книги «Сын полка». 2. Развивать кругозор. 3. Развивать речь, обогащая словарь детей новыми словами: проза, роман, очерки, заметки. 4. Формировать интерес к посещению библиотеки через грамотно организованное образовательное пространство. 5. Развивать познавательные и творческие способности, образное мышление через игры и театрализованную деятельность.
Оборудование
: стеллажи, глобус, портрет В.Катаева, книги из городской библиотеки, технические средства, кроссворд на листе ватмана, декорации и костюмы к спектаклю «Дудочка и кувшинчик».
Ход :
Ребята входят в музыкальный зал, оборудованный под библиотеку.
Воспитатель (В):
Ребята, я сегодня получила приглашение для нашей группы. Отдает приглашение детям, они читают его: «Ребята, приглашаем вас посетить интересное местечко детского сада *…числа… месяца*. Ваши друзья – книги. А чтоб узнать, о каком месте идет речь, отгадайте загадку: Снаружи смотришь - Дом как дом, Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины:
И Черномор, И царь Гвидон, И добрый дед Мазай… Как называют этот дома Попробуй, отгадай. (Библиотека)»
В:
Ребята, а какой сегодня день, месяц? – дети проверяютдату по календарю, сопоставляют ее с датой в приглашении. Спускаются в музыкальные зал, оборудованный под библиотеку. Воспитатель пытается зайти в библиотеку через невидимую дверь, но она не открывается.
В:
Ребята, книги не хотят открывать нам дверь. Им нравится, когда их помнят и любят. И, похоже, они решили с вами поиграть. На стене дети видят пустой кроссворд с прикрепленным к нему маркером. Воспитатель проводит викторину: 1. Из какой сказки взяты эти строки: “Горшочек был увешан бубенцами, а когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку «Ах, мой милый Августин, все прошло, все».”? («Свинопас» Г.Х.Андерсен) Ребенок, отгадавший правильное слово, вписывает его в кроссворд. 2. Как звали главную героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»? (Герда) 3. Какое слово складывал Кай во дворце Снежной Королевы? (Вечность) 4. Из какой сказки взяты эти строки: “В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы.»? («Бармалей» К.Чуковский) 5. Из какой сказки следующие строчки: “Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая хорошенькая…”? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсон) 6. В какой сказке были такие приключения у солдата: “Открывает солдат первую дверь - в комнате сидит собака, глаза с чайные чашки, таращатся на солдата. «Хороша красотка»-сказал солдат, посадил собаку на ведьмин передник, набрал медяков, закрыл сундук, водворил собаку на место и пошел в другую комнату.”? («Огниво» Г.Х.Андрсен) 7. Из какой это сказки: “Ехали медведи На велосипеде, А за ними кот Задом наперед.” («Тараканище» К.Чуковский)
В:
Молодцы, ребята! Вот и дверь открылась. Давайте зайдем внутрь. Дети и воспитатель не спеша идут к выставке, посвященной творчеству В.Катаева.
В:
Вот мы и в литературной гостиной.
Пока дети рассматривают помещение, оборудованное под литературную гостиную, воспитатель задает вопросы: - Ребята, а кто пишет музыку? –(композитор). - Кто пишет стихи? – (поэт). - Кто пишет рассказы? – (писатель). Дети подходят к выставке, воспитатель продолжает: Выставка посвящена творчеству писателя Валентина Петровича Катаева. В конце 19 века, если точнее, 16 января 1897 года в городе Одессе в семье учителя родился мальчик – Валентин Катаев. Он рос наблюдательным, любознательным ребенком, очень любил читать книги. Наверное, благодаря этим обстоятельствам, Валентин с 9 лет начал писать стихи; некоторые из них были напечатаны в Одесских газетах. А в 17 лет стихи Катаева опубликовали в столице Российской империи - Петербурге. Для молодого поэта это было очень почетно. В.Катаев был участником первой мировой войны, служил в артиллерийской бригаде, был ранен. В это время он начал писать прозу: рассказы, статьи для журналов и газет, романы. В годы ВОВ был военным корреспондентом. В это время им было написано много замечательных произведений для детей и взрослых о войне. А теперь я приглашаю вас пройти в кинозал. На экране появляется: 1.Портрет В.Катаева 2. варианты оформления книги «Цветик-семицветик» - Вам знакома эта сказка? - Как вы догадались? 3. Кадры из сказки «Цветик-семицветик» Детям предлагается по цепочке ответить на вопросы: - Кто помнит начало сказки? - С кем познакомилась Женя? - Вспомните, какие ненужные желания загадала Женя цветику-семицветику. - Какое желание загадала в конце? - Чем закончилась сказка? 4. Кадры из военного произведения «Сын полка»
В:
Какой славный великий праздник приближается?
Дети:
День Победы.
В:
Да, в преддверии этого великого праздника мы много с вами беседовали о ВОВ. А знаете ли вы, что дети были участниками той страшной войны? Они помогали взрослым сражаться с фашистами. Вот и действие повести «Сын полка» происходит в годы Великой Отечественной войны. Это история мальчика Вани Солнцева, которого фронтовые разведчики нашли спящим в небольшом окопчике. Мальчик потерял всех родных, но нашел друзей в боевой солдатской семье. Он стал «сыном полка», а затем курсантом военного Суворовского училища. Это повесть о людях, сумевших в условиях страшной войны сохранить душевную доброту, человечность, большое сердце.
В:
Только мне кажется, что я еще о чем-то интересном вам не рассказала. Отдельно на столике стоит красивая книга, дети читают ее название : «Дудочка и кувшинчик». Воспитатель берет в руки книгу и спрашивает:
Хотите я расскажу вам эту сказку? Итак, жила-была одна семья… Да что я все рассказываю? Я приготовила для вас сюрприз. Хочу, чтоб сказка ожила! Звучит музыка. Дети рассаживаются на стульчики, начинается театрализованная постановка сказки «Дудочка и кувшинчик» (см. Приложение). После сказки воспитатель проводит рефлексию. Совместно дети и воспитатель выбирают следующую для прочтения книгу и уходят обратно в группу. Приложение Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Действующие лица:
ЖЕНЯ ПАВЛИК МАМА ПАПА ЛЕСОВИК ЛЕНЬ СОЛНЫШКО ДУДОЧКА ЗЕМЛЯНИЧКИ РОМАШКИ
Картина первая
Раннее утро. На небе светит ласковое солнышко.
Солнышко:
Небо ясное синеет. Тишь. В лесу ни ветерка. Теплым лучиком согрею Ягод спелые бока. Тем, кто встанет утром рано, Птицы весело поют, Земляничные поляны С нетерпением их ждут.
Картина вторая
Появляются папа, мама, Женя и Павлик. Они играют по тропинке в лес
Папа:
До чего денек хороший, Все полянки обойдем.
Мама:
Ягод полные лукошки На варенье наберем.
Папа:
Непременно! Погляди-ка, На опушке под кустом Столько ягод…
Павлик:
Земляника!
Папа:
Тут вот сразу и начнем. Женя начинает собирать землянику. Павлик берет у папы лукошко. Подбегает к жене, которая, наклонившись, ищет ягоды.
Павлик:
Вот одна, а вот другая, Подожди, я сам сорву.
Женя:
Ишь, запрятались в траву!
Женя:
Мама, папа, так нечестно: Я нашла, а он все рвет.
Папа:
Да в лесу всем хватит места! Не ворчи, пройди вперед.
Мама:
Хватит дуться, Несмеяна, Павлик маленький совсем. Вперед еще поляны, Спелых ягод хватит всем.
Женя:
Буду собирать одна я, Наберу всех больше там.
Мама:
Ладно, ты у нас большая, Я тебе кувшинчик дам. Соберешь в него немножко- Возвращайся к нам опять, Ссыплешь ягоды в лукошко, Будешь дальше собирать. Женя берет кувшинчик и уходит на другую поляну.
Картина третья
На поляне под елкой дремлет Лень. Из-за пенька появляется Лесовик.
Лесовик:
Здравствуй, Солнышко, спасибо За тепло и ласку!
Солнышко:
Как в твоем лесу красиво, Будто в славной сказке Ткут ромашки белые Средь травы ковер. Землянички спелые – Все как на подбор.
Лесовик:
Это ты весь лес согрело, Светишь весело с небес. Да с тобой любое дело По плечу нам. Правда, лес?
Солнышко:
Радо я друзьям помочь, Всем я улыбаюсь, Грозовые тучи прочь Разогнать стараюсь.
Лесовик:
Ты стараешься для нас.
Солнышко:
Да, всех вас люблю я.
Лесовик:
Мы споем тебе сейчас Песенку простую. Лесовик достает дудочку и начинает наигрывать мелодию. Лишь только прозвучали первые звуки, ромашки пускаются в пляс, а землянички из-под листьев и начинают петь.
Песенка земляничек:
Здравствуй, солнце, здравствуй , лето, Мы растем, растем, растем, Светом ласковым согреты, Все румяней с каждым днем. Ярко-красные подружки На зеленых стебелька На полянках, на опушке, В ямах и на бугорках. Эй, лукошки, эй, корзины, Торопите в лес ребят. Здесь живые витамины Угостить друзей хотят. Стоит только наклониться Средь некошеной травы, Как сердечки наши лица Разглядите мигом вы. Под елкой заворочалась спящая Лень. Села и сердито глядит вокруг.
Лень:
Хватит песни распевать, Ишь как расшумелись. Вы мешаете мне спать. Белены объелись?
Солнце:
Спать мешают? Вот так раз! Ранним летним утром?
Лень:
Ты мне светишь прямо в глаз, Не поймешь как будто, Что от света твоего Лишь глаза слезятся, Я не вижу ничего, Хватит издеваться.
Лесовик:
Мы тебя обидеть, Лень, Вовсе не хотели.
Лень:
А чего же, старый пень, Песенки здесь пели? Ух вы, ягоды, я вас Съела б в 2 присеста, Но чего-то лень сейчас Подниматься с места.
Лесовик:
Ладно, ладно, не ворчи, Спи себе под елкой, Мы уж лучше помолчим, Будет больше толка. Землянички прячутся под листьями. Лесовик уходит в свой домик.
Картина четвертая
На полянку выходит Женя с кувшинчиком в руках.
Женя:
Какая славная полянка! Но земляники то не видно, А я проснулась спозаранку… Все из-за Пашки! Как обидно Оглядывается по сторонам, кладет в кувшинчик несколько ягод Нет, тут кувшинчик не набрать, Придется нагибаться, Под листьями в траве искать Лень увидела девочку, довольно потирает руки
Лень:
Зачем так напрягаться? Не лучше ли прилечь в тенек И отдохнуть немножко? Присядь скорее на пенек, Ты утомилась, крошка? Женя садится на пенек, потягивается, сладко зевает
Женя:
Устала, нужно отдохнуть, Вот посижу минутку, В тени передохну чуть-чуть
Лень:
Вот славная малютка Из-за пенька появляется Лесовик
Лесовик:
Ну здравствуй, Женечка!
Женя:
Привет!
Лесовик:
Устала? Отдыхаешь?

Женя:
Устала. А откуда, дед, Мое ты имя знаешь?
Лесовик:
Я ,Женя, знаю все в лесу, Ведь я хозяин тут, Как собирать с цветов росу И как тебя зовут. Что это у тебя в руках?
Женя:
Кувшинчик.
Лесовик:
Давай меняться, получай Ты - дудочку-сопелку, А мне - кувшинчик.
Лень:
Не меняй Кувшинчик на безделку
Женя:
Вот хитрый, дудочка проста, На палочку похожа
Лесовик:
Но ягодки из-под куста В миг выманить поможет. Возьми-ка, песенку сыграй Для земляничек спелых, Все высунутся – собирай
Женя:
Тогда другое дело. Давай-ка дудочку скорей
Лесовик:
А ты кувшинчик мне отдай.
Лень:
Смотри, потом не пожалей
Женя:
А ну-ка, дудочка, играй. Начинает звучать музыка, выглядывают землянички.
Землянички:
Мы румяные подружки На зеленых стебельках На полянках, на опушке, В ямках и на бугорках. Стоит только наклониться И листочки приподнять, Как сердечки наши лица Ты сумеешь отыскать
Женя:
Я столько ягод наберу, Вот мама удивится!
Лень:
Зачем же так шуметь в лесу? Кричать и суетиться?
Женя:
Ой, а во что же собирать Я землянику стану? Кувшинчик-то пришлось отдать.
Лень:
Поверила обману! Я говорила: не давай, Тебя предупреждала. В подол теперь вот собирай, Зачем ты поменяла?
Женя:
Послушай, дедушка, верни кувшинчик, Сделай милость
Лесовик:
Ты плачешь, Женя? Улыбнись! Что у тебя случилось?
Женя:
Никто меня не напугал, Я просто заревела. Ведь мой кувшинчик ты забрал, Что без него мне делать? Лишь стала дудочка играть, Здесь стало столько ягод! Во что теперь их собирать? Мне мой кувшинчик надо!
Лесовик:
Ну, коли так, то забирай. Обмен не состоится. Но ты мне дудочку отдай И перестань сердиться.
Женя:
Но если дудочку верну, И песня оборвется, Под листья ягоды нырнут, Вновь их искать придется.
Лесовик:
Ах так, тебе нагнуться лень?
Лень:
Иди отсюда, старый пень, Не приставай к девице
Лесовик:
Верни мне дудочку мою И собирай, как знаешь
Женя:
Я поучений не терплю, А может поменяешь Ее еще на что-нибудь? Возьми-ка с джемом блинчик
Лесовик:
Тогда про дудочку забудь, Меняю на кувшинчик
Женя:
Ты тоже, дедушка, хитрец. Во что я ягоды сложу?
Лесовик:
Дай дудочку. Я ухожу.
Женя:
Ушел и дудочку забрал. Самой искать придется
Лень:
Что, убедилась? Дед – нахал, Он над тобой смеется. Не огорчайся, мой дружок, Забудь про землянику, Приляг-ка на траву в тенек, Часочек отдохни-ка.
Женя:
Да сколько ж можно отдыхать, Лениться, лежа на боку? Я ягоды в кувшин собрать Без этой дудочки смогу! Обиженная Лень уходит. Одна, другая, третья, А вот еще одна, В кувшинчике, заметьте Уже не видно дна. Теперь взгляну я за пенек, Здесь под кустом все соберу. Отличный выдался денек, Как светит солнце по утру! Женя убегает.
Лесовик:
Да, если не лениться, Вся спорится работа. Женя возвращается. Решила возвратиться? Знать, потеряла что-то?
Женя:
Вернулась попрощаться С деревьями, с цветами. Протягивает Лесовику кувшинчик. Я не хочу меняться, Прими его на память.
Лесовик:
На дудочку, возьми-ка.
Женя:
Спасибо, но не надо, Тебе за землянику Дарю его и рада, Коли тебе подарок пришелся по душе.
Лесовик:
Что, просто так, задаром?
Женя:
Да. Мне домой уже пора. И мама звонко Зовет меня с опушки Женя убегает, Лесовик машет вслед.
Лесовик:
Вот славная девчонка, До новых встреч, подружка! КОНЕЦ


В раздел образования