Напоминание

Программа воспитательной работы "Я сам"


Автор: Карсанова Минсара Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РИЛИ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: планирование
Тема: Программа воспитательной работы "Я сам"
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ
Программа воспитательной работы

«Я сам»

Срок реализации: 2014-2017 г.

(7 - 9 класс)

Программу составила: Карсанова М.Ф.- воспитатель ГБОУ РБЛИ

г.Уфа 2014г.


Оглавление:
1.Паспорт программы. 2.Пояснительная записка 2.1Введение 2.2Актуальность и педагогическая целесообразность выбранного направления 3.Содержание программы 3.1 Цель и задачи программы 3.2 Сроки реализации программы 3.3 Направления воспитательной деятельности 3.4 Программы по направлениям воспитательной деятельности (подпрограммы) 3.5 Формы и методы работы по реализации программы 3.6 Общие прогнозируемые результаты 4.Методическое обеспечение 5.Приложения

Паспорт программы
Наименование «Я сам» Программа работы воспитателя с коллективом класса Программы Цель программы Воспитание свободной, высоконравственной личности, способной к саморазвитию и самореализации в современном обществе Автор Карсанова Минсара Фаритовна – воспитатель ГБОУ РБЛИ Программы Сроки реализации 2014-2017 г.г. Программы Исполнители Воспитатель, учащиеся, родители, учителя Программы Степень Программа находится в стадии реализации Реализации Программы Принципы 1. Единство и целостность Реализации 2. Субъектность Программы 3. Гуманизм 4. Опора на коллектив 5. Самовоспитание

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.»

А. С. Макаренко

«Воспитание не только должно развивать разум

человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь

в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его

не может быть ни достойной, ни счастливой.»

К. Д. Ушинский

«Конечная цель всякого воспитания —

воспитание самостоятельности

посредством самодеятельности.»

А. Дистервег

Пояснительная записка:
Программа воспитательной работы
«Я сам»
обучающихся ГБОУ РБЛИ на ступени основного общего образования (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), , Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009г., которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Данная программа рассчитана на обучающихся 7-9 кл. Этот подростковый возраст очень сложный, но необычайно важный период для становления личности человека. Специфику этого возраста можно описать с приставкой «не»: не хотят учиться так, как могут; не хотят слушать никаких советов; не приходят вовремя; не убирают за собой. А также характерны: непостоянные дружеские связи; снижение самооценки; борьба за самостоятельность; обидчивость, раздражительность, упрямство; переутомление, снижение внимания. Поэтому наиболее эффективным взаимодействием взрослых, в том числе и воспитателя , с подростками в этом периоде становится взаимодействие, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Применяя в своей каждодневной практике такой тип взаимодействия, можно создать
благодатную почву для формирования способности растущей личности к
самовоспитанию ,самопознанию, саморазвитию и самореализации
. Человек может стать и становится личностью только сам. Свобода самодвижения ребенка, его саморазвитие реализуется в признании его индивидуальности, «самости» со стороны взрослых, развитие самосознания обусловлено нравственным самосовершенствованием человека. Достаточно высокого уровня самосознания человек достигает в подростковом возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания Актуальность программы продиктована самими условиями жизни 21 века. Это век стремительного движения вперед всех отраслей жизни, век информационных технологий. Динамично развивающееся общество требует такой личности , которая способна уметь быстро принимать ответственные решения, адаптируется к изменяющимся условиям социума, компетентна в той области деятельности, которой она занимается. Именно поэтому процессы обучения и воспитания в рамках ФГОС второго поколения направлены на формирование личности выпускника, наделенного вышеперечисленными качествами. Отходя от традиционных форм и методов работы, педагоги организуют такую деятельность ученика, которая позволяет ему самостоятельно и осознанно добывать знания. Таким же образом и строится система воспитания. Ученик работает над развитием своей личности через систему дополнительного образования, которой отводится главенствующая роль, через взаимодействие с воспитателем и своими сверстниками, основой которой являются доверительные, равноправные отношения. Данная программа предусматривает организацию воспитательной работы, которая направлена на достижение цели :
Воспитание свободной,

высоконравственной личности, способной к саморазвитию и самореализации

в современном обществе.
Она, по моему мнению, в достаточно полной мере отвечает веяниям нового времени.
Цель программы:

Воспитание свободной, высоконравственной личности,

способной к саморазвитию и самореализации в современном

обществе


Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач: 1. Создание благоприятных условий для развития личности каждого ученика 2. Формирование и развитие органа самоуправления в классе 3. Создание условий для развития самостоятельности обучающегося, его самовоспитания ,самопознания, саморазвития и самореализации
4. Развитие умений анализировать свои способности и возможности, положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях 5. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности 6. Приобщение к духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности 7. Воспитание культуры здорового образа жизни
Этапы и сроки реализации

Программы воспитательной работы «Я сам» :
Программа воспитательной работы «Я сам» рассчитана на три года: с 2014 по 2017гг. и реализуется в три этапа: 1. Начальный этап – 7 класс ,2014-2015 учебный год. Формирование классного коллектива, выбор органа самоуправления, организация деятельности органа самоуправления. Изучение современных воспитательных технологий, разработка и утверждение Программы воспитательной работы. 2. Основной этап – 8 класс, 2015-2016 учебный год . Развитие классного коллектива, координация жизни классного коллектива органом самоуправления. Практическое использование современных воспитательных технологий для реализации Программы. 3. Заключительный этап – 9 класс 2016-2017 учебный год. Модель выпускника основной школы, его готовность к сознательному выбору профессии, диагностика результативности программы воспитательной работы.
Принципы реализации Программы:
1.
Единство и целостность
всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Построение воспитательного процесса , который предусматривает многостороннее воздействие на личность через систему целей, взаимосвязь
воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также через применение комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Принцип единства и целостности- это комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса, а также учитывает все факторы, которые участвуют в воспитании - школы, семьи, общественности, единства и согласованности их действий.
2. Принцип субъектности –
использование таких форм воспитательной работы, которые способствуют развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?»
3.

Принцип гуманизма
- организация воспитательной деятельности с опорой на положительные качества ребенка, выявление и развитие его положительных черт, опираясь на которые можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Деятельность воспитателя, построенная на взаимном доверии, уважении внушает ребенку уверенность в себе, в своем будущем, укрепляет отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.
4. Принцип самовоспитания-
– создание условий для развития самостоятельности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
5. Опора на коллектив –
использование микрогрупп классного коллектива для повышения эффективности воспитания. Создание условий, когда воздействие микрогрупп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, являющееся еще одним важным воспитательным ресурсом для достижения поставленной цели.
Направления воспитательной деятельности:

1.

Интеллектуальное -
подпрограмма «Я- интеллектуал»
2.

Духовно-нравственное
- подпрограмма «Я- личность»
3.

Гражданско-патриотическое
- подпрограмма «Я- гражданин»

4.

Развитие самоуправления
- подпрограмма «Я знаю, я умею»
5.

Профессиональное и трудовое воспитание
- подпрограмма «Я и мир профессий»
6.

Правовое воспитание
– подпрограмма «Я и общество»
7.

Физическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни
- подпрограмма «Я здоров»
8.

Работа с родителями
- подпрограмма «Я и моя семья»
1.Интеллектуальное направление, подпрограмма «Я - интеллектуал».
Интеллектуальное воспитание занимает важнейшее место в учебно- воспитательной деятельности лицея- интерната, где обучаются ребята с различных регионов нашей республики и соседних областей. Особенностью является то, что эти ребята осознанно решили продолжить обучение в условиях лицея-интерната. Учащиеся нашего лицея показывают высокие результаты в олимпиадах различных уровней, вплоть до международных, в сдаче ЕГЭ, имеют хорошие показатели поступаемости в ВУЗы не только своей республики, но и Москвы, Санкт- Петербурга, некоторые выпускники продолжают образование за пределами своей страны. Такие высокие результаты достигаются за счет четкой организации учебной и воспитательной деятельности, которая направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося . , дает широкую возможность развивать умственные способности школьников, интерес к мыслительной деятельности, эрудицию. Урочная система интеллектуального воспитания соединяется с системой дополнительного образования, что дает возможность существенно влиять на интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное воспитание в рамках Программы осуществляется через различные формы воспитательного воздействия: беседы, конкурсы, круглые столы, классные часы т.п., что позволяет нам развивать познавательную активность ученика не только в интеллектуальном плане, но и в других образовательных областях: духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание. Основные мероприятия по реализации данного направления: 1. Фестиваль науки в ВУЗах города; 2. Круглый стол «Умеем ли мы учиться» 3. Тестирование «Мотивация к обучению» 4. Круглый стол «Как мы используем свои возможности в учебе» 5. Кл. час «Как развивать свои способности» 6. Интеллектуальный марафон
7. Классный час «Как развивать внимание и память»
2.Духовно-нравственное направление, подпрограмма «Я- личность»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Мероприятия по реализации духовно-нравственного направления: 1. «Ярмарка талантов» 2. Беседа«Толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых» 3. Школа нравственности «Семья и ее ценности» (Классный час) 4. Всемирный день "Спасибо" 5. Конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная» 6. Школа нравственности «Мораль» (Классный час) 7. Посещение театров, музеев.
3.Гражданско-патриотическое направление - подпрограмма «Я-

гражданин, я-патриот»
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Мероприятия по реализации данного направления: 1. Поход в Музей Победы. 2. Классный час «День народного единства» 3. Просмотр художественных фильмов военной тематики в кинотеатре 4. Викторина «Военное оружие- вчера и сегодня» 5. Диспут «Я-гражданин!» 6. «Памятные даты моей страны»- устный журнал 7. Военно-спортивная игра «Зарница»
4.Развитие самоуправления- подпрограмма «Я знаю, я умею»
Вопросу развития самоуправления при работе в школьном коллективе отводится главенствующая роль. Самоуправление развивается в ученическом коллективе тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления. Мероприятия по реализации направления: 1. Выявление самых активных в классе 2. Контроль учебным сектором за посещаемостью уроков и успеваемостью с последующим отчетом 3. Конкурс «Самая чистая и уютная комната»
4. Участие в проведении «Дня самоуправления» 5. Школа жизненных навыков «Я принимаю ответственные решения» (Классный час) 6. Подготовка кандидата в президенты СЛИМа (Союз Лицейской молодежи) 7. Учеба в школе лидера
5.Профессиональное и трудовое воспитание- подпрограмма «Я и мир

профессий»


Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профе ссиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации . Мероприятия по реализации подпрограммы «Я и мир профессий»: 1. Ежедневный трудовой десант «Наш двор» - работа по благоустройству школьного двора.(Уборка закрепленной территории) 2. Участие в общегородских субботниках 3. Классный час «Самая престижная профессия» 4. Диспут «Я хочу стать…» 5. Встречи с людьми интересных профессий 6. Экскурсии на предприятия, в СУЗы, ВУЗы . 7. Круглый стол «Все профессии важны»
6. Правовое воспитание – подпрограмма «Я и общество»
Правовое воспитание человека формирует его общую правовую культуру и правосознание. Целью правового воспитания в школе является передача маленькому гражданину самых важных юридических знаний и привитие ему
элементарного уважения законов. В частности, нужно сформировать общее представление о системности права в нашей стране, воспитать четкую правовую позицию и уважение к закону. При правильной организации правового воспитания ребенок научится ориентироваться в юридической сфере, принимать собственные правовые знания в разных ситуациях, привыкнет действовать в рамках закона, отрицая любую противоправную деятельность. Мероприятия по реализации подпрограммы «Я и общество» 1. «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации.Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.» (Классный час) 2. Конвенция «О правах ребенка» (Классный час) 3. «Нет наркотикам!Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» встреча с инспектором КДН 4. «Твои права и обязанности.Равенство прав людей от рождения» беседа 5. Устав лицея - повторим основные моменты 6. Вовлечение учащихся, имеющих проблемы с дисциплиной и самоорганизацией в кружки, секции 7. Акция «Скажи Телефону доверия «Да!»
7.

Физическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни -

подпрограмма «Я здоров»
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей. Для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни, поэтому с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей, особенно школьников здоровый образ жизни. Педагогам и особенно родителям нужно следить, чтобы формирование здорового образа жизни у школьников протекало правильно. Мероприятия по реализации подпрограммы «Я здоров»: 1. «Как бороться с плохими привычками?» (Классный час) 2. Лицейские турниры по футболу, волейболу, настольному теннису 3. Школа здоровья «Как реагировать на стресс?» (Классный час) 4. Посещение катка 5. День здоровья
6. Видеолекция «СПИД- чума нашего века» 7. Цикл бесед о вреде курения, алкоголя и наркотиков
8.Работа с родителями- подпрограмма «Я и моя семья»
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи.Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. Мероприятия по реализации подпрограммы «Я и моя семья»: 1. Родительские собрания 2. Индивидуальные беседы и психолого-педагогические консультации по вопросам обучения и воспитания для родителей 3. Классный час «Моя семья» 4. Спортивный праздник «Мама, папа и я- спортивная семья» 5. Совместные походы, экскурсии 6. Формирование родительского актива класса 7. Индивидуальные собеседования учителей-предметников с родителями
Критерии и способы изучения эффективности программы

воспитания
Критерии, которые используются для исследования эффективности программы воспитания «Я- сам» : 1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; 2. Уровень воспитанности; 3. Формирование мотивации к обучению;
4. Умение общаться, сознавать свои поступки . Для изучения эффективности программы воспитания используются: 1. различные методики диагностики; 2. беседы с учащимися; 3. наблюдения; 4. интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты:
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:  Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.  Активная гражданская позиция.  Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  Творческий подход к любым видам деятельности.  Коммуникабельность, умение общаться.  Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.  Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.


В раздел образования