Статья "Ребенок и взрослый – траектория взаимодействия и горизонты безопасности"
Автор: Шевцова Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек" Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Статья "Ребенок и взрослый – траектория взаимодействия и горизонты безопасности" Раздел: дошкольное образование
«Ребенок и взрослый – траектория взаимодействия и горизонты безопасности»
Ф.И.О.: Шевцова Е.В.
Должность: воспитатель
Место работы: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Аленький цветочек»
г. Ноябрьск
«Ребенок и взрослый – траектория взаимодействия и горизонты безопасности»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для
личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует
некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается состояние защищенности
жизненно-важных интересов личности,
общества, организации, от потенциально и реально существующих угроз.
И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Обеспечение безопасности детей – проблема, в которой задействованы все стороны
воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).
В нашем дошкольном учреждении основы безопасности жизнедеятельности
реализуются через образовательную область «Безопасность»
Целью области «Безопасности» Основной общеобразовательной
программы
дошкольного образования является формирование знаний, умений и навыков, связанных с
жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной
ситуации,
формирование
активной
жизненной
позиции,
ориентирующей
детей
на
самостоятельное принятие решений.
Данная цель решается в ходе интеграции образовательной области «Безопасность» в
другие области общеобразовательной программы.
Принцип интеграции по содержанию области «Безопасность», реализуется через
образовательные области по задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
«Здоровье» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и
здоровом образе жизни человека;
«Физическая
культура»
- формирование физических
качеств
и
накопления
двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья;
«Социализация»
-
формирование
первичных
представлений
о
себе,
гендерных
особенностях, семье, социуме и государстве,
освоение общепринятых норм и
правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного
поведения и основ экологического сознания;
«Труд» - формирование представлений и освоение способов безопасного поведения,
основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности;
«Коммуникация»
-
развитие
свободного
общения
со
взрослыми
И
детьми
в
процессе
освоения
способов
безопасного
поведения,
способов
оказания
самопомощи,
помощи
другому,
правил
поведения
в
стандартных
опасных
ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания;
«Познание» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в
части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
«Физическая культура»
- использование игр, игровых упражнений, импровизация
для
формирования
способности
наиболее
адекватно
использовать
имеющиеся
двигательные
возможности
в
условиях,
моделирующих
сложные
и
опасные
ситуации;
«Чтение
художественной
литературы
-
использование
художественных
произведений
для
формирования
основ
безопасности
собст венной
жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.
Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно
правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять
накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная
деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций.
Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных ситуациях
очень
сложно.
Однако
необходимость
соблюдения
определенных
правил
поведения
позволит
избежать
многих
проблемных
ситуаций.
Существуют
правила
поведения,
которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и
безопасность. Правила - неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым
действенным методом является игровая деятельность т.к. игра для ребенка – это мощная
сфера так называемой « самости» - самовыражения, самоопределения, самопроверки,
самореализации.
В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети
принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного
соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и
подвижных,
происходит
развитие
произвольного
поведения
детей.
Ребенок
учится
подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение
и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность
управлять
своим
поведением,
подчиняться
правилам
и
требованиям
–
личностные
качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения.
Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно
к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию
в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.
Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее
окружение
с
помощью
всей
группы
сенсорных
чувств.
Манипулируя
с
предметами,
ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает
операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный
период
развития
ребенка
его
познавательные
интересы,
помогает
ориентироваться
в
окружающем
мире,
порождает
чувство
уверенности
в
том,
что
мир
управляем
и
подвластен
ему.
В
группе
должны
быть
предметы,
с
помощью
которых
ребенок
знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы
(иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Особое место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка.
Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в
опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка
всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него
ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины
мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу
было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно
осуществляется,
как
бы
изнутри,
то
есть
ребенок
наблюдает
за
деятельностью,
поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья,
закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При
этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как
взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально
принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных
интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания
социального
мира.
В
процессе
обучения
на
занятиях
ребенок
имеет
возможность
приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение
знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми
начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический,
целенаправленный характер.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При
использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со
сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям
легче,
чем
по
подобию.
Метод
сравнения
помогает
детям
выполнять
задания
на
группировку
и
классификацию.
Для
того
чтобы
группировать,
классифицировать
предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные
признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к
нему.
Например:
детям
предлагаются
изображения
на
картинках,
дается
задание
отобрать
предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы,
которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту
группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Дети учатся располагать
предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план -
карту
групповой
комнаты,
отметим
опасные
места
красными
кружочками».
Моделирование
таких
ситуаций:
дым
в
группе,
дым
из
соседнего
дома,
прорвало
водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе,
твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить
полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к
умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска
решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет.
Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить
молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно?
Педагог
всякий
раз
усложняет
для
детей
задачу.
Дети
предлагают
забить
гвоздь
предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с
подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно
нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на
разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила
безопасного обращения с ними.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и
способствуют
закреплению
чувств.
Одним
из
приемов
может
быть
воображаемая
ситуация:
воображаемое
путешествие
к
древним
людям,
встреча
с
воображаемыми
героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком
прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли
палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что
есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге,
в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность
изучения и делает этот процесс естественным и интересным.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от
пожара…о
доме,
где
я
живу
и
где
много
электрических
приборов…».
Повышению
активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после
прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).
Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной
непосредственно
образовательной
деятельности.
Например:
чтение
художественного
произведения
с
последующим
рассматриванием
иллюстраций
или
картин;
чтение
и
последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных
особенностей детей. Педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы,
усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима
роль
семьи.
Важно,
чтобы
родители
осознали,
что
нельзя
требовать
от
ребенка
выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их
особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно
меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло,
которое
созвучно
задачам
содержанию
образовательной
работы
в
группе.
Это
осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе
и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью
информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные
знания, рекомендации.
Для
формирования
заинтересованности
родителей
по
проблеме
ОБЖ
необходимо
использовать разнообразные формы работы, такие как:
Анкетирование.
Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация
встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной
работе и стимулирования их активного участия в ней.
Организация
выставки
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме
формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.
Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных
бесед с родителями.
Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Использовали прием «домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в
детском саду по теме «Безопасное поведение дома».
Сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта».
Оформление рукописных книг.
Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько
неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и
равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек
может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть
элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению
этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого
возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение
ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который
подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Используемая литература
1.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
2.
Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые
шаги к самостоятельности. – М.,1996.
3.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
4.
Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
5.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
6.
Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 № 1.
7.
Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
8.
Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
9.
Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
10. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.