Напоминание

"Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы "


Автор: Филоненко Оксана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы, завуч по увр
Учебное заведение: МБОУ "Петровская школа № 2"
Населённый пункт: с. Петровка Красногвардейский район Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы "
Раздел: среднее образование





Назад





"Инновационные технологии обучения в развитии творческих

способностей учеников на уроках русского языка и литературы "
Вспомним слова китайского философа - просветителя Конфуция, сказанные более 2400 лет назад:
То, что я слышу, я забываю,

То, что я вижу, я помню,

То, что я делаю, я понимаю.
Эти три простых утверждения, как аксиомы, обосновывают необходимость использования инновационных технологий обучения. Несколько изменив слова великого просветителя, можно сформулировать кредо инновационных технологий:
То, что я слышу, я забываю,

То, что я вижу и слышу, я немного нам я таю,

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать,

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю,

я приобретаю знаний и навыков,

Когда я передаю знания другим, я становлюсь знатоком -

мастером своего дела ..
Часто в работе учителя – словесники чрезмерно увлекаются использованием какой-то одной педагогической технологии, не замечая ее "минусов", не учитывая индивидуальные особенности своих учеников, их готовность к работе по определенной технологии. Эксперимент не приносит желаемых результатов, и учитель разочаровывается во всех нововведениях, продолжает работать по "старой системе". Считаю, что современному педагогу необходимо выбрать "зерно", что позволит создать свою мини-методику. А у творческого учителя и ученики будут стремиться к творчеству. В своей педагогической практике апробирую способ интеграции отдельных элементов таких современных технологий обучения: • Проектное обучение; • Интерактивная технология; • Личностно ориентированное обучение. Для того, чтобы такая интеграция принесла желаемый результат, пытаюсь вникнуть в методику каждой из образовательных технологий и использовать на своих уроках в зависимости от темы, цели обучаемому материала, а также типа урока и учебного предмета. Несмотря на многообразие нововведений, основной формой организации учебной деятельности остается урок. Каким же он должен быть? Современный урок – это урок демократический. Для такого урока характерными признаками являются: • подготовка не языковедов-теоретиков, а гуманных образованных людей;
• обучение не словом, а делом; • проведение его не для учеников, а вместе с ними; • направление деятельности не на класс в целом, а на личность каждого ученика; • обеспечение полного усвоения учебного материала на уроке. Именно избеганию многих недостатков в подготовке к уроку помогает четкое использование методики той или иной технологии, существенной особенностью которой является противопоставление произвольных действий четкому алгоритму, системе логически мотивированных действий, последовательному переходу от одного элемента к другому. Постоянно углубляю свои знания, обрабатываю дополнительную литературу, приучаю к этому и своих учеников. Стараюсь донести до них такую аксиому – учебник не является единственным источником знаний, поэтому стоит изучить различные взгляды на проблему пособий, словарей, справочников. Тщательно готовлюсь к каждому уроку, продумывая ход занятия, отбирая эффективные методы и приемы. Помогают в этом современные технологии. Так, новый материал с языка я подаю детям в виде блок-схем, таблиц, рисунков, пирамид и т.п. Начиная изучение темы, мы с учениками индивидуально, в группах или фронтально обсуждаем, анализируем учебный материал. Основные понятия по теме фиксируем в опорных конспектах, а потом усваиваем путем неоднократного повторения, подбираем примеры. Считаю, что урок изучения нового материала можно условно разделить на два этапа : И – беседа, в которой переплетаются мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, усвоение нового материала (из учебника и слов учителя). II - повторное изложение материала, рассказ по опорным конспектом. Цель его – кратко, доступно, в логической последовательности воспроизвести известные уже учащимся узловые вопросы темы, связав его с опорным конспектом. Надо заметить, что ученики сами оценивают эффективность опорных схем, ведь так интереснее, понятнее и легче". Часто побуждаю детей к самостоятельному составлению зрительных опор. При этом оцениваю оригинальность подхода. Конечно, для этого учащиеся должны быть подготовлены. Этапы подготовительной работы по составлению зрительных опор: 1. Учитель объясняет материал, иллюстрирует примерами и параллельно составляет схему–опору на доске. При этом не прекращается живой диалог с учениками, которые помогают подобрать примеры, вносят предложения относительно правильного построения опоры.
2. Анализируемый учебный материал (не забываем про работу в группах, коллективное обсуждение проблемы) учитель представляет в виде схемы-опоры, умышленно пропуская некоторые ее составные части. Учащиеся должны "восстановить" схему, пользуясь правилом в учебнике. 3. Учитель не объясняет материал, только записывает на доске ряд примеров, иллюстрирующих правило. Задача учеников – "превратить" текст правила в опорную схему, подобрать примеры для иллюстрации теоретических положений с справки на доске. 4. Дома по собственноручно составленной схеме учащиеся готовят устное лингвистическое сообщение, подбирают примеры. 5. Учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно составить зрительную схему-опору к теме, которая будет изучаться. На уроке несколько гимназистов презентуют свою работу, выступая в роли учителя, объясняют новый материал. Оценивается не только правильный, но и оригинальная подача новой темы. Как видим, постепенно ученики приучаются к работе с учебником, другими источниками, ведь последний этап предполагает именно творческий подход. Ученики "рисуют" основные теоретические понятия в виде структур, матриц, пирамид, нередко в тетрадях появляются "солнышки", "тучки", "волшебные цветы". Морфемы, а точнее их условные обозначения, изображаем в "звездном небе" Такая работа развивает у детей навыки анализа и синтеза, умения выделять главное в теоретическом материале. При этом акцентирую внимание на мотивации необходимости изучения определенных научных понятий. Такой подход позволяет практиковать систему уроков разного типа в пределах одной темы, высвобождает время для решения учащимися системы устных и письменных заданий, направленных на саморазвитие личности, формирование языковой компетенции. Личность ученика из объекта обучения превращается в главную фигуру. Многократное повторение материала в самых разнообразных формах, группировке и подача материала в виде блок-схем доказали, что обучение под силу всем. По мнению Г. Лозанова, такая система работы направлена на комплексное развитие личности ученика. Систему уроков тренировочных упражнений с блок - темы логично насытить интерактивными упражнениями. Интерактивное обучение, по мнению Коротаевой, - это обучение „погруженное” в общение. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно входит в состав индивидуальной или групповой практической деятельности. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Интерактивные формы работы способствуют развитию инициативы, независимости, воображения, сотрудничества с другими учениками. Учащимся нравится работа в группах, каждая из которых коллективно выполняет
конкретное учебное задание – одинаковое для всех групп разное. При этом можно предусмотреть не только совместную работу в одной группе, но и межгрупповую взаимодействие. На уроках выполнение тренировочных упражнений каждая группа получает блок из 4-5 упражнений различной сложности. Учитель оказывает консультации. Ученики, в рамках своей группы, выполняют взаимопроверку и знакомят с результатами работы весь класс. Организованная таким образом работа способствует повышению учебной активности школьников, устраняет их природную скованность (спросить у своего товарища значительно проще, чем у учителя), дает возможность каждому ученику усваивать учебный материал в естественном ему темпе, а также является действенным средством в усилении индивидуализации обучения. Современная методика накопила богатый арсенал приемов интерактивного обучения от простейших («Работа в парах», «Ротационные (сменные) тройки, «Карусель», «Микрофон») до сложных («Мозговой штурм», «Мозаика», «Анализ ситуации»), а также имитационные игры, дискуссии, дебаты. Использование интерактивных технологий не самоцель, а средство создания атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, снятия с души ребенка чувство страха, способ сделать ее раскрепощенной, внушить уверенность в своих силах, настроить на успех, выявить способность к творчеству. Умелое применение инновационных форм работы, по моему мнению, даст возможность учителю успешно решить затронутые проблемы. Для этого определила такой алгоритм: определить уровень подготовленности класса к восприятию той или иной технологии; провести достаточную предварительную подготовку; обеспечить последовательность в освоении учащимися определенных приемов работы; дать учащимся инструктивные материалы. Перефразируя выражение "Как назовешь корабль, так он и поплывет", на практике убедилась: как начнешь урок, так он и пройдет". Поэтому большое внимание уделяю организационному моменту. Организационный этап каждого урока призван создавать атмосферу доверия и доброжелательности, обеспечить нормальную внешнюю обстановку и психологический настрой учеников на работу. В своей педагогической практике нередко использую разминки для мотивации обучения, для ненавязчивого формулирование цели и задач урока. Благодаря разминке создаются условия, при которых цель и задачи образовательного процесса, определенные учителем, осознаются каждым учеником как личностно значимые. Мини-тренинги, упражнения "Психоформула", "Поймай мое настроение", "Послушный язык" – это неполный перечень тех разминок, что их использую на уроках. Поэтому стараюсь в своей работе применять оптимальные интерактивные технологии, которые бы проектировали креативные качества личности ученика: фантазию,
вдохновение, инициативу, нестандартность, незаурядность, наличие собственной точки зрения. Именно способность осмысливать виучуване, выделять основное способствует выработке умения сознательно применять знания на практике. На уроках применяю такие стратегии, как: "Микрофон", "Незаконченные предложения", "Мозговой штурм", "Метод ПРЕСС","Мнимотур","Дерево решений" и др. Доброжелательное, искреннее, открытое, эмоциональное, научное общение – вот что такое для меня уроки языка и литературы. На них ученик и учитель обмениваются впечатлениями, спорят, высказывают свои мысли, узнают что-то новое. Самые полезные уроки, которые наполнены добрыми эмоциями и чувством, на которых царит рабочая атмосфера. Если вы зашли в класс, а глаза учеников мертвы, едва теплятся, попробуйте своим взглядом, словом "зажечь" их, потому что без этого ваш урок пройдет напрасно.


В раздел образования