"Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы "
Автор: Филоненко Оксана Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы, завуч по увр Учебное заведение: МБОУ "Петровская школа № 2" Населённый пункт: с. Петровка Красногвардейский район Республика Крым Наименование материала: статья Тема: "Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы " Раздел: среднее образование
"Инновационные технологии обучения в развитии творческих
способностей учеников на уроках русского языка и литературы "
Вспомним слова китайского философа - просветителя Конфуция, сказанные более 2400
лет назад:
То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу, я помню,
То, что я делаю, я понимаю.
Эти
три
простых
утверждения,
как
аксиомы,
обосновывают
необходимость
использования инновационных технологий обучения. Несколько изменив слова великого
просветителя, можно сформулировать кредо инновационных технологий:
То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу и слышу, я немного нам я таю,
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать,
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю,
я приобретаю знаний и навыков,
Когда я передаю знания другим, я становлюсь знатоком -
мастером своего дела ..
Часто в работе учителя – словесники чрезмерно увлекаются использованием какой-то
одной педагогической технологии, не замечая ее "минусов", не учитывая индивидуальные
особенности
своих
учеников,
их
готовность
к
работе
по
определенной
технологии.
Эксперимент не приносит желаемых результатов, и учитель разочаровывается во всех
нововведениях, продолжает работать по "старой системе". Считаю, что современному
педагогу необходимо выбрать "зерно", что позволит создать свою мини-методику. А у
творческого учителя и ученики будут стремиться к творчеству.
В своей педагогической практике апробирую способ интеграции отдельных элементов
таких современных технологий обучения:
• Проектное обучение;
• Интерактивная технология;
• Личностно ориентированное обучение.
Для того, чтобы такая интеграция принесла желаемый результат, пытаюсь вникнуть в
методику
каждой
из
образовательных
технологий
и
использовать
на
своих
уроках
в
зависимости
от
темы,
цели
обучаемому
материала,
а
также
типа
урока
и
учебного
предмета.
Несмотря
на
многообразие
нововведений,
основной
формой
организации
учебной
деятельности остается урок. Каким же он должен быть?
Современный
урок
–
это
урок
демократический.
Для
такого
урока
характерными
признаками являются:
• подготовка не языковедов-теоретиков, а гуманных образованных людей;
• обучение не словом, а делом;
• проведение его не для учеников, а вместе с ними;
• направление деятельности не на класс в целом, а на личность каждого ученика;
• обеспечение полного усвоения учебного материала на уроке.
Именно
избеганию
многих
недостатков
в
подготовке
к
уроку
помогает
четкое
использование методики той или иной технологии, существенной особенностью которой
является
противопоставление
произвольных
действий
четкому
алгоритму,
системе
логически мотивированных действий, последовательному переходу от одного элемента к
другому.
Постоянно углубляю свои знания, обрабатываю дополнительную литературу, приучаю к
этому и своих учеников. Стараюсь донести до них такую аксиому – учебник не является
единственным источником знаний, поэтому стоит изучить различные взгляды на проблему
пособий, словарей, справочников.
Тщательно готовлюсь к каждому уроку, продумывая ход занятия, отбирая эффективные
методы и приемы. Помогают в этом современные технологии.
Так, новый материал с языка я подаю детям в виде блок-схем, таблиц, рисунков,
пирамид и т.п. Начиная изучение темы, мы с учениками индивидуально, в группах или
фронтально
обсуждаем,
анализируем
учебный
материал.
Основные
понятия
по
теме
фиксируем в опорных конспектах, а потом усваиваем путем неоднократного повторения,
подбираем примеры.
Считаю, что урок изучения нового материала можно условно разделить на два этапа :
И – беседа, в которой переплетаются мотивация учебной деятельности, актуализация
опорных знаний, усвоение нового материала (из учебника и слов учителя).
II - повторное изложение материала, рассказ по опорным конспектом. Цель его – кратко,
доступно,
в
логической
последовательности
воспроизвести
известные
уже
учащимся
узловые вопросы темы, связав его с опорным конспектом.
Надо заметить, что ученики сами оценивают эффективность опорных схем, ведь так
интереснее, понятнее и легче". Часто побуждаю детей к самостоятельному составлению
зрительных
опор.
При
этом
оцениваю
оригинальность
подхода.
Конечно,
для
этого
учащиеся должны быть подготовлены.
Этапы подготовительной работы по составлению зрительных опор:
1. Учитель объясняет материал, иллюстрирует примерами и параллельно составляет
схему–опору на доске. При этом не прекращается живой диалог с учениками, которые
помогают подобрать примеры, вносят предложения относительно правильного построения
опоры.
2. Анализируемый учебный материал (не забываем про работу в группах, коллективное
обсуждение проблемы) учитель представляет в виде схемы-опоры, умышленно пропуская
некоторые
ее
составные
части.
Учащиеся
должны
"восстановить"
схему,
пользуясь
правилом в учебнике.
3.
Учитель
не
объясняет
материал,
только
записывает
на
доске
ряд
примеров,
иллюстрирующих правило. Задача учеников – "превратить" текст правила в опорную
схему, подобрать примеры для иллюстрации теоретических положений с справки на доске.
4.
Дома
по
собственноручно
составленной
схеме
учащиеся
готовят
устное
лингвистическое сообщение, подбирают примеры.
5. Учащиеся получают опережающее задание: самостоятельно составить зрительную
схему-опору к теме, которая будет изучаться. На уроке несколько гимназистов презентуют
свою работу, выступая в роли учителя, объясняют новый материал. Оценивается не только
правильный, но и оригинальная подача новой темы.
Как
видим,
постепенно
ученики
приучаются
к
работе
с
учебником,
другими
источниками, ведь последний этап предполагает именно творческий подход.
Ученики "рисуют" основные теоретические понятия в виде структур, матриц, пирамид,
нередко в тетрадях появляются "солнышки", "тучки", "волшебные цветы".
Морфемы, а точнее их условные обозначения, изображаем в "звездном небе"
Такая работа развивает у детей навыки анализа и синтеза, умения выделять главное в
теоретическом материале. При этом акцентирую внимание на мотивации необходимости
изучения определенных научных понятий.
Такой подход позволяет практиковать систему уроков разного типа в пределах одной
темы,
высвобождает
время
для
решения
учащимися
системы
устных
и
письменных
заданий, направленных на саморазвитие личности, формирование языковой компетенции.
Личность ученика из объекта обучения превращается в главную фигуру. Многократное
повторение материала в самых разнообразных формах, группировке и подача материала в
виде блок-схем доказали, что обучение под силу всем. По мнению Г. Лозанова, такая
система работы направлена на комплексное развитие личности ученика.
Систему
уроков
тренировочных
упражнений
с
блок
-
темы
логично
насытить
интерактивными упражнениями. Интерактивное обучение, по мнению Коротаевой, - это
обучение
„погруженное”
в
общение.
В
жизни
человека
общение
не
существует
как
обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно входит в состав
индивидуальной или групповой практической деятельности. Вне общения формирование
личности вообще невозможно. Интерактивные формы работы способствуют развитию
инициативы,
независимости,
воображения,
сотрудничества
с
другими
учениками.
Учащимся
нравится
работа
в
группах,
каждая
из
которых
коллективно
выполняет
конкретное
учебное
задание
–
одинаковое
для
всех
групп
разное.
При
этом
можно
предусмотреть
не
только
совместную
работу
в
одной
группе,
но
и
межгрупповую
взаимодействие.
На
уроках
выполнение
тренировочных
упражнений
каждая
группа
получает блок из 4-5 упражнений различной сложности. Учитель оказывает консультации.
Ученики, в рамках своей группы, выполняют взаимопроверку и знакомят с результатами
работы весь класс.
Организованная таким образом работа способствует повышению учебной активности
школьников,
устраняет
их
природную
скованность
(спросить
у
своего
товарища
значительно
проще,
чем
у
учителя),
дает
возможность
каждому
ученику
усваивать
учебный материал в естественном ему темпе, а также является действенным средством в
усилении индивидуализации обучения.
Современная методика накопила богатый арсенал приемов интерактивного обучения от
простейших
(«Работа
в
парах»,
«Ротационные
(сменные)
тройки,
«Карусель»,
«Микрофон») до сложных («Мозговой штурм», «Мозаика», «Анализ ситуации»), а также
имитационные игры, дискуссии, дебаты.
Использование интерактивных технологий не самоцель, а средство создания атмосферы
доброжелательности и взаимопонимания, снятия с души ребенка чувство страха, способ
сделать ее раскрепощенной, внушить уверенность в своих силах, настроить на успех,
выявить способность к творчеству.
Умелое применение инновационных форм работы, по моему мнению, даст возможность
учителю успешно решить затронутые проблемы. Для этого определила такой алгоритм:
определить уровень подготовленности класса к восприятию той или иной технологии;
провести достаточную предварительную подготовку;
обеспечить последовательность в освоении учащимися определенных приемов работы;
дать учащимся инструктивные материалы.
Перефразируя выражение "Как назовешь корабль, так он и поплывет", на практике
убедилась: как начнешь урок, так он и пройдет". Поэтому большое внимание уделяю
организационному
моменту.
Организационный
этап
каждого
урока
призван
создавать
атмосферу доверия и доброжелательности, обеспечить нормальную внешнюю обстановку
и психологический настрой учеников на работу. В своей педагогической практике нередко
использую разминки для мотивации обучения, для ненавязчивого формулирование цели и
задач урока.
Благодаря разминке создаются условия, при которых цель и задачи образовательного
процесса,
определенные
учителем,
осознаются
каждым
учеником
как
личностно
значимые.
Мини-тренинги,
упражнения
"Психоформула",
"Поймай
мое
настроение",
"Послушный язык" – это неполный перечень тех разминок, что их использую на уроках.
Поэтому стараюсь в своей работе применять оптимальные интерактивные технологии,
которые
бы
проектировали
креативные
качества
личности
ученика:
фантазию,
вдохновение, инициативу, нестандартность, незаурядность, наличие собственной точки
зрения. Именно способность осмысливать виучуване, выделять основное способствует
выработке умения сознательно применять знания на практике.
На
уроках
применяю
такие
стратегии,
как:
"Микрофон",
"Незаконченные
предложения", "Мозговой штурм", "Метод ПРЕСС","Мнимотур","Дерево решений" и др.
Доброжелательное, искреннее, открытое, эмоциональное, научное общение – вот что
такое для меня уроки языка и литературы. На них ученик и учитель обмениваются
впечатлениями, спорят, высказывают свои мысли, узнают что-то новое. Самые полезные
уроки, которые наполнены добрыми эмоциями и чувством, на которых царит рабочая
атмосфера. Если вы зашли в класс, а глаза учеников мертвы, едва теплятся, попробуйте
своим взглядом, словом "зажечь" их, потому что без этого ваш урок пройдет напрасно.