Использование элементов сказкотерапии,как один из методов коррекционной работы с детьми
Автор: Камалдинова Люция ИльдаровнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Дельфин"
Населённый пункт: город Муравленко ЯНАО
Наименование материала: практикум для педагогов
Тема: Использование элементов сказкотерапии,как один из методов коррекционной работы с детьми
Раздел: дошкольное образование
Назад
Семинар - практикум
Семинар - практикум
«В сказку за
«В сказку за
знаниями»
знаниями»
Образовательные
Образовательные
области:
области:
Физическая культура
Здоровье
Безопасность
Социализация
Труд
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Музыка
Использование элементов
Использование элементов
сказкотерапии как один из
сказкотерапии как один из
методов коррекционно-
методов коррекционно-
воспитательной работы педагога с
воспитательной работы педагога с
дошкольниками.
дошкольниками.
Сказка – это фантастический коктейль
Сказка – это фантастический коктейль
из народной мудрости, жизненного
из народной мудрости, жизненного
опыта, традиций, моральных
опыта, традиций, моральных
ценностей, накопленных нашими
ценностей, накопленных нашими
предками, а также образности языка.
предками, а также образности языка.
Сказка – это развлечение, игра.
Сказка – мудрый учитель, воспитатель.
Сказка – хороший советчик.
Сказка – верный друг.
Сказкотерапия – это метод,
Сказкотерапия – это метод,
использующий сказочную
использующий сказочную
форму для коррекции
форму для коррекции
эмоциональных нарушений и
эмоциональных нарушений и
совершенствования
совершенствования
взаимоотношений с
взаимоотношений с
окружающим миром.
окружающим миром.
Целью сказкотерапии
Целью сказкотерапии
является– выявление
является– выявление
различных проблем ребенка
различных проблем ребенка
и оказание ему
и оказание ему
психологической помощи.
психологической помощи.
Арина Родионовна рассказывала
маленькому Саши сказки. В 7 лет Пушкин
написал свою первую поэму.
Папа Архимеда, будучи астрономом,
рассказывал своему сыну истории о
далеких звездах. Архимед изобрел
водоподъемный механизм в 6 лет.
Папа Моцарта укладывал своего сына у
клавесина и пел ему песни. Его сын написал
первую симфонию в 5 лет.
Перечень проблем в
Перечень проблем в
решении которых помогает
решении которых помогает
сказкотерапия.
сказкотерапия.
Трудности в общении.
Повышенная агрессивность,
демонстративность, неуправляемость,
Повышенная чувствительность,
обидчивость.
Заторможенность или
расторможенность.
Застенчивость, чувство
неполноценности, малозначимости.
Неумение быть самим собой.
Самые разные страхи, тревоги.
Специфические возрастные проблемы.
Виды сказок используемые
Виды сказок используемые
в сказкотерапии:
в сказкотерапии:
Художественные (народные и
литературные)
Дидактические
Псикоррекционные
Психотерпевтические
Медитативные
Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат.
Использование элементов
сказкотерапии педагогами на занятиях,
коррекционные занятия по
сказкотерапии психологами
предполагают:
уменьшение времени на
психологическую адаптацию;
возникновения позитивного изменения
поведения;
развитие самосознания;
формирования социально-адекватных
способов взаимодействия с внешним
миром.
Сказки решают следующие задачи
Сказки решают следующие задачи
образовательно-воспитательного
образовательно-воспитательного
процесса:
процесса:
Развитие внимания (слухового и
зрительного);
Развитие наблюдательности и зрительной
памяти;
Развитие аналитических способностей, то
есть умение сравнивать, обобщать, находить
причинно-следственные связи;
Развитие и совершенствование вербального
языка (ребенок учится доходчиво и
правильно формулировать свои мысли);
Развитие способности к глубокому
образному мышлению;
Развитие фантазии, творческого
воображения;
Снятие эмоционального и физического
напряжения;
Умение чувствовать и воспринимать
окружающий мир, сопереживать другим и
принимать ответственность за свои
действия;
Развитие умения взаимодействовать с
окружающими, совершенствование
коммуникативных навыков;
Развитие уверенности в себе.
Возможности работы со
Возможности работы со
сказкой:
сказкой:
Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются
свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ
полученного графического материала.
Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа.
Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей
поведения клиента, выявляет его систему оценок в
категориях “хорошо – плохо”.
Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить
постановку сказки группой детей или взрослых.
Использование сказки как притчи-нравоучения, которая
подсказывает ребенку с помощью метафоры вариант
решения проблемы.
Алгоритм сочинения сказки
Алгоритм сочинения сказки
Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего
ребенка.
Сформулируйте основную идею рассказа.
Создайте главного персонажа сказки по подобию
вашего ребёнка.
Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы
ребенок нашел сходство со своей жизнью.
Далее поместить героя в проблемную ситуацию,
похожую на реальную ситуацию ребенка, и
приписать герою все переживания ребенка.
Поиск героем сказки выхода из создавшегося
положения, обязательно со счастливым концом.
Осознание героем сказки своего неправильного
поведения и становление на путь изменений
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 4 лет рекомендуют делать главными героями
сказок игрушки, животных;
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом,
совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают
герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь
радикально изменяется.
В раздел образования