Автор: Гудкова Елена Сергеевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ детский сад№3 Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский Наименование материала: Новогодняя открытка Тема: "Как розовые яблоки,на ветках снегири" Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Соломахина Л.И.
МАОУ «Лицей №5»
города Губкина Белгородской области
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного
развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в
настоящее
время
рассматривается
не
только
как
отсутствие
заболевания,
болезненного
состояния,
физического
дефекта,
но
и
состояние
полного
социального, физического и психического благополучия.
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ, на
сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у
половины школьников отмечаются функциональные
отклонения. А ведь
успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с
которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских
осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25%
первоклассников.
У
остальных
же
имеются
различные
нарушения
в
состоянии здоровья.
В системе образования нашего лицея накоплен определенный опыт
реализации
здоровьесберегающих
технологий. Наиболее
разработанной
системой
здоровьесбережения
является
технология
В.Ф.Базарного,
включающая в себя:
основу
телесной
вертикали
и
телесно-моторную
активность,
использование конторок;
режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений
и таблиц, снимающих зрительное утомление.
В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки- объем
письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа
мышц)
остаются
вне
поля
зрения.
Такой
односторонний
подход
к
организации урока способствуют утомлению, задержке развития, а порой и
потере здоровья школьников.
Одним из наиболее эффективным методом является периодическая смена
поз, в частности, перевод детей из положения сидя, в положения стоя. Все это
достигается за счет приобретения в класс конторок.
В.Ф.Базарный называет еще одну из биологических предпосылок
нормального развития – это пространство. В своей практике мы используем
экологический букварь. Это натянутое на стену полотно (2м*3м)
На нем
изображен сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, береза, вдали - село.
Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень,
зима, весна, лето.
Способствуют расширению зрительно-двигательной активности
следующие упражнения:
1.
Разного
рода
траектории,
по
которым
дети
«бегают»
глазами.
Изображаются
по
таблице
какие-либо
цветные
фигуры
(овалы,
зигзаги,
спирали), толщина линий 1см.
2.
«Веселые
человечки».
На
карточках,
которые
я
показываю
детям,
схематически изображены человечки, выполняющие разные гимнастические
упражнения.
Размер
изображения
равен
2см.Дети
повторяют
движения
человечка.
3.
Офтальмотренажер.
Импульсивные
цветовые
вспышки,
которые
расположены по периметру потолка класса.
4. Цветотерапия.
Изучив данные о физиологических возможностях каждого ребенка и,
составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные
физкультминутки. Каждый ребенок по имеющейся у него памятки в течение
1,5-2 минут выполняет комплекс упражнений в школе или дома.
Упражнения для детей с избыточным весом
1. Ходьба с высоким подниманием коленей;
2. И.п.- ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, оставляя ногу на
носок(поочередно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п.,
выдох;
3. И.п.- сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот,
затем расслабить его, дыхание произвольное;
4. Прыжки с хлопками над головой.
Упражнения для профилактики плоскостопия
1.
И.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4-5раз)
2.
И.п.-
стоя
носками
внутрь,
пятками
наружу,
подняться
на
носки.
Вернуться в И.п. (4-5раз)
3.
И.п.- стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно
согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях(4-5раз)
4.
И.п.- стоя, поднять левую(правую) ногу-поворот стопы наружу, поворт
стопы внутрь. (4-5раз)
Упражнения для улучшения осанки
1.
И.п.- о.с.принять правильное положение, зафиксировать его;
2.
.Ходьба с правильной осанкой;
3.
Ходьба с высоко поднятыми руками;
4.
Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки(30сек);
5.
Легкий бег на носках.
На протяжении всего учебного года дети ведут дневник собственного
здоровья,
в
котором
они
делают
записи
и
наблюдения,
связанные
с
изменением
в
их
физическом
развитии,
изменение
роста,
ве са,
размышлениями
о
своих
привычках,
желаниях,
мечтах.
В
процессе
приобщения к законам своего развития ребенок на классных часах получает
конкретные
знания
и
умения
из
различных
областей
науки
о
человеке:
анатомии, физиологии, гигиены, психологии.
Подвижные
игры-
это
наиболее
доступный
и
эффективный
метод
воздействия
на
ребенка.
В
игре
проявляется
инициатива,
фантазия,
творчество, двигательная активность. Положительные эмоции- важнейший
фактор оздоровления детей. При подборе игр в классе я учитываю возраст,
состояние здоровья, степень физической подготовки детей.
Направления:
Игры при нарушения осанки;
игры при плоскостопии;
игры
при
ослаблении
организма
(частые
простудные
заболевания,
заболевания органов дыхания);
игры при мышечной гипотонии, вегетососудистой дистонии.
Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное
физическое воспитание(вовлечение всех детей в лыжные походы, занятия
бегом,
туристические
походы,
спортивные
соревнования
и
праздники,
посещение
плавательного
бассейна,
ледового
катка).
Очень
важна
просветительная
работа
по
здоровому
образу
жизни
среди
родителей,
вовлечение их в спортивную работу в классе. На родительских собраниях я
говорю
о
важности
режима
дня
для
сохранения
здоровья
ребенка,
об
опасности
и
вреде
малоподвижного
образа
жизни,
о
здоровой
пище
и
вредных привычках.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной
школе
при
стабильных
результатах
обучения
было
успешным,
необходимо реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
п р а в и л ь н о
о р г а н и з о в ы в а т ь
м е с т о
и
в р е м я
у ч е б н о й
деятельности(проводить смену динамических поз);
применять здоровьесберегающие технологии (упражнения для глаз,
сочетание разных видов деятельности);
создать
специальную
образовательную
программу
факультативного
курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
соблюдать
принцип
педагогического
сотрудничества
педагогов
и
родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Великий гуманист и педагог Ж.Ж.Руссо писал «Чтобы сделать ребенка
умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Литература
Баль
Л.В.,
Ветров
В.В.Букварь
здоровья./
Баль
Л.В.,
Вет ров
В.В//Издательство Дрофа,2002
Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми./ Ю.Ф.Змановский.//М.:
Медицина,1989
КовалькоВ.И.
Здоровьесберегающие
технологии
в
начальной
школе,1-4
классы /В.И.Ковалько.//М.:Вако,2004