Напоминание

"Не только спорт: как физкультура в саду готовит мозг к школе лучше, чем прописи"


Автор: Бабинцева Анна Константиновна
Должность: инструктор по физической культуре и спорту
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 24" г.о. Самара дошкольные группы
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Не только спорт: как физкультура в саду готовит мозг к школе лучше, чем прописи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бабинцева Анна Константиновна

Инструктор по физической культуре и спорту,

МБОУ «Школа №24» г.о. Самара, дошкольное отделение

«Не только спорт: как физкультура в саду готовит мозг

к школе лучше, чем прописи»

Почему 15 минут осознанного движения дают больше для будущего

первоклассника, чем час за партой?

Не тот фокус

Когда родители думают о подготовке к школе, в голове всплывают

картинки: ребёнок, склонившийся над прописями, учит буквы, решает

примеры. Физкультура же часто воспринимается как «разрядка», «отдых

от серьёзных занятий» или просто весёлое времяпрепровождение. Но что,

если именно здесь — в спортивном зале, на полосе препятствий, в игре с

мячом — закладывается самый прочный фундамент для школьных успехов?

Современная

нейропсихология

утверждает:

движение

это

не

дополнение к умственному развитию, а его основа. И инструктор по

физкультуре

в

детском

саду

один

из

главных

«инженеров»,

формирующегося детского мозга. Эта статья — попытка развеять миф о

«второстепенности» физкультуры и показать, как каждая игра, каждое

упражнение готовит нейронные сети ребёнка к сложным школьным

задачам: письму, чтению, концентрации и логическому мышлению.

Мозг, который вырос в движении: нейропсихологический

ликбез

Мозг ребёнка — не уменьшенная копия взрослого. Это динамичная, быстро

меняющаяся

система,

где

связи

между

нейронами

формируются

с

ошеломляющей скоростью. И самый мощный катализатор этого процесса —

разнообразное, осмысленное движение. Мозжечок

«дирижёр»

координации

и

мышления.

Раньше считалось, что эта часть мозга отвечает

только за равновесие и координацию. Сегодня

известно:

мозжечок

тесно

связан

с

лобными

долями, ответственными

за планирование, контроль импульсов и речь.

Упражнения на баланс

(ходьба по бревну,

«ласточка») буквально «тренируют» нейронные

пути, которые позже будут использоваться для

удержания

внимания

на

уроке

и

построения

сложных предложений.

Межполушарное взаимодействие — секрет легкого обучения.

Правое

полушарие отвечает за образы, эмоции, целостное восприятие. Левое — за

логику, последовательность, анализ. Для чтения, письма и счёта они должны

работать синхронно. Как этого добиться? Через перекрёстные движения

(ползание, маршировка, «велосипед»), где правая рука/нога координируется с

левой. Эти движения «строят» мозолистое тело — мощный пучок нервных

волокон, «мост» между полушариями.

Ребёнок

с

натренированным

межполушарным

взаимодействием

легче

переключается с чтения на письмо, улавливает смысл текста и не путает

«зеркальные» буквы.

Проекционные зоны: рука и речь — соседи. В коре головного мозга зоны,

отвечающие за мелкую моторику пальцев и за

артикуляционный аппарат (речь), расположены

рядом и тесно связаны. Развивая первую, мы

стимулируем вторую. Но путь к виртуозному

владению карандашом лежит через крупную

моторику. Сильные плечевой пояс, предплечья,

кисть — это опора для точных движений пальцев.

Поэтому лазание по канату, отталкивание от пола в эстафете, «тачка» — это

не просто силовые упражнения. Это базовая подготовка руки к письму.

От полосы препятствий к строчкам в прописях: скрытая связь

Давайте

проследим

цепочку

на

конкретных

примерах

из

жизни

детсадовского спортивного зала.

Упражнение:

Ползание

по-пластунски

под

«паутиной»

из

верёвочек.

Что

развивает

на

поверхности:

ловкость,

умение

пригнуться,

пространственную ориентацию.

Что готовит для школы: Ребёнок учится чувствовать границы своего тела в

ограниченном

пространстве.

Эта

же

способность

необходима,

чтобы

уместить букву в строке и не вылезти за её пределы. Мозг запоминает

ощущение «вписывания» в заданные рамки.

Упражнение:

Игры с правилами («Море волнуется раз», «Съедобное-

несъедобное»).

Что

развивает

на

поверхности:

реакцию,

слуховое

внимание, умение действовать по сигналу.

Что готовит для школы:

Тренируется произвольность поведения — фундаментальная способность

делать не то, что хочется, а то, что нужно по правилам. Это основа

дисциплины на уроке, умения дождаться своей очереди и выполнить

инструкцию учителя с первого раза.

Упражнение: Бросание и ловля мешочков с песком разного веса.

Что

развивает

на

поверхности:

глазомер,

координацию «глаз-рука», силу броска.

Что

готовит

для

школы:

Формируется

навык

зрительно-моторной

координации.

Без

него

невозможно

плавное

движение

глаза

вдоль

строки при чтении и контроль за движением

ручки при письме. Мозг учится рассчитывать

расстояние, усилие и траекторию — те же параметры, что нужны для

аккуратного письма.

Концентрация и логика: рождаются в игре, а не за партой

«Сиди спокойно и сосредоточься» — почти невыполнимая просьба для

дошкольника, чья нервная система требует смены активности. Физкультура

предлагает другой путь к формированию внимания и логики. Внимание, как

следствие

интереса.

На

физкультуре

концентрация

возникает

естественно: чтобы поймать мяч, нужно следить за ним, чтобы пройти

эстафету

запомнить

последовательность

действий.

Предметно

-

направленное внимание (на мяч, на фишку) — это первый, базовый уровень,

на котором позже вырастет способность концентрироваться на абстрактных

символах (буквах, цифрах).

Построить башню из гимнастических кубов по образцу — это анализ

(какой куб нужен?), синтез (как их сложить?), сравнение (похоже на

образец?). Командная игра с тактикой (куда бежать, кому передать мяч) —

это

планирование

и

прогнозирование

результатов.

Пространственно-

временные представления («пробеги за моей спиной», «досчитай до трёх и

прыгай») — основа для понимания математических понятий (перед/после,

больше/меньше, последовательность).

Эмоциональный интеллект — топливо для познания. Физкультура — это

всегда эмоции: радость победы, досада от ошибки, азарт, умение поддержать

товарища. Ребёнок, который научился справляться с этими эмоциями в

безопасной игровой среде, приходит в школу более стрессоустойчивым. А

спокойный, уверенный в себе мозг гораздо эффективнее усваивает новую

информацию.

Что может сделать инструктор и родитель? Осознанный подход

Понимая эту глубинную связь, мы можем сделать каждое занятие ещё более

эффективным для будущего школьника.

1. Приоритет качества движения над количеством. Важно не сколько раз

ребёнок отжался, а как он это сделал: осознавал ли положение тела,

контролировал ли дыхание. Комментарии должны быть не «быстрее!», а

«почувствуй, как твоя спина прямая», «следи глазами за мячом».

2. Интеграция «школьных» навыков в движение. Можно прыгать не

просто так, а по нарисованным буквам. Можно построиться не по росту, а по

первой букве имени. Можно бросать мяч, называя слова на определённый

звук.

Так

мы

создаём

нейронные

ассоциации

между

движением

и

познавательным процессом.

3. Акцент на сенсорном разнообразии. Разные поверхности (коврики,

травка, песок), снаряды (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие), вес (лёгкий

воздушный шар, тяжёлый набивной мяч) — всё это обогащает карту

телесных ощущений мозга, делая его более пластичным.

4. Для родителей: Прогулка с лазанием по горкам, домашние эстафеты,

лепка из теста, помощь в замешивании теста — всё это часть большой

системы подготовки мозга. Самый полезный «тренажёр» — детская

площадка, а самая важная «пропись» до школы — это рисование мелками на

асфальте, где работает всё тело.

Физкультура как инвестиция в интеллект

Итак, физкультура в детском саду — это не «перерыв» между более важными

занятиями. Это базовая, системная работа по построению мозга, способного

учиться. Инструктор по физкультуре в этой парадигме — не просто

спортивный наставник, а ключевой специалист по нейроразвитию, который

через движение закладывает паттерны успешного мышления. Прежде, чем

требовать от ребёнка усидчивости за партой, нужно дать его мозгу то, что

ему необходимо для развития: разнообразие движений, сенсорный опыт,

радость преодоления и решения двигательных задач. Потому что крепкий,

ловкий, координированный ребёнок — это не только здоровый ребёнок. Это,

в первую очередь, ребёнок с готовым к школьным нагрузкам мозгом.

Литература

1.

Веракса, Н. Е. Развитие мозга ребенка: роль детского опыта в

формировании познавательных функций / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 128 с.

2.

Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ж.

М. Глозман. – М.: Академия, 2019. – 272 с.

3.

Антонова, О. В. Влияние двигательной активности на формирование

познавательных процессов у детей дошкольного возраста / О. В. Антонова

// Дошкольное воспитание. – 2021. – № 5. – С. 45–52.

4.

Мухина, С. Н. Роль мозжечка в когнитивных процессах: новые данные для

педагогов и психологов / С. Н. Мухина // Психологическая наука и

образование. – 2020. – Т. 25, № 2. – С. 19–27.



В раздел образования