Авторы: Боцвин Елена Викторовна, Чумакова Вера Николаевна
Должность: студент, преподаватель
Учебное заведение: Филиал ГБОУ ВО " Ставропольский государственный педагогический институт " в г Еесентуки
Населённый пункт: Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Причины психологических отклонений в развитии и факторы их опосредующие
Раздел: высшее образование
ПРИЧИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И
ФАКТОРЫ ИХ ОПОСРЕДУЮЩИЕ
THE CAUSES OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENTAL DISORDERS
AND THEIR MEDIATING FACTORS
Аннотация
В
данной
статье
проводится
комплексный
анализ
причин
и
опосредующих факторов, лежащих в основе психологических отклонений в
развитии.
Рассматривается
многоуровневая
этиология
нарушений,
формирующаяся на стыке биологических предпосылок, социальных условий и
психологических процессов. Особое внимание уделяется взаимодействию
различных факторов риска и защиты, которое определяет индивидуальную
траекторию развития и формирует спектр возможных отклонений – от
легких поведенческих трудностей до тяжелых психических расстройств.
Annotation
This article provides a comprehensive analysis of the causes and mediating
factors underlying psychological developmental disabilities. A multilevel etiology of
disorders is considered, which is formed at the junction of biological prerequisites,
social conditions and psychological processes. Special attention is paid to the
interaction of various risk factors and protection, which determines an individual's
developmental trajectory and forms a range of possible deviations – from mild
behavioral difficulties to severe mental disorders.
Ключевые слова: психологические отклонения в развитии, этиология,
факторы риска, факторы защиты, биологические детерминанты, социальная
среда, психологические факторы.
Key words: psychological developmental abnormalities, etiology, risk factors,
protection factors, biological determinants, social environment, psychological
factors.
Психологические отклонения в развитии представляют собой устойчивые
нарушения в эмоциональной, познавательной или поведенческой сферах,
которые
существенно
затрудняют
адаптацию
личности
к
социальным
требованиям и препятствуют реализации возрастных задач. Понимание причин
возникновения этих отклонений является одной из наиболее сложных и
актуальных
задач
современной
психологии,
психиатрии
и
неврологии.
Современный
научный
консенсус
отвергает
идею
единой,
линейной
причинности
в
пользу
многофакторных
моделей,
где
отклонение
рассматривается как результат длительного и нелинейного взаимодействия
множества переменных. Эти переменные условно можно разделить на три
широкие, взаимопроникающие категории: биологические, психологические и
социально-средовые факторы. Их взаимодействие опосредуется сложными
механизмами, которые могут как усугублять риск, так и создавать условия для
компенсации и устойчивого развития.
К биологическим факторам относят всю совокупность генетических,
нейрофизиологических
и
соматических
предпосылок,
формирующих
органический
фундамент
психической
деятельности.
Генетическая
предрасположенность не является фатальным приговором, но создает диатез –
повышенную
уязвимость
к
определенным
расстройствам.
Например,
наследственная
отягощенность
по
шизофрении
или
аффективным
расстройствам повышает статистическую вероятность их
проявления у
потомков. Однако сами по себе гены не кодируют расстройство; они влияют на
нейрохимический баланс (работу нейромедиаторных систем – дофаминовой,
серотониновой, ГАМК), на особенности строения и созревания структур
головного мозга (префронтальной коры, лимбической системы, мозолистого
тела), на силу и лабильность нервной системы. Критические периоды
внутриутробного
развития
и
раннего
детства
чрезвычайно
уязвимы
к
воздействию вредоносных биологических агентов: инфекции и интоксикации у
матери, хроническая гипоксия плода, тяжелые роды с асфиксией или родовой
травмой, черепно-мозговые травмы и нейроинфекции в раннем возрасте. Эти
события могут привести к минимальным мозговым дисфункциям, которые
впоследствии становятся почвой для развития синдрома дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ), специфических трудностей обучения (дислексии,
дискалькулии) или регуляторных нарушений. Биологические факторы задают
первоначальные
«границы
возможностей»
и
индивидуальный
порог
чувствительности к средовым воздействиям.
Социально-средовые
факторы
образуют
контекст,
в
котором
биологические предпосылки реализуются или компенсируются. Семья как
первичный и наиболее значимый агент социализации играет ключевую роль.
Дисфункциональные
паттерны
семейного
взаимодействия,
такие
как
хронические конфликты, эмоциональная депривация (холодность, отвержение),
гиперопека, непоследовательное или жестокое воспитание, явное или скрытое
насилие (физическое, сексуальное, психологическое) формируют у ребенка
глубоко укорененные дезадаптивные схемы отношения к себе и миру. Эти
схемы могут лежать в основе личностных расстройств, тревожных и
депрессивных состояний. Более широкий социальный контекст – низкий
социоэкономический статус семьи, бедность, плохие жилищные условия,
ограниченный доступ к качественному образованию и медицинской помощи –
создает хронический стресс, который истощает психологические ресурсы как
ребенка, так и родителей, снижая их способность к эффективному воспитанию.
Психотравмирующие
события
(потеря
близкого,
развод
родителей,
свидетельство насилия, вынужденная миграция) выступают в роли мощных
катализаторов, которые могут «запустить» латентную предрасположенность.
Важным опосредующим фактором в современном мире выступают средства
массовой информации и цифровая среда, которые могут способствовать
формированию
искаженных
представлений
о
теле,
нормах
поведения,
провоцировать кибербуллинг и социальное сравнение, усугубляя тревогу и
депрессию у подростков.
Психологические
факторы
являются
тем
«переводчиком»
и
преобразователем,
через
который
внешние
и
внутренние
воздействия
преломляются в конкретные феномены отклоняющегося развития. К ним
относятся, прежде всего, индивидуальные особенности темперамента: высокая
реактивность, низкий порог чувствительности, трудности саморегуляции,
которые могут осложнять взаимодействие ребенка с окружением уже с первых
месяцев жизни. Нарушения формирования привязанности в младенчестве,
описанные в работах Джона Боулби, создают ненадежную внутреннюю
рабочую модель отношений, что в дальнейшем ведет к трудностям в
установлении близких контактов, базовому недоверию к миру и проблемам
аффективной
регуляции.
Когнитивные
факторы,
такие
как
устойчивые
иррациональные убеждения («я никчемный», «мир опасен»), когнитивные
искажения (катастрофизация, черно-белое мышление), дефицитарные стратегии
решения проблем и совладания со стрессом (копинга) являются центральными
звеньями
в
развитии
депрессии
и
трево
ги. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы – алекситимия
(неспособность распознавать и выражать свои чувства), низкий самоконтроль,
дефицит мотивации – также играют значимую опосредующую роль, затрудняя
социальную адаптацию.
Ключ к пониманию причинности лежит не в простом перечислении
факторов,
а
в
анализе
механизмов
их
взаимодействия.
Наиболее
продуктивными концептуальными моделями здесь выступают диатез-стресс
модель и транзакционная модель. Диатез-стресс модель постулирует, что
расстройство возникает при столкновении врожденной или приобретенной
предрасположенности (диатеза) с неблагоприятными жизненными событиями
(стрессорами). Чем выраженнее диатез, тем менее интенсивный стресс
требуется для манифестации нарушения. Транзакционная модель, развитая в
трудах Арнольда Самероффа, делает акцент на постоянном, динамическом и
взаимовлияющем взаимодействии между растущим ребенком и его средой.
Ребенок со сложным темпераментом может вызывать у родителей раздражение
и отстранение, что, в свою очередь, усиливает его проблемное поведение,
замыкая порочный круг. Таким образом, сам ребенок своим поведением
активно формирует ту среду, которая затем воздействует на него. Центральным
опосредующим конструктом является понятие устойчивости (резилентности).
Резилентность – это способность успешно адаптироваться, несмотря на
неблагоприятные условия или травму. Ее формируют факторы защиты:
позитивные личностные качества (оптимизм, адекватная самооценка), развитые
интеллектуальные способности, поддерживающие, теплые отношения хотя бы с
одним взрослым (родителем, учителем, наставником), социальная поддержка,
доступ к позитивным социальным институтам (кружкам, спортивным секциям).
Наличие этих факторов может полностью нейтрализовать или существенно
смягчить влияние факторов риска, объясняя, почему двое детей из одной
неблагополучной
семьи
могут
иметь
кардинально
разные
жизненные
траектории.
Заключение
Причины психологических отклонений в развитии представляют собой
сложно организованную, многоуровневую и динамическую систему. Не
существует единственной причины, приводящей к нарушению; вместо этого
наблюдается уникальная для каждого индивида констелляция биологической
уязвимости, психологических особенностей и средовых воздействий, которые
находятся в состоянии постоянной транзакции. Биологические факторы
создают предпосылки, социальная среда предоставляет контекст и триггеры, а
психологические
процессы
выступают
в
роли
внутренних
механизмов
переработки этого опыта. Решающее значение имеет не просто наличие
отдельных факторов риска, а их кумулятивный эффект и, что особенно важно,
баланс между факторами риска и факторами защиты. Современный подход к
проблеме этиологии требует отказа от линейного мышления в пользу
системного, холистического взгляда, который учитывает всю совокупность
жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей человека. Такое
понимание является основой для разработки эффективных, адресных и
своевременных
мер
психопрофилактики
и
психологической
помощи,
направленных не только на коррекцию уже возникших отклонений, но и на
усиление факторов защиты и построение поддерживающей среды вокруг
развивающейся личности. Это смещает акцент с поиска «виновного» (гены,
плохие родители) на создание условий для здорового развития, что является
более гуманной и продуктивной стратегией для общества в целом.
Список литературы
1.
Cicchetti, D., & Rogosch, F.A. A developmental psychopathology
perspective on adolescence / D. Cicchetti, F.A. Rogosch // Journal of Consulting and
Clinical Psychology. – 2022. – Vol. 70(1). – P. 6–20.
2.
Rutter, M. Resilience as a dynamic concept / M. Rutter // Development
and Psychopathology. – 2022. – Vol. 24(2). – P. 335–344.
3.
Sameroff, A.J. The Transactional Model of Development: How Children
and Contexts Shape Each Other / A.J. Sameroff. – Washington, DC: American
Psychological Association, 2019. – 296 p.
4.
Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2023. –
477 с.
5.
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.:
Просвещение, 2025. – 527 с.
6.
Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. – 287 с.
7.
Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко,
Н.В. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2020. – 460 с.
8.
Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание
структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. – М.: Класс,
2018. – 480 с.
9.
Самерофф, А.Дж. Единая модель развития: Диатез и опасности в
условиях нестабильности / А.Дж. Самерофф // Психологическая наука и
образование. – 2020. – № 2. – С. 5–18.