Напоминание

"Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе"


Автор: Манова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 "Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г.Мыски
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на

занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть

организационно - методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т.Лихачёв).

В нaстоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу

инновационные

технологии.

Поэтому

основная

задача

педагогов

дошкольного

учреждения

выбрать

инновационные

педагогические

технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели

развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном

образовании

направлены

на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования. Принципиально

важной

стороной

в

педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-

образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над

ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок, такова будет

и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия

интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.

Сегoдня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные

требования

(критерии)

педагогической

технологии

в

ДОУ

являются: управляемость возможность диагностического целеполагания,

планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования

средств

и

методов

с

целью

коррекции

результатов. Эффективность современные

педагогические

технологии,

существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по

результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение

определенного

стандарта

обучения. Воспроизводимость возможность

применения (повтoрения, воспроизведения) образовательной технологии в

образовательных

учреждениях,

т.е.

технология

как

педагогический

инструмент должнa

быть гарантированно эффективна в руках любого

педагога, использующегo ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и

личностных особенностей.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет

воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью

использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной

стороны,

таких

качеств

как

гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к

новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача

использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить

ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми –

доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной,

казалось бы, ситуации.

С целью развития психических процессов каждого ребенка с

использованием основного вида деятельности дошкольника – игра я приняла

решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к

обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка

готовности к обучению в школе. Задачи моей работы: развитие гибкости,

подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения

слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков

самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач были

разработаны занятия подготовки к обучению грамоте на учебный год.

Основная мотивация занятий удовлетворение потребности в положительном

эмоциональном общении с взрослым и товарищами, достижение успеха в

ходе выполнения заданий в ННОД. Составлена картотека игр и упражнений с

использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой

ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико –

семантическом, фонетическом, звуко – буквенном:

- «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в

зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по

количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;

- «Да-Нетка» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий

звук – буква – слог – слово. Например: воспитатель (ребенок) дает

правильную (неправильную) характеристику букве (звуку) или называет

место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать

правильный ответ ;

- «Беру тебя в мои друзья» - развивать (отрабатывать) умения детей делить

слова на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Обогащать

предметный и глагольный словарь. Примечание: работа проводится с

изучаемой или изученными буквами;

- «Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова,

зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту

мыслительных процессов. Упражнять в чтении (акдол – лодка);

- «Загадочное письмо» - развивать зрительное восприятие, закреплять

представления о гласной и согласной букве (парной по звонкости – глухости;

- «Изобретатель» - учить пользоваться приемом разделения-соединения,

придумывая новые слова из двух разных слов (ворона – колобок: корона);

- «Новые истории» - активизировать мыслительную деятельность, закреплять

понятия слово-предложение: (КОЖА – Оля купила желтый ананас);

- «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая

лишнее: Смотрю в прозрачное дерево (стекло);

- «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной

его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное

мышление: I , КО-, Я-, КРО-

- «Буквы – чародейки» - развивать воображение, умение моделировать новые

слова. Закреплять образ букв: Ч - НОЧКА, НОЧЬ, КЛЮЧ, ЧАШКА

- «Составь слово из слогов» - учить составлять новые слова из первых,

(последних) слогов слов (картинок): СОВА БЕРЕЗА - ВАЗА;

- «Зашифруй слово» - учить шифровать слово цифрами. Закреплять понятия:

звук-буква; мягкость – твердость, гласный – согласный. Инструкция: на 1

строке напишите, сколько букв (звуков) в вашем слове, на 2 сколько

одинаковых букв (звуков), если их нет, напишите ноль; на 3 - сколько

гласных; на 4 - сколько всего согласных (твердых и мягких); на 5 - сколько

твердых согласных, если твердых нет, напишите 0. на последней строке –

сколько мягких согласных, если мягких нет, напишите 0.

- «Буквы заблудились» - упражнять в составлении слов из букв, стоящих в

неправильном порядке; закреплять образ букв, упражнять в написании и

чтении полученных слов (ОМСЛА);

- «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при

получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного

слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК;

- "Прочитай наоборот" – развивать зрительное восприятие, закреплять образ

букв : ЛОТС, ТНИВ – СТОЛ, ВИНТ;

- «Угадай имя» - развивать быстроту мыслительных операций, умении печать

и читать слова: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.

Очень нравиться детям игра: «Проверь меня» - воспитатель выполняет

задание, а дети проверяют его выполнение. Воспитатель в этой роли

находится: «Не рядом, не над ним, а вместе!», тем самым содействуя

становлению ребенка как личности.

Интерактивные методы обучения – работа в паре, работа в малых

группах

(командами),

работа

с

наглядными

видео

материалами

(презентациями) позволяют решать задачи: активное включение ребенка в

процесс усвоения материала. Обучение навыкам успешного общения (умение

слушать и слышать друг друга). Развитие навыков самостоятельной

деятельности, умения работать в команде; умения принимать на себя

ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению

результата.

На занятиях использую интерактивные методы обучения:

- работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм,

с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного

задания, для чтения небольших текстов построчно (предложение или его

часть) по цепочке, что развивает произвольное внимание и чувство работы

команды

с

целью

ознакомления

с

полным

содержанием

текста,

физкультминутки и гимнастику для глаз;

- работа в паре с использованием взаимопроверки (оценки выполнения

здания с помощью поощрения фишкой);

- работа командой – выполнение задания группой из 3-4 ребенка, например:

игра: «Слова рассыпались»- составление слов из предложенных частей,

развивать умение работать в команде, умение договариваться при выборе

капитана.

Развитию

быстроты

развития

мыслительных

операций

способствует ограничение времени на выполнение задания.

ВЕ

ША, ТУХ, ТЕР,

КВА, ДРО, ТКА

Следует отметить, что дети в самостоятельной деятельности с

удовольствием играют друг с другом, объединяясь парами и командами,

предлагают поиграть взрослому.

Oткрытые занятии по подготовке к обучению грамоте в учреждении

показали, что у детей развиты: активность, быстрота мыслительных

операций, самостоятельность, самоконтроль и адекватная самооценка,

умении работать в паре и командой, произвольность.

Тaким образом, использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных

методов организации обучения способствует становлению личности ребенка,

развивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности,

умение работать в команде и принимать на себя ответственность за

совместную и собственную деятельность, удовлетворяет потребности детей в

положительном

эмоциональном

общении

с

взрослым

и

товарищами.

Интерактивный

метод

предъявления

информации

с

использованием

презентаций

несет

в

себе

образный

тип

информации,

понятный

дошкольникам, стимулирует познавательную активность.



В раздел образования