Автор: Манова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 "Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г.Мыски
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование
Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на
занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачёв).
В нaстоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу
инновационные
технологии.
Поэтому
основная
задача
педагогов
дошкольного
учреждения –
выбрать
инновационные
педагогические
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования. Принципиально
важной
стороной
в
педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-
образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над
ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок, такова будет
и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия
интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.
Сегoдня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные
требования
(критерии)
педагогической
технологии
в
ДОУ
являются: управляемость – возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования
средств
и
методов
с
целью
коррекции
результатов. Эффективность – современные
педагогические
технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение
определенного
стандарта
обучения. Воспроизводимость – возможность
применения (повтoрения, воспроизведения) образовательной технологии в
образовательных
учреждениях,
т.е.
технология
как
педагогический
инструмент должнa
быть гарантированно эффективна в руках любого
педагога, использующегo ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и
личностных особенностей.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет
воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью
использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной
стороны,
таких
качеств
как
гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к
новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача
использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми –
доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной,
казалось бы, ситуации.
С целью развития психических процессов каждого ребенка с
использованием основного вида деятельности дошкольника – игра я приняла
решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к
обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка
готовности к обучению в школе. Задачи моей работы: развитие гибкости,
подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения
слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков
самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач были
разработаны занятия подготовки к обучению грамоте на учебный год.
Основная мотивация занятий удовлетворение потребности в положительном
эмоциональном общении с взрослым и товарищами, достижение успеха в
ходе выполнения заданий в ННОД. Составлена картотека игр и упражнений с
использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой
ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико –
семантическом, фонетическом, звуко – буквенном:
- «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в
зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по
количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;
- «Да-Нетка» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий
звук – буква – слог – слово. Например: воспитатель (ребенок) дает
правильную (неправильную) характеристику букве (звуку) или называет
место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать
правильный ответ ;
- «Беру тебя в мои друзья» - развивать (отрабатывать) умения детей делить
слова на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Обогащать
предметный и глагольный словарь. Примечание: работа проводится с
изучаемой или изученными буквами;
- «Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова,
зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту
мыслительных процессов. Упражнять в чтении (акдол – лодка);
- «Загадочное письмо» - развивать зрительное восприятие, закреплять
представления о гласной и согласной букве (парной по звонкости – глухости;
- «Изобретатель» - учить пользоваться приемом разделения-соединения,
придумывая новые слова из двух разных слов (ворона – колобок: корона);
- «Новые истории» - активизировать мыслительную деятельность, закреплять
понятия слово-предложение: (КОЖА – Оля купила желтый ананас);
- «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая
лишнее: Смотрю в прозрачное дерево (стекло);
- «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной
его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное
мышление: I , КО-, Я-, КРО-
- «Буквы – чародейки» - развивать воображение, умение моделировать новые
слова. Закреплять образ букв: Ч - НОЧКА, НОЧЬ, КЛЮЧ, ЧАШКА
- «Составь слово из слогов» - учить составлять новые слова из первых,
(последних) слогов слов (картинок): СОВА БЕРЕЗА - ВАЗА;
- «Зашифруй слово» - учить шифровать слово цифрами. Закреплять понятия:
звук-буква; мягкость – твердость, гласный – согласный. Инструкция: на 1
строке напишите, сколько букв (звуков) в вашем слове, на 2 сколько
одинаковых букв (звуков), если их нет, напишите ноль; на 3 - сколько
гласных; на 4 - сколько всего согласных (твердых и мягких); на 5 - сколько
твердых согласных, если твердых нет, напишите 0. на последней строке –
сколько мягких согласных, если мягких нет, напишите 0.
- «Буквы заблудились» - упражнять в составлении слов из букв, стоящих в
неправильном порядке; закреплять образ букв, упражнять в написании и
чтении полученных слов (ОМСЛА);
- «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при
получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного
слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК;
- "Прочитай наоборот" – развивать зрительное восприятие, закреплять образ
букв : ЛОТС, ТНИВ – СТОЛ, ВИНТ;
- «Угадай имя» - развивать быстроту мыслительных операций, умении печать
и читать слова: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.
Очень нравиться детям игра: «Проверь меня» - воспитатель выполняет
задание, а дети проверяют его выполнение. Воспитатель в этой роли
находится: «Не рядом, не над ним, а вместе!», тем самым содействуя
становлению ребенка как личности.
Интерактивные методы обучения – работа в паре, работа в малых
группах
(командами),
работа
с
наглядными
видео
материалами
(презентациями) позволяют решать задачи: активное включение ребенка в
процесс усвоения материала. Обучение навыкам успешного общения (умение
слушать и слышать друг друга). Развитие навыков самостоятельной
деятельности, умения работать в команде; умения принимать на себя
ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению
результата.
На занятиях использую интерактивные методы обучения:
- работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм,
с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного
задания, для чтения небольших текстов построчно (предложение или его
часть) по цепочке, что развивает произвольное внимание и чувство работы
команды
с
целью
ознакомления
с
полным
содержанием
текста,
физкультминутки и гимнастику для глаз;
- работа в паре с использованием взаимопроверки (оценки выполнения
здания с помощью поощрения фишкой);
- работа командой – выполнение задания группой из 3-4 ребенка, например:
игра: «Слова рассыпались»- составление слов из предложенных частей,
развивать умение работать в команде, умение договариваться при выборе
капитана.
Развитию
быстроты
развития
мыслительных
операций
способствует ограничение времени на выполнение задания.
ВЕ
ША, ТУХ, ТЕР,
КВА, ДРО, ТКА
Следует отметить, что дети в самостоятельной деятельности с
удовольствием играют друг с другом, объединяясь парами и командами,
предлагают поиграть взрослому.
Oткрытые занятии по подготовке к обучению грамоте в учреждении
показали, что у детей развиты: активность, быстрота мыслительных
операций, самостоятельность, самоконтроль и адекватная самооценка,
умении работать в паре и командой, произвольность.
Тaким образом, использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных
методов организации обучения способствует становлению личности ребенка,
развивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности,
умение работать в команде и принимать на себя ответственность за
совместную и собственную деятельность, удовлетворяет потребности детей в
положительном
эмоциональном
общении
с
взрослым
и
товарищами.
Интерактивный
метод
предъявления
информации
с
использованием
презентаций
несет
в
себе
образный
тип
информации,
понятный
дошкольникам, стимулирует познавательную активность.