Автор: Сорокина Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР "Дубравушка" - детский сад №31"
Населённый пункт: Курская область, город Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: Пейзажная живопись и экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Пейзажная живопись и экологическое воспитание детей дошкольного
возраста
Сорокина Ю.В., воспитатель МДОУ
«ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31»,
г.Железногорск, Курская область
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью
содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего
образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического
образования выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с
окружающей
средой,
осознание
угрозы
экологической
катастрофы.
Нравственной
предпосылкой
стало
понимание
необходимости
гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой
экологической этики. Современные дошкольники оторваны от живой
природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими
скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического
образования ребенка и усложняет воспитательную практику.
В Год
экологии в России (2017 год) впервые появилась Стратегия экологической
безопасности. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным
вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние
экологической безопасности страны. Задача экологического воспитания
подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных
проблем, стоящих перед современным миром. Это связано с развитием
научно-технического прогресса, который способствовал истощению и
загрязнению природной среды, обострением противоречий общества и
природы, проявлением подчас достаточно жестокого отношения человека к
природе. Разрешение этих проблем ученые, педагоги-практики связывают с
необходимостью
формирования
гуманистически
ориентированного
общественного сознания у человека с детства. Необходимо развивать у
подрастающего поколения чувство прекрасного, умение понимать и ценить
произведения искусства, красоту и богатство природы родного края.
Как
показывают
психологические
исследования
Выготского
Л.
С.,
Запорожеца
А. В.,
Поддьякова
Н. Н. и других в период дошкольного
возраста
наблюдается
интенсивное
развитие
личности
посредством
освоения разных видов деятельности; становление целостности сознания,
отражающее
единство
эмоциональной
и
интеллектуальной
сфер.
Художественно-эстетическая
деятельность
в
этом
плане
выступает
эффективным средством его воспитания и развития.
Ребенок
познает
красоту
окружающего
мира,
прежде
всего
через
восприятие красоты природы. Нравственно – эстетическое отношение к
природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с
которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить
художественно – эстетическое воспитание от экологического.
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного
восприятия
художественного
произведения
детям
необходим
запас
наблюдений
и
опыта
положительно
–
активного
отношения
к
окружающему. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие
произведений искусства.
Особое
место в этом процессе
отводится
изобразительной деятельности и изобразительному искусству, которые
являются одной из форм активного, эмоционально-нравственного познания
окружающей действительности, его творческого характера. При общении с
искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те,
которые они испытывают, когда радуются или грустят. Специальные
исследования убедительно показали, что эмоции, вызванные искусством,
способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным
ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки
окружающих его взрослых.
Поэтому педагогов, психологов, деятелей
культуры и искусства давно волнует вопрос, как организовать процесс
обучения так. Чтобы с одной стороны, сохранить детскую восприимчивость
во всей её наивной первозданности, а с другой – максимально обогатить
детей
содержанием
и
средствами
культуры,
которые
выработало
человечество. Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия. Оно
очень разное у детей. Надо считаться с разницей детских натур и
педагогами, и художником – всем нужно хорошенько войти в искусство, что
бы понимать изображения, видеть их как художественные произведения.
Восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что
это - развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. На
пятом году жизни ребенок начинает выходить за пределы окружающей его
действительности. Его теперь волнуют уже не только отношения, которые
входят в круг его собственной жизни или складываются в ближайшем
окружении. Малышу становится интересным весь мир.
Удивительный мир окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его
красоту помогают нам художники – пейзажисты. Пейзажная живопись
является
одним
из
самых
лирических
и
эмоциональных
жанров
изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения
природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Живопись
отражает окружающий мир с помощью цвета. Как говорил замечательный
русский художник Илья Ефимович Репин: "Краски должны выражать наши
мысли, колорит - настроение картины, её душу, он должен расположить и
захватить всего зрителя, как аккорд в музыке". При рассмотрении картин
надо уловить, понять настроение, которое передал художник, прислушаться
к себе какие чувства вызывает эта картина у вас. Знакомство детей с этим
жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию,
воспитывает доброе отношение к природе, ее красоте, пробуждает
искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле – это
формирует
начало
экологического
мировоззрения
и
культуры.
Самоценность природы – вот основная черта экологической культуры,
мировоззрения, которое мы должны формировать у детей с самого раннего
возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому,
что это принесет пользу человеку, а потому, что это – природа, в которой
все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на
кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Изменять эти
законы человек не может и не должен. Он обязан изучить их и стараться
действовать в рамках этих законов. Может ли человек существовать без
природы? Нет, не может. А вот природа без людей, как это ни прискорбно
для нас, видимо, может. Ведь был в истории Земли период, когда человека
еще не было.
Как показывают психологические исследования Выготского Л. С. и других
в
период
дошкольного
возраста
наблюдается
интенсивное
развитие
личности посредством освоения разных видов деятельности; становление
целостности
сознания,
отражающее
единство
эмоциональной
и
интеллектуальной сфер. Художественно-эстетическая деятельность в этом
плане выступает эффективным средством его воспитания и развития. В этот
возрастной период у детей можно сформировать нормы и правила
поведения в природе; позитивное отношение растущего человека к живому,
природе, родному краю.
По мнению Н. П. Костерина, изобразительная деятельность знакомит детей
с
особенностями
художественного
языка
и
способствует
познанию
окружающего мира. Развивает у ребенка эстетическое чувство, зрительное
восприятие, воображение, чувство красоты цвета, формы, движений,
пропорций, необходимое для понимания искусства. А также воспитывает
художественный вкус, умения наблюдать и анализировать.
Изучив различные методические источники по данной проблеме, мы
остановили свой выбор на пособиях Н.А. Курочкиной «Дети и пейзажная
живопись», СПб, 2003 год и Рыжова, Н. А. «Экологическое образование в
дошкольных
учреждениях»
Москва,
1996
год.
В
соответствии
с
рекомендациями данных пособий мы составили план работы на год,
опираясь на опыт непосредственного восприятия детьми природы по
сезонам.
Мы выбрали различные формы работы по решению задач эстетического и
экологического
воспитания.
В
первую
очередь
это
знакомство
с
произведениями
искусства,
экскурсии
и
беседы,
направленные
на
приобщение детей к искусству. Организовали эстетическую
среду,
выставки репродукций картин известных художников, выставки детских
работ,
посещение
картинной
галереи,
а
также
самостоятельная
деятельность, где каждый ребенок может проявить инициативу, реализовать
свои возможности.
Большое значение имеет отбор произведений пейзажной живописи, так как,
с одной стороны, произведения должны быть высокохудожественными, с
другой стороны, картины должны быть понятны детям.
Главной целью нашей работы является развитие у детей устойчивого
интереса к пейзажной живописи на основе наблюдений в природе и
знакомства с лучшими произведениями художников - пейзажистов. Мы
стараемся подвести детей к пониманию того, что искусство отражает
окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес и
эмоциональные переживания. Ниже мы представили описание нескольких
картин, которые мы использовали в экологическом воспитании детей нашей
группы.
«Грачи прилетели»
Более ста лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи
прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у
небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают.
Пусть и наше знакомство с русским пейзажем начинается с этого
произведения.
Какое хорошее название! Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил
радостную весть: «Весна пришла!». Картина рассказывает о прекрасной
поре в жизни природы, о ее пробуждении. Художник так построил свой
пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую
деталь. На первом плане – грачи. Они заняты важным делом: суетятся,
перекликаются, как бы советуясь между собой. Один из них подобрал с
земли веточку. Грачи спешат соорудить на березах гнезда. Березы не
похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно не
щадили их зимние ветры и метели.
Потом
наш
взгляд
уходит
дальше
–
вольно
раскинулась
земля,
освободившаяся от снега, и небо – легкое, с голубыми оконцами –
просветами. Посмотри, какие нежные, как будто размытые, цвета в картине:
бледно - голубые, беловато — серые, светло - коричневые. Ведь художник
выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно
затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои
зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот не глубокий —
природа постепенно начинает оживать: трепещут солнечные блики на
деревянной изгороди и тянутся к свету молодой берёзы. Даже как будто
слышно, как поскрипывают от ветра их стволы, а в проталинах булькает
вода.
Ты видишь, людей здесь нет. И в тоже время всё говорит о том, что они где-
то рядом. Мы почти ощущаем их. Ведать это люди построили изгородь,
сараи, церковь. Люди скоро вспашут землю и засеют её зерном.
Картина «Грачи прилетели» являются одной из самых замечательных в
нашем искусстве. В тихом уголке русского селения художник увидел
красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её
людям.
«Утро в сосновом лесу»
Есть у Пушкина картина, которую знают все- и большие, и маленькие.
Ранним утром в чаще леса резвятся три медвежонка.
Рядом — мама-медведица.
Шишкин никогда не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек помог
ему художник Константин Савицкий — его друг. Играющие медвежата
получились очень забавными.
И всё же главное в картине не эти симпатичные звери, а дремучий бор.
Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит
сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице!
Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут
старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль.
Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и
красками.
Как ты думаешь, какой главный цвет в лесу? Конечно же, зелёный. А какое
множество его оттенков в пейзажах Шишкина! Изумрудный мох на болоте,
светло - зелёные молодые ёлочки, тёмная зелень, в чаще зеленовато —
бурая прошлогодняя трава. Да всего не перечислишь.
Красоту леса Шишкина передавал очень верно и с большой любовью. Когда
смотришь на его картины, так хочется самому попасть в сосновый бор и
вдохнуть запах хвои, ощутить босой ногой мягкий влажный мох.
«Люби свою землю»
Но не всегда изображал Шишкин лес. Одна из его известнейших картин
называется «Рожь».
Простор. Раздолье. Всё это сразу чувствуем, когда смотрим на картину.
Вовсю ширь раскинулось поле. Дорога вьётся, теряется во ржи. Уводит наш
взгляд далеко вдаль. Туда, где едва виднеются фигурки людей.
Нет полю ни конца ни края! Лишь посредине возвышается несколько
могучих сосен. На добрых великанов похожи. Раскинули пышные ветви —
стерегут богатство.
Небо чистое, знойное. На горизонте клубятся лёгкие облака. Ласточки низко
проносятся над землёй. Не зря изобразил их художник: по народной
примете — быть дождю.
Решение задач по экологическому воспитанию дошкольников реализуется
через интеграцию образовательных областей, которые связаны между
собой, воздействуют на развитие речи, памяти, внимания, интеллекта,
воображения. Пейзажная живопись, дополняет, уточняете и закрепляет
знания детей, открывает мир чувств: радость, сопереживание, восхищение.
Всё вместе — формирует у ребенка осознание своей принадлежности к
природному
миру
и
необходимости
беречь
его.
Если мы не изменим свое мировоззрение, а главное – не воспитаем новое
поколение с новым, экологическим мышлением, на нашей планете, вполне
может наступить период, когда человека «уже не будет».
Список литературы:
1.Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях,
«Наш дом - природа» Москва 1996 год.
2. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом», Экологическое воспитание
дошкольников.- М.: Т. Ц. Сфера, 2011.
3.Воспитание
здорового
образа
жизни
учащихся.
Педагогическая
энциклопедия. — М.: изд-во УО РИПО, 2005.
4. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического
образования
в
детском
саду:
Учебно-методическое
пособие.
–
М.:
Издательский
дом
«Цветной
мир»,
2012.