Напоминание

"Вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом посредством тренировочного процесса в учреждении дополнительного образования"


Автор: Микина Людмила Вячеславовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО СШ пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Пижанский муниципальный округ, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом посредством тренировочного процесса в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Слайд 1.

«Вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом посредством

тренировочного процесса в учреждении дополнительного образования»

Микина Л.В. тренер- преподаватель

МКОУ ДО СШ пгт Пижанка

Слайд2.

В соответствии с Концепцией развития детско- юношеского спорта в

Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий по её реализации

от 28.12.2021 №3894-р (в ред. от 15.02.2025)

«Детско-юношеский спорт является одним из ключевых

элементов

системы

физической

культуры

и

спорта

в

Российской

Федерации,

обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их

физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление

их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской

идентичности».

В последние годы большое внимание со стороны государства уделяется

развитию детского - юношеского спорта и созданию необходимых условий

доступности занятий физкультурой и спортом в любой точке нашей страны.

Вместе с тем существует проблема - это вовлечение детей в регулярные

занятия физической культурой и спортом. Все мы хотим, чтобы наши дети

росли

здоровыми,

сильными,

закаленными.

Занятие

физическими

упражнениями, тренировки юных спортсменов, создают исключительные

условия для нравственного воспитания.

Как привлечь детей в лыжный спорт?

Слайд 3.

Большую роль в вовлечении в лыжный спорт играет материально-

техническое обеспечение данного вида спорта. Чем располагает наша

спортивная школа? Создана своими силами частично освещённая лыжная

трасса протяжённостью 2.700м, лыжероллерная дорожка протяжённостью

600м.,

лыжная

база

оснащена

инвентарём

для

тренировочного

и

соревновательного процессов, лыжероллеры для летней подготовки, крытая

тренажёрная площадка.

Слайд 4.

Как заинтересовать детей, увлечь, зажечь в них желание прийти в

секцию «Лыжные гонки»? С таким вопросом сталкивается большинство

тренеров в начале учебного года, а именно в сентябре.

Ежегодно провожу

работу по набору детей в группы начальной

подготовки. Выступаю на классных часах в начальной школе, в тесном

контакте взаимодействую с классными руководителями и учителями

физкультуры, родителями обучающихся, средствами массовой информации.

Данная работа позволяет ежегодно формировать новые группы из

числа обучающихся начальной школы.

На «Лыжные гонки» приходят дети и подростки, имеющие разрешение

родителей и допуск врача, Предварительного отбора на занятия в спортивной

школе не проводится. К занятиям на 2, 3 и последующих годах обучения при

наличии

у

обучающихся

соответствующего

уровня

технической

и

физической

подготовки

предусмотрена

возможность

при

успешном

выполнении контрольных нормативов и соответствующих спортивных

разрядов зачислить данных детей в группу 2 или 3 года обучения.

Желающих как обычно бывает много, но по истечении даже одного-

двух месяцев тренировок дети бросают свои занятия, почему? Основная

причина – отсутствие родительского примера и их заинтересованности.

Только родительское участие и поддержка ребенка дает ту необходимую

мотивацию к систематическим занятиям спортом, и в данном случае,

лыжными гонками. Сами малыши на вопрос «Почему многие ребята через

некоторое время перестают ходить в секцию?» - говорят что лень, а также

ссылаются на морозы, учебную загруженность. Отговорок много, но главное

нет поддержки и заинтересованности родителей. Поэтому приходится

проводить активную работу с родителями, убеждать, что спорт это не

самоцель, но очень помогает в жизни.

Слайд 5.

На начальном этапе основной задачей является формирование интереса

к занятиям спортом.

В своей деятельности для вовлечения детей в занятия и сохранения

интереса к лыжному спорту активно использую в тренировочном процессе

игры.

Роль игры в спортивной подготовке детей и подростков трудно

переоценить. Включение подвижных игр в тренировку помогает оживить и

разнообразить ее. Большие физические нагрузки и многократные повторения,

необходимые

для

создания

прочных

навыков,

нередко

вызывают

своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса даже

у самых сознательных и трудолюбивых спортсменов. Игры активизируют их

внимание, повышают эмоциональное состояние, благоприятно влияют на

повышение работоспособности. В силу вступает эффект «активного отдыха».

Игры позволяют решать задачи общей и специальной физической

подготовки. Поэтому они занимают место вспомогательных упражнений при

подготовке лыжников. Подбираю такие игры,

которые имеют близкое

сходство с теми упражнениями, которые лежат в основе лыжного спорта.

- салки, салки с мячом

-эстафеты

-«Белые медведи»

-«Невод»

- «Часовые разведчики»

-«Третий лишний»

-«Кто быстрее»

-«Слалом»

-«Догонялки»

-«Биатлон»

В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные

качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной

цели. Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на

начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста ввиду

особенностей развития центральной нервной системы быстро теряют интерес

к многократным, однотипным повторениям элементов ходов и т.д.

В тренировочном процессе игры и игровые задания применяются при

обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и

при развитии физических качеств.

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных

задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и

совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на

развитие физических качеств.

Слайд.6

Тренировочный процесс

отделения «Лыжные гонки» проходит

непрерывно в течение всего года.

Переходный период апрель- май, данный период можно назвать

активным

отдыхом,

так

как

дети

устали

после

длительного

соревновательного периода, в этот время идет снижение специальной

работоспособности, проводятся беговые, игровые, прыжковые и силовые

тренировки.

Подготовительный период - май-ноябрь. В этот период проводятся

беговые силовые, игровые и лыжероллерные тренировки, кросс и вело-

походы, соревнования, активный отдых.

Большое внимание уделяется отдыху в летний период: ежегодно

выезжаем в г. Киров, где обучающиеся с удовольствием посещают море-

парк и аква-парк, кинотеатр. Ежегодно проводятся велопутешествия на

жемчужину нашего муниципального округа Лежнинское озеро, Ахмановское

озеро, с. Иж, с. Казаково. Это достаточно протяжённые маршруты, во время

которых одновременно проходит укрепление

всех мышц

организма и

получение новых знаний и положительных эмоций, закаливание организма

через плавание. Все это помогает поддерживать интерес к занятиям спортом,

и способствует созданию нравственных, коммуникативных качеств и

формирует такие качества как любовь к родному краю, к своей малой

родине. Ежегодно в июле принимаем участие в «Фестивале спорта» который

проводится в пгт Верхошижемье.

В этом году запланирована поездка в Краснодарский край, где

обучающиеся школы смогут совместить тренировочный процесс с активным

отдыхом на море.

Соревновательный период декабрь-апрель. В этот период

весь

тренировочный процесс направлен на достижение максимально высоких

результатов. Проводятся соревнования различных уровней, и поэтому в

тренировочный процесс активно включаются различные игры –эстафеты на

лыжах в группах начальной подготовки, которые направлены на развитие

быстроты.

На

этапе

учебно-

тренировочных

групп

идёт

формирование

устойчивого интереса к занятиям лыжным спортом, развитие физических,

технических, психических возможностей.

Слайд 7.

Созданная система работы с обучающимися способствует получению

высоких спортивных результатов обучающихся

в зональных соревнованиях:

в 2022-2023 учебном году: 6 раз стали победителями, 11 раз заняли второе

место, 10-третье;

в 2023-2024 учебном году: 7 раз стали победителями, 12 раз- вторые места,

11- третье место;

в 2024-2025 учебном году: 13 раз стали победителями, по 6 раз заняли 2 и 3

место.

Слайд 8, 9

в областных соревнованиях:

в 2022-2023 учебном году: 1 обучающийся занял 2 место в первенстве

Кировской

области

в

г.

Омутнинске,

1

обучающийся-3

место

на

Верхошижемской лыжне памяти Л.И. Тюлькина;

в 2023-2024 учебном году: 1 обучающийся занял 1 место по легкой атлетике

в дисциплине «Кросс», 2 обучающихся заняли 2 и 3 место на Фестивале

спорта в пгт Верхошижемье;

в 2024-2025 учебном году: 1 обучающаяся заняла 1 и 3 места в Первенстве

Кировской области в пгт Перекоп, 1 обучающийся занял 1 место в

Первенстве Кировской области в пгт Перекоп, 1 обучающаяся заняла два

первых места в региональном этапе Всероссийских соревнований на приз

газеты «Пионерская правда» в пгт Перекоп, по итогам данных соревнований

завоевала право участия во Всероссийском этапе, 3 место в этапе Кубка

области «Новогодняя губернаторская гонка»

в пгт Верхошижемье, 1

обучающийся-3 место на Верхошижемской лыжне памяти Л.И. Тюлькина;

Слайд 10.

Большое внимание в тренировочном процессе уделяется развитию

самостоятельности через:

Проведение части занятия по учебным карточкам и заданию

тренера;

Самоконтроль за физической нагрузкой;

Дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков;

Использование наставничества старших обучающихся над

младшими.

Учащиеся, которые начали заниматься лыжным спортом в более

раннем возрасте опережают учащихся, поступивших в более старшем

возрасте. Этот факт подтверждает обоснованность применения методики

раннего развития и необходимость подготовки спортсменов, начиная с

раннего школьного возраста.

Учитывая

недостаточное

физическое

развитие

некоторых

обучающихся, разрешается продолжать занятии 1 и 2 года обучения, данный

подход позволяет сохранить контингент обучающихся и поддержать интерес

детей к занятиям физкультурой и спортом.

В этом учебном году занимаются на отделении «Лыжные гонки» 3

группы:

- группа начальной подготовки-15 человек,

- вторая группа УТГ первого года обучения-9 человек,

-третья группа УТГ третий год обучения-12 человек.

В заключении своего выступления хотела бы обратиться к учителям

физической культуры школ: «Уважаемые коллеги, только совместная работа

общеобразовательной и спортивной школы поможет вовлечь наших детей в

систематические занятия физкультурой и спортом, которые помогут нашим

детям быть успешными, занятыми и физически развитыми.

Слайд 11. Спасибо за внимание!



В раздел образования