Автор: Микина Людмила Вячеславовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО СШ пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Пижанский муниципальный округ, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом посредством тренировочного процесса в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Слайд 1.
«Вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом посредством
тренировочного процесса в учреждении дополнительного образования»
Микина Л.В. тренер- преподаватель
МКОУ ДО СШ пгт Пижанка
Слайд2.
В соответствии с Концепцией развития детско- юношеского спорта в
Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий по её реализации
от 28.12.2021 №3894-р (в ред. от 15.02.2025)
«Детско-юношеский спорт является одним из ключевых
элементов
системы
физической
культуры
и
спорта
в
Российской
Федерации,
обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их
физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление
их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской
идентичности».
В последние годы большое внимание со стороны государства уделяется
развитию детского - юношеского спорта и созданию необходимых условий
доступности занятий физкультурой и спортом в любой точке нашей страны.
Вместе с тем существует проблема - это вовлечение детей в регулярные
занятия физической культурой и спортом. Все мы хотим, чтобы наши дети
росли
здоровыми,
сильными,
закаленными.
Занятие
физическими
упражнениями, тренировки юных спортсменов, создают исключительные
условия для нравственного воспитания.
Как привлечь детей в лыжный спорт?
Слайд 3.
Большую роль в вовлечении в лыжный спорт играет материально-
техническое обеспечение данного вида спорта. Чем располагает наша
спортивная школа? Создана своими силами частично освещённая лыжная
трасса протяжённостью 2.700м, лыжероллерная дорожка протяжённостью
600м.,
лыжная
база
оснащена
инвентарём
для
тренировочного
и
соревновательного процессов, лыжероллеры для летней подготовки, крытая
тренажёрная площадка.
Слайд 4.
Как заинтересовать детей, увлечь, зажечь в них желание прийти в
секцию «Лыжные гонки»? С таким вопросом сталкивается большинство
тренеров в начале учебного года, а именно в сентябре.
Ежегодно провожу
работу по набору детей в группы начальной
подготовки. Выступаю на классных часах в начальной школе, в тесном
контакте взаимодействую с классными руководителями и учителями
физкультуры, родителями обучающихся, средствами массовой информации.
Данная работа позволяет ежегодно формировать новые группы из
числа обучающихся начальной школы.
На «Лыжные гонки» приходят дети и подростки, имеющие разрешение
родителей и допуск врача, Предварительного отбора на занятия в спортивной
школе не проводится. К занятиям на 2, 3 и последующих годах обучения при
наличии
у
обучающихся
соответствующего
уровня
технической
и
физической
подготовки
предусмотрена
возможность
при
успешном
выполнении контрольных нормативов и соответствующих спортивных
разрядов зачислить данных детей в группу 2 или 3 года обучения.
Желающих как обычно бывает много, но по истечении даже одного-
двух месяцев тренировок дети бросают свои занятия, почему? Основная
причина – отсутствие родительского примера и их заинтересованности.
Только родительское участие и поддержка ребенка дает ту необходимую
мотивацию к систематическим занятиям спортом, и в данном случае,
лыжными гонками. Сами малыши на вопрос «Почему многие ребята через
некоторое время перестают ходить в секцию?» - говорят что лень, а также
ссылаются на морозы, учебную загруженность. Отговорок много, но главное
нет поддержки и заинтересованности родителей. Поэтому приходится
проводить активную работу с родителями, убеждать, что спорт это не
самоцель, но очень помогает в жизни.
Слайд 5.
На начальном этапе основной задачей является формирование интереса
к занятиям спортом.
В своей деятельности для вовлечения детей в занятия и сохранения
интереса к лыжному спорту активно использую в тренировочном процессе
игры.
Роль игры в спортивной подготовке детей и подростков трудно
переоценить. Включение подвижных игр в тренировку помогает оживить и
разнообразить ее. Большие физические нагрузки и многократные повторения,
необходимые
для
создания
прочных
навыков,
нередко
вызывают
своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса даже
у самых сознательных и трудолюбивых спортсменов. Игры активизируют их
внимание, повышают эмоциональное состояние, благоприятно влияют на
повышение работоспособности. В силу вступает эффект «активного отдыха».
Игры позволяют решать задачи общей и специальной физической
подготовки. Поэтому они занимают место вспомогательных упражнений при
подготовке лыжников. Подбираю такие игры,
которые имеют близкое
сходство с теми упражнениями, которые лежат в основе лыжного спорта.
- салки, салки с мячом
-эстафеты
-«Белые медведи»
-«Невод»
- «Часовые разведчики»
-«Третий лишний»
-«Кто быстрее»
-«Слалом»
-«Догонялки»
-«Биатлон»
В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные
качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной
цели. Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на
начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста ввиду
особенностей развития центральной нервной системы быстро теряют интерес
к многократным, однотипным повторениям элементов ходов и т.д.
В тренировочном процессе игры и игровые задания применяются при
обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и
при развитии физических качеств.
Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных
задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и
совершенствования техники способов передвижения на лыжах; игры на
развитие физических качеств.
Слайд.6
Тренировочный процесс
отделения «Лыжные гонки» проходит
непрерывно в течение всего года.
Переходный период апрель- май, данный период можно назвать
активным
отдыхом,
так
как
дети
устали
после
длительного
соревновательного периода, в этот время идет снижение специальной
работоспособности, проводятся беговые, игровые, прыжковые и силовые
тренировки.
Подготовительный период - май-ноябрь. В этот период проводятся
беговые силовые, игровые и лыжероллерные тренировки, кросс и вело-
походы, соревнования, активный отдых.
Большое внимание уделяется отдыху в летний период: ежегодно
выезжаем в г. Киров, где обучающиеся с удовольствием посещают море-
парк и аква-парк, кинотеатр. Ежегодно проводятся велопутешествия на
жемчужину нашего муниципального округа Лежнинское озеро, Ахмановское
озеро, с. Иж, с. Казаково. Это достаточно протяжённые маршруты, во время
которых одновременно проходит укрепление
всех мышц
организма и
получение новых знаний и положительных эмоций, закаливание организма
через плавание. Все это помогает поддерживать интерес к занятиям спортом,
и способствует созданию нравственных, коммуникативных качеств и
формирует такие качества как любовь к родному краю, к своей малой
родине. Ежегодно в июле принимаем участие в «Фестивале спорта» который
проводится в пгт Верхошижемье.
В этом году запланирована поездка в Краснодарский край, где
обучающиеся школы смогут совместить тренировочный процесс с активным
отдыхом на море.
Соревновательный период декабрь-апрель. В этот период
весь
тренировочный процесс направлен на достижение максимально высоких
результатов. Проводятся соревнования различных уровней, и поэтому в
тренировочный процесс активно включаются различные игры –эстафеты на
лыжах в группах начальной подготовки, которые направлены на развитие
быстроты.
На
этапе
учебно-
тренировочных
групп
идёт
формирование
устойчивого интереса к занятиям лыжным спортом, развитие физических,
технических, психических возможностей.
Слайд 7.
Созданная система работы с обучающимися способствует получению
высоких спортивных результатов обучающихся
в зональных соревнованиях:
в 2022-2023 учебном году: 6 раз стали победителями, 11 раз заняли второе
место, 10-третье;
в 2023-2024 учебном году: 7 раз стали победителями, 12 раз- вторые места,
11- третье место;
в 2024-2025 учебном году: 13 раз стали победителями, по 6 раз заняли 2 и 3
место.
Слайд 8, 9
в областных соревнованиях:
в 2022-2023 учебном году: 1 обучающийся занял 2 место в первенстве
Кировской
области
в
г.
Омутнинске,
1
обучающийся-3
место
на
Верхошижемской лыжне памяти Л.И. Тюлькина;
в 2023-2024 учебном году: 1 обучающийся занял 1 место по легкой атлетике
в дисциплине «Кросс», 2 обучающихся заняли 2 и 3 место на Фестивале
спорта в пгт Верхошижемье;
в 2024-2025 учебном году: 1 обучающаяся заняла 1 и 3 места в Первенстве
Кировской области в пгт Перекоп, 1 обучающийся занял 1 место в
Первенстве Кировской области в пгт Перекоп, 1 обучающаяся заняла два
первых места в региональном этапе Всероссийских соревнований на приз
газеты «Пионерская правда» в пгт Перекоп, по итогам данных соревнований
завоевала право участия во Всероссийском этапе, 3 место в этапе Кубка
области «Новогодняя губернаторская гонка»
в пгт Верхошижемье, 1
обучающийся-3 место на Верхошижемской лыжне памяти Л.И. Тюлькина;
Слайд 10.
Большое внимание в тренировочном процессе уделяется развитию
самостоятельности через:
Проведение части занятия по учебным карточкам и заданию
тренера;
Самоконтроль за физической нагрузкой;
Дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков;
Использование наставничества старших обучающихся над
младшими.
Учащиеся, которые начали заниматься лыжным спортом в более
раннем возрасте опережают учащихся, поступивших в более старшем
возрасте. Этот факт подтверждает обоснованность применения методики
раннего развития и необходимость подготовки спортсменов, начиная с
раннего школьного возраста.
Учитывая
недостаточное
физическое
развитие
некоторых
обучающихся, разрешается продолжать занятии 1 и 2 года обучения, данный
подход позволяет сохранить контингент обучающихся и поддержать интерес
детей к занятиям физкультурой и спортом.
В этом учебном году занимаются на отделении «Лыжные гонки» 3
группы:
- группа начальной подготовки-15 человек,
- вторая группа УТГ первого года обучения-9 человек,
-третья группа УТГ третий год обучения-12 человек.
В заключении своего выступления хотела бы обратиться к учителям
физической культуры школ: «Уважаемые коллеги, только совместная работа
общеобразовательной и спортивной школы поможет вовлечь наших детей в
систематические занятия физкультурой и спортом, которые помогут нашим
детям быть успешными, занятыми и физически развитыми.
Слайд 11. Спасибо за внимание!