Автор: Качанова Наталия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Центр образования Самарской области"
Населённый пункт: Самара,Самарская область
Наименование материала: разработка урока литературы в 10 классе
Тема: "Жизнь и творчество Федора Тютчева"
Раздел: полное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА ПРИ
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»
ОТДЕЛЕНИЕ № 1
Технологическая карта урока
Литература - 10 класс
Тема урока: «Основные этапы жизни и
творчества Ф.И.Тютчева»
Учитель русского языка и литературы
Н.Ю. Качанова
2025
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 10
Тема урока по КТП: 36
Учитель: Н. Ю. Качанова
Тема урока: «Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича
Тютчева»
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с ключевыми событиями жизни Ф.И.Тютчева и
основными этапами его творчества
- Развивать навыки анализа поэтического текста и формирование умения
делать выводы
- Формировать умения связывать биографические факты с литературным
творчеством
Оборудование урока:
- Презентация о жизни и творчестве Ф.Тютчева
- Копии его стихотворений
- Видеоматериалы о творчестве поэта
- Раздаточный материал (словарь литературных терминов), ручки
Тип урока: урок получения нового знания (беседа, презентация)
Методы и приемы:
- лекционно-демонстративный метод (презентация)
- интерактивные методы (обсуждение, работа в группах)
- проблемное обучение (анализ стихотворений)
- рефлексия (обсуждение рефлексии)
Формируемые УУД:
1.
Познавательные УУД:
- Анализ и синтез: учащиеся учатся анализировать биографические
данные поэта, выделять ключевые моменты его жизни и творчества,
синтезировать информацию.
- Сравнение: сравнение этапов жизни Тютчева с этапами жизни других
поэтов.
- Рефлексия: оценка своего понимания материала, формулирование
новых идей и выводов по итогам изучения творчества поэта.
2. Регулятивные УУД:
Планирование: умение планировать изучение темы, определять темы и
задачи урока.
Контроль и самоконтроль: проверка своих знаний и умений.
Оценка результатов: осознание степени достигнутых результатов
3.Коммуникативные УУД:
- взаимодействие: умение работать в группах, обсуждать идеи, мнения и
творчество Тютчева.
- Ораторские навыки: выступления, формулирование своих мыслей и
аргументов.
- Слушание и восприятие.
4. Личностные УУД:
- Гражданская позиция: формирование интереса к культуре и
литературному наследию России.
- Мотивация и интерес к чтению.
- Эмоциональная отзывчивость.
Организация урока (30 минут)
Ход урока
1.
Введение в тему.
- Объяснение целей и задач урока,
- Обсуждение значимости Ф.Тютчева в русской литературе.
Учащиеся слушают, задают вопросы, высказывают мнение о
Ф.Тютчеве.
2. Актуализация знаний. Учащиеся отвечают на вопросы, делятся
своими знаниями.
3. Изучение нового материала.
Презентация о жизни Ф.И.Тютчева: ключевые события , влияние
исторического контекста на творчество. Чтение фрагментов биографии.
Учащиеся: слушают, делают записи, задают вопросы по ходу рассказа.
Слово учителя: В 19 веке на литературном небосклоне зажглась яркая
звезда русской поэзии!
( На доске написаны цитаты из известных стихотворений Ф.Тютчева,
попросить кого- то из учеников прочитать их):
«Чародейкою зимою околдован лес стоит…», «Люблю грозу в начале
мая…»», «Я встретил вас и все былое…»
«Умом Россию не понять…
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить!» (Ф.Тютчев)
Кто-нибудь из вас узнал поэта, о котором мы будем сегодня говорить на
нашем уроке?
Конечно, это Федор Иванович Тютчев! – поэт, философ, публицист,
переводчик! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об основных этапах его
жизни и творчества. Обратите внимание, что у вас на столах есть словарики с
литературными терминами, которые помогут нам сегодня ориентироваться в
нашей теме. Обратная сторона листа послужит для краткого
конспектирования ключевых моментов урока.
В чем же важность изучения жизни и творчества Тютчева в контексте
русской литературы 19 века? Для этого есть несколько причин. Назовем
основные из них.
Презентация:
Слайд 1.
Портрет писателя и годы жизни, обратить внимание, что в 2023 году в
России отметили памятную дату -220 лет со дня рождения великого поэта.
Слайд 2.
- Уникальная поэзия
Тютчев был мастером лирической поэзии, его стихи отличаются глубиной
чувств и философским осмыслением. Он смог выразить сложные
эмоциональные состояния и вопросы бытия, что делает его произведения
актуальными и в современности.
- Тематика природы и человека
Тютчев обращал внимание на связь человека с природой, на глубину
человеческих чувств и переживаний. Это создало условия для дальнейших
исследований в области экопоэтики и психологии человека в литературе.
- Философские размышления
В его творчестве присутствуют глубокие философские размышления о
жизни, любви, времени и смерти. Тютчев привнес в русскую поэзию
элементы романтизма и реализовал идеи немецкой и французской
философии, что обогатило русскую литературную традицию.
- Влияние на последующих поэтов
Тютчев оказал огромное влияние на многих русских поэтов, таких как
А.Блок, М.Цветаева. Его стиль, темы и философские идеи продолжают
вдохновлять поколение за поколением, сохраняя актуальность сохраняя
актуальность в поэзии 20 -21 веков.
- Личность и судьба
Биография Тютчева, включая его жизнь в Европе и роль дипломата, отражает
дух времени и культурные изменения, происходившие в России. Его личная
жизнь, полная трагедий и сложностей, делает его тексты более человечными
и близкими читателям.
- Социальная критика
Хотя Тютчев и не был напрямую политическим поэтом, в его творчестве
можно проследить социальные и политические критики, которые отразили
моральный и культурный контекст России в его время.
Биографические сведения (10 минут). Подготовленные ученики кратко
знакомят учащихся с биографией Тютчева. Параллельно идет презентация
его биографии на экране.
1.
Детство и юность поэта (1803 – 1819г.) учащийся №1 ( слайд №3)
Ф.И.Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовой усадьбе
Овстуг Орловской губернии в семье, принадлежащей к древнему
дворянскому роду, известному еще с 14 века! Тютчев получил прекрасное
домашнее воспитание и образование под руководством учителя словесности
Семена Раича. Мальчик проявлял выдающиеся способности к обучению,
изучал латынь, древнеримскую поэзию, в 12 лет уже переводил античного
поэта Горация.
С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на
словесном отделении в Императорском Московском университете (ныне
МГУ имени М.Ломоносова). В 1818 году зачислен студентом. Получив
аттестат на год раньше срока, в 1821 году Тютчев поступает на службу в
Государственную коллегию иностранных дел и уже через год отправляется в
Мюнхен в качестве дипломата.
Стихи юношеские, архаичные по стилю, близкие к поэзии 18 века.
Ученик № 2. (Слайд №4)
С 1820 по 1840 годы – второй период творчества Тютчева.
Необходимо отметить, что с 1840 - 1850 годы у Тютчева наступает пауза в
лирике, но расцвет в публицистике. Будучи ярым славянофилом, он много
размышляет и пишет статьи о крахе европейской культуры. Наблюдая
многочисленные революции в Европе, он был убежден, что только Россия
обладает огромным духовным потенциалом и за ней будущее нашей
цивилизации. ( Слайд№5)
22 года Тютчев проводит за границей. Он становится русским поэтом с
зарубежным опытом. В этот период он знакомится и тесно общается с
немецкими философами Шеллингом и Гейне, а в 1826 году женится на
вдове Элеоноре Петерсон, от которой имеет трех дочерей. В 1838 году
Элеонора умирает, сказывается влияние катастрофы в Балтийском море.
Пароход, на котором семья Тютчева плывет в Турин, терпит бедствие.
Элеоноре с детьми помогает Иван Тургенев, оказавшийся по воле судьбы
там же.
Второй женой Тютчева стала вдова - баронесса Эрнестина Дернберг, в
браке тоже родились трое детей.
Еще одна любимая женщина в жизни Тютчева – это Елена Александровна
Денисьева, ровесница его дочери, страстно любившая поэта и родившая ему
вне брака троих детей. Их отношения осуждались обществом, длились 14
лет, до самой смерти Денисьевой. ( Слайд№6)
В любовной лирике Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято
объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским
циклом». Сам Тютчев в формировании цикла участия не принимал, поэтому
зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи – к Денисьевой или к
жене Эрнестине. Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице
Амалии Лерхенфельд отражена в его известном стихотворении «Я помню
время золотое». Тютчев был влюблен в «младую фею», которая не ответила
ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей
посвящено его знаменитое стихотворение «Я встретил вас, и все былое»,
ставшее известным романсом.
Слово учителя.
С 1848 года, уже по возвращении Тютчева на родину, он работает в комитете
иностранной цензуры, где внимательно следит за всеми иностранными
публикациями в России и делает все от него зависящее, чтобы цензура не так
сильно влияла на творчество, чтобы люди больше читали и узнавали новое.
4. Анализ творчества.
Чтение и анализ нескольких стихотворений Тютчева. Обсуждение тем,
мотивов и стиля. Подготовка вопросов для групповой работы. Читают стихи,
обсуждают их. ( Слайд№7)
Зрелый период (1840-1850г.) характеризуется созданием самых
значительных произведений поэта. В творчестве отражаются темы природы,
философии и человеческих переживаний.
Философия Тютчева – это идея двоемирия, собственное представление о
Вселенной, двойственность души человека: хаос и порядок. И природа имеет
такую же двойственную организацию: например, стихотворение «День и
ночь», где мы видим круговорот и смену декораций. Свет – радость – тьма,
хаос, страх- непрекращающаяся борьба, так он объясняет Вселенную и
состояние души человека.
Ученик читает стихотворение «День и ночь».
Стихотворение «О, как убийственно мы любим» - видеорлик.
Поэт работает со словом, он должен передавать истину, но… он сталкивается
с невыразимым. Нет слов, чтобы выразить всю глубину чувств! В этом
двойственность философии поэта.
Стихотворение «Silentium» (молчание) – относится уже к позднему периоду
творчества.( Просмотр видеоролика от нейросети.)
В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» он обличает идеи
материализма. У природы есть душа! Это храм, а не мастерская!
Стихотворение «Умом Россию не понять» - о любви к Родине, вера в нее.
Умом логичным и рациональным ее не понять, постичь Россию можно
только через духовность. Только вера побуждает к действию и созиданию.
Учитель раздает копии стихотворений и предлагает учащимся разделиться
на группы и представить для обсуждения понравившееся стихотворение.
Обосновать свой выбор.
5. Заключение. Закрепление знаний.
Викторина по творчеству Тютчева.
Подведение итогов урока. Закрепление материала через обсуждение и
рефлексию. Делают выводы. Формулируют свои мысли о значении
творчества Тютчева.
Рефлексия.
В чем состоит уникальность Тютчева как поэта?
Ф.И. Тютчев-это выдающаяся фигура в русской литературе, его жизнь и
творчество открывают окна в духовный мир и внутренние переживания
человека. Его наследие продолжает оставаться важным элементом
литературного образования и культурного самосознания России.
Домашнее задание.
Написать эссе о творчестве Ф.Тютчева.