Напоминание

"Жизнь и творчество Федора Тютчева"


Автор: Качанова Наталия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Центр образования Самарской области"
Населённый пункт: Самара,Самарская область
Наименование материала: разработка урока литературы в 10 классе
Тема: "Жизнь и творчество Федора Тютчева"
Раздел: полное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА ПРИ

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОТДЕЛЕНИЕ № 1

Технологическая карта урока

Литература - 10 класс

Тема урока: «Основные этапы жизни и

творчества Ф.И.Тютчева»

Учитель русского языка и литературы

Н.Ю. Качанова

2025

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 10

Тема урока по КТП: 36

Учитель: Н. Ю. Качанова

Тема урока: «Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича

Тютчева»

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Цели урока:

- Ознакомить учащихся с ключевыми событиями жизни Ф.И.Тютчева и

основными этапами его творчества

- Развивать навыки анализа поэтического текста и формирование умения

делать выводы

- Формировать умения связывать биографические факты с литературным

творчеством

Оборудование урока:

- Презентация о жизни и творчестве Ф.Тютчева

- Копии его стихотворений

- Видеоматериалы о творчестве поэта

- Раздаточный материал (словарь литературных терминов), ручки

Тип урока: урок получения нового знания (беседа, презентация)

Методы и приемы:

- лекционно-демонстративный метод (презентация)

- интерактивные методы (обсуждение, работа в группах)

- проблемное обучение (анализ стихотворений)

- рефлексия (обсуждение рефлексии)

Формируемые УУД:

1.

Познавательные УУД:

- Анализ и синтез: учащиеся учатся анализировать биографические

данные поэта, выделять ключевые моменты его жизни и творчества,

синтезировать информацию.

- Сравнение: сравнение этапов жизни Тютчева с этапами жизни других

поэтов.

- Рефлексия: оценка своего понимания материала, формулирование

новых идей и выводов по итогам изучения творчества поэта.

2. Регулятивные УУД:

Планирование: умение планировать изучение темы, определять темы и

задачи урока.

Контроль и самоконтроль: проверка своих знаний и умений.

Оценка результатов: осознание степени достигнутых результатов

3.Коммуникативные УУД:

- взаимодействие: умение работать в группах, обсуждать идеи, мнения и

творчество Тютчева.

- Ораторские навыки: выступления, формулирование своих мыслей и

аргументов.

- Слушание и восприятие.

4. Личностные УУД:

- Гражданская позиция: формирование интереса к культуре и

литературному наследию России.

- Мотивация и интерес к чтению.

- Эмоциональная отзывчивость.

Организация урока (30 минут)

Ход урока

1.

Введение в тему.

- Объяснение целей и задач урока,

- Обсуждение значимости Ф.Тютчева в русской литературе.

Учащиеся слушают, задают вопросы, высказывают мнение о

Ф.Тютчеве.

2. Актуализация знаний. Учащиеся отвечают на вопросы, делятся

своими знаниями.

3. Изучение нового материала.

Презентация о жизни Ф.И.Тютчева: ключевые события , влияние

исторического контекста на творчество. Чтение фрагментов биографии.

Учащиеся: слушают, делают записи, задают вопросы по ходу рассказа.

Слово учителя: В 19 веке на литературном небосклоне зажглась яркая

звезда русской поэзии!

( На доске написаны цитаты из известных стихотворений Ф.Тютчева,

попросить кого- то из учеников прочитать их):

«Чародейкою зимою околдован лес стоит…», «Люблю грозу в начале

мая…»», «Я встретил вас и все былое…»

«Умом Россию не понять…

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить!» (Ф.Тютчев)

Кто-нибудь из вас узнал поэта, о котором мы будем сегодня говорить на

нашем уроке?

Конечно, это Федор Иванович Тютчев! – поэт, философ, публицист,

переводчик! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об основных этапах его

жизни и творчества. Обратите внимание, что у вас на столах есть словарики с

литературными терминами, которые помогут нам сегодня ориентироваться в

нашей теме. Обратная сторона листа послужит для краткого

конспектирования ключевых моментов урока.

В чем же важность изучения жизни и творчества Тютчева в контексте

русской литературы 19 века? Для этого есть несколько причин. Назовем

основные из них.

Презентация:

Слайд 1.

Портрет писателя и годы жизни, обратить внимание, что в 2023 году в

России отметили памятную дату -220 лет со дня рождения великого поэта.

Слайд 2.

- Уникальная поэзия

Тютчев был мастером лирической поэзии, его стихи отличаются глубиной

чувств и философским осмыслением. Он смог выразить сложные

эмоциональные состояния и вопросы бытия, что делает его произведения

актуальными и в современности.

- Тематика природы и человека

Тютчев обращал внимание на связь человека с природой, на глубину

человеческих чувств и переживаний. Это создало условия для дальнейших

исследований в области экопоэтики и психологии человека в литературе.

- Философские размышления

В его творчестве присутствуют глубокие философские размышления о

жизни, любви, времени и смерти. Тютчев привнес в русскую поэзию

элементы романтизма и реализовал идеи немецкой и французской

философии, что обогатило русскую литературную традицию.

- Влияние на последующих поэтов

Тютчев оказал огромное влияние на многих русских поэтов, таких как

А.Блок, М.Цветаева. Его стиль, темы и философские идеи продолжают

вдохновлять поколение за поколением, сохраняя актуальность сохраняя

актуальность в поэзии 20 -21 веков.

- Личность и судьба

Биография Тютчева, включая его жизнь в Европе и роль дипломата, отражает

дух времени и культурные изменения, происходившие в России. Его личная

жизнь, полная трагедий и сложностей, делает его тексты более человечными

и близкими читателям.

- Социальная критика

Хотя Тютчев и не был напрямую политическим поэтом, в его творчестве

можно проследить социальные и политические критики, которые отразили

моральный и культурный контекст России в его время.

Биографические сведения (10 минут). Подготовленные ученики кратко

знакомят учащихся с биографией Тютчева. Параллельно идет презентация

его биографии на экране.

1.

Детство и юность поэта (1803 – 1819г.) учащийся №1 ( слайд №3)

Ф.И.Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовой усадьбе

Овстуг Орловской губернии в семье, принадлежащей к древнему

дворянскому роду, известному еще с 14 века! Тютчев получил прекрасное

домашнее воспитание и образование под руководством учителя словесности

Семена Раича. Мальчик проявлял выдающиеся способности к обучению,

изучал латынь, древнеримскую поэзию, в 12 лет уже переводил античного

поэта Горация.

С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на

словесном отделении в Императорском Московском университете (ныне

МГУ имени М.Ломоносова). В 1818 году зачислен студентом. Получив

аттестат на год раньше срока, в 1821 году Тютчев поступает на службу в

Государственную коллегию иностранных дел и уже через год отправляется в

Мюнхен в качестве дипломата.

Стихи юношеские, архаичные по стилю, близкие к поэзии 18 века.

Ученик № 2. (Слайд №4)

С 1820 по 1840 годы – второй период творчества Тютчева.

Необходимо отметить, что с 1840 - 1850 годы у Тютчева наступает пауза в

лирике, но расцвет в публицистике. Будучи ярым славянофилом, он много

размышляет и пишет статьи о крахе европейской культуры. Наблюдая

многочисленные революции в Европе, он был убежден, что только Россия

обладает огромным духовным потенциалом и за ней будущее нашей

цивилизации. ( Слайд№5)

22 года Тютчев проводит за границей. Он становится русским поэтом с

зарубежным опытом. В этот период он знакомится и тесно общается с

немецкими философами Шеллингом и Гейне, а в 1826 году женится на

вдове Элеоноре Петерсон, от которой имеет трех дочерей. В 1838 году

Элеонора умирает, сказывается влияние катастрофы в Балтийском море.

Пароход, на котором семья Тютчева плывет в Турин, терпит бедствие.

Элеоноре с детьми помогает Иван Тургенев, оказавшийся по воле судьбы

там же.

Второй женой Тютчева стала вдова - баронесса Эрнестина Дернберг, в

браке тоже родились трое детей.

Еще одна любимая женщина в жизни Тютчева – это Елена Александровна

Денисьева, ровесница его дочери, страстно любившая поэта и родившая ему

вне брака троих детей. Их отношения осуждались обществом, длились 14

лет, до самой смерти Денисьевой. ( Слайд№6)

В любовной лирике Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято

объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским

циклом». Сам Тютчев в формировании цикла участия не принимал, поэтому

зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи – к Денисьевой или к

жене Эрнестине. Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице

Амалии Лерхенфельд отражена в его известном стихотворении «Я помню

время золотое». Тютчев был влюблен в «младую фею», которая не ответила

ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей

посвящено его знаменитое стихотворение «Я встретил вас, и все былое»,

ставшее известным романсом.

Слово учителя.

С 1848 года, уже по возвращении Тютчева на родину, он работает в комитете

иностранной цензуры, где внимательно следит за всеми иностранными

публикациями в России и делает все от него зависящее, чтобы цензура не так

сильно влияла на творчество, чтобы люди больше читали и узнавали новое.

4. Анализ творчества.

Чтение и анализ нескольких стихотворений Тютчева. Обсуждение тем,

мотивов и стиля. Подготовка вопросов для групповой работы. Читают стихи,

обсуждают их. ( Слайд№7)

Зрелый период (1840-1850г.) характеризуется созданием самых

значительных произведений поэта. В творчестве отражаются темы природы,

философии и человеческих переживаний.

Философия Тютчева – это идея двоемирия, собственное представление о

Вселенной, двойственность души человека: хаос и порядок. И природа имеет

такую же двойственную организацию: например, стихотворение «День и

ночь», где мы видим круговорот и смену декораций. Свет – радость – тьма,

хаос, страх- непрекращающаяся борьба, так он объясняет Вселенную и

состояние души человека.

Ученик читает стихотворение «День и ночь».

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» - видеорлик.

Поэт работает со словом, он должен передавать истину, но… он сталкивается

с невыразимым. Нет слов, чтобы выразить всю глубину чувств! В этом

двойственность философии поэта.

Стихотворение «Silentium» (молчание) – относится уже к позднему периоду

творчества.( Просмотр видеоролика от нейросети.)

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» он обличает идеи

материализма. У природы есть душа! Это храм, а не мастерская!

Стихотворение «Умом Россию не понять» - о любви к Родине, вера в нее.

Умом логичным и рациональным ее не понять, постичь Россию можно

только через духовность. Только вера побуждает к действию и созиданию.

Учитель раздает копии стихотворений и предлагает учащимся разделиться

на группы и представить для обсуждения понравившееся стихотворение.

Обосновать свой выбор.

5. Заключение. Закрепление знаний.

Викторина по творчеству Тютчева.

Подведение итогов урока. Закрепление материала через обсуждение и

рефлексию. Делают выводы. Формулируют свои мысли о значении

творчества Тютчева.

Рефлексия.

В чем состоит уникальность Тютчева как поэта?

Ф.И. Тютчев-это выдающаяся фигура в русской литературе, его жизнь и

творчество открывают окна в духовный мир и внутренние переживания

человека. Его наследие продолжает оставаться важным элементом

литературного образования и культурного самосознания России.

Домашнее задание.

Написать эссе о творчестве Ф.Тютчева.



В раздел образования