Автор: Сенина Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 с/п детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: Самарская область Безенчукский район п.г.т. Безенчук
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание детей 4-5 лет".
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание детей 4-5 лет.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно -
образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимо-
связь с родителями, семьёй.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Ведь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному детскому саду,
семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более
сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о
Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе,
обычаях, истории, культуре.
Итак, нравственно-патриотическое воспитание детей 4-5 лет строится по следующим
направлениям: Родная семья, родной дом, родной детский сад, родной город, род-
ная страна, приобщение к русской культуре.
Родная семья. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя челове-
ком-членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к
своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких лю-
дей, о семейных историях, традициях.
Рекомендуем чаще проводить беседы к пониманию того, что семья-это мама, папа, де-
ти, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших,
младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена
семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую техни-
ку и т.д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной дом, город, детский сад. В средней группе детям ещё трудно представить се-
бе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они
живут.
Поэтому, прежде всего, необходимо знакомить детей с домами, детским садом, с близ-
лежащими улицами.
Рекомендуем обращать внимание детей:
- дома бывают разной высоты (многоэтажные, 5 этажные, двухэтажные), построены из
разных материалов (из кирпича, из блоков и т.д.).
- улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к
необходимости знать свой домашний адрес.
- на всё положительное, что происходит вокруг - построили новый магазин, посадили
деревья и т.д.
- на труд людей по благоустройству города - это работа дворников, мусороуборочных
машин, посадка зелёных насаждений и т.д.
- на достопримечательности родного города.
Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сде-
лать, чтобы их родной город был красивым и чистым.
Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.
Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание герба города,
иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу.
Так воспиты-
вается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При
ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементар-
ные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о приро-
де. И в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о Рос-
сии, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, отно-
сится к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной
природе.
Родная страна. Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с род-
ной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
Детей знакомим с государственными символами России: гербом, флагом, гимном.
Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёрки-
вая этим, что Россия - страна красивая и большая.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культур-
ным ценностям и традициям русского народа, знакомить детей с устным народным
творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным
декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о
народной культуре, её богатстве и красоте.
Рекомендуем приобщать детей к русской культуре, рассказывать им русские народные
сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок), послушать аудиозаписи рус-
ских народных песен, заучивание русских народных потешек, знакомить с предметами
народно-прикладного искусства- дымковской игрушкой, матрёшками, хохломскими
изделиями.
Тогда дети получат представления о России, как о стране большой и красивой, о та-
лантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и
свой народ.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей
Родине, гордости необходимо всегда.
Таким образом, воспитать патриота надо на конкретных героических примерах, исто-
рических событиях на народных традициях и правилах, по которым веками жила мо-
гучая Россия.