Напоминание

Актуальные аспекты работы со студентами "группы риска"


Автор: Симакова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные аспекты работы со студентами "группы риска"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Актуальные аспекты работы со студентами «группы риска»

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-

правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и

продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие

обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и

беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных

семей, происходит дистанцирование учебного заведения от детей с трудной судьбой, что

приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А

результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,

демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление

жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и

психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к

негативным последствиям психологического и социального характера. Данная

категория нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной

жизненной или социально опасной ситуации, в которой она оказалась, а с другой – на

минимизацию ее социальных,

психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения

и разрешения.

Наставничество (шефство) – форма индивидуальной профилактической работы с

несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, посредством

закрепления за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания

положительного воспитательного воздействия, являющегося для несовершеннолетнего

авторитетной значимой личностью, способного установить с несовершеннолетним

взаимные доверительные отношения и быть для него положительным примером, в том

числе, в совместной позитивной деятельности в различных жизненных сферах.

Работа со студентами «группы риска» осуществляется в соответствии с Федеральным

законом от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Порядком применения к

обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным

приказом Министерства образования и науки РФ № 185 от 15 марта 2013 г.,

Выявление и учет студентов «группы риска» осуществляется куратором учебной

группы, социальным педагогом, психологом, воспитателем общежития и заведующими

отделениями.

Куратор учебной группы в начале учебного года путем наблюдения, проведения

анкетирования и индивидуальных бесед с обучающимися и родителями (законными

представителями) изучает особенности развития, состояние здоровья студентов,

анализирует проблемы в обучении и выявляет, кто из студентов:

состоит на учете ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) и причину

постановки;

состоит на учете Комиссии по делам несовершеннолетних(при администрации);

в каких семьях и условиях проживают данные студенты.

Куратор обращает особое внимание на следующие группы социума:

1.

Студенты, воспитывающиеся одним из родителей;

2.

Студенты из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3.

Несовершеннолетние правонарушители. Студенты, состоящие на учете в ПДН;

4.

Студенты, у которых проявились симптомы эмоционального неблагополучия и

учебной дезадаптации;

5.

Студенты, проявляющие нестандартное поведение;

6.

6.«Трудные» студенты (трудно поддающиеся воспитанию);

7. «Девиантные подростки» (студенты, с отклонения в поведении которых носят

постоянный характер).

На основании полученных данных куратор учебной группы заполняет Личную

карточку студента дневного отделения и вкладывает ее в Портфолио куратора.

Ежегодно в сентябре текущего учебного года куратор составляет социальный паспорт

группы, список студентов, относящихся к «группе риска» и предоставляет информацию

социальному педагогу.

Психолог проводит психодиагностику студентов, изучает личность студента

«группы риска» с целью выявления нравственных ориентаций подростка. Психолог

консультирует кураторов по результатам диагностических исследований, разъясняет,

какую диагностическую, коррекционно- развивающую работу необходимо проводить со

студентами «группы риска» и их родителями, со студентам, состоящим на учете ПДН,

Совета профилактики правонарушений, Комиссии по делам несовершеннолетних.

Психолог систематически посещает общежитие филиала и проводит индивидуальную

профилактическую работу со студентами «группы риска». Психолог оказывает помощь

куратору в проведении тематических часов куратора, таких как: «Как избежать

конфликта», «Ладная семья», «Мой выбор – жизненный успех», «Уроки нравственности»,

«Как победить свой страх» и т.д.

Куратор группы взаимодействует с педагогами, родителями, изучает личность студента

«группы риска» анализирует полученный результат. В случае необходимости (по запросу

КДН, ПДН) куратор пишет характеристику на студента. Совместно с руководителем

физвоспитания куратор группы привлекает студентов к участию в мероприятиях, секциях.

Куратор группы находится в постоянном контакте с родителями, своевременно сообщает

администрации о сложных ситуациях в семьях.

Куратор ежедневно контролирует посещаемость студентов «группы риска» с выяснением

причины пропуска. В случае пропуска занятий и/или отдельных уроков, куратор выясняет

причины отсутствия у обучающегося и предупреждает родителей (законных

представителей) о необходимости усиления контроля за поведением студента и

посещаемостью учебных занятий. Куратор совместно со старостой группы ведет

ведомость учета посещаемости, в которой староста ежедневно отмечает наличие студента

на занятиях.

Заведующий отделением, совместно с кураторами, в случае пропуска студентом учебных

занятий без уважительных причин, в письменной форме предупреждают родителей

студентов об административной ответственности за уклонение от своих основных

обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и получению образования (ч. 2

ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ «Об образовании в Российской

Федерации»).

Причинами постановки на внутренний профилактический учет филиала могут быть:

нарушение правил внутреннего распорядка филиала;

не посещающие и/или систематические пропуски без уважительных причин

учебных занятий в образовательных организациях; систематически самовольно

уходящие из семьи;

драки, грубость, сквернословие;

курение;

замеченные в употреблении наркотических веществ без

назначения врача, употребляющие токсические и одурманивающие вещества, алкогольную

и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

порча государственного или личного имущества;

издевательства над студентами другой национальности, вероисповедания, цвета

кожи, унижение и издевательства над более слабыми студентами;

совершение общественно опасного деяния и не подлежащие уголовной

ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная

ответственность;

совершение правонарушения, повлекшего применение меры административного

взыскания, либо совершение правонарушения до достижения возраста, с которого

наступает административная ответственность;

За обучающимися (несовершеннолетними), относящимися к перечисленным категориям,

установленным статьей 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

назначается наставник-куратор.

Наставничество может быть назначено в отношении других категорий

несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, в комиссиях по

делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутреннем профилактическом учете

образовательных организаций.

Наставник прекращает шефскую деятельность в следующих случаях:

выполнение плана индивидуальной профилактической работы с

несовершеннолетним, позволившее достичь положительного воспитательного

воздействия;

достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;

изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный

пункт);

иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической

(шефской) деятельности.

Постановка на учет студента возможна

о заявлению куратора;

по заявлению администрации;

по данным полиции или комиссии по делам несовершеннолетних за деяния,

совершение которых приводит к административной или уголовной

ответственности.

Для постановки студента на внутренний учет Совета по профилактике правонарушений

филиала необходимо предоставить:

заявление куратора;

характеристику на студента;

акт посещения студента на дому;

справку о профилактической работе куратора со студентом;

выписку оценок за текущий семестр.

При поступлении подобного заявления, секретарь Совета профилактики правонарушений

оформляет уведомление родителям (законным представителям студента) о приглашении

их на заседание.

Уведомление отдается куратору для передачи его родителям (законным

представителям), в случае болезни куратора секретарь доставляет уведомление сам.

В случае неявки родителей на заседание Совета профилактики правонарушений вопрос

рассматривается без присутствия родителей. При принятии положительного решения по

заявлению куратора студента ставят на внутренний учет филиала и секретарь «Совета»

отправляет официальное уведомление о постановке студента на учет. Председателем

Совета профилактики правонарушений совместно с куратором по необходимости

разрабатывается план профилактической работы с данным студентом.

В случае отсутствия студента, состоящего на учете Совета профилактики

правонарушений на учебных занятиях без уважительной причины куратор, заведующий

отделением, социальный педагог, педагог-организатор сразу вызывает его родителей. Если

пропуски занятий, неудовлетворительная подготовка к ним становятся систематическими,

студенты с родителями вызываются на заседание Совета профилактики правонарушений,

где рассматриваются вопросы:

невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию

несовершеннолетнего;

уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы,

невыполнение заданий, отказ от работы на занятиях).

Совет профилактики правонарушений имеет право:

1.

Ходатайствовать перед администрацией:

о вынесении выговора студенту;

о вынесении благодарности студенту;

об установлении срока сдачи задолженностей по дисциплинам и осуществлении

контроля за их выполнением.

.

Ходатайствовать перед Комиссией по делам несовершеннолетних (при

администрации):

о проведении профилактической работы со студентами, употребляющими

спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества,

привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из

специальных учебно-воспитательных или лечебно- воспитательных учреждений

закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;

о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетних студентов,

совершивших деяние, за которое установлена административная ответственность;

об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетних студентов,

состоящих на профилактическом учете или попавших в социально-опасное

положение;

об исключении студента из филиала , о переводе его на иную форму обучения или в

другое образовательное учреждение;

о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не

выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению

несовершеннолетнего студента;

о постановке студента на учет в полицию.

По результатам профилактической работы, в случае необходимости получения помощи,

Совет по профилактике правонарушений может обращаться в органы внутренних дел с

ходатайством:

о постановке на учет в полицию;

о внеплановом посещении семьи несовершеннолетнего студента с представителями

органов полиции (в социально опасные семьи);

о внеплановой беседе со студентами представителями органов внутренних дел и

т.д.

Снятие студента с внутреннего профилактического учета филиала

Результатом профилактической работы является снятие студента с внутреннего

профилактического учета филиала. Для этого необходимо предоставить секретарю Совета

профилактики правонарушений филиала следующие документы:

заявление куратора;

ходатайство актива учебной группы;

характеристику на студента;

справку о проведенной профилактической работе с указанием достигнутых

результатов;

выписку оценок из журнала группы.

Председатель Совета по профилактике правонарушений готовит аналитическую

справку с обоснованными выводами.

На заседании Совета по профилактике правонарушений по вопросу о снятии с

внутреннего учета филиала несовершеннолетнего студента, приглашаются уведомлением

родители. В некоторых случаях можно вручить благодарность родителям за

своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке

совместных действий, необходимых для помощи студенту, в преодолении возникших

трудностей. Необходимо также отметить результативную работу самого студента.

До применения дисциплинарного взыскания куратор, заведующий отделением, в

обязательном порядке, берет с обучающегося письменное объяснение. Отказ или

уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является

препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

На основании предоставленной объяснительной записки и с согласия Студенческого

совета филиала заведующие отделениями готовят приказ (распоряжение) «О

дисциплинарном взыскании». После подписания приказа (распоряжения) директором или

лицом его заменяющим куратор группы доводит приказ (распоряжение) до обучающегося

под роспись, и до родителей (законных представителей) несовершеннолетнего

обучающегося .



В раздел образования