Автор: Симакова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные аспекты работы со студентами "группы риска"
Раздел: среднее профессиональное
Актуальные аспекты работы со студентами «группы риска»
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-
правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и
продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие
обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и
беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных
семей, происходит дистанцирование учебного заведения от детей с трудной судьбой, что
приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А
результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,
демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление
жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и
психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к
негативным последствиям психологического и социального характера. Данная
категория нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной
жизненной или социально опасной ситуации, в которой она оказалась, а с другой – на
минимизацию ее социальных,
психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения
и разрешения.
Наставничество (шефство) – форма индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, посредством
закрепления за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания
положительного воспитательного воздействия, являющегося для несовершеннолетнего
авторитетной значимой личностью, способного установить с несовершеннолетним
взаимные доверительные отношения и быть для него положительным примером, в том
числе, в совместной позитивной деятельности в различных жизненных сферах.
Работа со студентами «группы риска» осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Порядком применения к
обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ № 185 от 15 марта 2013 г.,
Выявление и учет студентов «группы риска» осуществляется куратором учебной
группы, социальным педагогом, психологом, воспитателем общежития и заведующими
отделениями.
Куратор учебной группы в начале учебного года путем наблюдения, проведения
анкетирования и индивидуальных бесед с обучающимися и родителями (законными
представителями) изучает особенности развития, состояние здоровья студентов,
анализирует проблемы в обучении и выявляет, кто из студентов:
состоит на учете ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) и причину
постановки;
состоит на учете Комиссии по делам несовершеннолетних(при администрации);
в каких семьях и условиях проживают данные студенты.
Куратор обращает особое внимание на следующие группы социума:
1.
Студенты, воспитывающиеся одним из родителей;
2.
Студенты из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.
Несовершеннолетние правонарушители. Студенты, состоящие на учете в ПДН;
4.
Студенты, у которых проявились симптомы эмоционального неблагополучия и
учебной дезадаптации;
5.
Студенты, проявляющие нестандартное поведение;
6.
6.«Трудные» студенты (трудно поддающиеся воспитанию);
7. «Девиантные подростки» (студенты, с отклонения в поведении которых носят
постоянный характер).
На основании полученных данных куратор учебной группы заполняет Личную
карточку студента дневного отделения и вкладывает ее в Портфолио куратора.
Ежегодно в сентябре текущего учебного года куратор составляет социальный паспорт
группы, список студентов, относящихся к «группе риска» и предоставляет информацию
социальному педагогу.
Психолог проводит психодиагностику студентов, изучает личность студента
«группы риска» с целью выявления нравственных ориентаций подростка. Психолог
консультирует кураторов по результатам диагностических исследований, разъясняет,
какую диагностическую, коррекционно- развивающую работу необходимо проводить со
студентами «группы риска» и их родителями, со студентам, состоящим на учете ПДН,
Совета профилактики правонарушений, Комиссии по делам несовершеннолетних.
Психолог систематически посещает общежитие филиала и проводит индивидуальную
профилактическую работу со студентами «группы риска». Психолог оказывает помощь
куратору в проведении тематических часов куратора, таких как: «Как избежать
конфликта», «Ладная семья», «Мой выбор – жизненный успех», «Уроки нравственности»,
«Как победить свой страх» и т.д.
Куратор группы взаимодействует с педагогами, родителями, изучает личность студента
«группы риска» анализирует полученный результат. В случае необходимости (по запросу
КДН, ПДН) куратор пишет характеристику на студента. Совместно с руководителем
физвоспитания куратор группы привлекает студентов к участию в мероприятиях, секциях.
Куратор группы находится в постоянном контакте с родителями, своевременно сообщает
администрации о сложных ситуациях в семьях.
Куратор ежедневно контролирует посещаемость студентов «группы риска» с выяснением
причины пропуска. В случае пропуска занятий и/или отдельных уроков, куратор выясняет
причины отсутствия у обучающегося и предупреждает родителей (законных
представителей) о необходимости усиления контроля за поведением студента и
посещаемостью учебных занятий. Куратор совместно со старостой группы ведет
ведомость учета посещаемости, в которой староста ежедневно отмечает наличие студента
на занятиях.
Заведующий отделением, совместно с кураторами, в случае пропуска студентом учебных
занятий без уважительных причин, в письменной форме предупреждают родителей
студентов об административной ответственности за уклонение от своих основных
обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и получению образования (ч. 2
ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Причинами постановки на внутренний профилактический учет филиала могут быть:
нарушение правил внутреннего распорядка филиала;
не посещающие и/или систематические пропуски без уважительных причин
учебных занятий в образовательных организациях; систематически самовольно
уходящие из семьи;
драки, грубость, сквернословие;
курение;
замеченные в употреблении наркотических веществ без
назначения врача, употребляющие токсические и одурманивающие вещества, алкогольную
и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
порча государственного или личного имущества;
издевательства над студентами другой национальности, вероисповедания, цвета
кожи, унижение и издевательства над более слабыми студентами;
совершение общественно опасного деяния и не подлежащие уголовной
ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная
ответственность;
совершение правонарушения, повлекшего применение меры административного
взыскания, либо совершение правонарушения до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность;
За обучающимися (несовершеннолетними), относящимися к перечисленным категориям,
установленным статьей 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
назначается наставник-куратор.
Наставничество может быть назначено в отношении других категорий
несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, в комиссиях по
делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутреннем профилактическом учете
образовательных организаций.
Наставник прекращает шефскую деятельность в следующих случаях:
выполнение плана индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним, позволившее достичь положительного воспитательного
воздействия;
достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный
пункт);
иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической
(шефской) деятельности.
Постановка на учет студента возможна
о заявлению куратора;
по заявлению администрации;
по данным полиции или комиссии по делам несовершеннолетних за деяния,
совершение которых приводит к административной или уголовной
ответственности.
Для постановки студента на внутренний учет Совета по профилактике правонарушений
филиала необходимо предоставить:
заявление куратора;
характеристику на студента;
акт посещения студента на дому;
справку о профилактической работе куратора со студентом;
выписку оценок за текущий семестр.
При поступлении подобного заявления, секретарь Совета профилактики правонарушений
оформляет уведомление родителям (законным представителям студента) о приглашении
их на заседание.
Уведомление отдается куратору для передачи его родителям (законным
представителям), в случае болезни куратора секретарь доставляет уведомление сам.
В случае неявки родителей на заседание Совета профилактики правонарушений вопрос
рассматривается без присутствия родителей. При принятии положительного решения по
заявлению куратора студента ставят на внутренний учет филиала и секретарь «Совета»
отправляет официальное уведомление о постановке студента на учет. Председателем
Совета профилактики правонарушений совместно с куратором по необходимости
разрабатывается план профилактической работы с данным студентом.
В случае отсутствия студента, состоящего на учете Совета профилактики
правонарушений на учебных занятиях без уважительной причины куратор, заведующий
отделением, социальный педагог, педагог-организатор сразу вызывает его родителей. Если
пропуски занятий, неудовлетворительная подготовка к ним становятся систематическими,
студенты с родителями вызываются на заседание Совета профилактики правонарушений,
где рассматриваются вопросы:
невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию
несовершеннолетнего;
уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы,
невыполнение заданий, отказ от работы на занятиях).
Совет профилактики правонарушений имеет право:
1.
Ходатайствовать перед администрацией:
о вынесении выговора студенту;
о вынесении благодарности студенту;
об установлении срока сдачи задолженностей по дисциплинам и осуществлении
контроля за их выполнением.
.
Ходатайствовать перед Комиссией по делам несовершеннолетних (при
администрации):
о проведении профилактической работы со студентами, употребляющими
спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества,
привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из
специальных учебно-воспитательных или лечебно- воспитательных учреждений
закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;
о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетних студентов,
совершивших деяние, за которое установлена административная ответственность;
об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетних студентов,
состоящих на профилактическом учете или попавших в социально-опасное
положение;
об исключении студента из филиала , о переводе его на иную форму обучения или в
другое образовательное учреждение;
о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не
выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению
несовершеннолетнего студента;
о постановке студента на учет в полицию.
По результатам профилактической работы, в случае необходимости получения помощи,
Совет по профилактике правонарушений может обращаться в органы внутренних дел с
ходатайством:
о постановке на учет в полицию;
о внеплановом посещении семьи несовершеннолетнего студента с представителями
органов полиции (в социально опасные семьи);
о внеплановой беседе со студентами представителями органов внутренних дел и
т.д.
Снятие студента с внутреннего профилактического учета филиала
Результатом профилактической работы является снятие студента с внутреннего
профилактического учета филиала. Для этого необходимо предоставить секретарю Совета
профилактики правонарушений филиала следующие документы:
заявление куратора;
ходатайство актива учебной группы;
характеристику на студента;
справку о проведенной профилактической работе с указанием достигнутых
результатов;
выписку оценок из журнала группы.
Председатель Совета по профилактике правонарушений готовит аналитическую
справку с обоснованными выводами.
На заседании Совета по профилактике правонарушений по вопросу о снятии с
внутреннего учета филиала несовершеннолетнего студента, приглашаются уведомлением
родители. В некоторых случаях можно вручить благодарность родителям за
своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке
совместных действий, необходимых для помощи студенту, в преодолении возникших
трудностей. Необходимо также отметить результативную работу самого студента.
До применения дисциплинарного взыскания куратор, заведующий отделением, в
обязательном порядке, берет с обучающегося письменное объяснение. Отказ или
уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является
препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.
На основании предоставленной объяснительной записки и с согласия Студенческого
совета филиала заведующие отделениями готовят приказ (распоряжение) «О
дисциплинарном взыскании». После подписания приказа (распоряжения) директором или
лицом его заменяющим куратор группы доводит приказ (распоряжение) до обучающегося
под роспись, и до родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося .