Автор: Гладышева Ирина Сергеевна
Должность: мбдоу 33" светлячок"
Учебное заведение: МБДОУ 33" Светлячок"
Населённый пункт: Г. Улан-Удэ
Наименование материала: Конспект
Тема: Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №7» Г. Канаш
План самообразования
«Мини-музей
как средство познавательной
активности детей
дошкольного возраста»
2016 - 2017
«Музей-это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа, которая
посылает нам через многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания».
Ф. Дзери.
Актуальность.
В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой.
Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как
источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка. Освоение
мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:
Образовательная область Познавательная активность в 2015 – 2016 учебном году составила: высокая 22% ,
средняя 56%, низкая 22%
Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно
развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание
каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в
соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях
обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость,
любознательность, познавать окружающее без принуждения.
С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму
как мини-музей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организован -ую среду,
которая может включать в себя элементы искусства. Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-
анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-
первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с
родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила
использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.
Цель самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной
педагогики.
Задачи самообразования:
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
3. Сформировать у дошкольников представление о музее.
4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.
5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма
информации в музейном пространстве.
6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной
активности дошкольников.
Предполагаемый результат:
1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;
2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:
а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;
в) организацию встреч с интересными людьми.
4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного
творчества педагогов, детей и родителей.
Этапы работы по самообразованию
Содержание работы
Форма работы
Сроки
Теоретический
1. Изучение литературы по проблеме
и имеющегося опыта
1 Чумалова Т. «Музейная педагогика
для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г.
№10.
сентябрь -
октябрь
2016г.
3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-
музей в детском саду». М.: Линка-Пресс, 2008 г.
4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное
пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т
культурологии. М.: Издательство РИК. 2001 г.
Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.
6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз».
2000 г.
7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и
планирование работы». Научно-методический
журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.
8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной
культуре». (Текст)-М. 2006 г.
10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».
11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание.
2004 г.
12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История,
теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.
13 Интернет-ресурсы.
Практический
1. Определение цели и задач работы
над темой.
Анализ уровня профессиональной компетентности
Изучение имеющейся литературы.
ноябрь 2016 -
март 2017
2. Разработка системы мер,
направленных на решение проблемы.
Определение темы музея.
Составление перспективного планирования работы.
Взаимодействие с дошкольниками
Проведение НОД на темы:
Чтение художественной литературы:
Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность в музее.
Взаимодействие с родителями
Родительское собрание.
Анкетирование. Консультации.
Мастер-класс по рисованию гжельских элементов.
Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление альбомов.
Оформление наглядной информации.
Оформление мини-музея.
1. Использование опыта самим
педагогом в процессе дальнейшей
работы.
Консультация «Создание мини-музея».
Чтение стихов, загадок о Гжели. Прослушивание песен
и стихов.
Участие родителей в сборе экспонатов.
Консультация «Мини-музей-новая форма работы». «
«Музей и дети». «Гжель»
Экскурсия в библиотеку. Выставка.
2. Распространения опыта среди
коллег.
Обмен опытом участников проекта. «Нежно-голубое
чудо»
Консультации. Педсовет
3. Проектирование результатов.
Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление наглядной информации.
Сбор экспонатов для мини-музея.
Обобщающий
1. Оформление результатов работы
по теме.
Проект «Нежно-голубое чудо»
апрель 2017
2. Представление материалов
Создание презентаций: «Гжель», «Нежно-голубое чудо».
Выводы по итогам работы над методической темой.
Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп,
которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».
Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве,
лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.
Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы
семьями.