Напоминание

Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста


Автор: Гладышева Ирина Сергеевна
Должность: мбдоу 33" светлячок"
Учебное заведение: МБДОУ 33" Светлячок"
Населённый пункт: Г. Улан-Удэ
Наименование материала: Конспект
Тема: Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад №7» Г. Канаш

План самообразования

«Мини-музей

как средство познавательной

активности детей

дошкольного возраста»

2016 - 2017

«Музей-это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

Актуальность.

В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой.

Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как

источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка. Освоение

мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:

Образовательная область Познавательная активность в 2015 – 2016 учебном году составила: высокая 22% ,

средняя 56%, низкая 22%

Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно

развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание

каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в

соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях

обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость,

любознательность, познавать окружающее без принуждения.

С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму

как мини-музей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организован -ую среду,

которая может включать в себя элементы искусства. Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-

анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-

первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с

родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила

использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.

Цель самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной

педагогики.

Задачи самообразования:

1. Изучить методическую литературу по теме.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

3. Сформировать у дошкольников представление о музее.

4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.

5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма

информации в музейном пространстве.

6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной

активности дошкольников.

Предполагаемый результат:

1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:

а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;

в) организацию встреч с интересными людьми.

4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного

творчества педагогов, детей и родителей.

Этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Теоретический

1. Изучение литературы по проблеме

и имеющегося опыта

1 Чумалова Т. «Музейная педагогика

для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г.

№10.

сентябрь -

октябрь

2016г.

3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-

музей в детском саду». М.: Линка-Пресс, 2008 г.

4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное

пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т

культурологии. М.: Издательство РИК. 2001 г.

Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.

6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз».

2000 г.

7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и

планирование работы». Научно-методический

журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.

8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной

культуре». (Текст)-М. 2006 г.

10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».

11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание.

2004 г.

12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История,

теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

13 Интернет-ресурсы.

Практический

1. Определение цели и задач работы

над темой.

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

ноябрь 2016 -

март 2017

2. Разработка системы мер,

направленных на решение проблемы.

Определение темы музея.

Составление перспективного планирования работы.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД на темы:

Чтение художественной литературы:

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность в музее.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание.

Анкетирование. Консультации.

Мастер-класс по рисованию гжельских элементов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление альбомов.

Оформление наглядной информации.

Оформление мини-музея.

1. Использование опыта самим

педагогом в процессе дальнейшей

работы.

Консультация «Создание мини-музея».

Чтение стихов, загадок о Гжели. Прослушивание песен

и стихов.

Участие родителей в сборе экспонатов.

Консультация «Мини-музей-новая форма работы». «

«Музей и дети». «Гжель»

Экскурсия в библиотеку. Выставка.

2. Распространения опыта среди

коллег.

Обмен опытом участников проекта. «Нежно-голубое

чудо»

Консультации. Педсовет

3. Проектирование результатов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор экспонатов для мини-музея.

Обобщающий

1. Оформление результатов работы

по теме.

Проект «Нежно-голубое чудо»

апрель 2017

2. Представление материалов

Создание презентаций: «Гжель», «Нежно-голубое чудо».

Выводы по итогам работы над методической темой.

Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп,

которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».

Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве,

лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.

Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы

семьями.



В раздел образования