Автор: Горчакова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Песковская СОШ
Населённый пункт: г.о.Коломна
Наименование материала: Статья
Тема: Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС
В связи с переходом на новую ступень образования - ФГОС третьего поколения,
педагогам необходимо искать иные пути обучения и воспитания, все это привело к
переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и
технологий.
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития,
стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в
свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и вне
учебное время.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение.
Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о
педагогическом искусстве, мастерстве.
Можно выделить элементы современных технологий :
обучение в сотрудничестве;
коррекционно - развивающие технологии;
метод проектов;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
нравственная технология;
здоровьесберегающие технологии.
Мне более приемлем проектный метод. Так как проектная деятельность помогает развивать
самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации,
созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную
адаптацию и самореализацию человека в обществе.
По продолжительности можно выделить:
мини
- проекты могут укладываться в одно занятие.
краткосрочные
проекты требуют выделения 4 – 6 занятий.
недельные
проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
годичные
проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в
самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую
эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов
становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной
системы образования. Но суть его остается прежней: он ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют
в течение определенного отрезка времени.
Программа воспитания включает в себя разные направления:
1.Гражданско – патриотическое воспитание.
2. Нравственное и духовное воспитание
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
4.Экологическое воспитание
5. Здоровьесберегающее воспитание
По каждому направлению разрабатывается ряд воспитательных мероприятий. В ходе которых
дети не только получают информацию, но и пытаются самостоятельно, в парах, группах или
совместно с родителями преобразовать ее в готовый продукт.
Цель:создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования
социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной
жизни и успешной адаптации в социуме.
Задачи программы:
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической,
индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-
нравственных представлений об окружающем мире.
3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода,
предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
6. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране
здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
7.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе
и людям, толерантность.
8.Содействовать
сохранению
и
укреплению
физического
и
психического
здоровья
воспитанников.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
Реализация намеченных мероприятий по специальной, воспитательной коррекционно-
педагогической программе существенно повысит уровень развития воспитанников школы –
интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует
духовно – нравственному
развитию
, формированию социальных умений и навыков,
необходимых в жизненном самоопределении.
По гражданско – патриотическому воспитанию был создан большой проект « «Моя малая
родина».
При работе над данным проектом был составлен план, по которому дети по разным
источникам с учителем и самостоятельно знакомились с историей Города Пенза, с теми
зданиями, которые сохранились до наших дней. Провели анкетирование « Памятные места
Пензы».
Данная работа позволила не только узнать историю своей малой Родины, но и
приблизить, полюбить ее еще больше.
Каждого ребенка мы стараемся научить беречь, охранять и заботиться о своей Родине,
планете. Для этого проводим беседы об охране окружающей среды. Но для того чтобы
показать значимость каждого ребенка в сохранении чистоты, я провела проект совместно с
детьми и их родителями «Поделка из бытового мусора».
Провожу урочные проекты: составление памяток (поведение в столовой, по уходу за
одеждой, режим дня и т.д.),выставка рисунков по здоровому питанию.
С моей точки зрения данный метод позволяет:
строить межличностные отношения;
проявлять творческую индивидуальность;
предоставление возможности для самореализации, самовыражения, самоутверждения и
самоуправления
Сегодня в школе необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках
которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью
творческой,
исследовательской,
связанной
с
развитием
индивидуальных
задатков
учащихся,
их
познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
Я использую проектный метод в воспитательной деятельности, с детьми мы делаем
социально значимые проекты.
С учениками мы делали социально значимые проекты «Подарок солдату» к Дню
защитника Отечества , к Дню Матери « Самое дорогое слово на свете», к Новому году «
Новогодний серпантин» . Результат выполненных проектов –видеофильмы, презентации.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
-
индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка
времени.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Таким
образом,
метод
проектов
является
и
личностно-ориентированным
и
деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей,
например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Этапы работы над проектом
Подготовительный период
1. Знакомство с терминами (объяснение учителя слов, которыми будут пользоваться при
составлении проекта).
2. Формирование вопросов (интересующих детей).
3. Работа с информацией.
Основной период
1. Постановка проблемы.
2. Выбор темы.
3. Сбор сведений. Создание информационного проекта.
4. Постановка
частных
проблемных
вопросов.
Выбор
тем
для
самостоятельного
исследования.
5. Выдвижение гипотез.
6. Определение цели и задач исследования.
7. Разработка плана исследования.
8. Реализация исследования.
9. Определение результатов исследования. Формирование вывода.
10. Презентация продукта проекта.
11. Самооценка и самоанализ.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции
учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он
превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий,
нестандартный
подход
учителя
ведет
к
повышению
мотивации
и
ориентирован
на
самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной
консультативной помощи.
Система действий учителя и обучающихся:
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Постановка
проблемы.
Проблемные вопросы и
ситуации, созданные
учителем.
Вопросы самих учеников,
выходящие за учебные
темы.
2. Выбор темы
проекта.
Учитель отбирает
возможные темы и
предлагает их учащимся.
Учащиеся обсуждают и
принимают общее
решение по теме.
Учитель предлагает
учащимся совместно
отобрать тему проекта.
Группа учащихся
совместно с учителем
отбирает темы и
предлагает классу для
обсуждения.
Учитель участвует в
обсуждении тем,
предложенных
учащимися.
Учащиеся
самостоятельно
подбирают темы и
предлагают классу для
обсуждения.
3. Выделение
подтем в теме
проекта.
Учитель предварительно
вычленяет подтемы и
предлагает учащимся для
выбора.
Каждый ученик выбирает
себе подтему или
предлагает новую.
Учитель принимает
участие в обсуждении с
учащимися подтем
проекта.
Учащиеся активно
обсуждают и предлагают
варианты подтем.
Каждый ученик выбирает
одну из них для себя (т.е.
выбирает себе роль).
4. Выдвижение
гипотез.
Учитель направляет и
корректирует.
Учащиеся выдвигают
свои гипотезы, которые
будут проверяться в ходе
работы над проектом.
5. Определение
цели и задач
исследования.
Учитель помогает
сформулировать цель и
задачи проекта,
исследования.
Учащиеся принимают
задачи.
6. Разработка
плана
исследования.
Учитель помогает
спланировать
деятельность.
Намечают план
исследования.
7. Формирование
творческих групп.
Учитель проводит
организационную работу
по объединению
школьников, выбравших
себе конкретные
подтемы и виды
деятельности.
Учащиеся уже
определили свои роли и
группируются в
соответствии с ними в
малые команды.
8. Реализация
исследования.
Учитель консультирует,
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность.
Учащиеся осуществляют
поисковую деятельность.
9. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности.
Учитель принимает
участие в обсуждении.
Учащиеся в группах, а
затем в классе обсуждают
формы представления
результата
исследовательской
деятельности:
презентация, сочинение,
видеофильм, альбом,
натуральные объекты,
литературная гостиная и
т.д.
10. Оформление
результатов.
Учитель консультирует,
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность.
Учащиеся вначале по
группам, а потом во
взаимодействии с
другими группами
оформляют результаты в
соответствии с
принятыми правилами.
11. Презентация
продукта проекта.
Учитель организует
экспертизу (например,
приглашает в качестве
экспертов старших
школьников или
родителей и др.).
Докладывают о
результатах своей
работы.
12. Рефлексия.
Оценивает свою
деятельность по
педагогическому
руководству
деятельностью детей.
Осуществляют
рефлексию процесса,
себя в нем с учетом
оценки других.
Желательна групповая
рефлексия.
Минусы и плюсы проектной технологии
Минусы
Возрастает нагрузка на учителя, ведь учитель помогает в поиске нужных источников;
координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
Плюсы
Учащимися приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе
материалов используют различные источники информации, работают со справочниками,
художественной литературой, учебниками, используют ресурсы Интернета. Приобретают
навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится
устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с
другом), адекватно оценивать себя и других. Формируется интерес к познавательной
деятельности.
Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на
практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная
работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты
можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние
как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в
целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Но, самое главное, метод
проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. Моделируется реальная
технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: проблема – проектирование – поиск – продукт –
презентация. Учащиеся много обсуждают и задумываются: для чего им эта информация? Как ее
применить на практике?
“Плюсов” больше! Метод проектной
технологии
позволяет соединить обучение и
воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Применение метода проектов способствует формированию у обучающихся следующих
компетентностей:
· коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести
взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
· информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной
информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и
электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
· личностных (через опыт самостоятельности, ответственности,
· творческого самовыражения, самопрезентации).
Советы руководителю проекта
• Подходите к проведению работы творчески.
• Поощряйте самостоятельность обучающихся, избегайте прямых инструкций.
• Помните о главном педагогическом результате - не делайте за обучающегося то, что он может
сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
• Не спешите с вынесением оценочных суждений.
• Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что
критиковать.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями
.
•
Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Старайтесь обучать обучающихся умениям анализировать, синтезировать, классифицировать
получаемую ими информацию. В процессе работы не забывайте о воспитании обучающихся.
Таким образом, метод проектов направлен на личное познавательное и коммуникативное
развитие обучающегося.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 2001.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.
Е.С.Полат.- М., 2000.
3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное
образование, №7, 2000.