Напоминание

"Метапредметный урок"


Автор: Андреева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья " Дидактические игры - средство формирования орфографической зоркости на уроках русского языка"
Тема: "Метапредметный урок"
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические игры – это специально созданные игры, в ходе которых

реализуются учебные и игровые цели, проводимые в рамках определенных

игровых правил по соответствующему сюжету. Основная задача данного

метода состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления

интереса

учащихся

к

производимой

деятельности

и

придания

ему

эмоциональной

окраски.

Безусловно,

успех

любой

игры

зависит

от

правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна

быть соответственно оформлена, иметь понятные и достижимые цели

Данная проблематика исследуется в трудах П.И. Пидкасистого, A.B.

Запорожца, М.Г. Ермолаевой, Н.В, Самоукиной, ПК. Селевко и др., которые

демонстрируют широту научных подходов в указанном аспекте. Любая

дидактическая игра является средством достижения какой-либо конкретной

цели, или дидактической задачей. Являясь целью обучающего воздействия,

дидактическая задача формулируется педагогом и отражает его обучающую

деятельность

и

наиболее

эффективно

реализуется

в

воспитательно-

образовательном процессе младших школьников именно через игровую

задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого

школьника. Игровые действия являются средствами реализации игрового

замысла,

они

включают

и

действия,

направленные

на

выполнение

дидактической задачи. В определении игровых действий как основы игры

исходят из разнообразия игровых действий, «чем разнообразнее игровые

действия - тем интереснее для учащихся сама игра... тем успешнее решаются

познавательные и игровые задачи .

Известно, что игровые технологии позволяют сделать интересной и

увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне,

но и будничные шаги по изучение школьных предметов. Занимательность

условного мира игры, эмоциональная насыщенность игрового действа

активизируют все психические процессы и функции ребенка. Другой

положительной

стороной

игры

является

то,

что

она

способствует

практическому применению полученных знаний в новой ситуации. В

современной школе игровая деятельность используется в следующих

случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса

понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более обширных технологий;

- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его

части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология проведения внеурочной работы по предмету .

Требования, предъявляемые к учебной игре, можно разделить на

следующие, она:

-

основывается

на

свободном

творчестве

и

самостоятельной

деятельности обучающихся;

- вызывает у участников положительные эмоции;

- учитывает возрастные особенности;

-

включает

элемент

соревновательности

между

командами

или

отдельными участниками;

- включает в себя следующие этапы: мотивационный (создание игровой

ситуации),

ориентационный

(постановка

целей

игры),

содержательно-

операционный

(правила

игры,

игровые

действия),

ценностно-волевой

(игровое состояние), оценочный (результат игры).

Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными

формами организации учебной деятельности. Одним из главных является

снятие психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными

заданиями),

напрямую

предполагающие

оценку,

создают

ситуацию

психологической

напряженности,

повышенной

тревожности,

снижают

эмоциональный фон усвоения знаний. Дидактическая игра, даже если несет в

себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря

возникающему интересу и вовлеченности учащихся в деятельность . Кроме

того, дидактическая игра позволяет учителю повысить эмоциональный

уровень усвоения знаний.

Несмотря

на

игровой

характер

познавательной

деятельности,

обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в

игре знаний. Особая организация игрового пространства способствует

формированию устойчивых коммуникативных умений.

Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного

внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при

подборе методов обучения для учеников младшей и средней возрастной

группы. Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства

личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и

явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах . Момент

соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а

результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную

связь. И, наконец, игра дает возможность каждому участнику найти свою

психологическую «нишу».

Ещё

одним

достоинством

дидактических

игр

является

их

многообразие, позволяющее подобрать подходящую игру для той или иной

цели. Широкое распространение в педагогической практике получили как

сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры-путешествия и игры-

соревнования), так и игры с раздаточным материалом. В обучающих играх

может

происходить

моделирование

будущей

профессиональной

деятельности, а также реализуется один из важнейших принципов обучения –

принцип проблемности.

Большой интерес для младших школьников представляют игры,

используемые в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать,

предоставляющие

возможность

ученику

проверить

и

развить

свои

способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их

самоутверждению,

развивает

настойчивость,

стремление

к

успеху

и

различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется

мышление,

включая

действия

по

планированию,

прогнозированию,

взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Использование дидактических игр как средство обучения младших

школьников определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не

потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский),

поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это

наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет

медленно;

- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной

устойчивостью

и

произвольностью

внимания,

преимущественно

произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа

мышления .

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических

процессов;

- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и

содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют

значительные

трудности

адаптации

при

поступлении

в

школу.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных

трудностей.

Исходя из этого, дидактические игры призваны выполнять следующие

основные функции:

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие

напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному

режиму;

- функция формирования психических новообразований;

- функция формирования собственно учебной деятельности;

-

функция

формирования

общеучебных

умений,

навыков

самостоятельной учебной работы;

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение

социальных ролей.

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации

и

взаимоотношениям

детей,

по

роли

преподавателя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее

выступают одни, в других — иные.

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой

классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- лингвистические игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений и др.

Современная дидактика все чаще превращает лингвистические игры в

основной инструмент обучения русскому языку.

Цель игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в

увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы,

образно-чувственного мышления; развитие обще-учебных умений и навыков,

таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова,

языковой интуиции, обогащение словаря.

Игра 1. «Проверьте Незнайку»

Формирование навыка правописания слов, образованных сложением

основы и суффикса, а также распознавание случаев, когда требуется или не

требуется мягкий знак.

Игровая задача:

Помочь Незнайке исправить ошибки в словах, которые он составил.

Игровые действия:

1. Ученикам предлагаются слова, которые Незнайка "составил"

неправильно:

- Пол + осы = полосы (правильно)

- Кол + осы = колоссы (ошибка, правильно — колосья)

- Вол + осы = волосы (правильно)

- Зуб + ь + я = зубья (правильно)

- Дуб + ь + я = дубья (ошибка, правильно — дубы)

2. Дети должны определить, какие слова Незнайка написал верно, а в

каких допустил ошибки.

3. Для ошибочных вариантов подобрать правильное написание и

объяснить, почему так.

Правила игры:

- Ученики работают индивидуально или в парах.

- Каждый правильный ответ с объяснением приносит 1 балл.

- Если ребенок не только нашел ошибку, но и привел проверочное

слово или правило, он получает дополнительный балл.

- Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов.

Подведение итогов:

- Устное обсуждение: почему в одних словах нужен мягкий знак

(зубья), а в других нет (дубы)?

- Запись правильных слов в тетрадь с выделением орфограмм.

- Дополнительное задание: придумать свои примеры слов, где можно

ошибиться так же, как Незнайка.

Методическое обеспечение:

- Наглядность:

- Карточки со словами Незнайки (правильные и неправильные

варианты).

- Схема-подсказка: "Если основа оканчивается на мягкий согласный,

перед суффиксом может понадобиться ь".

- Форма проведения:

- Можно использовать интерактивную доску (перетаскивание

правильных вариантов).

- Для групповой работы — соревнование: кто быстрее исправит все

ошибки.

Результаты игры:

- Дети учатся анализировать структуру слова.

- Развивается орфографическая зоркость: понимание, когда мягкий знак

необходим, а когда нет.

- Улучшается навык подбора однокоренных слов для проверки (зубья

— зуб, дубы — дуб).

Усложнение для продвинутых учеников:

- Предложить придумать свои "ошибки Незнайки" и дать их на

проверку одноклассникам.

- Обсудить, почему в некоторых диалектах встречается форма дубья

(историческая справка).

Вывод:

Игра сочетает критическое мышление, повторение правил и элемент

соревновательности, что соответствует требованиям ФГОС для начальной

школы.

Игра «Две белочки»

Дидактическая задача:

Формирование

навыка

распознавания

и

правильного

написания

безударных гласных в корне слова через подбор проверочных слов.

Игровая задача:

Помочь двум белочкам собрать орешки со словами, распределив их по

группам в зависимости от пропущенной гласной (А/О или Е/Я).

Игровые действия:

1. Ученикам предлагается список слов с пропущенными безударными

гласными:

- Д..жди, ств..лы, добр..та, скв..рцы, тр..пинка, в..лна, ст..рожка, к..вёр,

стр..на, тр..ва, ст..льной, гл..зной, п..стух, ж..ра, к..ток, хр..брец.

2. Дети должны определить, какая гласная пропущена в каждом слове

(А/О или Е/Я).

3. Распределить слова между двумя белочками:

- Первая белочка собирает слова с гласными А/О.

- Вторая белочка собирает слова с гласными Е/Я.

4. Проверить правильность выбора с помощью проверочных слов.

Правила игры:

- Ученики работают индивидуально или в парах.

- Каждое правильно распределенное слово приносит 1 балл.

- Дополнительный балл дается за верно подобранное проверочное

слово.

- Побеждает тот, кто правильно распределил все слова и не допустил

ошибок.

Подведение итогов:

- Устное обсуждение: почему в одних словах пишется А/О, а в других

— Е/Я?

- Запись слов в тетрадь с выделением орфограмм и подбором

проверочных слов.

- Сравнение результатов: у какой белочки оказалось больше орешков?

Методическое обеспечение:

- Наглядность:

- Карточки с изображениями белочек и орешков (можно использовать

магнитные карточки или интерактивную доску).

- Таблица для самопроверки:

А/О

Е/Я

Дожди (дождь)

Скворцы (скворец)

Стволы (ствол)

Тропинка (тропа)

Доброта (добрый)

Волна (волны)

- Форма проведения:

- Фронтальная работа с обсуждением.

- Групповое соревнование: кто быстрее и правильнее распределит

слова.

Результаты игры:

- Дети учатся определять безударные гласные в корне слова.

- Развивается навык подбора проверочных слов.

- Повышается орфографическая зоркость.

Усложнение для продвинутых учеников:

- Добавить слова с чередующимися гласными в корне (зар..дить —

зор..нка).

- Предложить придумать свои слова для белочек и обменяться с

одноклассниками.

Игра в игровой форме закрепляет правило проверки безударных

гласных, развивает аналитическое мышление и повышает интерес к

изучению орфографии.

Дидактические игры стимулируют каждого ученика к участию в

процессе,

соревнованию

между

одноклассниками.

Поощрение

в

соревнованиях может награждаться положительными отметками, что еще

больше мотивирует детей.

Систематическое

проведение

дидактических

игр

на

уроках

способствует

сознательному

усвоению

программного

минимума

орфографических правил, развитию у младших школьников интереса к

изучению русского языка и формирование орфографических навыков.



В раздел образования