Напоминание

Виды и особенности дизартрии у младших школьников


Автор: Николаева Мария Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ ДУБЕНСКАЯ СОШ
Населённый пункт: поселок Дубна Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Виды и особенности дизартрии у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




1

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ДИЗАРТРИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дизартрия представляет собой одну из наиболее распространенных

речевых патологий, встречающихся в детском возрасте, особенно у

младших школьников. Она характеризуется нарушением артикуляции

звуков, обусловленным органическим поражением центральной

нервной системы (ЦНС) или ее периферического отдела,

отвечающего за двигательные функции речевого аппарата. В отличие

от дислалии, где нарушение звукопроизношения носит исключительно

функциональный характер, дизартрия имеет под собой органическую

основу, что определяет ее специфические проявления,

диагностические подходы и коррекционные стратегии.

Младший школьный возраст является критическим периодом для

развития речи. В этот период происходит активное усвоение

фонетической стороны языка, развитие связной речи, формирование

навыков письма и чтения. Наличие дизартрии в этом возрасте может

серьезно повлиять на успешность обучения, социальную адаптацию

ребенка и его самооценку. Поэтому своевременная диагностика и

адекватная коррекционная работа играют первостепенную роль в

преодолении последствий данного нарушения.

Данная статья посвящена комплексному анализу видов и

особенностей дизартрии у младших школьников. Мы рассмотрим

этиологические факторы, патогенетические механизмы, клинические

проявления различных форм дизартрии, а также их влияние на

речевое развитие и обучаемость ребенка. Особое внимание будет

уделено особенностям диагностики и принципам коррекционной

работы, направленной на минимизацию негативных последствий

нарушения.

Раздел 1. Этиология и патогенез дизартрии

Причины возникновения дизартрии многообразны и могут быть

связаны с различными факторами, действующими как в

пренатальном, перинатальном, так и в постнатальном периодах

развития ребенка.

2

Перинатальные поражения ЦНС:

Являются наиболее частой

причиной дизартрии. К ним относятся:

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия:

Недостаток

кислорода и нарушение кровоснабжения мозга плода или

новорожденного может привести к повреждению

двигательных центров, ответственных за иннервацию

речевого аппарата.

o

Родовые травмы:

Механические повреждения головного

мозга или спинного мозга во время родов (например,

асфиксия, кровоизлияния).

o

Гемолитическая болезнь новорожденных

(билирубиновая энцефалопатия):

Высокий уровень

билирубина в крови может оказывать токсическое

воздействие на структуры мозга, в частности, на базальные

ганглии.

o

Внутриутробные инфекции:

Такие как

цитомегаловирусная, герпетическая, токсоплазмоз,

краснуха, могут вызывать поражение головного мозга

плода.

Врожденные аномалии развития ЦНС:

o

Микроцефалия, гидроцефалия:

Аномалии развития

головного мозга, сопровождающиеся нарушением его

структуры и функций.

o

Нарушения формирования мозговых

структур:

Например, недоразвитие или аплазия

определенных зон коры головного мозга.

o

Генетические синдромы:

Некоторые наследственные

синдромы (например, синдром Дауна, синдром Аперта)

могут сопровождаться дизартрией из

-

за сопутствующих

аномалий ЦНС и строения речевого аппарата.

Нейродегенеративные заболевания:

В редких случаях

дизартрия может быть проявлением прогрессирующих

неврологических заболеваний, поражающих двигательные пути.

Черепно-мозговые травмы в постнатальном

периоде:

Тяжелые травмы головы, полученные ребенком в

раннем возрасте, могут привести к нарушению функций ЦНС и,

как следствие, к дизартрии.

Инфекционные заболевания ЦНС:

Менингиты, энцефалиты,

перенесенные ребенком, могут вызвать необратимые

повреждения головного мозга.

Опухоли головного мозга:

Новообразования, расположенные

вблизи двигательных центров, могут нарушать их

функционирование.

3

1.2. Патогенетические механизмы

Патогенез дизартрии связан с нарушением произвольной и

непроизвольной иннервации мышц, участвующих в акте

речепроизводства. Основные механизмы включают:

Нарушение нисходящих двигательных путей:

Поражение

кортико

-

спинальных и кортико

-

бульбарных путей, отвечающих за

передачу двигательных импульсов от коры головного мозга к

мышцам речевого аппарата. Это приводит к снижению

мышечного тонуса (гипотония), мышечной слабости, или,

наоборот, к повышению тонуса (спастичность, гиперкинезы).

Поражение экстрапирамидной системы:

Страдает регуляция

мышечного тонуса, координация движений. Проявляется в виде

тремора, ригидности, дистонии, атетоидных движений.

Нарушение иннервации черепно-мозговых

нервов:

Поражение нервов, иннервирующих мышцы языка, губ,

мягкого неба, гортани (например, лицевого, языкоглоточного,

блуждающего, подъязычного нервов). Это может вызвать парезы

или параличи соответствующих мышц.

Нарушение бульбарных и псевдобульбарных

путей:

Поражение структур ствола мозга (бульбарный синдром)

или проводящих путей, идущих к ним (псевдобульбарный

синдром), приводит к нарушению рефлекторной деятельности

мышц и трудности в осуществлении произвольных движений.

Эти патогенетические механизмы приводят к нарушению

последовательности, силы, точности и дифференцированности

мышечных движений, необходимых для правильного артикулирования

звуков.

Раздел 2. Клиническая картина и виды дизартрии у младших

школьников

Клиническая картина дизартрии варьируется в зависимости от

локализации и степени поражения ЦНС. Выделяют несколько

основных видов дизартрии, каждый из которых имеет свои

специфические проявления.

2.1. Анатомо-физиологические основы речевого аппарата и их

нарушения

Для понимания проявлений дизартрии важно знать, какие структуры

участвуют в речепроизводстве:

4

Периферический речевой аппарат:

o

Губы:

Участвуют в артикуляции губных звуков (п, б, м, в, ф)

и образовании щелей.

o

Язык:

Наиболее подвижный и многофункциональный

орган, участвующий в артикуляции практически всех звуков.

Его движения (подъем, опускание, выдвижение,

оттягивание, боковые движения) определяют форму

ротовой полости и, соответственно, звучание звука.

o

Зубы:

Являются опорой для языка и губ при артикуляции

переднеязычных звуков (т, д, н, с, з, ц, л, р).

o

Альвеолы:

Задняя часть верхней челюсти, служащая

точкой опоры для языка при произнесении шипящих и

сонорных звуков.

o

Твердое и мягкое нёбо:

Твердое нёбо является верхней

стенкой ротовой полости, а мягкое нёбо, при опускании,

отделяет ротовую полость от носовой (ринолалия), при

подъеме

создает герметичность, необходимую для

образования ротовых звуков.

o

Глотка, гортань:

Содержат голосовые связки,

участвующие в фонации (голосообразовании).

Центральный отдел речевого аппарата (ЦНС):

o

Кора больших полушарий:

Отвечает за планирование,

программу речевого движения.

o

Подкорковые структуры (базальные ганглии,

мозжечок):

Регулируют мышечный тонус, координацию,

плавность и автоматизм движений.

o

Ствол мозга:

Содержит ядра черепно

-

мозговых нервов,

контролирующих работу периферических мышц.

При дизартрии может наблюдаться нарушение любого из этих

компонентов, что приводит к специфическим артикуляторным

расстройствам.

2.2. Виды дизартрии и их клинические особенности

Классификация дизартрии основана на клинических проявлениях,

которые, в свою очередь, зависят от локализации поражения ЦНС.

2.2.1. Спастическая дизартрия (Псевдобульбарная дизартрия)

Этиология:

Поражение пирамидных путей (кортико

-

спинальных

и кортико

-

бульбарных) на уровне головного мозга.

5

Патогенез:

Повышение мышечного тонуса (спастичность) в

мышцах речевого аппарата.

Клинические проявления:

o

Произвольные движения:

Речь медленная, напряженная,

«вязкая». Трудно произносить длительные звуки, слова с

обилием согласных.

o

Мимическая мускулатура:

Лицо часто маскообразное,

мимика бедная.

o

Язык:

Ограничен в движениях, движения замедленные,

напряженные. Может быть в положении покоя между

зубами.

o

Голос:

Тихий, глухой, монотонный, иногда срывающийся.

o

Дыхание:

Глубокое, шумное, короткое.

o

Звукопроизношение:

Нарушены большинство групп

звуков, особенно сонорные (р, л), шипящие (ш, ж, ч, щ) и

свистящие (с, з, ц). Звуки произносятся с напряжением,

замены и искажения.

o

Просодическая сторона речи:

Темп замедлен, ритм

нарушен, интонация бедная.

o

Сопутствующие нарушения:

Часто сочетается с

нарушениями жевания, глотания, повышенным

слюноотделением. Могут присутствовать спастические

парезы конечностей.

2.2.2. Атонически-астатическая дизартрия (Мозжечковая

дизартрия)

Этиология:

Поражение мозжечка или его связей с другими

отделами ЦНС.

Патогенез:

Нарушение координации движений, мышечного

тонуса (атония и астения), атаксия (нарушение согласованности

движений).

Клинические проявления:

o

Произвольные движения:

Речь «скандированная»,

неритмичная, прерывистая. Отмечаются «залповые»

выбросы слов.

o

Голос:

Может быть громким, дрожащим, монотонным, с

колебаниями силы и высоты.

o

Дыхание:

Нерегулярное, неравномерное.

o

Звукопроизношение:

Чаще всего нарушены сонорные

звуки (р, л), которые могут заменяться на гласные или

6

другие согласные. Часто наблюдается искажение шипящих

и свистящих.

o

Просодическая сторона речи:

Нарушен темп, ритм,

интонация. Речь звучит неслаженно, «неуклюже».

o

Другие нарушения:

Возможны нарушения равновесия,

координации движений всего тела, тремор (дрожание) при

целенаправленных движениях.

2.2.3. Гиперкинетическая дизартрия (Экстрапирамидная

дизартрия)

Этиология:

Поражение подкорковых структур (базальных

ганглиев).

Патогенез:

Нарушение мышечного тонуса, появление

непроизвольных движений (гиперкинезов): хорея, атетоз,

торсионная дистония, тремор.

Клинические проявления:

o

Произвольные движения:

Речь может быть прерывистой,

«заикающейся» из

-

за внезапных движений.

o

Непроизвольные движения:

Резкие, клонические

(хореические) или медленные, червеобразные

(атетоидные) движения мышц лица, языка, шеи,

конечностей, которые могут возникать во время речи или

усиливаться при попытке говорить.

o

Мимическая мускулатура:

Характерны гримасы,

подергивания.

o

Язык:

Хаотичные движения, трудность удержания в

правильном положении.

o

Голос:

Может быть сильным, прерывистым, с резкими

изменениями громкости.

o

Звукопроизношение:

Искажения звуков, замены,

выпадения, связанные с непроизвольными движениями.

Особо страдают артикуляция сложных звуков.

o

Просодическая сторона речи:

Нарушена из

-

за

непроизвольных движений и колебаний мышечного тонуса.

2.2.4. Гипотоническая дизартрия

Этиология:

Поражение центральных двигательных нейронов,

приводящее к снижению мышечного тонуса.

Патогенез:

Мышечная слабость (гипотония) и вялость мышц

речевого аппарата.

Клинические проявления:

7

o

Произвольные движения:

Речь вялая, смазанная,

невыразительная.

o

Мимическая мускулатура:

Лицо «обмякшее»,

подвижность снижена.

o

Язык:

Вялый, плохо удерживает форму, медленно

выполняет команды. Может быть фиксирован в нижнем

положении.

o

Голос:

Тихий, слабый, «безжизненный», монотонный.

o

Дыхание:

Слабое, поверхностное, недостаточное для

фонации.

o

Звукопроизношение:

Нарушены звуки, требующие

активной артикуляции и точного положения языка и губ

(сонорные, шипящие, свистящие). Звуки произносятся

мягко, нечетко, часто замены и выпадения.

2.2.5. Смешанная форма дизартрии

В клинической практике чаще всего встречаются смешанные формы

дизартрии, сочетающие в себе симптомы различных видов. Например,

спастико

-

атаксическая дизартрия, при которой присутствуют как

признаки спастичности, так и нарушения координации.

2.3. Особенности дизартрии у младших школьников

У младших школьников дизартрия проявляется с учетом возрастных

особенностей развития нервной системы и речевого аппарата.

Более выраженные нарушения просодической стороны

речи:

Нарушение темпа, ритма, интонации, силы голоса более

заметны, чем в старшем возрасте.

Трудности в освоении фонематического слуха:

Нарушения

звукопроизношения могут быть связаны с недостаточной

дифференциацией звуков, что осложняет формирование

фонематического анализа и синтеза.

Сочетание с другими речевыми нарушениями:

Часто

дизартрия у младших школьников сопровождается задержкой

речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР),

нарушениями письменной речи (дислексия, дисграфия).

Влияние на обучаемость:

Нарушенное звукопроизношение, а

также сопутствующие нарушения (например, трудности с глотанием,

повышенное слюноотделение), могут вызывать у

ребенка чувство

неловкости, стеснения, что негативно сказывается на его учебной мотивации и социальной

адаптации.

Трудности в автоматизации звуков:

Даже при правильной

8

постановке звука, его автоматизация в речи может занимать

длительное время и требовать усилий.

Влияние на мышечный тонус:

У детей младшего школьного

возраста, нервная система которых еще продолжает

развиваться, мышечный тонус речевого аппарата может быть

более пластичным, что открывает больше возможностей для

коррекции, но также требует постоянного контроля.

Повышенная утомляемость:

Дети с дизартрией часто быстрее

утомляются при речевой нагрузке, что необходимо учитывать

при планировании уроков и коррекционных занятий.

3.1. Принципы коррекционной работы

Коррекционная работа при дизартрии у младших школьников строится

на следующих принципах:

1. Раннее начало:

Чем раньше начата коррекция, тем выше ее

эффективность.

2. Комплексность:

Одновременное воздействие на все

компоненты речевой системы: дыхание, голос, артикуляцию,

просодию.

3.

Индивидуальный подход:

Учет вида дизартрии, степени ее

выраженности, сопутствующих нарушений, индивидуальных

особенностей ребенка.

4.

Системность и последовательность:

Постепенное

усложнение заданий, переход от простых упражнений к более

сложным, от изолированных звуков к связной речи.

5. Опора на сохранные функции:

Использование сохранных

двигательных, сенсорных и когнитивных возможностей ребенка.

6. Дифференцированный подход:

Разработка упражнений,

направленных на коррекцию конкретного вида дизартрии.

7. Тесная связь с неврологом:

Коррекция проводится под

наблюдением врача, который корректирует медикаментозное

лечение и дает рекомендации.

Заключение

Дизартрия у младших школьников представляет собой комплексное

речевое расстройство, обусловленное органическим поражением

ЦНС. Многообразие этиологических факторов и патогенетических

механизмов определяет специфику клинических проявлений, что

требует дифференцированного подхода к диагностике и коррекции.

Понимание видов дизартрии (спастической, атонически

-

атаксической,

гиперкинетической, гипотонической и смешанных форм) позволяет

логопеду и другим специалистам целенаправленно выстраивать

9

коррекционную работу, учитывая особенности мышечного тонуса,

координации и произвольности движений артикуляционного аппарата.

Особенности дизартрии у младших школьников заключаются в

большей выраженности нарушений просодической стороны речи,

трудностях в освоении фонематического слуха, частом сочетании с

другими речевыми и когнитивными нарушениями, а также в

значительном влиянии на процесс обучения и социальную адаптацию

ребенка.

Своевременная и комплексная диагностика, включающая

неврологический, логопедический и психологический осмотр, является

залогом эффективной коррекционной работы. Принципы раннего

начала, комплексности, индивидуализации и системности должны

лежать в основе построения коррекционных программ. Основные

направления работы включают коррекцию дыхания, голоса,

артикуляции, просодики, развитие фонематического слуха, навыков

письма и чтения, а также психологическую поддержку ребенка.

Успешная коррекция дизартрии у младших школьников возможна

только при условии слаженной работы междисциплинарной команды

специалистов, тесного взаимодействия с родителями и

индивидуального, глубоко продуманного подхода к каждому ребенку.

Преодоление дизартрии способствует не только нормализации

речевой функции, но и улучшению обучаемости, повышению

самооценки и успешной интеграции ребенка в социальную среду.



В раздел образования