Напоминание

Возрастные особенности четвероклассников


Автор: Земскова Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности четвероклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Возрастные особенности четвероклассника.

Цель:

Предоставить учителям и родителям систематизированные знания о

возрастных особенностях четвероклассников, помочь им лучше понять

психологические, интеллектуальные и физические изменения, происходящие

в этом возрасте, а также предложить практические рекомендации для

создания благоприятных условий для гармоничного развития и успешного

обучения детей в четвертом классе.

Введение

Переход из третьего в четвертый класс — важный этап в развитии

ребенка. В этом возрасте происходят значительные психологические,

интеллектуальные и социальные изменения, от которых зависит успешность

учебного процесса и гармоничное развитие личности. Глубокое понимание

возрастных особенностей четвероклассников помогает учителям и родителям

создавать

условия

для

их

полноценного

развития,

способствуют

формированию

позитивного

отношения

к

учению

и

укреплению

межличностных связей.

Психологические особенности четвероклассника

1.

Эмоциональная сфера

В возрасте 9–10 лет формируется более устойчивое эмоциональное

состояние.

Четвероклассники

начинают

осознавать

себя

как

индивидуальность, лучше контролировать свои эмоции, развивается эмпатия.

У них усиливаются чувства ответственности, появляется желание помогать

окружающим. Од

.

на

.

ко во

.

змож

.

ны эмоц

.

ио

.

на

.

ль

.

ные пе

.

ре

.

па

.

ды, св

.

яз

.

ан

.

ные с

ли

.

чн

.

ым

.

и

до

.

ст

.

ижен

.

ия

.

ми,

ин

.

ци

.

де

.

нт

.

ам

.

и

ил

.

и

внут

.

ре

.

нн

.

им

.

и

пе

.

ре

.

жи

.

ва

.

ни

.

ям

.

и. Ва

.

жн

.

а по

.

ддер

.

жк

.

а вз

.

ро

.

сл

.

ых, со

.

зд

.

ан

.

ие ат

.

мо

.

сфер

.

ы

за

.

щи

.

ще

.

нности и до

.

ве

.

ри

.

я.

2.

Самооценка и мотивация

Четверок

.

ла

.

сс

.

ни

.

к на

.

чи

.

нает осоз

.

на

.

вать со

.

бствен

.

ные си

.

ль

.

ные и

сл

.

аб

.

ые

сторон

.

ы.

Ст

.

ре

.

млен

.

ие

к

са

.

мо

.

пр

.

из

.

на

.

нию

проя

.

вл

.

яетс

.

я

в

необходимости по

.

лу

.

чать пр

.

из

.

на

.

ние свер

.

ст

.

ни

.

ко

.

в и вз

.

ро

.

сл

.

ых. Ес

.

ли

ре

.

бе

.

нку кажется, что он не

.

ко

.

мпетенте

.

н ил

.

и не

.

до

.

стои

.

н по

.

хв

.

ал

.

ы,

сн

.

иж

.

аетс

.

я его моти

.

ва

.

ци

.

я к уч

.

ёбе. Ва

.

жно поощ

.

рять ст

.

ар

.

ан

.

ия, а не то

.

ль

.

ко

ре

.

зу

.

льтаты, встреч

.

ат

.

ь ус

.

пе

.

хи с по

.

зити

.

вом

и из

.

бе

.

гать не

.

по

.

ме

.

рн

.

ых

требов

.

ан

.

ий.

3.

Социальные навыки

Это во

.

зр

.

аст, ко

.

гд

.

а дети на

.

чи

.

на

.

ют активнее фо

.

рм

.

иров

.

ат

.

ь

ме

.

жл

.

ич

.

но

.

ст

.

ные от

.

но

.

ше

.

ни

.

я, ра

.

сш

.

ир

.

ят

.

ь со

.

ци

.

ал

.

ьн

.

ый круг. Уч

.

ит

.

ся

де

.

йствов

.

ат

.

ь в груп

.

пе, проя

.

вл

.

ят

.

ь ин

.

иц

.

иати

.

ву, до

.

го

.

ва

.

ри

.

вать

.

ся и ис

.

кать

ко

.

мп

.

ро

.

ми

.

сс

.

ы. В эт

.

их ус

.

ло

.

ви

.

ях ва

.

жн

.

а ро

.

ль вз

.

ро

.

слого в ра

.

зв

.

ит

.

ии

на

.

вы

.

ко

.

в конструктивного ра

.

зрешен

.

ия ко

.

нф

.

ли

.

ктов. Ва

.

же

.

н их по

.

зити

.

вн

.

ый

оп

.

ыт в ме

.

жл

.

ич

.

но

.

ст

.

ны

.

х от

.

но

.

ше

.

ни

.

ях.

Интеллектуальные особенности четвероклассника

1.

Познавательное развитие

Мы

.

шлен

.

ие ст

.

анов

.

ит

.

ся бо

.

лее ло

.

ги

.

чн

.

ым, абстрактным, ре

.

бе

.

но

.

к

способен к ср

.

ав

.

не

.

ни

.

ю, ан

.

ал

.

изу и си

.

нтезу ин

.

фо

.

рм

.

ац

.

ии. По

.

яв

.

ляет

.

ся

интерес к науч

.

ны

.

м об

.

ъя

.

снен

.

ия

.

м, к по

.

зн

.

ав

.

ател

.

ьн

.

ым эк

.

спер

.

имента

.

м. Это

врем

.

я фо

.

рм

.

иров

.

ан

.

ия крити

.

че

.

ского мы

.

шлен

.

ия.

2.

Обучение и внимание

Ре

.

бе

.

но

.

к способен удер

.

жи

.

вать внимание до

.

ль

.

ше — до 15–20 ми

.

нут.

Ва

.

жно

ор

.

га

.

ни

.

зо

.

вать

смену

ви

.

до

.

в

ра

.

боты

и

не

злоу

.

потреб

.

лять

дл

.

ител

.

ьн

.

ым

.

и урок

.

ам

.

и. Пс

.

их

.

ичес

.

ка

.

я уста

.

ло

.

ст

.

ь во

.

змож

.

на пр

.

и отсутствии

пе

.

ре

.

ме

.

н, по

.

этому ре

.

ко

.

ме

.

ндуетс

.

я ис

.

по

.

ль

.

зо

.

вать ра

.

зноо

.

бр

.

аз

.

ные фо

.

рм

.

ы

ра

.

боты: иг

.

ро

.

вые, прое

.

кт

.

ные, группов

.

ые.

3.

Познавательные интересы

Инте

.

ре

.

с к но

.

вы

.

м зн

.

ан

.

ия

.

м ра

.

стет, появляется лю

.

бо

.

пытство к науч

.

ны

.

м

от

.

кр

.

ыт

.

ия

.

м, те

.

хн

.

ике, пр

.

ироде. Во

.

сп

.

ит

.

ыв

.

ат

.

ь этот инте

.

ре

.

с мо

.

жно че

.

ре

.

з

эколог

.

ичес

.

кие прое

.

кт

.

ы, эк

.

скур

.

си

.

и, те

.

мати

.

че

.

ск

.

ие конкурсы и иг

.

ры.

Физические особенности и здоровье

В во

.

зр

.

асте 9–10 лет на

.

бл

.

юд

.

аетс

.

я акти

.

вность ро

.

ст, ук

.

ре

.

плен

.

ие

мы

.

ше

.

чной си

.

стем

.

ы, ра

.

зв

.

ит

.

ие коор

.

ди

.

на

.

ци

.

и и мото

.

ри

.

ки. Вр

.

ач

.

и отмеч

.

ают

ус

.

илен

.

ие

фи

.

зи

.

че

.

ской

вы

.

но

.

сл

.

ивости.

Од

.

на

.

ко

во

.

змож

.

ны

яв

.

ле

.

ни

.

я

пе

.

реутом

.

ле

.

ни

.

я, св

.

яз

.

ан

.

ные с интенси

.

вной учеб

.

но

.

й на

.

груз

.

ко

.

й. В св

.

яз

.

и с

эт

.

им ва

.

жно:

- Обес

.

пе

.

чи

.

вать ре

.

жи

.

м дн

.

я с до

.

ст

.

аточ

.

ны

.

м ко

.

ли

.

че

.

ст

.

во

.

м от

.

ды

.

ха.

- Ре

.

гу

.

ля

.

рно да

.

вать фи

.

зи

.

че

.

ск

.

ие упражнения и прогул

.

ки.

- След

.

ит

.

ь за пита

.

нием, обес

.

пе

.

чи

.

ва

.

я сб

.

ал

.

ан

.

си

.

ро

.

ва

.

нн

.

ый ра

.

цион.

- Поощ

.

рять за

.

няти

.

я спорто

.

м и твор

.

че

.

ст

.

во

.

м.

Практические советы для учителей и родителей

Создание благоприятной среды

- В школе: ра

.

зр

.

аб

.

ат

.

ыв

.

айте си

.

стему поощрен

.

ий и эмоц

.

ио

.

на

.

ль

.

но

.

й

по

.

ддер

.

жк

.

и; ис

.

по

.

ль

.

зу

.

йте иг

.

ро

.

вые мето

.

ды обучен

.

ия.

-

Дома:

по

.

мо

.

га

.

йте

ре

.

бе

.

нку

уста

.

на

.

вл

.

ив

.

ат

.

ь

ежед

.

не

.

вн

.

ый

ре

.

жи

.

м,

поощ

.

ря

.

йте самостоятельность в вы

.

по

.

лнен

.

ии до

.

ма

.

шн

.

их за

.

да

.

ни

.

й.

Индивидуальный подход

- Уч

.

ит

.

ыв

.

айте уникальные особен

.

но

.

ст

.

и ка

.

ждого ре

.

бе

.

нк

.

а: и си

.

ль

.

ные

сторон

.

ы, и зо

.

ны развития.

- Во

.

влек

.

айте ре

.

бе

.

нк

.

а в оп

.

ре

.

де

.

ле

.

ние це

.

ле

.

й обучен

.

ия.

Развитие навыков самостоятельности и ответственности

- Предлагайте выполнять небольшие проекты, дайте ребенку возможность

вести дневник успехов.

- Учите планировать время и распределять задачи.

Работа с социальными навыками

-

Организуйте

совместные

игры,

групповые

проекты,

развивающие

коммуникацию.

- Обсуждайте с детьми конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Использование дидактических методов

-

Внедряйте

проектную

деятельность,

проблемные

задачи,

тренинги

эмоциональной грамотности.

- Вводите в программу уроков разнообразные формы работы: квизы,

мозговые штурмы, дебаты.

Особенности взаимодействия с родителями

-

Информировать

их

о

возрастных

особенностях

и

возможных

психологических проявлениях.

- Совместно разрабатывать режим дня, способствовать формированию

позитивных ценностей.

- Обеспечивать поддержку в преодолении трудностей, поощрять успехи.

-

Взаимодействовать

через

родительские

собрания,

индивидуальные

консультации, совместные мероприятия.

Заключение:

Понимание особенностей развития четвероклассника — ключ к

эффективной педагогике и воспитанию. Гармоничное развитие личности

требует совместных усилий школы и семьи, осознанного подхода к

воспитанию, терпения и поддержки. Создавая благоприятную атмосферу и

учитывая возрастные особенности, мы помогаем ребенку раскрыть свои

возможности

и

подготовить

его

к

следующим

этапам

обучения

и

личностного становления.

**Возрастные особенности четвероклассника: методическая статья для

учителей и родителей**

**Введение**

Переход из третьего в четвертый класс — важный этап в развитии ребенка. В

этом возрасте происходят значительные психологические, интеллектуальные

и социальные изменения, от которых зависит успешность учебного процесса

и гармоничное развитие личности. Глубокое понимание возрастных

особенностей четвероклассников помогает учителям и родителям создавать

условия для их полноценного развития, способствуют формированию

позитивного отношения к учению и укреплению межличностных связей.

### 1. Психологические особенности четвероклассника

**Эмоциональная сфера**

В возрасте 9–10 лет формируется более устойчивое эмоциональное

состояние. Ребенок начинает лучше контролировать свои эмоции,

развивается эмпатия. Однако возможны эмоциональные перепады, связанные

с личными достижениями, конфликтами или внутренними переживаниями.

Важна поддержка взрослых, создание атмосферы безопасности и доверия.

**Самооценка и мотивация**

Четвероклассник начинает осознавать свои сильные и слабые стороны.

Стремление к самопризнанию проявляется в необходимости получать

признание сверстников и взрослых. Если ребенку кажется, что он

некомпетентен или недостоин похвалы, снижается его мотивация к учёбе.

Важно поощрять усилия, а не только результаты, встречать успехи с

позитивом.

**Социальные навыки**

Это возраст, когда дети начинают активнее формировать межличностные

отношения, расширять социальный круг. Учится работать в группе,

проявлять инициативу, договариваться и искать компромиссы. В таких

условиях важна роль взрослого в развитии навыков конструктивного

разрешения конфликтов.

### 2. Интеллектуальные особенности четвероклассника

**Познавательное развитие**

Мышление становится более логичным, абстрактным, ребенок способен к

сравнению, анализу и синтезу информации. Появляется интерес к научных

объяснениям, к познавательным экспериментам. Это время формирования

критического мышления.

**Обучение и внимание**

Ребенок способен удерживать внимание дольше — до 15–20 минут. Важно

организовать смену видов деятельности и не злоупотреблять длительными

уроками. Психическая усталость возможна при отсутствии перемен, поэтому

рекомендуется использовать разнообразные формы работы: игровые,

проектные, групповые.

**Познавательные интересы**

Интерес к новым знаниям растет, появляется любопытство к научным

открытиям, технике, природе. Воспитывать этот интерес можно через

экологические проекты, экскурсии, тематические конкурсы и игры.

### 3. Физические особенности и здоровье

В возрасте 9–10 лет наблюдается активный рост, укрепление мышечной

системы, развитие координации и моторики. Врачи отмечают усиление

физической выносливости. Однако возможны явления переутомления,

связанные с интенсивной учебной нагрузкой. В связи с этим важно:

- Обеспечивать режим дня с достаточным количеством отдыха.

- Регулярно давать физические упражнения и прогулки.

- Следить за питанием, обеспечивая сбалансированный рацион.

- Поощрять занятия спортом и творчеством.

### 4. Практические рекомендации для учителей и родителей

**Создание благоприятной среды**

- В школе: разрабатывайте систему поощрений и эмоциональной поддержки;

используйте игровые методы обучения.

- В доме: помогайте ребенку устанавливать ежедневный режим, поощряйте

самостоятельность в выполнении домашних заданий.

**Индивидуальный подход**

- Учитывайте уникальные особенности каждого ребенка: и сильные стороны,

и зоны развития.

- Вовлекайте ребенка в определение целей обучения.

**Развитие навыков самостоятельности и ответственности**

- Предлагайте выполнять небольшие проекты, дайте ребенку возможность

вести дневник успехов.

- Учите планировать время и распределять задачи.

**Работа с социальными навыками**

- Организуйте совместные игры, групповые проекты, развивающие

коммуникацию.

- Обсуждайте с детьми конфликтные ситуации и способы их разрешения.

**Использование дидактических методов**

- Внедряйте проектную деятельность, проблемные задачи, тренинги

эмоциональной грамотности.

- Вводите в программу уроков разнообразные формы работы:quis, мозговые

штурмы, дебаты.

### 5. Особенности взаимодействия с родителями

- Информировать их о возрастных особенностях и возможных

психологических проявлениях.

- Совместно разрабатывать режим дня, способствовать формированию

позитивных ценностей.

- Обеспечивать поддержку в преодолении трудностей, поощрять успехи.

- Взаимодействовать через родительские собрания, индивидуальные

консультации, совместные мероприятия.

### 6. Заключение

Понимание особенностей развития четвероклассника — ключ к эффективной

педагогике и воспитанию. Гармоничное развитие личности требует

совместных усилий школы и семьи, осознанного подхода к воспитанию,

терпения и поддержки. Создавая благоприятную атмосферу и учитывая

возрастные особенности, мы помогаем ребенку раскрыть свои возможности и

подготовить его к следующим этапам обучения и личностного становления.

---



В раздел образования