Автор: Земскова Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности четвероклассников
Раздел: начальное образование
Тема: Возрастные особенности четвероклассника.
Цель:
Предоставить учителям и родителям систематизированные знания о
возрастных особенностях четвероклассников, помочь им лучше понять
психологические, интеллектуальные и физические изменения, происходящие
в этом возрасте, а также предложить практические рекомендации для
создания благоприятных условий для гармоничного развития и успешного
обучения детей в четвертом классе.
Введение
Переход из третьего в четвертый класс — важный этап в развитии
ребенка. В этом возрасте происходят значительные психологические,
интеллектуальные и социальные изменения, от которых зависит успешность
учебного процесса и гармоничное развитие личности. Глубокое понимание
возрастных особенностей четвероклассников помогает учителям и родителям
создавать
условия
для
их
полноценного
развития,
способствуют
формированию
позитивного
отношения
к
учению
и
укреплению
межличностных связей.
Психологические особенности четвероклассника
1.
Эмоциональная сфера
В возрасте 9–10 лет формируется более устойчивое эмоциональное
состояние.
Четвероклассники
начинают
осознавать
себя
как
индивидуальность, лучше контролировать свои эмоции, развивается эмпатия.
У них усиливаются чувства ответственности, появляется желание помогать
окружающим. Од
.
на
.
ко во
.
змож
.
ны эмоц
.
ио
.
на
.
ль
.
ные пе
.
ре
.
па
.
ды, св
.
яз
.
ан
.
ные с
ли
.
чн
.
ым
.
и
до
.
ст
.
ижен
.
ия
.
ми,
ин
.
ци
.
де
.
нт
.
ам
.
и
ил
.
и
внут
.
ре
.
нн
.
им
.
и
пе
.
ре
.
жи
.
ва
.
ни
.
ям
.
и. Ва
.
жн
.
а по
.
ддер
.
жк
.
а вз
.
ро
.
сл
.
ых, со
.
зд
.
ан
.
ие ат
.
мо
.
сфер
.
ы
за
.
щи
.
ще
.
нности и до
.
ве
.
ри
.
я.
2.
Самооценка и мотивация
Четверок
.
ла
.
сс
.
ни
.
к на
.
чи
.
нает осоз
.
на
.
вать со
.
бствен
.
ные си
.
ль
.
ные и
сл
.
аб
.
ые
сторон
.
ы.
Ст
.
ре
.
млен
.
ие
к
са
.
мо
.
пр
.
из
.
на
.
нию
проя
.
вл
.
яетс
.
я
в
необходимости по
.
лу
.
чать пр
.
из
.
на
.
ние свер
.
ст
.
ни
.
ко
.
в и вз
.
ро
.
сл
.
ых. Ес
.
ли
ре
.
бе
.
нку кажется, что он не
.
ко
.
мпетенте
.
н ил
.
и не
.
до
.
стои
.
н по
.
хв
.
ал
.
ы,
сн
.
иж
.
аетс
.
я его моти
.
ва
.
ци
.
я к уч
.
ёбе. Ва
.
жно поощ
.
рять ст
.
ар
.
ан
.
ия, а не то
.
ль
.
ко
ре
.
зу
.
льтаты, встреч
.
ат
.
ь ус
.
пе
.
хи с по
.
зити
.
вом
и из
.
бе
.
гать не
.
по
.
ме
.
рн
.
ых
требов
.
ан
.
ий.
3.
Социальные навыки
Это во
.
зр
.
аст, ко
.
гд
.
а дети на
.
чи
.
на
.
ют активнее фо
.
рм
.
иров
.
ат
.
ь
ме
.
жл
.
ич
.
но
.
ст
.
ные от
.
но
.
ше
.
ни
.
я, ра
.
сш
.
ир
.
ят
.
ь со
.
ци
.
ал
.
ьн
.
ый круг. Уч
.
ит
.
ся
де
.
йствов
.
ат
.
ь в груп
.
пе, проя
.
вл
.
ят
.
ь ин
.
иц
.
иати
.
ву, до
.
го
.
ва
.
ри
.
вать
.
ся и ис
.
кать
ко
.
мп
.
ро
.
ми
.
сс
.
ы. В эт
.
их ус
.
ло
.
ви
.
ях ва
.
жн
.
а ро
.
ль вз
.
ро
.
слого в ра
.
зв
.
ит
.
ии
на
.
вы
.
ко
.
в конструктивного ра
.
зрешен
.
ия ко
.
нф
.
ли
.
ктов. Ва
.
же
.
н их по
.
зити
.
вн
.
ый
оп
.
ыт в ме
.
жл
.
ич
.
но
.
ст
.
ны
.
х от
.
но
.
ше
.
ни
.
ях.
Интеллектуальные особенности четвероклассника
1.
Познавательное развитие
Мы
.
шлен
.
ие ст
.
анов
.
ит
.
ся бо
.
лее ло
.
ги
.
чн
.
ым, абстрактным, ре
.
бе
.
но
.
к
способен к ср
.
ав
.
не
.
ни
.
ю, ан
.
ал
.
изу и си
.
нтезу ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ии. По
.
яв
.
ляет
.
ся
интерес к науч
.
ны
.
м об
.
ъя
.
снен
.
ия
.
м, к по
.
зн
.
ав
.
ател
.
ьн
.
ым эк
.
спер
.
имента
.
м. Это
врем
.
я фо
.
рм
.
иров
.
ан
.
ия крити
.
че
.
ского мы
.
шлен
.
ия.
2.
Обучение и внимание
Ре
.
бе
.
но
.
к способен удер
.
жи
.
вать внимание до
.
ль
.
ше — до 15–20 ми
.
нут.
Ва
.
жно
ор
.
га
.
ни
.
зо
.
вать
смену
ви
.
до
.
в
ра
.
боты
и
не
злоу
.
потреб
.
лять
дл
.
ител
.
ьн
.
ым
.
и урок
.
ам
.
и. Пс
.
их
.
ичес
.
ка
.
я уста
.
ло
.
ст
.
ь во
.
змож
.
на пр
.
и отсутствии
пе
.
ре
.
ме
.
н, по
.
этому ре
.
ко
.
ме
.
ндуетс
.
я ис
.
по
.
ль
.
зо
.
вать ра
.
зноо
.
бр
.
аз
.
ные фо
.
рм
.
ы
ра
.
боты: иг
.
ро
.
вые, прое
.
кт
.
ные, группов
.
ые.
3.
Познавательные интересы
Инте
.
ре
.
с к но
.
вы
.
м зн
.
ан
.
ия
.
м ра
.
стет, появляется лю
.
бо
.
пытство к науч
.
ны
.
м
от
.
кр
.
ыт
.
ия
.
м, те
.
хн
.
ике, пр
.
ироде. Во
.
сп
.
ит
.
ыв
.
ат
.
ь этот инте
.
ре
.
с мо
.
жно че
.
ре
.
з
эколог
.
ичес
.
кие прое
.
кт
.
ы, эк
.
скур
.
си
.
и, те
.
мати
.
че
.
ск
.
ие конкурсы и иг
.
ры.
Физические особенности и здоровье
В во
.
зр
.
асте 9–10 лет на
.
бл
.
юд
.
аетс
.
я акти
.
вность ро
.
ст, ук
.
ре
.
плен
.
ие
мы
.
ше
.
чной си
.
стем
.
ы, ра
.
зв
.
ит
.
ие коор
.
ди
.
на
.
ци
.
и и мото
.
ри
.
ки. Вр
.
ач
.
и отмеч
.
ают
ус
.
илен
.
ие
фи
.
зи
.
че
.
ской
вы
.
но
.
сл
.
ивости.
Од
.
на
.
ко
во
.
змож
.
ны
яв
.
ле
.
ни
.
я
пе
.
реутом
.
ле
.
ни
.
я, св
.
яз
.
ан
.
ные с интенси
.
вной учеб
.
но
.
й на
.
груз
.
ко
.
й. В св
.
яз
.
и с
эт
.
им ва
.
жно:
- Обес
.
пе
.
чи
.
вать ре
.
жи
.
м дн
.
я с до
.
ст
.
аточ
.
ны
.
м ко
.
ли
.
че
.
ст
.
во
.
м от
.
ды
.
ха.
- Ре
.
гу
.
ля
.
рно да
.
вать фи
.
зи
.
че
.
ск
.
ие упражнения и прогул
.
ки.
- След
.
ит
.
ь за пита
.
нием, обес
.
пе
.
чи
.
ва
.
я сб
.
ал
.
ан
.
си
.
ро
.
ва
.
нн
.
ый ра
.
цион.
- Поощ
.
рять за
.
няти
.
я спорто
.
м и твор
.
че
.
ст
.
во
.
м.
Практические советы для учителей и родителей
Создание благоприятной среды
- В школе: ра
.
зр
.
аб
.
ат
.
ыв
.
айте си
.
стему поощрен
.
ий и эмоц
.
ио
.
на
.
ль
.
но
.
й
по
.
ддер
.
жк
.
и; ис
.
по
.
ль
.
зу
.
йте иг
.
ро
.
вые мето
.
ды обучен
.
ия.
-
Дома:
по
.
мо
.
га
.
йте
ре
.
бе
.
нку
уста
.
на
.
вл
.
ив
.
ат
.
ь
ежед
.
не
.
вн
.
ый
ре
.
жи
.
м,
поощ
.
ря
.
йте самостоятельность в вы
.
по
.
лнен
.
ии до
.
ма
.
шн
.
их за
.
да
.
ни
.
й.
Индивидуальный подход
- Уч
.
ит
.
ыв
.
айте уникальные особен
.
но
.
ст
.
и ка
.
ждого ре
.
бе
.
нк
.
а: и си
.
ль
.
ные
сторон
.
ы, и зо
.
ны развития.
- Во
.
влек
.
айте ре
.
бе
.
нк
.
а в оп
.
ре
.
де
.
ле
.
ние це
.
ле
.
й обучен
.
ия.
Развитие навыков самостоятельности и ответственности
- Предлагайте выполнять небольшие проекты, дайте ребенку возможность
вести дневник успехов.
- Учите планировать время и распределять задачи.
Работа с социальными навыками
-
Организуйте
совместные
игры,
групповые
проекты,
развивающие
коммуникацию.
- Обсуждайте с детьми конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Использование дидактических методов
-
Внедряйте
проектную
деятельность,
проблемные
задачи,
тренинги
эмоциональной грамотности.
- Вводите в программу уроков разнообразные формы работы: квизы,
мозговые штурмы, дебаты.
Особенности взаимодействия с родителями
-
Информировать
их
о
возрастных
особенностях
и
возможных
психологических проявлениях.
- Совместно разрабатывать режим дня, способствовать формированию
позитивных ценностей.
- Обеспечивать поддержку в преодолении трудностей, поощрять успехи.
-
Взаимодействовать
через
родительские
собрания,
индивидуальные
консультации, совместные мероприятия.
Заключение:
Понимание особенностей развития четвероклассника — ключ к
эффективной педагогике и воспитанию. Гармоничное развитие личности
требует совместных усилий школы и семьи, осознанного подхода к
воспитанию, терпения и поддержки. Создавая благоприятную атмосферу и
учитывая возрастные особенности, мы помогаем ребенку раскрыть свои
возможности
и
подготовить
его
к
следующим
этапам
обучения
и
личностного становления.
**Возрастные особенности четвероклассника: методическая статья для
учителей и родителей**
**Введение**
Переход из третьего в четвертый класс — важный этап в развитии ребенка. В
этом возрасте происходят значительные психологические, интеллектуальные
и социальные изменения, от которых зависит успешность учебного процесса
и гармоничное развитие личности. Глубокое понимание возрастных
особенностей четвероклассников помогает учителям и родителям создавать
условия для их полноценного развития, способствуют формированию
позитивного отношения к учению и укреплению межличностных связей.
### 1. Психологические особенности четвероклассника
**Эмоциональная сфера**
В возрасте 9–10 лет формируется более устойчивое эмоциональное
состояние. Ребенок начинает лучше контролировать свои эмоции,
развивается эмпатия. Однако возможны эмоциональные перепады, связанные
с личными достижениями, конфликтами или внутренними переживаниями.
Важна поддержка взрослых, создание атмосферы безопасности и доверия.
**Самооценка и мотивация**
Четвероклассник начинает осознавать свои сильные и слабые стороны.
Стремление к самопризнанию проявляется в необходимости получать
признание сверстников и взрослых. Если ребенку кажется, что он
некомпетентен или недостоин похвалы, снижается его мотивация к учёбе.
Важно поощрять усилия, а не только результаты, встречать успехи с
позитивом.
**Социальные навыки**
Это возраст, когда дети начинают активнее формировать межличностные
отношения, расширять социальный круг. Учится работать в группе,
проявлять инициативу, договариваться и искать компромиссы. В таких
условиях важна роль взрослого в развитии навыков конструктивного
разрешения конфликтов.
### 2. Интеллектуальные особенности четвероклассника
**Познавательное развитие**
Мышление становится более логичным, абстрактным, ребенок способен к
сравнению, анализу и синтезу информации. Появляется интерес к научных
объяснениям, к познавательным экспериментам. Это время формирования
критического мышления.
**Обучение и внимание**
Ребенок способен удерживать внимание дольше — до 15–20 минут. Важно
организовать смену видов деятельности и не злоупотреблять длительными
уроками. Психическая усталость возможна при отсутствии перемен, поэтому
рекомендуется использовать разнообразные формы работы: игровые,
проектные, групповые.
**Познавательные интересы**
Интерес к новым знаниям растет, появляется любопытство к научным
открытиям, технике, природе. Воспитывать этот интерес можно через
экологические проекты, экскурсии, тематические конкурсы и игры.
### 3. Физические особенности и здоровье
В возрасте 9–10 лет наблюдается активный рост, укрепление мышечной
системы, развитие координации и моторики. Врачи отмечают усиление
физической выносливости. Однако возможны явления переутомления,
связанные с интенсивной учебной нагрузкой. В связи с этим важно:
- Обеспечивать режим дня с достаточным количеством отдыха.
- Регулярно давать физические упражнения и прогулки.
- Следить за питанием, обеспечивая сбалансированный рацион.
- Поощрять занятия спортом и творчеством.
### 4. Практические рекомендации для учителей и родителей
**Создание благоприятной среды**
- В школе: разрабатывайте систему поощрений и эмоциональной поддержки;
используйте игровые методы обучения.
- В доме: помогайте ребенку устанавливать ежедневный режим, поощряйте
самостоятельность в выполнении домашних заданий.
**Индивидуальный подход**
- Учитывайте уникальные особенности каждого ребенка: и сильные стороны,
и зоны развития.
- Вовлекайте ребенка в определение целей обучения.
**Развитие навыков самостоятельности и ответственности**
- Предлагайте выполнять небольшие проекты, дайте ребенку возможность
вести дневник успехов.
- Учите планировать время и распределять задачи.
**Работа с социальными навыками**
- Организуйте совместные игры, групповые проекты, развивающие
коммуникацию.
- Обсуждайте с детьми конфликтные ситуации и способы их разрешения.
**Использование дидактических методов**
- Внедряйте проектную деятельность, проблемные задачи, тренинги
эмоциональной грамотности.
- Вводите в программу уроков разнообразные формы работы:quis, мозговые
штурмы, дебаты.
### 5. Особенности взаимодействия с родителями
- Информировать их о возрастных особенностях и возможных
психологических проявлениях.
- Совместно разрабатывать режим дня, способствовать формированию
позитивных ценностей.
- Обеспечивать поддержку в преодолении трудностей, поощрять успехи.
- Взаимодействовать через родительские собрания, индивидуальные
консультации, совместные мероприятия.
### 6. Заключение
Понимание особенностей развития четвероклассника — ключ к эффективной
педагогике и воспитанию. Гармоничное развитие личности требует
совместных усилий школы и семьи, осознанного подхода к воспитанию,
терпения и поддержки. Создавая благоприятную атмосферу и учитывая
возрастные особенности, мы помогаем ребенку раскрыть свои возможности и
подготовить его к следующим этапам обучения и личностного становления.
---