Напоминание

"Русский алфавит или азбука. Значение алфавита"


Автор: Воскобойник Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №6 г.о.Донецк"
Населённый пункт: ДНР г.Донецк
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Русский алфавит или азбука. Значение алфавита"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова

в алфавитном порядке, формировать у детей отчетливое произношение и различение

звуков.

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчи-

вое внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятель-

ности, усидчивость, любознательность.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать

слова в алфавитном порядке,

Регулятивные УУД:

1. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации и искать средства её осуществления.

2. Содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные УУД:

1. Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

2. Формировать умение договариваться, находить общее решение.

3. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во вре-

мя работы.

Личностные УУД:

1. Осознавать роль языка в речи и жизни людей.

2. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию соб-

ственной речи.

3. Оценивать результаты своей деятельности, делать выводы.

Оборудование: Буква, А , слова на карточках, елка, шары игрушки

I.

Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Девиз нашего урока:

Хочешь грамотным быть,

учись мыслить, думать и творить.

«Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!»

II.

Актуализация знаний

1.

Минутка чистописания.

Ан Ал ал аи ар (на доске)

2.

Орфографическая минутка

Анна Алла аллея аист арбуз (на доске)

- На какие две группы можно разделить слова второй строки?

(1- слова собственные, слова нарицательные;

2 - одушевленные, неодушевленные;

3 - слова, в которых есть двойная согласная и нет)

- Что общего у всех слов? (начинаются с буквы А)

III. Самоопределение к деятельности

- К нам в гости пришла буква. Назовите ее. (Буква А)

Это королева одной страны. Какой мы узнаем, если букв в конверте составим слово.

(работа в парах, задание в конвертах)

- Соберите из букв слово.

-Какое слово у вас получилось? (алфавит, азбука)

IV. Определение темы и постановка цели урока

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Прапрадедовской порой

Стали буквы в чёткий строй.

Строй как строй,

Да не простой.

Он зовётся АЛФАВИТ,

Всюду путь ему открыт,

Буквы разуму верны.

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

- Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом по-

рядке. И дали этому расположению название – АЛФАВИТ.

Справка из словаря:

Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ- и по-

лучилось русское слово АЗБУКА.

Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква

называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛ-

ФАВИТ.

Значит, алфавит надо не только знать, но и уметь им пользоваться. Продолжим работу

над темой сегодняшнего урока, будем учиться использовать алфавит.

V . Работа по теме урока

Поставить слова в алфавитном порядке:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Словарь: (декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь)

- А какой сейчас месяц?

- В каком месяце отмечаем Новый год?

- А как люди готовятся к празднику?

- Какие новогодние слова мы вспомним?

Поставить слова в алфавитном порядке и выделить орфограммы.

Хлопушка, ёлочка, игрушки, снежинка, хоровод, Дед Мороз,Снегурочка)

( Дед Мороз, ёлочка, игрушки, Снегурочка, снежинка, хлопушка, хоровод)

VI. Динамическая пауза.

Мы сегодня рано встали

На уроки прибежали.

Чтобы грамотными быть,

Нужно азбуку учить.

Буквы и слова писать.

И немножко отдыхать.

VII. Закрепление по теме.

1.

Загадки

Два блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки

Что за братики (коньки.)

Под ногами у меня

Деревянных два коня.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой.

(лыжи)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

(санки)

Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нём.

Нос приделали, и вмиг…

Получился… (снеговик)

снеговик, лыжи, санки, коньки

(Коньки, лыжи, санки, снеговик)

2.

Развитие речи.

Составить предложение со словом коньки.

Дети катаются на коньках.

(подлежащее и сказуемое).

VIII. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Что больше всего понравилось вам на уроке?

- Какое задание было трудным для вас?

- Какое задание было интересным?

- Оцените себя с помощью новогодних шаров..

(Жёлтый – всё понял, могу идти дальше.

Оранжевый - ещё ошибаюсь.

Красный - Стоп! Мне нужна помощь.)

IX .Итог урока

- Что мы сегодня вспомнили? (Алфавит)

- Закончите предложения:

Все буквы, расположенные по порядку, называются …

В алфавите каждая буква имеет свое… (место) и свое…(начертание, название).

- В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?

- Кто может без запинки рассказать весь алфавит (1 человек рассказывает)

X Домашнее задание

- Выучить весь алфавит, таблица на стр. 25

- У меня 3 вида карточек: зелёная, жёлтая, красная. Они отличаются по уровню сложно-

сти. Кто какое задание выберет для себя? (дети выбирают домашнее задание)

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?



В раздел образования