Автор: Воскобойник Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №6 г.о.Донецк"
Населённый пункт: ДНР г.Донецк
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Русский алфавит или азбука. Значение алфавита"
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова
в алфавитном порядке, формировать у детей отчетливое произношение и различение
звуков.
Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчи-
вое внимание, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятель-
ности, усидчивость, любознательность.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать
слова в алфавитном порядке,
Регулятивные УУД:
1. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации и искать средства её осуществления.
2. Содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные УУД:
1. Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
2. Формировать умение договариваться, находить общее решение.
3. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во вре-
мя работы.
Личностные УУД:
1. Осознавать роль языка в речи и жизни людей.
2. Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию соб-
ственной речи.
3. Оценивать результаты своей деятельности, делать выводы.
Оборудование: Буква, А , слова на карточках, елка, шары игрушки
I.
Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Девиз нашего урока:
Хочешь грамотным быть,
учись мыслить, думать и творить.
«Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!»
II.
Актуализация знаний
1.
Минутка чистописания.
Ан Ал ал аи ар (на доске)
2.
Орфографическая минутка
Анна Алла аллея аист арбуз (на доске)
- На какие две группы можно разделить слова второй строки?
(1- слова собственные, слова нарицательные;
2 - одушевленные, неодушевленные;
3 - слова, в которых есть двойная согласная и нет)
- Что общего у всех слов? (начинаются с буквы А)
III. Самоопределение к деятельности
- К нам в гости пришла буква. Назовите ее. (Буква А)
Это королева одной страны. Какой мы узнаем, если букв в конверте составим слово.
(работа в парах, задание в конвертах)
- Соберите из букв слово.
-Какое слово у вас получилось? (алфавит, азбука)
IV. Определение темы и постановка цели урока
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
Он зовётся АЛФАВИТ,
Всюду путь ему открыт,
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
- Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом по-
рядке. И дали этому расположению название – АЛФАВИТ.
Справка из словаря:
Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ- и по-
лучилось русское слово АЗБУКА.
Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква
называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛ-
ФАВИТ.
Значит, алфавит надо не только знать, но и уметь им пользоваться. Продолжим работу
над темой сегодняшнего урока, будем учиться использовать алфавит.
V . Работа по теме урока
Поставить слова в алфавитном порядке:
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.
Словарь: (декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь)
- А какой сейчас месяц?
- В каком месяце отмечаем Новый год?
- А как люди готовятся к празднику?
- Какие новогодние слова мы вспомним?
Поставить слова в алфавитном порядке и выделить орфограммы.
Хлопушка, ёлочка, игрушки, снежинка, хоровод, Дед Мороз,Снегурочка)
( Дед Мороз, ёлочка, игрушки, Снегурочка, снежинка, хлопушка, хоровод)
VI. Динамическая пауза.
Мы сегодня рано встали
На уроки прибежали.
Чтобы грамотными быть,
Нужно азбуку учить.
Буквы и слова писать.
И немножко отдыхать.
VII. Закрепление по теме.
1.
Загадки
Два блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки
Что за братики (коньки.)
Под ногами у меня
Деревянных два коня.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(санки)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нём.
Нос приделали, и вмиг…
Получился… (снеговик)
снеговик, лыжи, санки, коньки
(Коньки, лыжи, санки, снеговик)
2.
Развитие речи.
Составить предложение со словом коньки.
Дети катаются на коньках.
(подлежащее и сказуемое).
VIII. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Что больше всего понравилось вам на уроке?
- Какое задание было трудным для вас?
- Какое задание было интересным?
- Оцените себя с помощью новогодних шаров..
(Жёлтый – всё понял, могу идти дальше.
Оранжевый - ещё ошибаюсь.
Красный - Стоп! Мне нужна помощь.)
IX .Итог урока
- Что мы сегодня вспомнили? (Алфавит)
- Закончите предложения:
Все буквы, расположенные по порядку, называются …
В алфавите каждая буква имеет свое… (место) и свое…(начертание, название).
- В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?
- Кто может без запинки рассказать весь алфавит (1 человек рассказывает)
X Домашнее задание
- Выучить весь алфавит, таблица на стр. 25
- У меня 3 вида карточек: зелёная, жёлтая, красная. Они отличаются по уровню сложно-
сти. Кто какое задание выберет для себя? (дети выбирают домашнее задание)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?