Напоминание

"Педагогические условия формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников"


Автор: Гвоздецкая Диана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Павла Арсентьевича Михайличенко
Населённый пункт: г. Ейска муниципального образования Ейский район
Наименование материала: Научно-методическую статью
Тема: "Педагогические условия формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная

общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Павла

Арсентьевича Михайличенко города Ейска муниципального образования

Ейский район

Научно-методическая статья на тему:

«Педагогические условия формирования традиционных

российских духовно-нравственных ценностей у младших

школьников»

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Гвоздецкая Диана Владимировна

Ейск, 2025 г.

Формирование

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей у младших школьников – ключевая задача современной

педагогики. Это процесс, требующий комплексного подхода, включающего

создание

определенных

педагогических

условий,

способствующих

усвоению и принятию детьми ценностей, составляющих основу российской

культуры и идентичности.

1.

Создание

воспитывающей

среды,

насыщенной

духовно-

нравственным содержанием.

Важно, чтобы образовательное пространство школы и класса было

пронизано атмосферой уважения к традициям, культуре и истории России.

Это достигается через оформление кабинетов, использование наглядных

материалов,

проведение

тематических

мероприятий,

посвящённых

национальным праздникам, памятным датам, героям Отечества. Важно

акцентировать внимание на примерах нравственного поведения из истории

и литературы.

2. Интеграция духовно-нравственного содержания в учебный процесс.

Необходимо интегрировать духовно-нравственные аспекты во все

учебные предметы, не ограничиваясь только уроками литературы, истории

или основ религиозных культур и светской этики. Например, на уроках

математики можно решать задачи, связанные с благотворительностью,

взаимопомощью. На уроках окружающего мира – изучать природу России,

воспитывая любовь к Родине и бережное отношение к окружающей среде.

3.

Организация

внеурочной

деятельности

духовно-нравственной

направленности.

Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании

ценностей. Кружки, секции, клубы, проекты, посвящённые изучению

истории родного края, народных промыслов, традиционной культуры,

способствуют углублению знаний, развитию творческих способностей и

формированию чувства сопричастности к своему народу.

4. Сотрудничество с семьей и общественными организациями.

Воспитание

духовно-нравственных

ценностей

это

задача,

требующая объединения усилий школы, семьи и общества. Важно

налаживать взаимодействие с родителями, привлекать их к участию в

образовательном

процессе,

проводить

совместные

мероприятия,

направленные

на

укрепление

семейных

ценностей

и

традиций.

Сотрудничество

с

общественными

организациями,

религиозными

общинами

также

может

способствовать

формированию

духовно-

нравственных ориентиров у детей.

5.

Использование интерактивных методов и технологий.

Современные

дети

лучше

воспринимают

информацию,

представленную в интерактивной форме. Использование мультимедийных

презентаций, видеоматериалов, онлайн-игр, виртуальных экскурсий по

историческим местам России может значительно повысить интерес к

изучению духовно-нравственных ценностей. Важно также вовлекать детей в

дискуссии, ролевые игры, проектную деятельность, где они смогут активно

выражать свои мысли и чувства, формировать собственное мнение о

нравственных вопросах.

6.

Личный пример педагога.

Личность педагога играет ключевую роль в формировании ценностей

у младших школьников. Педагог должен быть носителем этих ценностей,

демонстрировать их в своем поведении, общении с учениками и коллегами.

Важно, чтобы педагог был примером честности, справедливости, доброты,

уважения к окружающим, любви к Родине.

7.

Создание ситуаций успеха и поддержки.

Важно создавать в классе атмосферу взаимной поддержки и уважения,

где каждый ребенок чувствует себя ценным и значимым. Необходимо

поощрять проявление положительных качеств, отмечать достижения в

учебе и внеурочной деятельности, создавать ситуации успеха, которые

будут способствовать формированию уверенности в себе и позитивной

самооценки.

8.

Рефлексия и самоанализ.

Необходимо учить детей анализировать свои поступки, оценивать их с

точки зрения нравственных норм, осознавать свою ответственность за свои

действия. Важно проводить беседы, дискуссии, где дети смогут размышлять

о нравственных дилеммах, искать пути решения сложных вопросов,

формировать собственную систему ценностей.

Формирование

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей у младших школьников – это многоаспектный процесс,

требующий системного подхода и интеграции различных методов и форм

работы.

Особую

роль

здесь

играют

активные

методы

обучения,

вовлекающие детей в процесс осмысления и присвоения ценностей. Это

могут быть дискуссии, ролевые игры, анализ ситуаций морального выбора,

проектная деятельность, направленная на изучение истории и культуры

своего народа.

Важным аспектом является создание благоприятной образовательной

среды,

пронизанной

атмосферой

уважения,

доброжелательности

и

взаимопомощи. Педагог выступает не только как источник знаний, но и как

образец нравственного поведения, демонстрирующий личным примером

воплощение

традиционных

ценностей.

Необходимо

акцентировать

внимание на позитивных примерах из истории России, литературы и

искусства, формируя у детей чувство гордости за свою страну и свой народ.

Интеграция духовно-нравственного воспитания в учебный процесс

осуществляется через содержание учебных предметов. На уроках русского

языка и литературы анализируются произведения, раскрывающие темы

добра и зла, милосердия, патриотизма. На уроках истории изучаются

примеры героизма и самоотверженности во имя Родины. На уроках

изобразительного искусства и музыки дети знакомятся с произведениями,

отражающими духовные идеалы и ценности русского народа.

Внеурочная деятельность также играет важную роль в формировании

духовно-нравственных ценностей. Организация экскурсий по историческим

местам, посещение музеев и театров, участие в благотворительных акциях и

социальных проектах – все это способствует расширению кругозора детей,

формированию у них чувства сопричастности к истории и культуре своей

страны, воспитанию гражданской ответственности.

Таким образом, формирование традиционных российских духовно-

нравственных ценностей у младших школьников – это сложный и

многогранный процесс, требующий комплексного подхода, объединения

усилий

семьи,

школы

и

общества.

Только

в

этом

случае

можно

сформировать поколение граждан, обладающих высокими нравственными

качествами, любящих свою Родину и готовых к созидательной деятельности

на благо России.



В раздел образования