Напоминание

Тема:"Использование игровых технологий на уроке слушания музыки с обучающимися дошкольного возраста для повышения мотивации к обучению".


Автор: Артеменко Галина Валерьевна
Должность: преподаватель хорового и сольного пения
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Сельцо Брянской области
Населённый пункт: г Сельцо Брянской области
Наименование материала: Открытый урок по слушанию музыки с детьми дошкольного возраста
Тема: Тема:"Использование игровых технологий на уроке слушания музыки с обучающимися дошкольного возраста для повышения мотивации к обучению".
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Сельцо Брянской области

Открытый урок на тему:

«Использование игровых технологий на уроке

слушания музыки с обучающимися дошкольного возраста для

повышения мотивации к обучению»

Преподаватель: Артеменко Галина Валерьевна

Концертмейстер: Успенская Анжелика Юрьевна

Звукорежиссер: Успенский Юрий Леонидович

2025

2

«Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский.

Участники урока: обучающиеся хорового отделения дошкольного

возраста.

Возраст: 5,5 – 6,5 лет

Количество обучающихся: 6 человек

Цель урока: формировать мотивацию к обучению с использованием

игровых технологий, с помощью игровых элементов передавать различный

характер

музыкальных

образов.

Способствовать

формированию

музыкальных образов на основе ассоциативного мышления.

Задачи урока:

1.

Учебно-музыкальная, образовательная.

Учить детей слушать внимательно музыку и преподавателя, мыслить,

размышлять,

анализировать.

Научить

детей

играть

на

шумовых

инструментах и правильно использовать их. Привить обучающимся любовь к

музыке.

2.

Развивающая.

Развивать

эмоциональную

отзывчивость

на

музыку,

музыкальную

выразительность, чувство ритма. Развивать способность к импровизации,

артистизм,

пробуждать

фантазию.

Развивать

образное

мышление

и

воображение, способствовать развитию внутреннего музыкального слуха и

памяти.

3.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к музыкальному искусству, умению работать в

коллективе. Тренировать умение слышать себя и других участников.

Воспитывать

художественный

вкус,

коммуникативные

качества,

настойчивость и целеустремленность.

Тип занятия: комбинированный.

Метод обучения: игровой.

3

Форма организации: коллективная.

Оборудование и средства обучения: пианино, стулья, экран, флеш-карта,

микшерный пульт, колонки, ноутбук, шумовые музыкальные инструменты

(ложки,

трещетки,

свистульки,

колокольчики);

театральный

реквизит

(шляпы, шарфы, платок, маски).

Ход урока

I.

Организация начала урока.

1.

Приветствие

Преподаватель:

– Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые и нарядные сегодня! У нас сейчас

будет не обычный урок, а открытое занятие, которое будет снимать камера. И

многие потом посмотрят, как мы с вами занимаемся. Давайте со всеми

поздороваемся!

Дети машут в камеру руками, здороваются.

Преподаватель:

– Сегодня мне будут помогать концертмейстер Анжелика Юрьевна

Успенская и звукорежиссер Юрий Леонидович Успенский.

Дети аплодируют.

2.

Распевание.

Преподаватель:

– Ребята, давайте вспомним, что мы делаем на уроках.

Дети отвечают:

– Слушаем музыку, играем на инструментах, рисуем, поем.

Преподаватель:

– Сегодня мы тоже будем слушать музыку, играть и петь. Для этого нам

нужно распеться. Споем наши распевочки, песенки- попевочки. Молодцы!

3.

Повторение пройденного материала. Поем РНП «В темном лесе».

II.

Основная часть урока

1.

Введение

4

Преподаватель задает детям вопросы: почему эта песня народная? Какие

вы еще знаете народные песни?

2.

Знакомство с новым материалом.

Преподаватель:

– Сейчас прозвучит музыка еще одной народной песни. Я думаю, что вы все

ее сразу узнаете. Слушайте очень внимательно!

На фортепиано концертмейстер исполняет песню «Два веселых гуся».

Дети узнают песню.

3.

Работа над ритмическим рисунком:

А) Поем со словами «Два веселых гуся» и хлопаем ритмический рисунок в

ладоши.

Б) Хлопаем на «ти-ти-та» в ладоши.

В) Поем со словами опять, но хлопаем по коленкам.

Короткие длительности «ти-ти» правой рукой по правому колену, а длинные

«та-та» левой рукой по левому колену. Затем, меняем руки, то есть короткие

– левой, длинные – правой.

4.

Слушание в записи разных вариантов исполнения.

Преподаватель:

– Ребята, вы такие молодцы! Все делали дружно! Пели чисто!

Сейчас мы пели песню под аккомпанемент фортепиано. А теперь послушаем

другие варианты исполнения. Слушайте внимательно! И попробуйте узнать

какие инструменты будут звучать?

Звучит фонограмма (плюс)

Преподаватель:

– Какие инструменты вы услышали?

Дети:

– Барабан, рожок, балалайка, колокольчики.

Преподаватель:

– Чем отличается этот вариант песни от того, что мы пели?

5

Дети:

– быстрее темп, играет много инструментов – целый оркестр. Добавился еще

один куплет: «Вытянули шеи, у кого длиннее». Более танцевальная музыка.

Преподаватель:

– Молодцы, ребята. Хорошо подметили, все отличия!

5.

Игра на шумовых инструментах

Преподаватель:

– А теперь, давайте встанем и в звучание этого оркестра добавим наши

инструменты. (Преподаватель раздает шумовые инструменты: ложки,

трещетки, колокольчики, свистульки).

Одна часть детей играет на слова куплета, другая – припев. Потом меняются.

Преподаватель:

– Здорово у вас получилось! Играли ритмично, внимательно слушали друг

друга! Пританцовывали! Свободно себя вели, как настоящие артисты!

(убираем инструменты)

6.

Ролевые игры с элементами театрализации.

Дети садятся.

Преподаватель:

– Ребята, вы сейчас услышите еще один вариант исполнения этой песни.

Будьте внимательны, может быть, услышите новые звуки.

Звучит фонограмма (плюс с голосами птиц и домашних животных)

Преподаватель:

– Ребята, есть ли разница в темпе? Какие новые звуки вы услышали?

Дети:

– Темп медленнее, на словах, где «пропали гуси», бабушка поет грустно, еще

там поет петушок, корова мычит, кошка мяукает.

Преподаватель:

– Как вы думаете, где эта история произошла? В городе или в деревне?

Дети:

– В деревне!

6

Преподаватель:

– Предлагаю вам целое театральное представление устроить! Станем

настоящими артистами!

Распределяются роли для озвучивания домашних животных: петушок,

коровка, кошечка, а также главных героев – гусь белый, гусь серый и бабуся.

Раздается реквизит.

Дети поют песню «Два веселых гуся» по ролям с движениями и действиями.

Преподаватель:

– Ребята, вам понравилось петь по ролям?

Дети:

– Очень понравилось!

Дети садятся.

III.

Заключительная часть.

Преподаватель:

– Дети! Песню можно не только слушать, петь, играть, но есть такие

умельцы, которые по этой песне сняли мультфильм.

(просмотр мультфильма «Жили у бабуси два веселых гуся из цикла «Веселая

карусель»)

IV.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Преподаватель:

– Ребята, на каких инструментах играли герои мультфильма?

Дети:

– ложки, бубен, балалайка, дудочки.

Преподаватель:

– Правильно, молодцы! Вы очень внимательно слушали.

Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались

на

уроке?

Слушали

песни

в

разном

исполнении,

пели,

играли

на

инструментах, играли роли в театральном представлении, хлопали ритм в

разных вариантах. Сколько много успели сделать. А что мы не делали

сегодня, хотя почти на каждом занятии по слушанию музыки мы это

7

делаем?! Рисование! Это и будет вашим домашним заданием! Нарисуйте

историю к песне «Два веселых гуся».

Ребята, вам понравился урок? Понравилось слушать, петь, играть?

Дети отвечают:

– Понравилось!

Преподаватель:

– И мне очень понравилось с вами работать. Вы очень старались, были

внимательными, артистичными, веселыми! Давайте подарим друг другу

аплодисменты и поблагодарим моих помощников! До свидания!

8

Список литературы:

1.Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития», М.: Просвещение,

2006г.

2.Теплов Б.В. «Психология музыкальных способностей», М. 1947г.

3.Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательных

интересов учащихся», М. «Просвещение» 1988г.

4.Минкин Е.М. «От игры к знаниям», М. «Просвещение» 1983г.

5.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М.

«Просвещение» 1983

6.Щукина Г.Н. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении»

М. «Просвещение» 1984г.

Использованные материалы и интернет – ресурсы:

1.

Русская народная песня «Два весёлых гуся» изд. «Композитор» С-П.

2014г.

2.

Фонограммы записаны преподавателями: Успенский Ю.Л., Успенская

А.Ю., Артеменко Г.В.

3.

Мультфильм «Два веселых гуся» - СССР, 1970г. – видео от (Кино XX

века) (VK-видео)

4.

«Хрестоматия русской народной песни», М. 1975г.



В раздел образования