Автор: Артеменко Галина Валерьевна
Должность: преподаватель хорового и сольного пения
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Сельцо Брянской области
Населённый пункт: г Сельцо Брянской области
Наименование материала: Открытый урок по слушанию музыки с детьми дошкольного возраста
Тема: Тема:"Использование игровых технологий на уроке слушания музыки с обучающимися дошкольного возраста для повышения мотивации к обучению".
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Сельцо Брянской области
Открытый урок на тему:
«Использование игровых технологий на уроке
слушания музыки с обучающимися дошкольного возраста для
повышения мотивации к обучению»
Преподаватель: Артеменко Галина Валерьевна
Концертмейстер: Успенская Анжелика Юрьевна
Звукорежиссер: Успенский Юрий Леонидович
2025
2
«Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
Участники урока: обучающиеся хорового отделения дошкольного
возраста.
Возраст: 5,5 – 6,5 лет
Количество обучающихся: 6 человек
Цель урока: формировать мотивацию к обучению с использованием
игровых технологий, с помощью игровых элементов передавать различный
характер
музыкальных
образов.
Способствовать
формированию
музыкальных образов на основе ассоциативного мышления.
Задачи урока:
1.
Учебно-музыкальная, образовательная.
Учить детей слушать внимательно музыку и преподавателя, мыслить,
размышлять,
анализировать.
Научить
детей
играть
на
шумовых
инструментах и правильно использовать их. Привить обучающимся любовь к
музыке.
2.
Развивающая.
Развивать
эмоциональную
отзывчивость
на
музыку,
музыкальную
выразительность, чувство ритма. Развивать способность к импровизации,
артистизм,
пробуждать
фантазию.
Развивать
образное
мышление
и
воображение, способствовать развитию внутреннего музыкального слуха и
памяти.
3.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к музыкальному искусству, умению работать в
коллективе. Тренировать умение слышать себя и других участников.
Воспитывать
художественный
вкус,
коммуникативные
качества,
настойчивость и целеустремленность.
Тип занятия: комбинированный.
Метод обучения: игровой.
3
Форма организации: коллективная.
Оборудование и средства обучения: пианино, стулья, экран, флеш-карта,
микшерный пульт, колонки, ноутбук, шумовые музыкальные инструменты
(ложки,
трещетки,
свистульки,
колокольчики);
театральный
реквизит
(шляпы, шарфы, платок, маски).
Ход урока
I.
Организация начала урока.
1.
Приветствие
Преподаватель:
– Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые и нарядные сегодня! У нас сейчас
будет не обычный урок, а открытое занятие, которое будет снимать камера. И
многие потом посмотрят, как мы с вами занимаемся. Давайте со всеми
поздороваемся!
Дети машут в камеру руками, здороваются.
Преподаватель:
– Сегодня мне будут помогать концертмейстер Анжелика Юрьевна
Успенская и звукорежиссер Юрий Леонидович Успенский.
Дети аплодируют.
2.
Распевание.
Преподаватель:
– Ребята, давайте вспомним, что мы делаем на уроках.
Дети отвечают:
– Слушаем музыку, играем на инструментах, рисуем, поем.
Преподаватель:
– Сегодня мы тоже будем слушать музыку, играть и петь. Для этого нам
нужно распеться. Споем наши распевочки, песенки- попевочки. Молодцы!
3.
Повторение пройденного материала. Поем РНП «В темном лесе».
II.
Основная часть урока
1.
Введение
4
Преподаватель задает детям вопросы: почему эта песня народная? Какие
вы еще знаете народные песни?
2.
Знакомство с новым материалом.
Преподаватель:
– Сейчас прозвучит музыка еще одной народной песни. Я думаю, что вы все
ее сразу узнаете. Слушайте очень внимательно!
На фортепиано концертмейстер исполняет песню «Два веселых гуся».
Дети узнают песню.
3.
Работа над ритмическим рисунком:
А) Поем со словами «Два веселых гуся» и хлопаем ритмический рисунок в
ладоши.
Б) Хлопаем на «ти-ти-та» в ладоши.
В) Поем со словами опять, но хлопаем по коленкам.
Короткие длительности «ти-ти» правой рукой по правому колену, а длинные
«та-та» левой рукой по левому колену. Затем, меняем руки, то есть короткие
– левой, длинные – правой.
4.
Слушание в записи разных вариантов исполнения.
Преподаватель:
– Ребята, вы такие молодцы! Все делали дружно! Пели чисто!
Сейчас мы пели песню под аккомпанемент фортепиано. А теперь послушаем
другие варианты исполнения. Слушайте внимательно! И попробуйте узнать
какие инструменты будут звучать?
Звучит фонограмма (плюс)
Преподаватель:
– Какие инструменты вы услышали?
Дети:
– Барабан, рожок, балалайка, колокольчики.
Преподаватель:
– Чем отличается этот вариант песни от того, что мы пели?
5
Дети:
– быстрее темп, играет много инструментов – целый оркестр. Добавился еще
один куплет: «Вытянули шеи, у кого длиннее». Более танцевальная музыка.
Преподаватель:
– Молодцы, ребята. Хорошо подметили, все отличия!
5.
Игра на шумовых инструментах
Преподаватель:
– А теперь, давайте встанем и в звучание этого оркестра добавим наши
инструменты. (Преподаватель раздает шумовые инструменты: ложки,
трещетки, колокольчики, свистульки).
Одна часть детей играет на слова куплета, другая – припев. Потом меняются.
Преподаватель:
– Здорово у вас получилось! Играли ритмично, внимательно слушали друг
друга! Пританцовывали! Свободно себя вели, как настоящие артисты!
(убираем инструменты)
6.
Ролевые игры с элементами театрализации.
Дети садятся.
Преподаватель:
– Ребята, вы сейчас услышите еще один вариант исполнения этой песни.
Будьте внимательны, может быть, услышите новые звуки.
Звучит фонограмма (плюс с голосами птиц и домашних животных)
Преподаватель:
– Ребята, есть ли разница в темпе? Какие новые звуки вы услышали?
Дети:
– Темп медленнее, на словах, где «пропали гуси», бабушка поет грустно, еще
там поет петушок, корова мычит, кошка мяукает.
Преподаватель:
– Как вы думаете, где эта история произошла? В городе или в деревне?
Дети:
– В деревне!
6
Преподаватель:
– Предлагаю вам целое театральное представление устроить! Станем
настоящими артистами!
Распределяются роли для озвучивания домашних животных: петушок,
коровка, кошечка, а также главных героев – гусь белый, гусь серый и бабуся.
Раздается реквизит.
Дети поют песню «Два веселых гуся» по ролям с движениями и действиями.
Преподаватель:
– Ребята, вам понравилось петь по ролям?
Дети:
– Очень понравилось!
Дети садятся.
III.
Заключительная часть.
Преподаватель:
– Дети! Песню можно не только слушать, петь, играть, но есть такие
умельцы, которые по этой песне сняли мультфильм.
(просмотр мультфильма «Жили у бабуси два веселых гуся из цикла «Веселая
карусель»)
IV.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Преподаватель:
– Ребята, на каких инструментах играли герои мультфильма?
Дети:
– ложки, бубен, балалайка, дудочки.
Преподаватель:
– Правильно, молодцы! Вы очень внимательно слушали.
Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались
на
уроке?
Слушали
песни
в
разном
исполнении,
пели,
играли
на
инструментах, играли роли в театральном представлении, хлопали ритм в
разных вариантах. Сколько много успели сделать. А что мы не делали
сегодня, хотя почти на каждом занятии по слушанию музыки мы это
7
делаем?! Рисование! Это и будет вашим домашним заданием! Нарисуйте
историю к песне «Два веселых гуся».
Ребята, вам понравился урок? Понравилось слушать, петь, играть?
Дети отвечают:
– Понравилось!
Преподаватель:
– И мне очень понравилось с вами работать. Вы очень старались, были
внимательными, артистичными, веселыми! Давайте подарим друг другу
аплодисменты и поблагодарим моих помощников! До свидания!
8
Список литературы:
1.Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития», М.: Просвещение,
2006г.
2.Теплов Б.В. «Психология музыкальных способностей», М. 1947г.
3.Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся», М. «Просвещение» 1988г.
4.Минкин Е.М. «От игры к знаниям», М. «Просвещение» 1983г.
5.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М.
«Просвещение» 1983
6.Щукина Г.Н. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении»
М. «Просвещение» 1984г.
Использованные материалы и интернет – ресурсы:
1.
Русская народная песня «Два весёлых гуся» изд. «Композитор» С-П.
2014г.
2.
Фонограммы записаны преподавателями: Успенский Ю.Л., Успенская
А.Ю., Артеменко Г.В.
3.
Мультфильм «Два веселых гуся» - СССР, 1970г. – видео от (Кино XX
века) (VK-видео)
4.
«Хрестоматия русской народной песни», М. 1975г.