Автор: Алдохина Мария Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ООШ №14
Населённый пункт: город Темрюк
Наименование материала: Статья
Тема: Сторителинг на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Сценаристика и сторителлинг в обучении иностранному языку.
Исследования показали, что сторителлинг — это эффективный способ
обучения, который позволяет эмоционально заинтересовать учеников даже в
изучении сложного материала. Факты, представленные в форме истории,
запоминаются лучше, чем в форме презентации.
Возможно, это связано с тем, что дети с детства слушают истории от
родителей, с помощью которых они хотят научить их каким-то жизненным
навыкам. Также мы ежедневно слышим истории от друзей, при просмотре
фильмов и, конечно же, при прочтении рассказов – истории окружают нас
повсюду. Они увлекают, заставляют сопереживать, показывают последствия
тех или иных жизненных решений. И наш мозг помогает сделать для себя
соответствующие выводы из услышанного.
И так зачем же нужен сценарий в обучении:
• включает внимание школьника;
• помогает воспринимать важную информацию и запоминать ее;
●
транслирует идею и заставляет ее оценивать.
Таким образом, сторителлинг может помочь, когда сложная или
скучная тема или рассчитана на несколько уроков. Поэтому история может
длиться один урок, часть урока так или целый модуль.
Что следует предусмотреть при включении в свою методику обучения
сторителлинг:
1.
Самое главное —
это постановка цели
использования
сторителлинга. Чего вы планируете добиться с помощью сторителлинга:
вызвать эмоции и благодаря этому закрепить важную тему или же чтобы
ученики извлекли урок? Всегда сразу продумывайте мораль данной истории,
которую должны вынести ученики из услышанного.
2.
Определение уровня участия учеников над построением истории.
Будут ли они влиять на сюжет (например, придумать концовку, озвучить
мораль) или же просто сторонние слушатели. В контексте интерактивных
тренажеров, это означает выбор степени взаимодействия: от выбора
вариантов развития сюжета до полноценного создания своих элементов
истории.
3.
Тщательно продумывайте персонажей, чтобы всегда было что-то
общее у ваших учеников и ваших героев будь то возраст или возникшие
проблемы, которые требуется решить.
Для того, чтобы придумать любого героя всегда следуйте такой схеме:
●
Кто он?
●
К чему стремится?
●
Какие черты характера помогают ему достичь цели?
●
Какие мешают?
1
●
Почему за его приключениями будет интересно следить
ученикам?
Запомните! Герой не может быть идеальным. У него обязательно
должны быть черты характера, которые мешают ему достичь цели.
Чтобы ваш герой был интересен ученикам следует выяснить, что они
смотрят или во что играют.
Референсы для младшей школы: Roblox, Brawl Stars, Щенячий
патруль, Синий Трактор, Лего, Майнкрафт (ранние версии).
Референсы для обучения средней школы:
Звездные войны,
Супергерои, Гарри Поттер, Властелин колец, Трансформеры.
Референсы для обучения старшей школы: антиутопии (Голодные
игры,
Дивергент,
Ходячие
мертвецы),
антигерои
(Сумерки,
Сверхъестественное),
интеллектуалы
(Шерлок,
Первому
игроку
приготовиться).
Пример
●
Кто он? – Чудик – юное привидение.
●
К чему стремится? – Хочет разобраться в разнице употребления
Настоящего простого времени и Настоящего длительного времени, чтобы
выполнить контрольную работу и стать настоящим привидением.
●
Какие черты характера помогают ему достичь цели? –
Любознательность.
●
Какие мешают? – Быстро отвлекается, с трудом понимает
разницу между временами, потому что он привидение.
4.
Почему за его приключениями
будет интересно следить
ученикам? – Он милый, трогательный, его цели понятны ребенку, а его
трудности в изучении английского языка схожи с проблемами многих
учеников, что вызывает сопереживание и мотивацию помочь.
5.
Продумайте сюжетную линию
своей истории. Когда будете
выстраивать сюжет истории следите затем, чтобы он был логичен. Для этого
достаточно, чтоб в нем были отражены ответы на шесть вопросов: кто? где?
когда? что делает? как? почему?
Пятичастная структура истории:
1.
Экспозиция (часть произведения,
которая рассказывает
о
действующих лицах и действиях);
2.
Завязка (вступление к истории, как правило, должно быть
коротким. Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой
вашей истории);
3.
Развитие конфликта (раскрывается сюжетная линия и характеры
действующих лиц.);
4.
Кульминация (напряжение достигает апогея, и ситуация начинает
казаться невыносимой, возникает решение);
2
5.
Развязка (краткое заключение и мораль истории).
Существует четыре основных сюжета,
которые применяются в
образовательном процессе.
Сюжет
Структура
«Все к лучшему»
Герой попадает в неприятности, решает
проблемы и приобретает ценный опыт.
«Тернистый путь
к мечте»
Герой стремится к
мечте, что-то ему
мешает, и он теряет все, но в конце возвращается
к цели и достигает ее.
«История
Золушки»
Герой живет жизнью, которая его не
устраивает, но встречает кого-то, кто поднимает
героя на новый уровень. Прежние ошибки и
привычки тянут героя назад, но он борется с
ними и одерживает победу.
«Поучительная
неудача»
Герой действует неправильно и терпит
неудачу. Затем он осознает свои ошибки, и это
позволяет ему достичь успеха.
Таким образом, получается, что какой бы сюжет вы не выбрали всегда
есть проблема, которую необходимо решить.
Что важно еще помнить про историю?
• Нет конфликта – нет истории.
• Мы рассказываем историю, чтобы научить.
• Если у героя все получается легко, это скучная история.
• Каждое событие истории помогает герою измениться и приобрести
новые качества.
6.
Добавьте напряжения в сюжет, сделайте героев человечными и
близкими вашим ученикам и заставьте слушателей сопереживать им.
Теперь перейдем к некоторым моментам, которые не стоит упускать.
Мир героя.
Герой не живет в вакууме. Ему нужен мир, в котором он существует,
обстоятельства, в которых он находится до начала истории.
Самые популярные миры, которые привлекают внимание детей:
●
Мир, где живут только обычные люди, и он единственный
волшебник.
●
Мир, где живут только волшебники.
●
Мир,
где розовые единороги сражаются с
сиреневыми
единорогами.
●
Мир роботов.
●
Мир, где можно путешествовать с одной планеты на другую.
3
●
Постапокалиптический мир.
●
Фэнтезийный мир с элементами квеста.
●
Детективный город, где нужно раскрыть тайну.
●
Мир будущего с высокими технологиями.
●
Историческая эпоха с современными проблемами.
●
Параллельные вселенные, где герой перемещается между ними.
Кто, кроме героя, может участвовать в истории?
●
Друг.
●
Волшебный помощник.
●
Антагонист.
Подведем итог и запишем универсальный общий план для
составления истории:
•
Исследование. Погружаемся в мир ребенка и изучаем, что ему
нравится.
•
Определяем учебный результат, которого мы хотим добиться,
включая в курс историю, т.е. идея, ради которой вы рассказываете историю
ученикам.
•
Придумываем героя и решаем, в каком мире он существует.
•
Придумываем сюжет истории.
Рассмотрим пример
применения
сторителлинга
на
уроке,
посвященного «Описанию внешности».
Герой: Миньон Бэн.
Мир героя: Мир, где живут обычные люди, но говорящие на другом
языке, в частности здесь на английском, который герой, к сожалению, не
знает.
История: Компания миньонов с девочками Марго, Эдит и Агнес
отправляется в тур по Великобритании и когда они рассматривали
очередную достопримечательность Бэн отстал. Все бы ничего, но он не знает
английского языка и единственный способ найти друзей это составить
описание девочек Марго, Эдит и Агнес и обратиться за помощью к
прохожим.
Когда с помощью детей он составляет объявление, первый же
прохожий узнает его друзей и показывает путь как до них дойти. Происходит
счастливое воссоединение с друзьями.
Идея, ради которой вы рассказываете эту история:
повторить,
закрепить лексику и
грамматику по
теме «Внешность». Ученикам
необходимо помочь миньону найти его друзей, описав в объявлении как они
выглядят.
Как же выстроить работу с этой историей, чтобы она принесла гораздо
больше пользы для образовательного процесса? Кроме закрепления активной
грамматики, лексики урока, мы можем из частичного участия обучающихся
4
направить все в русло более активного обсуждения развития событий, что
будет способствовать совершенствованию коммуникативных навыков. И эту
работу можно будет построить несколькими способами.
Первый
вариант (Интерактивное вовлечение в сюжет):
Вы
знакомите учащихся с героями, ситуацией, в которую они попали. Ученики
постепенно вовлекаются в процесс и начинают, как им кажется, принимать
активную роль в создании сюжета.
Через интерактивный тренажер ученики могут выбирать варианты
ответов для Бэна, чтобы он пытался объясниться с прохожими. Тренажер
предоставляет обратную связь по правильности выбора лексики или
грамматики.
Ученики могут составлять описание девочек, используя drag-and-drop
слова или фразы в специальном поле тренажера. Система автоматически
проверяет правильность построения предложений и
использования
прилагательных.
Тренажер может предложить мини-игры на сопоставление описания с
изображением, чтобы закрепить лексику внешности.
Задача учителя заключается в том, чтобы общение было максимально
свободным и свести к минимуму свою роль в нем, а лишь направлять
учеников к достижению поставленной задачи, используя тренажер как
основной инструмент для отработки и проверки языковых навыков.
Второй вариант (Ролевая игра и коммуникативная практика с
тренажером): Провести обсуждение после того, как вы завершили историю
и решили поставленную вами цель.
Ученики предлагают свои варианты, как можно было миньону найти
девочек, и разыгрывают их в виде диалогов с виртуальными персонажами
тренажера.
Тренажер может имитировать прохожих, задавая уточняющие вопросы
(например, “Is she tall or short?”, “What color is her hair?”), на которые ученики
должны отвечать, тренируя спонтанную речь и аудирование.
Ученики могут записывать свои голосовые ответы в тренажер, который
затем анализирует произношение и грамматику, предоставляя мгновенную
обратную связь.
Тренажер может предложить сценарии, где ученикам нужно описать
другого пропавшего миньона, используя уже отработанную лексику и
грамматику, с различными уровнями сложности.
Исходя из вышесказанного, сторителлинг – это не просто пассивное
слушание, а метод, который при грамотной интеграции с интерактивными
тренажерами
способствует
формированию и
совершенствованию
коммуникативных навыков, накоплению активного словарного запаса и
5
умению применять его, повышая при этом мотивацию за счет геймификации
и немедленной обратной связи.
Список литературы.
1.
Савицкая А.Н. Технология Storytelling как средство формирова-
ния коммуникативных навыков на уроках английского языка // Актуальные
проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков в свете
современных тенденций. Материалы VI Международной научной конферен-
ции. Таганрог, 2023. С. 193-196.
2.
Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга
в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России.
2017. № 6. С. 38–44.
3.
Багрецова Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку:
ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 25–
38
6