Напоминание

Использование элементов литотерапии в коррекционной работе учителя - логопеда с детьми с ТНР


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г. Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Наименование материала: Статья
Тема: Использование элементов литотерапии в коррекционной работе учителя - логопеда с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Статья на тему

«Использование элементов литотерапии в

коррекционной работе учителя- логопеда с детьми с ТНР»

Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.

«Использование элементов литотерапии в коррекционной работе

учителя- логопеда с детьми с ОВЗ»

Современные технологии становятся эффективным средством коррекции

речевых нарушений в составе комплексной логопедической работы. Новые

методы и приемы помогают поддерживать интерес детей к занятиям, помогают

сделать занятия более разнообразными и комплексными, что в конечном итоге

содействует правильному речевому развитию и преодолению речевых проблем.

В своей логопедической практике я использую как традиционные, так и

инновационные методов коррекции речевых процессов у детей с ОНР. Одним из

таких методов является литотерапия.

Литотерапия –воздействие на организм человека с помощью натуральных камней.

Дошкольники очень часто любят играть с предметами заместителями,

большинством из которых являются природные материалы. Согласитесь, отдыхая

на морском побережье, мы всегда наблюдаем, как дети с большим интересом

перебирают морские камешки, рассматривают их, складывают из них различные

постройки и т.д. Да и мы взрослые тоже не прочь подержать камешки в руках,

ощутить их тепло или прохладу, полюбоваться причудливой формой или окрасом.

Ощущения при этом всегда приятные и позитивные. Элементы литотерапии с

успехом можно применять в коррекционной педагогике.

Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать

новыми умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому

любые забавы, связанные с тактильной чувствительностью, массажными

движениями помогают тренировать мышление, воображение, память.

Параллельно развивается пространственная ориентация, концентрация

внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.

Использование элементов литотерапии на логопедических занятиях поможет

внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики,

сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.

Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях:

перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание

дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;

в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке,

закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых

камешков, спрятанных в песке логопедом);

массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по

ладони, по руке, массирование пальцев камешками);

пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;

логопедические игры с использованием камней.

Я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию литотерапии в

работе с детьми с речевой патологией .

Игра «Веселые камешки»

Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие

мелкой моторики

Оборудование:

натуральные

камни

разного

размера

с

наклеенными

(нарисованными) картинками с изображением различных предметов.

Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них

нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых

есть заданный звук.

У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить

ребенку придумать историю про эти предметы и т.п.

Игра «Цветная мозаика»

Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация и дифференциация

звуков, умение определять их характеристики.

Описание: 1 вариант. Педагог называет слово, а ребенок выкладывает это схему

слова из камней, каждый звук обозначается определенным цветом камня (синий –

твердый согласный звук, красный –гласный звук, зеленый- мягкий согласный

звук). Ребенок, выложив схему слова, определяет первый последовательность

звук в слове и дает им характеристики.

Игра «Звуковые дорожки»

Цель: автоматизация отрабатываемого звука в слогах, развитие кинестетического

праксиса, формирование слоговой структуры слова.

Описание: 1 вариант. Педагог выкладывает дорожку из камней и предлагает

ребенку пальчиками «пройти» по данной дорожке, проговаривая слоги, четко

произнося отрабатываемый звук. Затем ребенок самостоятельно выкладывает

дорожки, проговаривая слоги и слова, чётко произносит отрабатываемый звук.

Например, са-са-са –оса, ос-ос-ос –насос, сы-сы-сы –у осы усы.

Игра «Подбери слова-признаки»

Цель: развитие умения подбирать к словам (существительным) признаки

(прилагательные), умение согласовывать прилагательные с существительными в

роде, развивать способность к соотнесению цвета и предмета, расширять

словарный запас.

Описание: 1 вариант. Ребенок достает камешек любого цвета из мешочка и

соотносит цвет с предметом. Затем достает камни другого цвета, называя

признаки к этому предмету. Например, ребенок достает зелёный камешек,

вспоминает что может быть зеленым цветом, произнося слово огурец. Затем

педагог спрашивает какой огурец? Зеленый огурец. Достает из мешочка камешки

другого цвета. Какой еще огурец? Гладкий огурец, овальный огурец, вкусный

огурец, сочный огурец, полезный огурец.

2 вариант. Ребенок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с

предметом. Например, достает красный камешек –красный помидор, красная

клубника, красное яблоко, красная божья коровка, красный перец, красный флаг,

красное платье.

Игра «Поможем Машеньке»

Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Описание: Педагог предлагает помочь Машеньке выбраться из леса, построив

дорожку из камней. Педагог достает большие камни и называет слова. Ребенок

достает маленькие камешки образовывает эти слова в слова с уменьшительно-

ласкательным суффиксом –ик, -ек. Например, педагог называет дерево, ребенок –

деревце; педагог –трава, ребенок –травка, лес - лесочек и т.д.

Игра «Муха в клетке»

В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого

ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение - даётся многоступенчатая

инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный

квадрат.

Игра «Поющие камешки»

Таким образом, разработанные мною игры с использованием литотерапии в

работе с детьми с речевой патологией помогли в решении коррекционных задач.

Используя в работе различные камни, кинетический песок, наблюдается

положительная динамика в развитии самостоятельной речевой активности

ребенка, зрительного и фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти,

тактильного восприятия, связной речи, а также творческих способностей детей,

которую отслеживаю при проведении диагностики. У детей повышается

эмоциональный фон и возрастает интерес к логопедическим занятиям;

Это еще раз доказывает, что литотерапия действительно является уникальным

средством в развитии детей с речевой патологией.



В раздел образования