Авторы: Кекиш Людмила Николаевна, Синкевич Светлана Давидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№43"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Конспект
Тема: Кукла Маша у нас в гостях
Раздел: дошкольное образование
Младшая группа (3-4 года)
Конспект занятия по математике (начало учебного года)
Кукла
Маша у нас в гостях
Цель. Упражнять детей в умении различать предметы по форме.
Программное содержание
Образовательные задачи.
1. Упражнять детей в умении различать и называть кубик, кирпичик, шар.
2. Совершенствовать умение детей обследовать форму этих фигур,
используя зрение и осязание.
3. Закреплять умение различать количество предметов (один-много).
Развивающие задачи.
1. Развивать умение детей анализировать, сравнивать, классифицировать
геометрические тела по форме, обобщать.
2. Развивать внимание.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать желание помогать персонажу.
2. Воспитывать интерес к математической деятельности.
Словарная работа: «шар», «кирпичик», «кубик», «один кубик – много
шаров» «катится, не катится»
Материал.
Демонстрационный материал:
кукла , почтовая коробка с объёмными
геометрическими телами (кубом, шаром и кирпичиком), горка, 3 обруча.
Раздаточный материал: объёмные геометрические тела: кирпичик, кубик,
шар, матрёшка.
План проведения.
(Дети сидят полукругом на ковре. Раздается стук в дверь).
– Кто это к нам стучится? Сейчас я посмотрю. Кукла Маша к нам пришла!
Здравствуй, Маша! Ребята, поздоровайтесь с куклой Машей.
– Здравствуй!
(Воспитатель сажает куклу около себя).
– Ребята, хотите узнать, зачем кукла Маша пришла к нам в гости?
Кукла Таня. Мы с подружками хотели поиграть в игру, которая называется
«Прокати мячик», но мячика у нас нет, но у меня в коробке есть другие предметы.
Чем же нам можно поиграть в эту игру? Вы мне поможете понять?
– Ребята, поможем Маше? Посмотрим, что у неё есть в коробке?
– Посмотрите, что это?
– Кубик!
– Да, ребята, это кубик.
Как вы думаете
,
можно Маше предложить
прокатить кубик? Почему? Покажите Маше уголки кубика, которые будут мешать
ему катиться по горке. Скажите Тане: «Кубик не катится».
– Дети, Маша не верит, что кубик не катится. Она хочет проверить.
– Давайте проверим, можно ли поиграть в игру «Прокати мяч» с помощью
кубика. Поставьте его на нашу горку. Катится?
– А почему не катится?
– Потому что ему уголки мешают!
– Ребята, посмотрите, кукла Маша расстроилась! Не расстраивайся, Маша,
давай посмотрим, что ещё есть у тебя в коробке! А кубик, который не годится для
твоей игры, мы отложим в сторону. Он может пригодится тебе для другой игры.
– Ребята, посмотрите, что это?
– Кирпичик.
– Правильно, это кирпичик! Как вы думаете
,
можно Маше предложить
прокатить кирпичик? Почему? Покажите Маше уголки кирпичика, которые тоже
будут мешать ему катиться по горке. Скажите Маше: «Кирпичик не катится».
Дети, похож кирпичик на кубик? Чем он похож на кубик?
– У кирпичика тоже есть углы. Он тоже не катится.
– Кирпичик длинный. Покажи пальчиком Маше, какой длинный кирпичик.
Проведи пальчиком от уголка до уголка.
– Дети, Маша опять не верит тому, что кирпичик не катится. Она снова
хочет проверить.
– Давайте проверим, покатится ли кирпичик с горки! Поставьте его на
горку. Катится?
– Не катится!
– Скажите Маше, почему кирпичик не катится?
– Ему, как и кубику, мешают уголки!
–Машенька, не плачь! У тебя в коробке же ещё что-то осталось! А
кирпичик, который не годится для этой игры, мы тоже отложим в сторону. Он
тоже может пригодится тебе для другой игры.
– Ребята, а это что?
– Шар.
– Ребята, давайте вместе с Машей рассмотрим шар. Какой он по форме?
– Круглый.
– Да, если мы с вами поставим пальчик — вот сюда, он плавно будет
двигаться по краям шарам. Видите, откуда мой палец начал свой путь, туда и
вернулся. Ничего не мешает нашему пальцу двигаться. Попробуйте провести по
краям шарика пальчиком. Откуда ушёл ваш пальчик, туда и вернулся опять. Нет
у шарика уголков. – Как вы думаете
,
можно Маше предложить прокатить шарик?
Почему? Давайте проверим. Поставьте его на горку. Покатился?
– Вот мы с вами и нашли то, что поможет кукле Маше и её подружкам
поиграть в игру «Прокати мячик». Только вместо мячика они могут взять шар.
– Ребята, кукла Маша обрадовалась, говорит, что поняла, почему одни
предметы катятся, а другие нет. – А теперь давайте куклу Машу научим играть в
нашу игру, которая называется «Помоги найти каждому свой дом». Посмотрите,
здесь лежат обручи – это и есть домики у фигур. В каждом домике кто-то живёт.
В этом обруче будут жить шары. Эмиля, принеси Доменике шар в этот домик?
Сколько шаров принесла миля?
– Один.
– А в этом домике будут жить кубики? Дамир, принеси Маше кубик.
– Дети, что принёс Дамир?
– Кубик.
– Сколько кубиков принёс Дамир?
– Один кубик.
– А в этом обруче чей дом? Какая фигура у Маши без домика осталась?
– Кирпичик.
– Валечка, принеси Маше кирпичик в этот домик.
– Дети, сколько кирпичиков стало в этом домике?
– Один кирпичик.
– В каждом домике живёт по одной фигуре. Им скучно… У нас ведь в
группе тоже есть такие фигуры. Вот они. Каждый возьмите по одной фигуре и
помогите им найти свой домик.
(В процессе игры воспитатель задаёт вопросы: «Какую фигуру ты взял? В
какой домик поселишь кирпичик? Почему? Сколько кубиков ты взял? И т.п.)
– Сейчас мы с куклой Машей проверим, правильно ли фигуры нашли свои
домики? В этом домике кто живёт? Сколько шаров в этом домике?
– Много.
– А в этом домике кто живёт? Сколько? И т.п.
– Каждый принёс в домики по одной фигуре, а в домиках стало много
фигур. Весело им стало жить в домиках!
– Ребята, кукла Маша говорит вам «спасибо» за то, что научили её играть в
новую игру, за то, что помогли выбрать шар, который можно катать. Ей пора уже
к своим друзьям. Давайте поможем ей сложить в коробку свои фигуры.
Подождите, дети, Таня мне ещё что-то хочет сказать.
(Воспитатель подносит куклу к своим ушам).
– Таня мне сказала, что она хочет забирать только шар, а кубики и
кирпичики ей не нужны. «С ними даже нельзя поиграть», – говорит Маша.
– Дети, скажите Тане, можно ли кубиками и кирпичиками играть?
– Конечно, можно. Кубики и кирпичики очень полезные фигуры. Из них
можно строить, потому что они не катятся, устойчиво, крепко стоят. Вот
посмотри, Таня, пошёл кирпичик в гости к кубикам, встал рядом с кубиком, и
получился стульчик. Стульчик устойчивый, крепкий, на нём может посидеть
матрёшка… Ещё один кирпичик пришёл в гости к кубику, и вместе с кубиком
решили сделать столик. Вот так. На столик можно чашечку поставить, угостить
матрёшку чаем. Поэтому, Танечка, возьми все свои фигуры обратно и покажи
своим подружкам, как можно играть кубиками и кирпичиками, а шарик покатаете
с горки. Давайте поможем Тане обратно сложить её фигуры в коробочку. Я буду
класть предметы, а вы все говорите Тане, что я кладу, чтобы она запомнила их
названия.
(Таня забирает свою коробку со всеми фигурами и говорит о том, что
всему тому, что научили его дети, научит и своих подружек).
– Теперь пора попрощаться с куклой Машей. Подружки, наверно, её
заждались!
– До свидания, кукла Маша! Спасибо тебе за то, что такую интересную игру
нам предложила. Приходи к нам ещё раз.
– Дети, а мы с вами тоже поиграем. Вот горка. Какую фигуру можно катать
с горки? Кто-то шар будет катать, кто-то для матрёшек стульчик, столик, кроватку
или скамейку будет строить. Ваши матрёшки очень хотят с вами поиграть.
(Дети продолжают играть. В этот момент проводится рефлексия: «Кто
к нам сегодня приходил в гости?», «Что мы делали?», «Чему научили Таню?»,
«Понравилось вам учить куклу Таню?»)
– Молодцы, дети, и мне очень было приятно, что вы такие добрые,
отзывчивые ребята, пришли на помощь кукле Тане, рассказали ей о том, что шар
катиться, а куб и кирпичик не катятся, но из них можно строить разные предметы,
потому что они устойчивые. А ты что построил?...
(Продолжается игровая
деятельность детей)