Автор: Денисенко Сергей Владимирович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ-6
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ ПО ФУТБОЛУ
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНЫХ
СЕКЦИЯХ ПО ФУТБОЛУ
Денисенко С. В.
тренер-преподаватель
МБУДО СШ-6 г. Белгород
В статье рассматриваются особенности отбора детей для занятий в
спортивных секциях по футболу. Раскрываются главные аспекты и критерии,
на которые должен обратить внимание тренер при отборе детей для занятий
футболом. Этот вопрос многогранен и охватывает такие важные моменты,
как свойства нервной системы и темперамента детей, их физиологические
особенности и физические качества, которые необходимы для занятий
футболом.
Ключевые слова: футбол, физические качества, свойства нервной системы,
свойства темперамента, отбор перспективных юных спортсменов.
Задача тренера – найти необходимый арсенал средств и методов, которые
помогут при отборе начинающих спортсменов. Современный спорт высших
достижений требует высокой квалификации от тренеров, способных владеть
объективными критериями для отбора талантливых детей для занятий
футболом.
Футбол – это командная спортивная игра, смысл которой заключается в том,
чтобы одна команда забила как можно больше мячей в ворота соперника,
имеет четкие строго регламентированные правила, которые публикуются в
ФИФА.
В подготовке футболистов, как и в других видах спорта, применяются
специализированные современные методики для развития физических
качеств, усвоения и совершенствования технико-тактической подготовки,
наработка соревновательной практики. Совместно со спортивным врачом
осуществляется
контроль
здоровья
спортсменов,
тщательный
подбор
тренировочных нагрузок.
В
любом
виде
спорта
существуют
понятия
«спортивный
отбор»
и
«спортивная ориентация», сформулированные профессором В.П. Филиным.
Суть спортивный отбора с помощью педагогических, медико-биологических
и психологических методов – определить способности, которыми обладает
юный спортсмен. Дело в том, что у каждого человека есть индивидуальные
особенности и способности, подходящие для определенного вида спорта. По
мнению тренеров с различным опытом работы, отбор следует проводить,
учитывая следующие критерии:
- начинать систематические занятия с мальчиками 6-7 лет, учитывая
особенности растущего организма и его возможности;
-
природные
данные
ребёнка
и
его
здоровье,
наследственная
предрасположенность;
- физические качества ребёнка, (скоростные способности, координация
движений, силовая подготовка, гибкость, скоростно-силовая подготовка и
общая выносливость).
На начальном этапе подготовки тренерам необходимо уделять особое
внимание
именно
физической
подготовке
футболистов.
Перечислим
основные физические качества, которыми должен обладать футболист:
- общая и специальная выносливость – способность длительно сохранять
работоспособность, выполняя тот или иной вид деятельности;
- координационные способности – способность владеть своим телом в
изменяющихся условиях;
-
скоростные
способности
–
скорость
во
время
передвижений
для
футболистов чрезвычайно важна, так как от нее зависит успех на
соревнованиях;
- скоростно-силовая подготовка – способность выполнять максимально
быстро и мощно двигательные действия;
- ловкость – это совокупность всех физических качеств, способность
маневрировать во время игры.
Спорт – это большой и кропотливый труд, поэтому тренер оценивает,
насколько ребенок трудолюбив, так как это одно из основных качеств
спортсменов
наряду
с
целеустремленностью.
Врожденная
быстрая
сообразительность спортсменов помогает в формировании эффективного
тактического мышления.
Для достижения высоких спортивных результатов тренер ставит множество
задач: мотивация спортсменов, воспитание в них чувства коллективизма и
уважения друг к другу, подбор индивидуальных средств подготовки для
каждого спортсмена.
Во время игры в футбол идет большая нагрузка на нервную систему. При
отборе детей для занятий футболом следует обратить особое внимание на
свойства нервной системы. Индивидуальные особенности и свойства
нервной системы спортсмена обусловлены наследственностью, поэтому при
отборе
детей
для
занятий
футболом
тренер
учитывает
следующие
показатели:
1. Силу нервной системы, которая обусловлена способностью нервной
системы длительное время выдерживать высокие нагрузки.
2. Адекватное соответствие процессов возбуждения и торможения.
3. Быстрая смена процессов возбуждения и торможения говорит о
подвижности нервных процессов, что чрезвычайно важно в таких видах
спорта, как футбол, где нужна быстрая и точная реакция.
По мнению академика И.П. Павлова, пропорциональное сочетание силы,
уравновешенности,
подвижности
нервных
процессов
зависит
от
индивидуальных
особенностей
условно-рефлекторной
деятельности
и
темперамента человека.
В.Д. Небылицын обозначил три ведущие составные части темперамента:
общую активность индивида, моторику, эмоциональность.
Каждая из них, в свою очередь, обладает сложным строением и разными
формами психологических проявлений.
Двигательный, или моторный, компонент темперамента – группа качеств,
ведущую роль в которой играют связанные с функцией двигательного
аппарата признаки. Это быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд
других признаков мышечного движения.
Эмоциональность – основными показателями служат впечатлительность,
импульсивность и эмоциональная стабильность.
Активность
волевой
целенаправленной
деятельности,
способствующей
индивидууму добиваться поставленных целей, несмотря на препятствия и
трудности.
Реактивность,
или
импульсивность,
определяется
быстротой
реакции
человека на внезапные внешние раздражители: резкий и неожиданный звук,
критическое замечание, обидное слово, угроза.
Оптимальное
соотношение
активности
и
реактивности
говорит
об
устойчивости нервной системы человека. Для спорта это очень важно, так
как он связан с соревновательной деятельностью, где нужна максимальная
мобилизация энергетических и психических ресурсов спортсмена. Часто
прекрасно владеющий всеми технико-тактическими действиями футболист
не
может
справиться
с
волнением
и
делает
тактические
ошибки.
Эффективность тренировок зависит от факторов среды обитания, в которой
находится спортсмен. Тренер должен интересоваться условиями проживания
своего
спортсмена,
следить
за
соблюдением
его
режима
дня,
сбалансированностью питания. Микроклимат в семье и на тренировочных
занятиях – это эмоциональный компонент, играющий большую роль в
становлении спортсмена как личности.
Большое значение в подготовке футболиста имеет высокий уровень общей и
специальной выносливости, скорости, координации движений, ловкости. Для
эффективного развития этих качеств требуется длительное время, поэтому в
секции по футболу следует отбирать детей, имеющих хорошие задатки
данных физических качеств.
Футбол – это вид спорта, который всегда интересовал и интересует людей
всей планеты. В связи, с чем практически каждый ребенок стремится
подражать известным футболистам и добиться таких же успехов в спорте,
как и они. Это прекрасная возможность привлечь как можно больше
молодежи для занятий спортом.
Таким образом, в каждой спортивной школе должны быть группы с
различной
направленностью:
подготовительные
группы,
куда
могут
набираться все желающие дети, имеющие допуск врача; группы начальной
подготовки – для обучения детей, имеющих 88 определенные задатки,
необходимые футболисту; группы тренировочной направленности – для
спортсменов, имеющих опыт начальной спортивной подготовки по футболу,
и
группы
спортивного
совершенствования
и
высшего
спортивного
мастерства для дальнейшего совершенствования спортивной подготовки по
футболу.
Спортивные школы по футболу должны быть оснащены современной
спортивной
базой
для
тренировок,
восстановительными
центрами,
медицинскими центрами. Для спортсменов начальной подготовки должны
проводиться 2 раза в год спортивно-оздоровительные сборы, для более
квалифицированных
спортсменов,
помимо
спортивно-оздоровительных
сборов, 2 раза в год проводить сборы по подготовке к всероссийским и
международным соревнованиям по футболу среди юниоров и молодежи.
Список литературы:
1. Ахатов А.М., Кузнецов А.С. Основные направления отбора и ориентации,
используемые в детско-юношеском спорте. Методическое пособие. –
Набережные Челны, 2010. – 25 с.
2. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.:
Физическая культура, 2014. – 236 с.
3. Проблемы физиологии спорта: монография / под ред. Б.С. Гиппенрейтер. –
М.: Физкультура и спорт, 2014. – 232 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – С. 26-
56.
5. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.:
Физкультура и спорт, 2013. – 232 с.
6. Черненок Р.И., Гуськов В.М. Влияние спорта на развитие личности //
Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2016. – №4 (16). – С. 182-185.