Автор: Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Польза чтения для развития детей
Раздел: дошкольное образование
Володина Людмила Викторовна
Польза чтения для развития детей
Дети
имеют
огромную
потребность,
чтобы
родители
читали
им
вслух.
Для
благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок
сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у
мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с
родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное
чтение дает такую возможность.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять
представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование
его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда
систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру
произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка
развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять
предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у
ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став
взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает
фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции
чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от
него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку,
когда он просит послушать, как он сам читает.
Аспекты развития ребенка затрагивающие в процессе совместного чтения:
- Удовлетворение потребности в безопасности
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к
нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и
безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты
имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
- Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые
для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется
представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как
им уделяют внимание такие важные люди – родители).
- Формирование ценностей
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг
совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с
миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои
книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие,
долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
- Реагирование значимых переживаний
Книга – это и средство реагирования (разрядки) переживаний, болезненных или
пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной
ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает
страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих
собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз
перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной
ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в
реальности.
- Обучение новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как
добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных
жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется
также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было
близко,
напугало,
позабавило.
Родители
могут
помочь
ребенку
увидеть
аналогии
прочитанного с его собственной жизнью.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует
гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно
рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия
и семейной дисгармонии.
Как правильно читать детям.
Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают.
В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб
ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет
потом через всю
жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен
и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты
спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте
уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им
можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он
постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно будет
поделать упражнения для развития внимания.
Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с
выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи). Дети в
этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и
просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет
хорошо развить память, риторику.