Напоминание

Польза чтения для развития детей


Автор: Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Польза чтения для развития детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Володина Людмила Викторовна

Польза чтения для развития детей

Дети

имеют

огромную

потребность,

чтобы

родители

читали

им

вслух.

Для

благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок

сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у

мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с

родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное

чтение дает такую возможность.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять

представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование

его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда

систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру

произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка

развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять

предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у

ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став

взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает

фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции

чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от

него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку,

когда он просит послушать, как он сам читает.

Аспекты развития ребенка затрагивающие в процессе совместного чтения:

- Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к

нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и

безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты

имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

- Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые

для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется

представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как

им уделяют внимание такие важные люди – родители).

- Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг

совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с

миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои

книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие,

долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

- Реагирование значимых переживаний

Книга – это и средство реагирования (разрядки) переживаний, болезненных или

пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной

ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает

страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих

собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз

перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной

ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в

реальности.

- Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как

добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных

жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется

также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было

близко,

напугало,

позабавило.

Родители

могут

помочь

ребенку

увидеть

аналогии

прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует

гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно

рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия

и семейной дисгармонии.

Как правильно читать детям.

Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают.

В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб

ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет

потом через всю

жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен

и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты

спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте

уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им

можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он

постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно будет

поделать упражнения для развития внимания.

Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с

выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи). Дети в

этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и

просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет

хорошо развить память, риторику.



В раздел образования