Напоминание

"Логоритмика как эффективное средство коррекции речи у дошкольников"


Автор: Семенец Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Колобок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: практический опыт
Тема: "Логоритмика как эффективное средство коррекции речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Логоритмика как эффективное средство коррекции речи у дошкольников"

Логоритмика – это сочетание пения, движения и речи. Следовательно, именно такая

взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение, звуковосприятие и развитие

двигательной сферы.

Задачи:

развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма,

певческого диапазона голоса;

развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций

движений;

развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

развитие

речевой

моторики

для

формирования

артикуляционной

базы

звуков,

физиологического и фонационного дыхания;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах

и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его

музыкальным образом;

формирование навыка релаксации.

воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения

определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.

Логоритмика для детей необходима для формирования правильной и четкой речи.

Большинство детей долго обучаются произносить звуки, нечетко произносят слова. Если

малышу не подобрать правильные коррекционные упражнения, которые он будет делать не под

принуждением, а с удовольствием, то возникнут проблемы:

-

нечеткая речь;

-

замкнутость (ребенок стесняется того, что он не четко выговаривает слова, а если его не

понимают или смеются над ним, он может перестать общаться);

-

сформируются комплексы мешающие социализации и развитию коммуникативных

навыков.

Ходьба и маршировка

Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным.

Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений,

закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое

внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.

Используются различные варианты данных упражнений:

Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке

они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по

кругу.

Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети

передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

Проведение

этих

упражнений

позволяет

сформировать

правильное

дыхание,

которое

необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его

основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным.

Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а

также улучшить звукопроизношение.

Используются следующие упражнения:

«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо

менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите

ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки.

Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать

«бурю в стакане».

«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на

стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до

другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.

«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку,

после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным

и высоким голосом.

«Замри». Дети бегают под музыку, а как только она прекращается они должны остановится в

определенном образе. Ее указывает ведущий, или ребенок сам придумывает, но затем

изображает в чей позе он застыл, а другие дети угадывают.

«Зеркало». Рисуют схематическое изображение движений (прыжок, кружение). По этой схеме

ребенок должен двигаться. Подбирают музыку быструю или среднего темпа.

«Садовник». Рассказывают стих «Мы вчера в саду гуляли …), показывая руками что именно

делали. Придерживаются темпа. Стих рассказывают выразительно.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп

мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации

движений у ребенка.

Используются различные виды упражнений:

«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль

туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча

ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После

окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.

«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус

поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются

колени, падает корпус и голова.

Такие занятия способствуют гармоничному формированию ребенка. Развивают:

-

артикуляцию;

-

координацию движений;

-

психологические процессы (память, внимание, воображение);

-

способность ориентироваться в пространстве;

-

моторику, в том числе и мелкую;

-

чувство ритма.

Занятия улучшают психоэмоциональный фон, способствуют укреплению навыков общения.

Помогают избавится от комплексов, особенно возникших из-за дефектов речи.



В раздел образования