Автор: Семенец Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Колобок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: практический опыт
Тема: "Логоритмика как эффективное средство коррекции речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
"Логоритмика как эффективное средство коррекции речи у дошкольников"
Логоритмика – это сочетание пения, движения и речи. Следовательно, именно такая
взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение, звуковосприятие и развитие
двигательной сферы.
Задачи:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма,
певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций
движений;
развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие
речевой
моторики
для
формирования
артикуляционной
базы
звуков,
физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах
и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его
музыкальным образом;
формирование навыка релаксации.
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения
определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
Логоритмика для детей необходима для формирования правильной и четкой речи.
Большинство детей долго обучаются произносить звуки, нечетко произносят слова. Если
малышу не подобрать правильные коррекционные упражнения, которые он будет делать не под
принуждением, а с удовольствием, то возникнут проблемы:
-
нечеткая речь;
-
замкнутость (ребенок стесняется того, что он не четко выговаривает слова, а если его не
понимают или смеются над ним, он может перестать общаться);
-
сформируются комплексы мешающие социализации и развитию коммуникативных
навыков.
Ходьба и маршировка
Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным.
Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений,
закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое
внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.
Используются различные варианты данных упражнений:
Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке
они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по
кругу.
Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети
передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции
Проведение
этих
упражнений
позволяет
сформировать
правильное
дыхание,
которое
необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его
основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным.
Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а
также улучшить звукопроизношение.
Используются следующие упражнения:
«Буря в стакане». Ребенку следует периодически предлагать пить сок из трубочки. Необходимо
менять диаметр трубочек, начиная с более толстых, постепенно переходя на тонкие. Скажите
ему, что можно не только пить таким образом сок, но и выдыхать струю воздуха из трубочки.
Продемонстрируйте это сами с помощью стакана воды и предложите ему самому сделать
«бурю в стакане».
«Кораблик». Для упражнения понадобится бумажный кораблик, который нужно положить на
стол с гладкой поверхностью. Сначала сами дуйте на этот кораблик, чтобы он «доплыл» до
другого края стола, после чего предложите ребенку повторить за вами.
«Три медведя» (упражнение для детей с 3 лет). Сначала нужно прочитать ребенку эту сказку,
после чего вместе с ним попытайтесь изобразить голоса всех трех медведей: низким, обычным
и высоким голосом.
«Замри». Дети бегают под музыку, а как только она прекращается они должны остановится в
определенном образе. Ее указывает ведущий, или ребенок сам придумывает, но затем
изображает в чей позе он застыл, а другие дети угадывают.
«Зеркало». Рисуют схематическое изображение движений (прыжок, кружение). По этой схеме
ребенок должен двигаться. Подбирают музыку быструю или среднего темпа.
«Садовник». Рассказывают стих «Мы вчера в саду гуляли …), показывая руками что именно
делали. Придерживаются темпа. Стих рассказывают выразительно.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп
мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации
движений у ребенка.
Используются различные виды упражнений:
«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль
туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча
ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После
окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.
«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус
поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются
колени, падает корпус и голова.
Такие занятия способствуют гармоничному формированию ребенка. Развивают:
-
артикуляцию;
-
координацию движений;
-
психологические процессы (память, внимание, воображение);
-
способность ориентироваться в пространстве;
-
моторику, в том числе и мелкую;
-
чувство ритма.
Занятия улучшают психоэмоциональный фон, способствуют укреплению навыков общения.
Помогают избавится от комплексов, особенно возникших из-за дефектов речи.