Автор: Абашина Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №57
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Оценка за поведение
Тема: Поведение в современной школе
Раздел: среднее образование
1
Абашина О.В., учитель математики, школа № 57 города Новосибирска
Статья: «Оценка за поведение» (Тема: «Поведение в современной школе»)
Ноябрь 2025 года
1 ВЕК образования – 100-летие школьного обучения
2 Тема поведения в современной школе
3 Наша школа
*3.1* Гармонично развитый человек
4 Возраст учеников, являющихся предметом «пристального» контроля
5 Урочное и внеурочное поведение. «Свод» правил поведения
*5.1* Про домашние задания
6 Оценка за поведение и отчетность
7 Участники оценивания поведения
*7.1*Общественный контроль
8 Последствия «неуда»
9 Значение проводимой работы
Заключение
Эпилог
1
2025 текущий год. Вот уже ровно 100 лет как в нашей стране все дети, начиная
с 7 лет, идут в школу.
Именно
100
лет
назад, 31.08.2025
(в
РСФСР)
был принят
первый декрет,
который ввел всеобщее начальное обучение.
Одной
из
национальных
целей в
«молодой»
стране
была поставлена
цель
повсеместного введения начального обучения к 1933/1934 учебному году.
Когда мне исполнилось 7 лет, я тоже пошла в школу. (Более того, уже будучи
воспитанниками
детского
сада,
нас
готовили
к
тому,
что
мы
пойдем
в
школу,
целенаправленно готовили). Окончила школу в неполных 17 лет.
С 7 до 17 лет – период моего «сознательного» детства – период взросления и
становления
самостоятельности
(этап
постоянного
регулярного
непрерывного
хождения
в
школу):
привыкание
к
наличию
обязанностей,
к
необходимости
выполнения однотипных действий, к распределению видов деятельности по времени
и объему, к режиму.
Ведь человек – это «режимный» объект: сначала режим нужно внедрять в
жизнь
каждого
конкретного
человека,
потом
фиксировать,
привыкать
через
постоянство, укреплять. Последовательное соблюдение всех шагов, приводящих к
формированию у школьника режима, – это основа его дисциплины, как учебной (а
впоследствии трудовой), так и поведенческой.
2
Пока я была «маленькой» (неповзрослевшей, полностью не самостоятельной),
все свое сознательное детство я тоже ходила в школу.
И с высоты прожитых лет честно заявляю.
Это здорово – просто ходить в школу!
Какое значение для ребенка имеет «простое» хождение в школу? Неоценимое.
Бесценное. Сама по себе деятельность под названием «школа» – это общественное
благо. Даже не могу себе представить мою степень подготовки к настоящей жизни
без факта хождения в школу.
Всем детям желаю иметь возможность «просто» ходить в школу и ходить в нее
ежедневно, постоянно, регулярно.
2
Поведение в школе – не праздная тема.
Ее изучение обусловлено практической ценностью этой работы.
Обсуждение
данного
вопроса
обосновывается
целью
системы
образования
(сети образовательных учреждений). Качество образования.
В течение 2024/2025 учебного года помимо обучения на уроках математики (в
5-м
и
6-м
классах)
мною
проводилась
работа
по
корректированию
поведения
учеников.
Как результат работы, к началу 4-й четверти (периоду подготовки и проведения
промежуточной аттестации, ВПР) мною была сделана выборка данных, содержащая
информацию о поведении учащихся на уроках в течение 2-х недель в начале апреля
(непосредственно перед проведением ВПР).
Выборка
была
сделана
с
целью
зафиксировать
факторы,
препятствующие
учебному
процессу,
т.е.
объективно
мешающие
освоению
школьной
программы
всеми учениками классов (а, значит, и ее усвоению, выражающемуся в результатах
написания ВПР).
Зафиксированные факты легли в основу масштабной социальной работы с
учащимися и их семьями.
Кроме того, обладая педагогическим стажем в один год, и в настоящее время
заимствую
опыт
и
навыки
«старших»
товарищей.
Каждый
раз,
разговаривая
с
педагогическим персоналом, я наполняюсь новыми мыслями о школьном процессе.
(Попав
в
среду
педагогических
работников
(среду
постоянного
самообразования и повышения
квалификации), увидела «скопище» образованных
3
умных
людей,
не
просто
с
огромным
как
профессиональным,
так
и
житейским
багажом, но и умеющих его одновременно «нести» и комбинировать – рационально
применять
в
конкретных
ситуациях.
Состояние
нахождения
рядом
с
ребенком
квалифицированных педагогов, которое в будущем во взрослом состоянии может и не
повториться. В этом и заключается БЛАГО школы – общественное благо.)
Вся получаемая информация мною «перерабатывается» и дает материал для
размышлений
на
тему
осознания
основной
проблемы
современной
школы
–
«молодые специалисты не идут в школу» (и понимания причин этой проблемы).
Причина не только в денежном обеспечении. Глубокая суть заключается и в
«несправляемости» молодых педагогов со школьниками (там, где «несправляемость»,
там
ненадлежащее
выполнение
обязанностей,
значит,
и
случаи
наступления
ответственности,
значит,
и
поиск
«ответственных»
лиц).
Молодые
педагоги
не
подготовлены «нести» ответственность.
Проблема
не
является
теоретической.
Она
«громко»
заявляет
о
себе
на
практике как опытных, так и вновь прибывших в школу учителей. Каждый день.
Как правило, молодые педагоги – люди, не обладающие личным родительским
(воспитательским) опытом подростков – учеников 5-9 классов. Некоторые из них
являются родителями маленьких детей, которые станут подростками только через 5-
10 лет. Возрастной авторитет среди школьников отсутствует. Многие школьники
воспринимают их как старших «товарищей».
Обладая педагогическим стажем в один год,
набралась смелости написать
статью. (Ощущая себя состоявшимся человеком (по возрасту, по полу, по занятости,
принесшей
результаты
труда),
–
индивидуально,
социально,
профессионально.
Осознавая ценность самого факта, что в твоей жизни есть люди, чьим успехам ты
радуешься (дети, внуки, опекаемые), у которых путь к точке их «взлета» или пика
развития еще в движении, когда они только начинают свой жизненный маршрут. Из
желания их поддержать, придать мотивацию их занятости, наставить и помочь при
необходимости.)
3
Школа – это пространство (время и место) деятельности взрослых по обучению
и воспитанию детей.
В нашей школе каждую неделю проводятся педагогические советы. Директор
школы,
завучи
начальной
школой,
учебной
работой,
воспитательной
работой,
4
классные
руководители,
социальный
педагог,
педагог-психолог,
педагоги-
специалисты, педагоги (учителя по предметам) – все эти должностные ответственные
лица «в курсе» каждой школьной ситуации.
Регулярность
мероприятий
придает
проводимой
воспитательной
работе
не
эпизодический, а планомерный характер.
Обстановка, исключающая информационный «вакуум», помогает осуществлять
контроль:
своевременно
выявлять
ситуации,
их
прогнозировать
(в
случае
необходимости предотвращать), параллельно проводить профилактическую работу.
С 3-й четверти 2024/2025 учебного года (момента переезда в новое здание
после
6
лет
ожидания)
в
школе
возобновлены
традиции
дежурства
по
школе
(учителей и целых классов, закрепленных наблюдать за поведением на конкретной
«территории»).
С 2025/2026 учебного года у каждого класса в рамках школьной нагрузки (по
мере
необходимости)
еженедельно
проводятся
беседы
с
социальным
педагогом,
еженедельно проводятся беседы с педагогом-психологом.
Более того, еженедельно на совещаниях педагогического состава присутствуют
приглашенные родители тех учеников, чье поведение является предметом работы
каждого
школьного
педагога
(учителя)
по
отдельности
и
всех
учителей
вместе
взятых.
Целенаправленной
ежедневной
работы
по
корректированию
поведения
учащихся. 10% (3 из 30).
В этой «помощи» «нуждается» 10% родителей (примерно трех учеников в
классе из 30 человек), по причине неадекватного восприятия ими поведения своего
ребенка
–
не
объективно,
а
субъективно
(под
превалирующим
влиянием
межличностных отношений со своим ребенком).
Именно педагогические беседы, структурно и функционально объясняющие
механизм
поведения
конкретного
ребенка
в
школе,
помогают
понять
родителям
своего ребенка, объективно и всесторонне разобрать ситуацию. А своевременность
реакции
родителей
в
дальнейшем
обеспечивает
выбор
ими
верной
линии
взаимодействия со своим ребенком, дает им возможность пресечь нежелательные
последствия и проводить индивидуальную профилактическую работу в домашних
условиях.
Педагогические
беседы
могут
также
выступать
«толчком»
к
мотивации
ученика, к его профессиональному ориентированию.
5
Целью
деятельности
школы
является
включение
ребенка
в
мыслительный
процесс
для
получения
конкретного
результата
–
образованного
(гармонично
развитого) человека.
Взрослого человека, который, оканчивая школу (в 9-м или 11-м классе), имеет
«свой» «круг» общения (или «кружок»
– по мере общенческих
возможностей и
желания)
для
дальнейшего
«построения»
своей
жизни
в
условиях
радостной
и
комфортной среды – для созидания своего будущего.
3.1*
Гармонично развитий человек – это сбалансированно и всесторонне развитый
человек,
способный
дать
адекватную
оценку
событиям,
происходящим
в
окружающей его среде.
Адекватная
оценка
–
оценка,
производимая
им
исключительно
на
базе
внутреннего
«фундамента»;
она
не
зависит
от
влияния
иных
субъектов
и
обстоятельств.
«Фундаментом» выступают свойства человека (его привычное
фактическое
поведение в конкретных ситуациях), их качество (произвольное или непроизвольное,
последовательное
завершенное
или
изменчивое
незавершенное),
черты
характера
(привычное
эмоциональное
сопровождение
процессов).
Этот
«фундамент»
виден
окружающим его людям через стиль поведения человека (его нрав).
Основы
нравственности
закладываются
в
человеке
настолько
глубоко,
насколько он может их принять. По глубине принятия мы и отличаем нравственного
человека от поверхностного.
Гармонично развитые люди формируют своеобразный «Фонд национального
благосостояния». Благое состояние – то состояние, которое удовлетворяет.
Только
если
состояние
определенного
государственного
(общественного)
института
(в
том
числе
и
формирующего
гармонично
развитого
человека)
удовлетворяет, можно продолжать разговор и говорить о качестве продукта (как
результате функционирования этого института).
Пока состояние не удовлетворяет, нельзя говорить о качестве, потому что нет
самого состояния (в «норме») для оценки (его «нормальности»).
Для
меня
существует
однозначная
аналогия
с
качеством
жизни
человека,
которое,
на
мой
взгляд,
определяется
образованностью
взрослого
человека
(его
6
умением своевременно, уместно и адекватно реагировать на происходящие с ним
события).
Вряд
ли
необразованный
человек
будет
считать
качество
своей
жизни
достаточным. Впротивовес необразованному, образованный человек может тот же
уровень
жизни
(материальную
составляющую)
воспринимать
как
достаточное
качество. Причина заключается в осознании и понимании им того, что «виной» всех
его «жизненных неудач» является не только «враждебная» внешняя среда, но и
совершение
ошибок
им
самим.
Это
понимание
необходимо
не
для
того,
чтобы
разочаровываться («культивируя» чувство вины), а для того чтобы работать над
ошибками, исправлять их, двигаться по жизни дальше.*
4
Если школа включает в себя обучение и воспитание, то поведение ученика в
школе – показатель его воспитанности.
Ребенок в школе – не просто ребенок, а ученик, т.е. лицо, не только имеющее
право
на
образование,
но
и
обязанности
по
обучению
и
соблюдению
правил
поведения общеобразовательного учреждения.
Возраст лиц, обучающихся в средней общеобразовательной школе, составляет
от 6 до 19 лет.
Целесообразно
(исходя
из
неупущенности
возможностей
для воспитания
–
положительного влияния на поведение и реакции) разделить и классифицировать
учеников по группам.
Первая группа учеников до 7 лет.
«Зона»
особого
родительского
контроля!
Во
избежание
причинения
вреда
здоровью ребенка (физического, психического, эмоционального, интеллектуального).
Вторая группа учеников: начальная школа с 1 по 4 классы.
«Зона» ежедневного пристального контроля родителями показателей ребенка,
коррекция через родительско-учительское общение и сотрудничество.
В эти возрастные периоды оценки за поведение не должны проставляться!
Все это время – период долгосрочной интенсивной коррекции: постоянных
объяснений
учителем
родителям
(при
необходимости)
факта
несения
ими
ответственности за действия своего ребенка, необходимости ведения
ежедневной
работы по объяснению ребенку его ответственности за свои действия в настоящее
время и впоследствии по достижении определенного возрастного ценза.
7
Третья группа учеников: 5-7 классы.
Возрастная «зона» особого воспитательного контроля с целью пресечения в
коллективе каждого класса возможной травли отдельных учеников, профилактики и
предотвращения буллинга.
Именно
на
этом
этапе
должно
производиться
«честное»
проставление
неудовлетворительных оценок за поведение, «без жалости».
Четвертая группа учеников: 8-9 классы (14/16 лет).
Подведение промежуточных «итогов» поведения ученика в школе.
По
причине
наступления
возраста
юридической
ответственности
влечет
необходимость
регулярных
бесед
с
ответственными
должностными
лицами
(педагоги-специалисты, сотрудники медицинских учреждений, правоохранительных
органов).
Разъяснение механизмов, причинно-следственных связей, последствий деяний,
повлекших причинение вреда (легкого, среднего, тяжкого) здоровью (физическому,
психическому,
эмоциональному)
одноклассника,
школьника,
ровесника
(как
умышленное, так и неосторожное).
Разъяснение
того,
что
умышленное
причинение
вреда
здоровью
своего
товарища
–
это
явно
видимое,
наблюдаемое
в
процессе
«преобразование»
его
«личного»
гармоничного
состояния
(свойственного
конкретному
ученику)
в
состояние
явно
выраженной
дисгармонии
–
целенаправленное
«приведение»
к
измененному
состоянию
–
«доведение»
–
целенаправленное
влияние
«внешней
среды» (иных учеников).
Разъяснение неукоснительно наступающей неотвратимой ответственности за
умышленные
целенаправленные
негативные
коллективные
действия.
Ответственности
за
последствия
целенаправленного
процесса
дисгармонизации
личности.
Разъяснение
вредоносности
действий
для
ВСЕХ
участников
сложившейся
ситуации, как «вольных», так и «невольных» («заложников»).
На этом этапе должно производиться не просто «честное» проставление оценок
за поведение, «без жалости», но и постановка данных учеников на внутришкольный
учет до конца 9-го класса.
После 9-го класса неудовлетворительная оценка за поведение НЕ должна
проставляться в аттестат (документ об окончании основной школы).
8
Пятая группа учеников: 10-11 классы.
Оценка за поведение НЕ должна проставляться в аттестат.
5
Что
же
будет
являться
предметом
оценивания?
Или
каковы
показатели
«должного» поведения в школе (школьном обучении)? Каково их содержание? Как
формальное, так и фактическое.
Правила
поведения
должны
содержаться
в
документе
–
своде
правил,
обеспечивающем выполнение норм поведения.
Соблюдение
норм
поведения
–
регулярное,
привычное,
систематическое
–
основа дисциплины.
Соблюдение
норм
поведения
свидетельствует
о
высокой
поведенческой
дисциплине.
Несоблюдение норм поведения влечет необходимость наличия ответственности
и мер реагирования школьной администрации по «исправлению» ситуации – т.е.,
необходимость наличия самого механизма обеспечения соблюдения школьниками
правил поведения.
Поведение в школе разделяется на поведение во время школьных занятий
(уроков), и во внеурочное время. Поэтому дисциплина подразделяется на дисциплину
на уроке и вне урока.
Дисциплина на уроке
Дисциплина на уроке подразделяется на учебную и поведенческую.
Поведенческая дисциплина во время проведения учителем урока оценивается с
целью определения единственного факта (показателя): создает или не создает ученик
препятствия осуществлению учителем учебного процесса.
Правила поведенческой дисциплины на уроке:
Не использовать телефон.
Не разговаривать на уроке (более 2-х замечаний).
Не ходить по классу.
Не выходить из класса (не отпрашиваться) без уважительных причин.
Не
провоцировать
(не
инициировать)
конфликты
и
не
участвовать
(продолжать их) без цели самозащиты: не ругаться (не обзываться), не
драться (предметами – сумками, пеналами, тетрадями, учебниками – и
руками), не кидать предметы друг у друга.
9
Не брать чужие вещи.
Правила учебной дисциплины на уроке:
Приносить тетради для записей (письменные принадлежности) и вести в
них записи.
При необходимости (по запросу предмета – русский язык, математика)
иметь комплект сменных тетрадей.
Выполнять домашние задания.
Сдавать
(регулярно,
ежедневно)
письменно
выполненные
домашние
задания.
5.1*
*Под самостоятельным письменным выполнением домашнего задания должны
пониматься видимые в тетради предпринятые учеником письменные усилия: наличие
в тетради хотя бы записи условия задачи или переписывание примера, хотя бы
перепись задачи словами без решения (если ученик самостоятельно не справляется).
Если ребенок использует посторонние источники (интернет), честно указывать
это в тетради, что не должно быть основанием для снижения оценки за выполнение
домашнего
задания,
но
должно
учитываться
учителем
для
дальнейшего
поиска
индивидуального подхода к конкретному ученику в целях освоения и усвоения им
учебного материала.
Ведь
необходимо
сформировать
учебный
навык
самостоятельного
(по
возможности) выполнения домашних заданий, особенно в 5-7 классах.
Сформированный
учебный
навык
включает
в
себя
наличие
двух
фактов.
Первое.
Факта
выполнения
домашнего
задания
(своеобразная
поведенческая
дисциплина в домашних условиях). Второе. Факта самостоятельного выполнения.*
Оценка
дисциплины
на
уроке
осуществляется
учителем
по
конкретному
предмету.
Совокупность факторов соблюдения учеником на уроке как поведенческой, так
и учебной дисциплины – основание проставления объективной оценки за поведение.
При обнаружении фактов нарушения учеником учебной дисциплины, (но при
соблюдении
им
поведенческой
дисциплины!),
учителю-предметнику
необходимо
исходить из особенностей личной успеваемости ученика (свойственного ему уровня
освоения учебного материала на уроке).
10
При долговременном контакте с учеником учителю однозначно становится
понятной причина отсутствия классных записей в его тетрадях («саботирование»
учебного процесса или личная неуспеваемость).
Если ребенок имеет особенности восприятия учебной информации на уроке (не
понимает,
не
воспринимает
вследствие
особенностей
концентрации
внимания,
дефицита
памяти),
ответ
«невпопад»
не
должен
входить
в
показатели
«несоблюдения» им учебной дисциплины.
Дисциплина вне урока
Внеурочная дисциплина включает в себя поведение в коридорах (повышенная
двигательная
активность),
в
гардеробах
(места
временного
хранения
одежды,
обладающей фактической (например, зимой – головной убор и обувь) и материальной
ценностью), в столовой (прием пищи, уборка за собой посуды), в иной творческой
деятельности (в совместных поездках (экскурсиях), при подготовке и проведении
самодеятельных концертов, иных массовых культурных мероприятий) – все случаи
коллективного совместного времяпрепровождения.
Дежурство учителей и учеников по школе (в коридорах во время перемен, в
столовой)
дает
обширный
материал
для
оценивания
внеурочного
поведения
(необходимо фиксировать все «вопиющие» факты нарушения, такие как поломка
предметов мебели, приборов, как совершенные умышленно, так и по неосторожности,
«отбирание» пеналов и тетрадей и т.д.).
Оценка
поведенческой
дисциплины
во
внеурочное
время
осуществляется
дежурными учителями и классным руководителем.
Совокупность
фактов
(как
соблюдения,
так
и
несоблюдения
учеником
внеурочной
поведенческой
дисциплины)
–
основание
проставления
объективной
оценки за поведение (не «голословной», а опирающейся на данные, по возможности
документально
зафиксированные,
т.е.
информации,
представленной
в
той
надлежащей форме, в какой она может быть донесена и должна быть донесена до
родителей ученика).
6
Как оценивать поведение? Какую оценку выставлять? Пятерку или двойку? Как
часто? Как контролировать объективность и «беспристрастность»?
Ни в коем случае не должны присутствовать критерии «прямосидения» на
уроке и «прямохождения» на переменах.
11
В «огромном социуме» разных детей есть две единственно возможные оценки
за поведение – «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Однозначный критерий выбора оценки: умышленное создание помех.
На уроке: создает или не создает учителю (иным ученикам) препятствия при
осуществлении учебного процесса.
Вне
урока:
совершает
или
не
совершает
«вредоносные»
действия
по
отношению
к
окружающим
его
в
данный
момент
учителям
и
ученикам
(самостоятельно или через «подстрекательство» других «товарищей»).
7
Оценивание поведения строго связано с отчетностью (учетом этого процесса и
его документальными результатами).
С целью наглядности этой отчетности (видения полной картины, содержащей
только «нужную» информацию), проставлять оценку за поведение нужно только
«нарушителям».
Отчетная документация должна содержать информацию только об учениках с
оценкой за поведение «неудовлетворительно» («неуд»).
Оценка
за
поведение
всех
иных
учеников
(информация
о
которых
не
содержится в отчетности) по умолчанию воспринимается как «удовлетворительно».
Периодичность проставления оценок: четвертная и годовая.
Определившись с самой оценкой и периодичностью ее проставления, важно
четко обозначить второй компонент для реализации процесса оценивания поведения
детей школьного возраста в школе, – субъекты оценивания.
Необходим
четкий
прозрачный
отлаженный
безопасный
беспристрастный
объективный механизм оценивания.
С
целью
избежать
возможных
«обвинений»
в
адрес
школы
необходимо
«привлекать
общественность».
Оценивание
поведения
учащихся
должно
производиться
как
всем
педагогическим
персоналом
(классным
руководителем,
учителями-предметниками), так и родителями.
По итогам четверти неудовлетворительные оценки доносятся в одной сводной
докладной
записке
каждого
учителя-предметника
(по
всем
классам
указываются
фамилии
учеников,
которым
выставляется
оценка
за
поведение
«неудовлетворительно»).
12
Учитель-предметник, проводящий уроки в классе по нескольким предметам,
выставляет только одну оценку.
В
качестве
одного
примера:
классный
руководитель,
проводящий
дополнительно к своему предмету уроки «Разговоры о важном».
В качестве другого примера: предмет математика, начиная с 7 класса, разделен
на три разных предмета.
Возможны
иные
комбинации
(по
мере
комплектования
учебной
нагрузки
каждого учителя-предметника).
В целях оценивания поведения ученика все преподаваемые ОДНИМ учителем-
предметником
предметы
считаются
ОДНИМ
предметом
(каждый
учитель-
предметник может выставить каждому ученику только один «неуд»).
За «неуд» каждому ученику учитель-предметник пишет комментарий.
Возможные комментарии:
отсутствует
без
уважительной
причины
(более
50
процентов
учебного
времени);
почти на каждом уроке отпрашивается выйти более чем на 5 минут (из 40
минут урока) без медицинских показаний и без уважительных причин;
пользуется телефоном, разговаривает на уроке, отвлекает других;
произвольно ходит по классу, берет и подбрасывает чужие вещи;
на уроке не ведет записи в тетради и не выполняет домашние задания (только
как дополнительный комментарий к нарушению поведенческой дисциплины!).
Записка
подается
директору
школы
в
количестве
классов,
в
которых
преподается предмет, и еще один экземпляр директору.
На примере ситуации.
Учитель математики в соответствии со своей нагрузкой еженедельно проводит
уроки в пяти классах: 5Б, 7А, 7Б, 8А, 8Б.
Оценка
за
поведение
«неудовлетворительно»
проставлена
ученикам
только
четырех классов (из пяти): 5Б, 7А, 7Б, 8А.
Ученики 8Б класса на уроках ведут себя «удовлетворительно».
Поэтому сводная докладная записка будет предоставлена директору в 6 (шести)
экземплярах: один – директору для отчетности, остальные – по одному для передачи
классным руководителям 5Б, 7А, 7Б, 8А, 8Б.
Образец сводной докладной записки (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
13
Оценки учителей-предметников во множестве других оценок (примерно 10
предметов)
обеспечивает
объективность
и
беспристрастность
с
максимально
возможной в данной ситуации вероятностью.
На основании сводных докладных записок учителей-предметников классным
руководителем
составляется
протокол,
в
форме
таблицы
(список
всего
класса)
включающий в себя следующую информацию:
фамилии
всех
учеников
класса,
получивших
хотя
бы
одну
оценку
«неудовлетворительно»;
фамилии всех учеников класса, чье внеурочной поведение оценено классным
руководителем на оценку «неудовлетворительно»;
родительский (общественный) контроль.
(Пример. «Родительское собрание от 15.09.2025 (присутствовало 20 родителей
из 30 учеников). В конверте на 2-х из 20 записок в качестве ученика, которому
проставляется оценка «неуд», указан ученик «Шатров».)
Итоговая неудовлетворительная оценка выставляется классным руководителем,
вычисленная как выставленная по 25% предметов и более (по 3 предметам из 10),
фиксируется в протоколе по результатам сначала каждой четверти (4 протокола),
затем и всего учебного года (сводный протокол).
Даже 1 «неуд» одним учителем-предметником необходимо использовать при
проведении социальной работы – основание поставить на внутришкольный учет до
окончания учебного года.
Кроме того, позволит выявить и ситуации возможной личной неприязни как у
ученика к учителю, так и наоборот, значит, и своевременно избежать конфликта.
Протокол
подписывается
классным
руководителем
(составителем),
всеми
учителями-предметниками (ознакомительно и с целью подтвердить информацию по
конкретным предметам).
Также протокол ознакомительно подписывается иными должностными лицами:
педагог-психолог,
ответственный
педагог
по
работе
с
учениками
определенных
категорий, социальный педагог, завучи по учебной и воспитательной работе (по
работе в начальной школе – для ознакомления с наличием возможных «угроз» для
учеников 1-4 классов со стороны «старших товарищей»), директор.
Образец протокола оценивания со всеми реквизитами (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
Протоколы – документальная основа проведения социальной работы в школе.
14
*7.1
На каждом родительском собрании проводится анонимный опрос.
Каждому
присутствующему
родителю
(от
одного
ученика
–
один
представитель)
раздается
лист
бумаги,
на
котором
он
может
указать
фамилию
ученика,
которому
должна
быть
выставлена
оценка
за
поведение
«неудовлетворительно».
Все листы (пустые или заполненные, не подписанные! фамилиями родителей,
анонимно) обязательно вкладываются в конверт.
Классный
руководитель
фиксирует
в
протоколе
факты
указания
фамилий
конкретных
учеников
в
качестве
оцененных
родителями
за
поведение
«неудовлетворительно».
Это
позволит
выявить
факты
жалоб
детей
родителям
и
разобраться
в
их
объективности
(недостоверности).
Поможет
выявить
психологический
климат
в
классе между учениками и родителями. Будет являться основой для первоначальной
работы педагогического персонала в целях предотвращения возможных неожиданных
ситуаций.
Кроме того, эта работа является своеобразным общественным контролем.
Через ежедневное общение со своим ребенком родитель пытается выяснить
ситуацию,
т.е.
родитель
производит
оценку.
Его
оценка
по
факту
является
субъективной, поэтому требует объективного выяснения с иными родителями и со
всеми учителями-предметниками (через классного руководителя на
родительском
собрании).
Родительская оценка позволит контролировать:
наличие зоны постоянного бдительного родительского внимания и контроля
к школьному процессу (учебному и воспитательному);
степень включенности родителей в этот процесс.
Комплексный механизм с включением всех «заинтересованных» субъектов,
обладающих всем объемом информации о поведении конкретного ученика, поможет
исключить «сговор», «выдавливание» родителями «проблемного» ученика из класса.*
8
Каковы
последствия
«неуда»
за
поведение
после
выпускных
9-го
и
11-го
классов, если оценка НЕ проставляется в аттестаты?
15
В документах об образовании (выданных школами) информация НЕ должна
содержаться (от слова «совсем»).
Однако следующее учебное заведение (следующего уровня образования), в
котором в дальнейшем будет обучаться выпускник школы, вправе и должно быть
осведомлено о «выявленных» школой «особенностях поведения» студента.
По
окончании
учебного
года
до
1
июля
информация
сопроводительным
письмом должна направляться из школы в инспекцию по делам несовершеннолетних.
В иных направлениях информация (в том числе устно) «утекать» не должна.
Ситуация с возможной устной «утечкой» информации из школы в учебные
заведения (в период кампании поступления выпускников школ в учебные заведения
следующего образовательного уровня, т.е. нахождения ими в статусе абитуриентов)
должна контролироваться инспекцией по делам несовершеннолетних. Виновные в
«утечке» информации лица подлежат привлечению к ответственности (штрафы).
С
1
по
10
сентября
следующего
учебного
года
информация
должна
направляться
из
школы
сопроводительным
письмом
в
то
учебное
заведение,
в
которое поступил выпускник (в случае поступления).
Факт
исполнения
школой
обязанности
по
направлению
сопроводительных
писем должен проверяться инспекцией по делам несовершеннолетних с 11 по 30
сентября (до 1 октября).
Невыполнение обязанности влечет привлечение к ответственности (штрафы).
Поступившие из школ в период до 1 октября сопроводительные письма будут
являться основанием для постановки на учет (контроль) уже студента в учебном
заведении следующего образовательного уровня, в которое он поступил.
С
1
по
10
октября
учебное
заведение
должно
исполнить
обязанности
по
постановке на учет (контроль).
Факт исполнения
учебным заведением обязанности
по постановке на
учет
(контроль)
на
основании
поступивших
(вплоть
до
1
октября)
сопроводительных
писем
должен
проверяться
соответствующими
должностными
лицами
правоохранительных органов с 10 по 31 октября (до 1 ноября).
Невыполнение обязанности влечет привлечение к ответственности (штрафы);
производится постановка на учет (контроль).
Это обеспечивает гарантию последовательности процесса контроля поведения
ученика (выпускника), создает преемственность звеньев образовательного процесса в
16
проведении
четкой
воспитательной
политики
в
отношении
подрастающего
поколения.
По
результатам
первого
семестра
(первого
года
обучения)
администрация
учебного
заведения
вправе
либо
утвердить
правильность выставления
оценки
за
поведение школой либо ее аннулировать.
Этот механизм позволит удостовериться в честности и правдивости конкретной
школы при выставлении оценки за поведение или выявить факт необъективности при
оценивании.
9
Проводимая
работа
по
контролю
и
коррекции
поведения
учеников
имеет
огромное значение.
Целью является не наказание «нарушителей», а их «сопровождение» – помощь
в
«исправлении»
линии
поведения,
также
защита
от
«нарушителей»
ребят,
оказавшихся
в
«зоне
психологической
незащищенности»
–
трудной
жизненной
ситуации.
Во-первых, на мой взгляд, это «помощь» молодым и неопытным родителям,
которые просто могут «не справляться» с выполнением обязанностей по воспитанию
своих детей (как в силу возраста и малого родительского опыта, так и в силу малого
количества времени, уделяемого своим детям вследствие их занятости на основной
работе). Эта педагогическая «запущенность» требует в первую очередь коррекции
линии воспитания (и обеспечения здоровья ребенка) профессионалами (педагогами),
а не осуждения и «признания» проблемы пост-фактум.
Во-вторых, через тесный контакт с родителями появится возможность выявлять
редкие случаи сознательного формирования «членов общества с антигражданской
(антиконституционной)
позицией»,
что
совершенно
точно
должно
быть
в
зоне
видимости общества.
Вообще, все «проблемы» поведения должны быть в зоне видимости общества
(не должны скрываться).
В-третьих, взаимодействие
школы
и
родителей
научит
обе
эти
«стороны»
ориентироваться и понимать «скрытый» смысл происходящих процессов.
Различать «агрессивную» инициативу и «инициативную» агрессию.
17
Излишне эмоциональное поведение, присущее искренне желающим убедить
оппонентов
в
верности
своей
позиции
(безопасное
в
помыслах,
но
не
всегда
сдержанное в способах донесения своих аргументов).
Или планомерная «инициативность» в проведении мероприятий «во благо», но
по сути прикрывающая внутреннюю агрессию.
В
случае
внедрения
ответственного
подхода
при
планомерном
и
последовательном проведении работы она даст колоссальный эффект.
Станет возможным не просто выполнение школой своей основной функции –
функции
обучения.
А
ее
качественное
выполнение.
Возможность
качественного
выполнения
этой
функции
повлечет
возможность
получения
качественных
показателей обучения.
Ведь
при
отсутствии
«помех»
ученики
в
большем
объеме
(с
большей
вероятностью)
будут
воспринимать
учебный
материал
(осваивать
и
усваивать).
Меньшее количество отвлекающих факторов на уроке позволит учителю в большем
количестве работать с практическими заданиями как через достаточное количество
упражнений (и сокращение количества заданий в домашней работе), так и включая
«интересные» задания.
По
итогам
станет
возможным
само
обеспечение
качественности
образовательного
процесса,
т.е.
достижение
национальной
цели
–
повышения
качества образования.
Спустя
100
лет
дети
все
также
будут
ходить
в
школу,
также
осваивать
материал,
но
процесс
будет
осуществляться
«под
знаком
качества»,
т.е.
будет
планомерным, контролируемым и ответственным.
Кроме того, поведенческий аспект проводимой в школе социальной работы
позволит
выявить
факторы
риска
«паршивой
овцы»
и,
по
возможности,
заблаговременно исключить влияние на других учеников.
На
базе
«контрпримера»
(не
повторять,
не
копировать
поведение
«нарушителей») с привлечением сотрудников правоохранительных органов будет
проводиться воспитательная работа (по формированию понимания «что такое хорошо
и что такое плохо» на конкретных жизненных школьных примерах; с разъяснением
возможных
последствий
в
виде
поселения
в
колониях
и
нахождения
в
местах
ограничения и лишения свободы).
18
Заключение
На сегодняшний день заявленный в шести регионах эксперимент выставления в
школах
оценки
за
поведение
носит
явно
видимый
формальный
характер.
Непродуманность формы эксперимента в первоначальном виде (системно и детально)
приведет к фиаско.
Возложенная
на
классного
руководителя
«непомерная»
ответственность
спровоцирует
повышенную
«требовательность»
родителей
к
нему
и
будет
способствовать
повышению
уровня
конфликтности
и
умышленному
созданию
конфликтных ситуаций.
Своей работой я «спешу» придать осмысленную направленность деятельности,
которая по идее (при ее здравом воплощении) должна привести к самой возможности
массового
получения
качественного
образования
в
стенах
школы
(или
хотя
бы
обеспечить
повышение
общего
уровня
«базы»
–
знаний,
умений,
навыков,
грамотности).
В
целях
дальнейшей
«применимости»
сегодняшним
учеником
всего
«приобретенного
в
школе
в
своем
будущем
жизненном
пространстве,
будучи
взрослым гражданином.
Человека с гражданскими правами и обязанностями (ежедневно делающего
выбор и умеющего делать перспективный выбор концептуально и стратегически один
раз в 4-6 лет).
Эпилог
Заканчивая написание статьи, на ум приходит фраза из х/ф «Я шагаю по
Москве» (СССР, 1964): «Сейчас все писатели… А тебе говорили: «Если можешь не
писать, – не пиши.» «Я могу и не писать».
Действительно, у каждого человека свое субъективное понимание «правды
характеров».
Для
кого-то
«правда»
заключается
в
«обмусоливании»
конкретных
бытовых ситуаций (не
с целью что-то понять и
наконец-то «пройти
урок», «не
пройденный» в школе, а с целью «обслюнявить» окружающую среду). А для кого-то
«правда» заключается в том, чтобы продолжать удивляться и радоваться изо дня в
день тому, что «просто летний дождь прошел»… и учить этому (учить радоваться)
подрастающее поколение.
Именно последние, не тратящие время и энергию жизни на пустословие и
сквернословие, оказываются способными, как поется в вышеназванном фильме (автор
19
слов – Геннадий Шпаликов, автор музыки – Андрей Петров), пройти «соленый Тихий
океан, и тундру, и тайгу…», «дебютируя» в юном возрасте с посылами доброты, в
дальнейшем
становятся
«долгожителями»,
получающими
заслуженное
признание
(положительных
фактических
результатов
своего
труда)
и
уважение
(признание
важности их индивидуального отношения ко всему миру и его влияния на других).
Поэтому надо менять ситуацию «честной» статистики, когда половина детей
«жалуется» своим родителями на дискомфорт при хождении в школу (и ходит туда
без желания),
чтобы
все
дети,
направляясь утром в школу,
понимали,
что
«так
бывает», «когда все хорошо».
Конечно,
нужно
разобраться,
а
что
является
комфортом
для
ребенка
при
хождении в школу. Исходя из глубины самой темы поведения в современной школе,
предполагаю, что настоящая статья будет первой из цикла моих статей на эту тему.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Директору школы №57 города Новосибирска ФИО
учителя математики ФИО
СВОДНАЯ докладная записка
«01» ноября 2025 года
ОЦЕНКА за ПОВЕДЕНИЕ учащихся школы в I-й четверти (II-й, III-й, IV-й
четверти/ годовая) 2025/2026 учебного года
Поведение на УРОКАХ по ПРЕДМЕТАМ:
«Математика», «Занимательная математика», «Вероятность и статистика»
Класс
Оценка:
«неуд»
или
«уд»
Ученики: комментарии
5Б
«неуд»
1.Шестеркин:
разговаривает
на
уроке,
не
ведет
записи
в
тетради.
2.Щукина: разговаривает на уроке, отсутствовала более 50%
учебного
времени,
на
каждом уроке
отпрашивается
выйти
более чем на 5 минут, не сдает домашние задания
«уд»
Остальные 28 (из 30 по списку)
7А
«неуд»
1.Сивкина: разговаривает на уроке, не ведет записи в тетради.
2.Топоркин: пользуется телефоном на уроке, не ведет записи в
тетради.
3.Якина: разговаривает на уроке, отвлекает других
«уд»
Остальные 28 (из 31 по списку)
8А
«неуд»
1.Бармалеев: разговаривает на уроке, ходит по классу, ругается
2.Ягушкина:
разговаривает
на
уроке,
громко
смеется
на
внеурочные темы
«уд»
Остальные 25 (из 27 по списку)
8Б
«неуд»
отсутствуют
«уд»
Все 22 (из 22 по списку)
__________
_________________
(подпись)
(ФИО)
21
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Директору школы №57 города Новосибирска ФИО
классного руководителя 5А класса ФИО
ПРОТОКОЛ оценивания
ПОВЕДЕНИЯ учащихся 5А класса (30 учеников)
в I-й четверти (II-й, III-й, IV-й четверти/годовая) 2025/2026 учебного года
«01» ноября 2025 года
Оценки учителей по предметам:
11* ОЦЕНКА классного руководителя за ВНЕУРОЧНОЕ поведение
12* КОЛИЧЕСТВО оценок «НЕУД»
13* ИТОГОВАЯ оценка (за 25% и более – 3 учителя из 10).
При
проставлении
ИТОГОВОЙ
оценки,
оценка
НЕУД
за
ВНЕУРОЧНОЕ
поведение НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ!
Родительский (общественный) контроль:
На родительском собрании от 15.09.2025 (присутствовало по одному родителю
от 20 учащихся): для проставления НЕУД за поведение один раз указана фамилия
«Щукина».
На родительском собрании от 24.10.2025 (присутствовало по одному родителю
от 18 учащихся) фамилии учеников для проставления НЕУД за поведение не указаны.
По
результатам
I-й
четверти
оценка
за
поведение
НЕУД
проставляется
следующим ученикам 5А класса:
1.
Шестеркин.
Классный руководитель 5А класса
__________
_________________
(подпись)
(ФИО)
Ознакомлены: Учителя по предметам:
1* математика, занимательная математика
__________
_________________
2* русский язык и литература
__________
_________________
3* труд, проектная деятельность
__________
_________________
4* физическая культура
__________
_________________
5* биология
__________
_________________
6* химия
__________
_________________
7* физика
__________
_________________
8* география
__________
_________________
9* история
__________
_________________
10* иностранный язык
__________
_________________
(подпись)
(ФИО)
Ответственный педагог по работе
с учащимися отдельных категорий
__________
_________________
Педагог-психолог
__________
_________________
Педагог по социальной работе
__________
_________________
Завуч по работе в начальной школе
__________
_________________
Завуч по воспитательной работе
__________
_________________
Завуч по учебной работе
__________
_________________
Директор
__________
_________________
(подпись)
(ФИО)
22
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Обратная сторона (список класса)
№
ФИО ученика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
Ахматова
0
УД
2
Булгаков
0
УД
3
Бунина
0
УД
4
Волков
0
УД
5
Гоголь
0
УД
6
Грибоедова
0
УД
7
Достоевский
0
УД
8
Есенин
0
УД
9
Ершова
0
УД
10
Заходер
0
УД
11
Крылов
0
УД
12
Лермонтова
0
УД
13
Мамин-Сибиряк
0
УД
14
Маршак
0
УД
15
Маяковский
0
УД
16
Некрасов
0
УД
17
Носова
0
УД
18
Островский
0
УД
19
Пушкин
0
УД
20
Паустовская
0
УД
21
Салтыков-Щедрин
0
УД
22
Серый-Кардиналов
неуд
неуд
1
УД
23
Толстая
0
УД
24
Тургенев
0
УД
25
Тютчев
0
УД
26
Фет
0
УД
27
Цветаева
0
УД
28
Чехов
0
УД
29
Шестеркин
неуд
неуд
неуд
неуд
неуд
4
НЕУД
30
Щукина
неуд
неуд
2
УД